Молодое вино (часть 2)

думаюОтветный ход

Что же дальше? Неужели на этом все и закончится? Как я уже говорил, события продолжают развиваться. Лука так и говорит, что они же, т.е. фарисеи и книжники подходят к Иисусу. Однако Матфей и Марк в этом вопросе немного детальнее. Они отличают 2 группы людей. Судя по Луке, становится очевидным, что и те и другие, а именно фарисеи с книжниками с одной стороны, и ученики фарисеев и Иоанна с другой, участвовали в предыдущих событиях вместе. И если Лука так и оставляет всех в «одной куче», то Матфей и Марк, все же, выделяют учеников.

Итак, только что Иисус талантливейшим образом «опустил» фарисейскую когорту. И, при этом дал более чем ясное указание на то, чего же хочет Бог. В результате этого фарисеи не смогли ничего ответить. Но, как это часто бывает, именно ученики часто в таких случаях вступают в «бой», как бы защищая своих обиженных учителей. Не потому что они храбрее или умнее, скорее наоборот. Именно из-за недостатка мудрости они готовы лезть на стену. Так и в данном случае. Учителя оскорблены, ученики требуют сатисфакции. Итак, текст.

… Ученики Иоанновы и фарисейские постились. (Марк2:18а)
14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?
… едят и пьют (Лук 5:33б)
15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться (поститься (Марк, Лука)) сыны чертога брачного, пока с ними жених?
…Доколе с ними жених, не могут поститься (Марк 2:19б)
Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.
(Матф 9:14-15)

Примечательна ремарка Марка о том, что ученики Иоанна и ученики фарисеев в то время постились. Любопытно еще и то, что, судя по тексту, под постом понимают ученики Иоанна, а что Сам Иисус. На что «обиделись» ученики Иоанна и фарисеев? Лука замечает их «выпад»:

33 Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?
(Лук.5:33)

Иначе говоря, ученики в ответ на унижение причиненное фарисеям и книжникам нападают на то, что они считают для себя важным. Они – ученики «правильных» ребят, соответственно НЕ едят и НЕ пьют (имеется в виду вино). А вот ученики «не правильного» Учителя И едят (читай обжираются), И пьют (вино, читай упиваются). То есть учеников Иоанна и фарисеев раздражает сам факт того, что ученики принимают пищу, тогда как они, судя по всему уже сами готовы убить за корочку хлеба. Второе, что добавляет раздражения ученикам Иоанна и фарисеев, то, что они веселятся, находятся в беззаботном состоянии, радуются, тогда как враг взял Израиль за горло, народ в рабстве у Рима и т.д.. То есть пост по Иоанновски – это скорбь и отказ от пищи, притом отказ от пищи, судя по всему для них достаточно важное требование.

Что же под постом понимает Иисус? В 15м стихе Евангелия от Матфея Иисус произносит ключевое слово – «печалиться». Одновременно с Матфеем остальные Евангелисты здесь используют слово «поститься». Не думаю, чтобы кто-либо из Евангелистов ошибался. Это значит одно, Матфей посчитал важным уточнить значение, так как он писал для евреев, вразумляя знающих Писания. А Марк и Лука писали для язычников, которые Писаний НЕ знают. Знающих Писания нужно было исправлять, часто опираясь на «букву», вразумляя самим Писанием. Незнающих Писания не нужно вразумлять, их нужно просто учить. Для знающих Писания, но исказивших смысл понятий важно уточнение, для незнающих уточнение роли не сыграет, они его просто не заметят. Отсюда у Матфея есть это уточнение, а у остальных нет. Итак, Матфей дает ясное указание на то, что такое пост по Христову. Пост – это «печалиться».

15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться (поститься (Марк, Лука)) сыны чертога брачного, пока с ними жених?
…Доколе с ними жених, не могут поститься (Марк 2:19б)

Итак, «печалиться» равно «поститься». Смотрим значение слова «печалиться», использованное Матфеем.

Печалиться (3996) – плакать, оплакивать, печалиться, горевать;

Вот как использовали это слово древние:

  • Оплакивать – Гомер, Лисий, Ксенофонт, Эсхин;
  • Быть в печали, сокрушаться, горевать – Гомер, Эсхил, Платон и т.д.

