Пост по Саулу и его детям.

думаюИтак, из предыдущих отрывков мы увидели, что отношение поста к еде не очевидно, а в первом отрывке даже и обязывает людей есть, разделяя еду с Богом.  Касаемо «Великого поста» мы тоже выяснили. Еще во втором веке, его не существовало вообще, а в четвертом он уже воспринимается как установленный апостолами. По всей видимости, в обиходе евреев слово «пост» появилось достаточно поздно, так как еще в первых 6 книгах Библии оно не встречается.

Забегая немного вперед, поясню, почему я не говорю о 40 днях, которые провел Моисей на горе или о раздирании одежд евреями. Ответ прост. Я исследую слово «пост» и что оно значит, а не пытаюсь подогнать события, которые происходили до его появления, под этот термин, как обычно делается сегодня. Повторюсь, мы выяснили, что слово «пост» появилось много позже событий на горе Синае. Так что, пока я не разобрал значения слова, я не могу сказать с уверенностью, что 40 дней Моисея на горе – это пост, и так же не могу сказать, что это был НЕ пост. Но, давайте наберемся терпения и посмотрим следующий отрывок, где используется это слово.

Вот еще что. Я умышленно не беру значение еврейского слова, которое приписывает нам словарь. Так как словари нам дают уже устоявшееся значение, которое за некоторый срок уже изменилось и стало таким. Мне же важно, каким это значение было изначально, а уже потом, почему оно стало таким, каким его описывают современные словари. Все, переходим к тексту.

История здесь такая. Израильтяне воюют с Фелистимлянами и последние одолевают первых. Во время преследования дети царя Саула убиты и сам Саул сильно изранен. Чтобы не попасть в руки Фелистимлян и не стать жертвой издевательств, Саул убивает себя своим мечем, буквально «падает на меч». На следующий день, когда Фелистимляне пришли грабить мертвых, они находят тело царя, отрубают ему голову, обмундирование разделяют на части и рассылают по своим территориям с вестью о победе. А тела царя и его сыновей вешают на стене города Беф-Сан. Этот город находится на западной стороне Иордана в 40 километрах к югу от Тевериадского озера.

11 И услышали жители Иависа Галаадского о том, как поступили Филистимляне с Саулом,
12 и поднялись все люди сильные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Беф-Сана, и пришли в Иавис, и сожгли их там;
13 и взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней.
(1Цар.31:11-13)

Иавис Галаадский, как видно из названия находился в Галааде – это очень пустынная территория, на границе с Аравийской пустыней. Когда Израильтяне воевали с Вениамитянами, мы рассматривали эту бойню прежде, то Иавис сохранял нейтралитет, за что, как ни странно, все мужское население было истреблено, а женское (400 девушек) были отданы замуж на Вениамитян. Однако, ко времени царствования Саула, город вновь ожил и царь защитил его от нападений Аммонитян. За что жители Иависа были безмерно благодарны Саулу. И вот они узнают, что их спаситель погиб и висит на стене Филистимского города.

Итак, как написано, все «сильные» люди встали п шли без остановки, буквально «всю ночь», взяли тела и принесли в свой город – Иавис. А дальше происходит что-то странное. Тела сжигают. Я, возможно, чего-то не понимаю, но по указаниям того же Писания, есть только 2 причины для сжигания чего-либо. Первая – это жертва. Но в жертву не приносят плохое, и тем более мертвое дольше суток, да к тому же и обезглавленное. Если же мы видим указание на сжигание людей, а такое есть в Писании, то речь идет о людях, допустивших ужасные мерзости. А именно, когда мужчина берет себе «в жены» девушку вместе с ее матерью, либо дочь священника опозорила отца блудодеянием. Ничего похожего мы не находим в данной ситуации. Евреи никогда не сжигали своих погибших соплеменников. Они строили гробницы, хоронили в пещерах и т.д. В то время еще не существовало обычая закапывать в землю.

