Лицемерие

думаюДавайте вспомним, что было прежде. Иисус говорит с фарисеями, обличая их в гневе. Один из них, желая отмежеваться от «сего рода» и примазаться к «хорошим», приглашает Иисуса к себе домой. Крайне не прилично в чем-то обвинять хозяина дома, когда ты у него внутри. Однако Иисуса это не волнует, и через некоторое время Он продолжает свою обличительную и гневную речь прямо там, в гостях у «доброго» хозяина. При том, его речь становится еще более жесткой, чем прежде. И вот, когда народ собрался (тысячи) на «зрелище», где Иисус открыто и жестко обвиняет «неприкасаемых», Иисус чему-то начинает учить.

1 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
2 Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.
3 Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.
(Лук.12:1-3)

Почему крайне важно понимать, что произошло прежде? Потому, что слова Иисуса, записанные во втором стихе, прямо вытекают из всего, происходящего прежде.  Представьте себе школьный класс. И вот кто-то опоздал на урок, а учитель уже внутри. Учитель сначала строго, а иногда с иронией разговаривает с опоздавшими, а потом обращается к классу и говорит, что-то вроде этого: «Вот, смотрите какие у нас занятые ребята! Кто-нибудь хочет повторить их рекорд завтра? Если да, то приходите сразу с родителями». То есть последующий разговор с классом строится на базе разговора с опоздавшими.

В случае с текстом, который мы рассматриваем, все происходит точно по такому сценарию. Иисус только что говорил с фарисеями, обличая их в лицемерии. После чего Учитель разворачивается к ученикам, и, намекая на все, что они только что слышали, продолжает, удерживая их взгляд все на тех же фарисеях: «… берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие».

Мы недавно говорили о значении греческого слова, переведенного на русский словом «лицемерие». И увидели, что это слово означает «актерскую игру», «симуляцию», «представление», нечто совершенно искусственное, однако выдаваемое за настоящее – подделка.

Если вернуться чуть назад и посмотреть, в чем обвинял Иисус этих ребят, можно увидеть Его взгляд на это понятие, с учетом значения слова.

  1. В 42м стихе Иисус обвиняет их в том, что они старательно исполняют заповедь о десятине, но при этом, делают это лишь потому, что так надо, не вникая в дух заповеди. А Бог дал эту заповедь не как пункт, а как пример заботы о чем-то. Закон десятины – это один из приемов заботы о служителях, которые, по идее, заменяют тебя в храме, тогда как именно ты должен был предстоять перед Богом. Но вместо заботы, лишь исполнение обязанности. На показ все исполнено. А то, что в сердце – не важно.
  2. В 43м стихе Иисус обличает их в их честолюбии. Им нравится, когда их превозносят. То есть они хотят быть выше других, то есть, когда другие ниже. И снова, все напоказ.
  3. В 44м стихе Учитель ясно говорит, что «напоказ» они все красивые, а внутри гнилые, как гробы.
  4. В 46м Он указывает на их показуху в законе. Где  они заставляют людей исполнять что-то, будто бы они сами все это делают, однако на самом деле, ничего нет. Они пытаются создать впечатление святых, создать имидж за счет других.
  5. С 47-го по 51-й стихи Иисус указывает им, фарисеям и книжникам, на показушность в истории с гробницами. С одной стороны, они делают «святое дело». Они строят гробницы своим отцам. Это замечательно! Но, с другой стороны, их отцы убивали пророков! Значит, были врагами Бога. А враг Бога должен быть унижен и стерт из памяти. Далее, если ты строишь гробницу врагу Бога, значит ты сам Его враг. Это элементарно. И получается, что фарисей – враг Бога, который выдает себя за Его друга. Вот где корень фарисейства. Вспомните того человека, который попытался защитить себя, пригласив Иисуса в гости.
  6. В 52-м стихе Наставник обвиняет законников (то есть знающих закон) в том, что объявили себя знающими, тогда как все извратили. И в то же время, не позволяют другим вникать в Тору с открытым сердцем, навязывая свое понимание. Чем и останавливают всякое познание.

Вот на все это и указывает Иисус, когда предупреждает учеников, чтобы те береглись такой закваски. То есть, чтобы они, ученики, не превратились в таких же, как все те, кого Иисус, только что, обвинял в «актерстве».

Берегитесь (4337):1.обращать внимание, внимать; 2.беречься, остерегаться; 3.посвящать или предавать себя, присоединяться, заниматься.

Вот как древние использовали это слово:

  • Приставлять, придвигать, прикладывать – Плутарх, Эсхил;
  • Приводить, причаливать – Геродот, Софокл (какая надобность привела тебя (сюда)?);
  • (подразумевается) причаливать, приставать (к берегу), прибывать – Геродот, Плутарх, Софокл;
  • Обращать, поворачивать – Эврипид, Ксенофонт, Аристофан, Аристотель (обращать внимание на кого(что)-либо, уделять внимание кому(чему)-либо); Платон (углубившись в свои мысли), Платон (следя за тем, чтобы не ускользнула (от нас) справедливость); Фукидид (прилагая усилия к тому, чтобы мне точно узнать что-либо);
  • Обращать внимание, прилагать старания – Демосфен и Секст, Ксенофонт (самоуглубление, размышление);
  • Целиком посвящать себя, быть поглощенным – Аристофан, Фукидид, Геродот (воевать с неослабевающим рвением); Аристотель, Плутарх (быть привязанным к (преданным) кому-либо).
  • Присоединять- Платон, Аристофан (присосавшийся, словно устрица, к столбу); Эврипид (быть привязанным); Фукидид (быть причастным к преступлению).

