Классическая опора

думаюИтак, мы уже просмотрели немало мест Писания, где встречается слово (подчеркиваю, речь идет о термине) «пост». Не знаю как вам, но мне совершенно очевидны некоторые выводы. Первое – термин «пост» появился у евреев извне, он заимствован у языческих народов. Заимствован и как термин для уже привычных действий, и как образец практики. Второе – Изначально этот термин не имел никакого отношения к приему пищи. Третье – пост, это состояние ожидания ответа от Бога, излияние скорби перед Ним, либо и то и другое вместе.  Четвертое – пост как отказ от пищи имеет своим корнем недопонимание текстов книги «Есфирь». И так как событие, описанное в этой книге, стало национальным праздником, то и пост, как отказ от пищи, вышел на видное место и постепенно завоевал авторитет как смирение перед богом посредством отказа от пищи. И последнее, такой пророк, как Иеремия, не считал «пост» своей практикой.

Наш текст сегодня – это текст, который почти всегда звучит в разговоре о «постах». Это текст из книги пророка «Исайи». Я думаю, каждый верующий знаком с ним. И знает если не весь текст наизусть, то уж слышал не один раз. Итак, вот наш текст:

1 Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву — на грехи его.
2 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:
3 «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.
4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень;
11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.
12 И застроятся [потомками] твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения.
13 Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, —
14 то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.
(Ис.58:1-14)

Это, по сути, целая глава от начала и до конца. Ну что же, давайте разбираться. И, для начала, посмотрим на самого Исайю. Во-первых, Исайя жил на много раньше событий Вавилонского пленения. То есть еще до Иеремии, и тем более до  Неемии, Ездры и Есфири. Он жил в VIII веке до Рождества Христова, то есть на 2 столетия раньше, упомянутых пророков. И это нам дает еще большие основания к тому, как относились люди к «постам» в древности.

Итак, еще раз, Исайя жил через 100 лет после царя Давида, и за 200 лет до Иеремии (цифры приблизительные, конечно же).  Тогда как Иеремию мы можем назвать «сыном врага народа», по знакомой терминологии, то Исайя наоборот – сын знатной священнической семьи. Что это значит? Опять же, это значит, что при его жизни еще не существовало тех текстов, которые мы сегодня воспринимаем как Священные. Все, что у него было – это некоторые тексты, которые сегодня входят в список Торы. Иеремия еще не написал к тому времени свою книгу «Второзаконие», а Ездра еще не сформировал сборник текстов, который мы сегодня знаем как «Тору» или «Пятикнижие Моисея». А мы знаем, что в тех древних текстах не было никакого упоминания термина «пост».

Исайя начинает свое служение при царе Азарии (Озии), которого Писание считает благочестивым. Однако к концу своей жизни, он осмелился «разгневаться на пророков», за что тот час покрылся проказой. Далее царствовал так же праведный царь Иоафам, которого Исайя поддерживал. За ним на царский трон взошел Ахаз. Он не выдержал давления враждебных ему государств и, вместо обращения к Богу, призвал на помощь Ассирийцев. В результате в Храме был построен языческий жертвенник по Дамасскому образцу. Мало того, Божий жертвенник он сдвинул в сторону. И многое еще изменил в угоду Дамасскому царю.

Далее на трон взошел, воспитанный под влиянием пророка Исайи, благочестивый царь Езекия. Он уже, благодаря своему предшественнику, оказался под вассальной зависимостью от Дамаска. Идолы были разрушены, в том числе даже «змей Моисея». Восстановлен порядок в Храме.

Наконец, к власти пришел царь Манассия, который вернул в Иудею идолопоклонство с особым рвением. Повсюду водружались жертвенники Ваалу, поклонялись солнцу, луне и звездам.

9 Но Манассия довел Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых.
(2Пар.33:9)

И Исайя был одним из пророков, которые обличали Манассию. Тогда и погиб пророк Исайя. Но он не слушал их, в результате оказался в плену в Вавилонян. Там он смирился и вернулся в Иудею. Тут же отменил все языческие жертвенники и служения идолам.

Итак, мы видим картину, где Иудея взяла на себя образец «служения богам» от языческих народов. И в результате, совершенно не удивительно, что «иноземный» термин «пост» приобрел большую популярность. Вот об таких «постах» и говорит в своем тексте Исайя. Как и Иеремия, который с небрежением говорил об «их постах», так же с презрением Исайя говорит и о постах Иудеев.

Смотрите, как Бог обращается к Исайи и требует от него «не молчать», а «возвысить голос»:

1 Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву — на грехи его.
(Ис.58:1)

Обратите внимание, что Исайя должен указать народу на «беззакония» и на «грехи». Не на ошибки, не на то, что у них не получается, а на умышленные нарушения, то есть преступления. Исайя обращается к Божьему народу, который творит беззаконие. И этот народ совершенно уверен, что он ищет Бога, что Он должен как-то им отвечать:

2 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:
(Ис.58:2)

Вот это выражение «как бы народ, поступающий праведно» — высший пилотаж лицемерия. Они пять минут назад служили Ваалу, а потом приходят к Богу и спрашивают: «Почему Бог ты нас не слышишь?». И дальше Бог объясняет их заблуждение. Однако, если мы хотим понять всю глубину их отпадения, то нужно начинать не с 58-й главы, а много раньше и заканчивать позже.