Но вот что мы обнаруживаем. Мертвых сжигали язычники, огнепоклоннического толка. По их вере мертвое тело должно быть оторвано от земли и не осквернять собой землю. Они строили костровища, на которых и сжигали тела. А кости, после огня уже не могут принести скверну. Вот такое событие и происходит в Галаадской земле, у евреев, живущих на далекой окраине. Что это значит? Это значит, что жители Иависа не были такими уж верными Иудеями.

И вот эти люди, в результате хоронят кости Саула, как полагается по обрядам огнепоклонников. А дальше они постятся. А теперь вопрос. Если они совершили захоронение Саула вопреки учению Иудейскому, можем ли мы исследовать их понятие поста? Думаю, в плане понимания смысла слова, можем. Так как должен повторить, слово пост, судя по всему, евреи переняли у соседних народов, о чем уже говорилось раньше. И если евреи переняли это слово у завоеванных ими народов, то и смысл этого слова может крыться у них.

Как бы там ни было, все, что мы можем увидеть в этой ситуации, так это тот факт, что пост этих людей не был связан с просьбой к какому-бы ни было богу. Нет. Данный пост, скорее отображал скорбь, а не ожидание ответа или воскресения умерших людей. Это была только скорбь, выражение боли и страдания, переживания несправедливости и т.д.. Одним словом – скорбь.

Но, может быть такой подход был только у жителей Иависа? И нам не нужно обращать на них внимания? Что же, посмотрим, что происходило в то же самое время во дворце царя Давида. Как мы понимаем, это уже совсем не «неверные» евреи. Это Давид – друг Богу. Этот пост произошел по тому же поводу. Царь узнал о гибели Саула и Ионафана.

11 Тогда схватил Давид одежды свои и разодрал их, также и все люди, бывшие с ним.
12 и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча.
(2Цар.1:11,12)

Обратите внимание на оборот «постились о». Согласитесь, такой оборот вызывает некоторые трудности. А ответ, как мне кажется лежит на поверхности. Например переводчики МБО на это не обратили внимание, а переводчики Синода заметили что-то, что заставило их поставить запятую не везде. Как бы мы расставили запятые в начале 12го стиха, если бы читали так, как понимаем сегодня? Я бы поставил запятую после слова «рыдали» так же, как и после слова «плакали», что и сделали переводчики МБО. Но переводчики Синода оказались прозорливее, они заметили что «постились» не относится к перечислению. На самом деле предложение можно представить как два независимых. Первое звучало бы так: «Они (Давид и его люди) и рыдали и плакали о Сауле и о сыне его Ионафане (как за одно целое, почему и не стоит запятая), а так же о народе Господнем, что пали они от меча». Кстати, сочетание «и рыдали и плакали» — поэтический ход, показывающий глубину страданий. Скажем так, если бы переводчик подумал о слове «постились» как о равнозначном словам «плакали» и «рыдали», то запятая должна была появиться уже после слова «рыдали». Точно так же обстоит дело и с разделением на две части Саула с сыном и народа. А второе предложение звучало бы так: «Они (Давид и его люди) постились (плача и рыдая) до вечера.

Теперь, если мы попробуем подставить сюда предполагаемый нами смысл слова «пост», то получим что-то вроде следующего:

12 и рыдали и плакали, и не прекращали этого до вечера,…

А теперь вернемся к стиху, который мы рассматривали раньше, о жителях Иависа. Получается просто —

13 и взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и находились там (не прекращали) семь дней.
(1Цар.31:11-13)

В обоих местах это «не прекращали» связано со скорбью, то есть и жители Иависа и Давид с людьми «не прекращали сокрушаться, рыдать и плакать, то есть скорбеть».

Итак, что можно вывести из всего выше сказанного. Пост связан либо с вопросами к Богу, либо со скорбью, что, косвенно, так же связанно с Богом. В конечном итоге, когда люди гибнут, один из первых вопросов отсылается опять же Создателю: «Почему?». Второе, пост – это нечто не прекращающееся до получения результата. Если это вопрос к Богу, то до получения ответа, если скорбь, то до ее завершения, или получения ответа от Бога.

Ну что же, так это или нет, будет видно из расследования следующих мест писания, а пока, достаточно.

Пост по Саулу и его детям.: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.