Вот несколько мест Нового Завета, где так же используется это слово:

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
(Матф.5:4)

9 Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.
10 Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим;
(Мар.16:9,10)

25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
(Лук.6:25)

9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль.
(Иак.4:9)

Думаю, примеров вполне достаточно. Что же получаем? Как мы видим, это слово чаще всего переводчиками Нового Завета переводится как «плач». То есть речь идет даже не о «печали» в нашем понимании, а о слезах.

А теперь давайте вспомним, что мы говорили выше. Прямо сейчас, вот только что, Иисус унизил учителей тех, кто сейчас перед Ним. И те не смогли ничего ответить. Теперь «молодежь» пытается противостоять Наставнику. И здесь Иисус использует не просто слово «печаль» а буквально «плач». Что это? Или это полнота значения слова «пост», или усиление высказывания, как бы противопоставление словам учеников?

Что я имею в виду? Думаю, каждому известна такая реакция на вопрос: «Что ты смеешься?». Как часто отвечают задетые за живое? Правильно: «Что мне, плакать, что ли?». Вот здесь «плакать, что ли», усиление, ответный удар, «зуб за зуб». Вот о каком усилении я говорю, когда Иисус использует в качестве альтернативы фарисейскому посту слово «плакать» (печалиться).

А с другой стороны, разбирая значение поста в Ветхом Завете, мы столкнулись с пониманием поста как скорбью, плачем, трауром и т.д. Получается, Иисус подтверждает наше исследование, и опровергает учение современных Ему фарисеев и Иоанна.

А дальше совсем интересно. Мы так привыкли к толкованию слов Иисуса о посте, что сами не замечаем всего смысла, который Он в них вкладывает. Давайте еще раз посмотрим на текст:

15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться (поститься (Марк, Лука)) сыны чертога брачного, пока с ними жених?
…Доколе с ними жених, не могут поститься (Марк 2:19б)
Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.
(Матф 9:15)

Еще одно замечание, как мы видим, Матфей в одном стихе использует как «печалиться», так и «поститься». Это так, в дополнение. Идем дальше. Так в чем же соль текста? Зачем нужен был пост в Ветхом Завете? Как мы читали, люди представали перед Богом и ожидали от него ответа. Буквально ожидали, когда Бог отреагирует на их вопрос. То есть происходили какие-то события, горе, беды, нападки врагов, опасность. Люди обращались к Богу и вопили, просили, чтобы Бог вмешался. Что это значит? Это значит, что рядом с ними Его, как бы, не было. То есть они не видели Его руку, не понимали, что происходит. Было чувство брошенности, оставленности. Помните, что Иисус кричал на кресте: «… для чего Ты меня оставил?». Плач тех людей понятен, логичен.

Что же происходит здесь? Своих учеников Иисус называет не иначе как «сыны чертога брачного». Что это выражение значит? Конечно, есть некое образное объяснение, что сыны чертога, это те, кто гуляет с женихом, друзья. Может быть я не очень точно передал то, что сегодня под этим понимают, но, мне кажется, что Иисус вкладывал сюда более весомое значение, чем просто «отдыхающие с женихом».

Сыны, это слово не дает покоя. Сыны, а не друзья и не гости. Не может быть, чтобы Иисус вкладывал в слово «сыны» поверхностное значение. Хотя бы потому, что именно на этом слове строится все Его учение. Поменяй значение слова, упрости его, и Евангелие будет искажено. Иначе говоря, я не могу поверить, что Иисус так «суетно» отнесся к этому слову. Если Он говорит «сыны», значит это крайне важно.

Я не скажу, что понял, так как надо, я лишь предлагаю свое понимание этого места. И если Бог покажет, более верное толкование, я сначала постараюсь удостовериться, что это был Бог. Как Павел однажды предложил свое мнение, сказав:

12 Прочим же я говорю, а не Господь: …
(1Кор.7:12а)

Вот сейчас перед Иисусом стоят «гости». Они не сыны. Они даже не друзья жениха. Их вообще никто не звал. А сыны – это те, кто рожден в «брачном чертоге». Они не пришли извне, они родились прямо тут. Где тут? В гостях у Левия? Конечно же, нет. Угощение Левия никакого отношения к «брачному чертогу» не имеют. Ну, разве что, косвенное.  Брачный чертог – красивое выражение, однако оно означает лишь помещение, где празднуют брак. И сыны этого помещения означают лишь тех, кто здесь родился и вырос. Иначе говоря, Иисус назвал всех своих учеников своими братьями. Все Его ученики родились в Его чертоге. Они родились от того же Отца, что и Он. И не важно, что по времени это еще не произошло, но мы называем «не существующее, как существующее».