Это слово в рассматриваемом тексте используетя с последующим отрицанием, так что сразу можно ставить «не». И смысл слова в «приложении усилий», «присоединении», «поглощении», «причаливании» к чему-либо. С отрицанием получаем обратное. Иисус говорит НЕ «прилагать усилий к такого рода деятельности» (не касаться), НЕ присоединяться, не запятнать себя таким позором, Не оказаться увлеченным этим, НЕ быть поглощенным таким театром в жизни, НЕ причаливать, то есть обходить этот причал стороной. Лучше в море, чем на таком берегу. Лучше в опасности, чем с ними заодно.

И дальше, указывая ученикам на то, что они только что слышали и видели, он говорит:

2 Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.
3 Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.
(Лук.12:2,3)

Совершенно очевидно, что все прекрасно все знали об этих людях, фарисеях, книжниках, саддукеях, о «роде сем». Все, в том числе и ученики, прекрасно понимали и без Иисуса, что это за «фрукты». Они прекрасно были осведомлены, как те обманывают (или думают, что обманывают) Бога и людей. Ничто из того, что они творили и творят, не осталось незамеченным.  И то, что их не постигло до сих пор воздаяние, еще ни о чем не говорит. Все впереди, и Учитель об этом уже объявил.

Это не значит, что нужно все знать по пунктам. В этом нет нужды. Человек выдает себя не тем, что какой-то шпион все откроет. Человек выдает себе намного раньше, своим поведением, словами и поступками. И не надо быть сыщиком, чтобы знать, кто перед тобой стоит. Со временем, даже если никто ничего не откроет, все начинают понимать, кто перед ними. Если только они смотрят открытыми глазами. Например, откуда Иоанн знал, что Иуда вор и таскает деньги из общего ящика? Ведь его никто не уличил в этом? Во Христе не нужны доказательства, во Христе нужно видеть дух. И дух – лучшее доказательство.

Точно по той же схеме, ни один человек не сможет укрыться. Все будут знать все. Они будут знать даже то, чего ты не делал. Почему? Да потому что им расскажет твой дух. И если ты не крал еще, но очень хочешь, люди будут знать, что ты уже  украл.  Все это значит лишь одно. Как бы ты себя не вел, все равно о тебе будут говорить. Одни справедливо, обвиняя тебя в чем-то, другие нет. Так какая же разница, если все равно тебя обвинят.

А раз так, то зачем рисоваться? Зачем изображать из себя то, чем ты не являешься? Будь честен с собой и людьми, и у дьявола будет меньше повода тебя обвинять. Ты лишь обиделся на друга, и посмотрел на него злым взглядом, а дьявол всем расскажет, как ты стараешься его убить. Что же делать? Да ничего! Не надо доказывать, объяснять, оправдываться, что-то изображать и т.д. Все равно, те, кто хочет тебя обвинить, останутся при своем, как и те, кто хочет тебя оправдать. Но чем прозрачнее твоя жизнь, тем меньше возможностей для спекуляций.

Итак, мы, стараясь себя оградить от неверного суда, всеми силами стараемся всем доказать, что мы хорошие. Вот это и есть то самое «ФАРИСЕЙСТВО».  Страх, что нас не поймут, что будут думать плохо, недооценят, заставляет нас поступать так. Страх – причина «актерства». И в этом «актерстве» человек успокаивается и пребывает в иллюзии, что теперь он чист в глазах окружающих. Поэтому Иисус не прекращает наставления и продолжает:

4 Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;
5 но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.
(Лук.12:4,5)

Снова повторяю, это не отдельные слова. Их нельзя ни читать, ни, тем более, толковать отдельно от контекста. Вся речь Иисуса связана с фарисейством, со страхом, что тебя не правильно оценивают, что о тебе неверно думают.  Страхом, что о тебе сплетничают, говорят гадости и обвиняют во всех смертных грехах. Иисус учит, что этот страх заставляет нас быть теми, кем Бог нас не создавал.

Не так давно, на просторах интернета я прочел, что многие европейцы, в страхе отвержения, называют себя голубыми или розовыми, только чтобы их не воспринимали как чужих и несовременных. Молодежь часто готова пробовать наркотики в страхе, что над ними будут смеяться и унижать. Другие матерятся, чтобы прослыть своим парнем. Третьи проявляют жестокость, чтобы никто не заметил, что на самом деле они слабые и трусливые. Страх сковывает людей и превращает в рабов. Вот почему Иисус говорит им не бояться. Даже если твоя правда угрожает тебе жизнью, все твои старания не изменят мнения людей, а лишь усугубят. И, если ты спасешь свою жизнь ложью, то, что останется от тебя?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*