Еще раз должен напомнить, что в Законе нет никакого упоминания о «посте». Это значит, что Бог никогда не говорил евреям о такой практике. Но они ее ввели, адаптировали под себя, приняв от чужих народов. И, судя по всему, Бог не против, если только содержание его будет правильным. А мы помним, что Божьи люди, если и использовали это слово, то всегда в одном ключе – непрерывное ожидание ответа от Бога в скорби (скорбь, опять же из всех выше приведенных мест, чаще всего связана с сокрушением, раскаянием).

10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
(2Кор.7:10)

Здесь словом «печаль» переведено слово, которое имеет следующие значения:

  • Скорбь, печаль, горе – Эсхил.
  • Печальное положение – Геродот.
  • Страдание, мука, боль – Софокл.

То есть, речь идет не просто о «грустном» состоянии. А о в полной мере скорби, даже муке, страдании, боли. Итак, если я в скорби «ради Бога» (истинный смысл Поста), то результат – покаяние и спасение. Если «мирская», то есть  обида, непрощение, унижение от того, что в отношении тебя не явлено справедливости (той, которую ты ожидал), то результат – смерть.

Итак, Бог принял правила игры, навязанные человеком. Он согласился с термином «пост», если только его значение согласно с истиной. И в этом тексте Бог так и говорит. Он говорит – «ваш пост», и «пост, который Я избрал». То есть пост, не «который Я дал», а «который Я избрал». Избирают тогда, когда кто-то предлагает. Люди взяли на себя пост, приняв его от иноземцев, и предложили его Богу. Бог принял, но при условии. И его условие еще более удивительным образом не согласуется с нашим пониманием поста.

И первое, на что хочется обратить внимание – это еда (ну раз уж вокруг нее всегда крутимся). Давайте посмотрим на этот текст:

7 раздели с голодным хлеб твой, …
(Ис.58:7а)

Всего о посте Бог сказал, в наших мерках, несколько стихов. О еде же лишь малая доля одного. И какая доля! Вы когда-нибудь задумывались над словом «раздели»? Помните самый первый отрывок, с которого мы начали рассмотрение темы «поста»? Там постящиеся «разделяли жертвы с Богом». И здесь Исайя буквально повторяет то же самое. Только там это называлось «приносили жертвы мирные», а здесь, для самых непонятливых – «раздели … хлеб». Разделить, это не отказ от еды, это значит сесть за один стол и есть вместе. Вы понимаете? Буквально это значит посадить за ваш стол бомжа и есть вместе с ним!  Я уже не беру в рассмотрение все остальное из сказанного Богом через Исайю. Но, глубоко уверен, что большинство из нас даже не сможет сесть рядом с «ароматными ребятами», и уж тем более не сможет (может и хотел бы) есть.

И если упустить все детали, а посмотреть на характер, на сердце поста «избранного Богом» — то здесь прямая параллель, спасибо одной моей сестре, которая навела меня на эту мысль, с текстом того же Исайи, который читал Иисус в синагоге.

16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19 проповедывать лето Господне благоприятное.
(Лук.4:16-19)

Итак, вот пост в трактовке Иисуса – иди и спасай, исцеляй, освобождай, благословляй, давай зрение, давай жизнь. Все остальное – религиозные игры, прямое язычество.

Классическая опора: 5 комментариев

  1. да отличная статья и про пятикнижие прямо в точку Моисей никак не мог написать что он сам был похоронен неизвестно где эту книгу писал явно не он я не знаю был ли это Иеремия или нет но уж точно не Моисей Алексей благословений вам Божиьих и Его чудесной благодати на исследование и откровения по теме поста АМИНЬ -очень сильно нам нужна истина

  2. Второзаконие написал Иеремия?? Я думал Моисей. Тору Эздра написал? А откуда такая информация??

    • Из всего пятикнижья Моисея, сам Моисей, если что-то и написал, то далеко не все. На самом деле, Ездра не писал Тору, а собирал ее. То есть находил тексты и формировал «кодекс». И все книги, которые он обнаружил и собрал в сборник, он назвал книгами Закона. И эти пять книг нам известны или как пятикнижье Моисея или как Тора. Сам посуди, как мог Моисей написать о своей смерти? Совершенно известный факт, что первые три главы Бытия, вообще к Моисею не имеют отношения. Первые две главы «симфонии творения» писал один автор, а третью совершенно другой. Это видно по стилистике и по тому имени БОга, которое использовали авторы. Но, это, скорее вопрос к лингвистам, чем ко мне.

    • Название же «пятикнижье Моисея» означает не то, что автор Моисей, а то, что главное, что в этих книгах описано, это обретение Закона через Моисея. Вот и вся сложность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.