17 (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.
(Рим.4:17)

То есть факт их рождения для Иисуса уже определен и не подвергается сомнению. Я говорю о рождении, которое мы называем «рождением свыше». Кстати, это еще один не совсем ясный вопрос, я имею в виду время рождения свыше. Но, сегодня это не наша тема. Возможно, когда-нибудь, я вернусь к ней, а может кто-то другой прольет больше света на нее.

Итак, Иисус в глаза ученикам Иоанна и фарисеев выделяет учеников, называя их своими братьями, то есть рожденными от одного с Ним Отца. И родились они внутри Божьей «родильной палаты». И Иисус – их брат, а Бог, ради ответов которого постятся все эти «гости», их Отец. И их Брат еще с ними, зачем им искать ответов? Все ответы в Нем. Еще не было ни одного вопроса, на который Иисус не дал бы практического ответа. Я не ошибся. Не практичного, а практического. То есть его ответ – это не только слова, но и дело. И вот, у учеников нет ни малейшего повода плакать. Потому что Ответ на все прямо сейчас вместе с ними.

Итак, фарисеи подходят отдельно к ученикам и льют грязь на Учителя, Он вступается и ставит их на место. Они затихают, но ученики Иоанна и фарисеев не хотят оставлять все, так как есть. Только что Иисус дал понять фарисеям, что они никто и звать их сюда никто не звал. При этом он дал ясно понять, что Бога не столько интересуют данные им 613 заповедей, сколько отношения, чувства. Вот, ученики – Его (Бога) новая и верная, благодарная «жена», а они, фарисеи и книжники, «жена», рождающая ненавистных детей.

Ученики указывают Иисусу на «новую жену», то есть на учеников Иисуса, показывая на их «непочтение», потому что они едят и пьют, не заботясь ни о чем. Где же тут покаяние и благодарность Богу? Вот они, ученики Иоанна, действительно почитают Бога, хотя бы тем, что постятся много. А эти, неблагодарные, только веселятся! Какая знакомая ситуация, ни так ли?

И Учитель дает простой ответ: «Они Мои братья по Отцу, и пока Я с ними, с ними и Отец. И их почтение – радость с Отцом, а не плачь. Отец хочет, чтобы Его дети были веселы и радостны, и если это так, Отец счастлив».

Когда же дети плачут? Любой ребенок плачет, когда теряет родителей. И однажды они переживут потерю. И тогда, им будет не до радости. И это будет по настоящему, естественно, а не религиозно, надуманно.

Согласитесь, такой подход для фарисейского и книжного сознания слишком нов, непонятен. Они всю жизнь думали, что Богу нужно буквальное исполнение заповедей, и только так можно снискать милость. А Иисус говорит им что-то совершенно другое. И их «мозг взрывается». Поведение учеников в их глазах не что иное, как распущенность. Их поведение нельзя назвать «чинным и благопристойным». Фактически они стали слепы и глухи к истине. Они привыкли говорить критериями закона, что можно, и что нельзя. А Иисус им предлагает говорить критериями отношений. На это они не способны. Вот почему сразу за объяснением о посте идут слова о заплате и старой одежде.

16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.
…39 И никто, пив старое [вино], не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.(Лук 5:39)
(Матф.9:16-17)

О посте ли говорил Иисус перед этим? Нет, конечно, пост лишь частный случай Христова Учения о Сыновстве. Именно сыновство – главное слово во всей этой истории. Поэтому 16-й и 17-й стихи Матфея, а так же слова Луки 5:39 нельзя воспринимать отдельно от предыдущих событий. Потому что именно здесь проявилась старая одежда фарисеев, книжников и Иоанна крестителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.