Собрания церкви

Материал взят с информационного портала «Последнее время»>>>
kiniga-1

Известный комментатор Библии Мартин Ллойд-Джонс однажды сказал: «Сегодня мы безнадежно далеко отошли от примера новозаветной Церкви, мы довольствуемся маленькой, опрятной религией». Продолжая его мысль, я хотел бы начать наше изучение принципов новозаветной Церкви с обсуждения того, почему ранние христиане собирались вместе.

Библия описывает несколько видов христианских собраний. Среди них собрания для молитвы, для благовествования, собрания апостолов и церковные собрания. В этой главе мы рассмотрим церковные собрания. Под термином «церковное собрание» я подразумеваю главное собрание церкви, описанное в 1 Коринфянам 11-14

Перед тем, как говорить о цели церковного собрания, давайте вначале посмотрим, для чего большинство христиан собираются «церковью» сегодня:

  1. для совместного поклонения
  2. с целью благовествования
  3. чтобы послушать проповедь
  4. ради общения.

Как ни странно, ни одна из этих причин не рассматривается в Новом Завете, как цель собрания церкви.

Место поклонения, благовествования, проповедования и общения.

Согласно новозаветным текстам, поклонение — это образ жизни. Это проявлениеблагодарности, любви, посвящения, смирения и жертвенного послушания, которого Бог всегда достоин. (Матф. 2:11, Рим 12:1, Фил 3:3). Собираясь вместе, мы пребываем в духе поклонения, но поклонение не ограничено нашими встречами.

Для многих христиан поклонение — это пение гимнов и песен хвалы. И хотя прославление Бога в песне было важной частью собраний ранней церкви (Еф 5:19, Кол 3:16), это никогда не было главной целью собрания. Опять же, поклонение — это намного больше, чем просто пение.

Аналогично, Библия не отождествляет собрание церкви с благовествованием. В Новом Завете мы видим, что благовествование обычно происходило вне церковных собраний.

Апостолы проповедовали Евангелие в местах, где часто бывали неверующие. Среди самых излюбленных мест благовествования апостолов были синагоги (евреям) и рыночные площади (язычникам) (Деян 14:1, 17:1-33, 18:4,19).

Собрание новозаветной церкви было, наоборот, преимущественно собранием верующих.

Это очень ясно из контекста 11-14 глав 1 Послания Коринфянам. Хотя неверующие иногда присутствовали на собрании, они не были центром внимания. (В 1 Кор 14:23-25 Павел вкратце упоминает присутствие неверующих на собрании).

В этом смысле, идея о том, что церковь собирается вместе, чтобы послушать проповедь, не имеет библейского основания. Святые, безусловно, возвещали о Христе на собраниях ранней церкви (В 1 Кор 14 говорится о тех, кто учит, пророчествует или делится откровением). Но христиане первого века не привыкли слушать «проповедь».

Сегодня кафедра проповедника — центр программы в протестантской церкви. Все сводится к проповеди и строится вокруг нее. Прихожане даже составляют мнение о служении по тому, какой была проповедь. Но такая модель не имеет оснований в Новом Завете. Схема церковного служения, организованного вокруг проповеди, с кафедрой и рядами лавочек была чуждой ранним христианам.

Иногда апостолы действительно много проповедовали, но делали они это не на «церковных собраниях». Это происходило на особых собраниях, предназначенных для благовестия (или для обучения служителей церкви). Такие собрания напоминали сегодняшние занятия, семинары и конференции. Их не стоит путать с «церковным собранием».

На подобном собрании служители общаются с интерактивной аудиторией, проповедуют Христа и подготавливают святых к служению. Павел проводил такие собрания в училище Тиранна, когда был в Эфесе (Деян. 19:9-10, 20:27,31).

На церковном же собрании каждый верующий мог свободно возвещать о Христе (1 Кор 14:26-40), никто не выделялся среди других. В отличие от традиций современной церкви, не было одного человека, который бы учил каждую неделю. Вместо этого, каждый член церкви имел право и возможность свидетельствовать о Христе на собрании.

Общение также не было основной целью собраний церкви. И хотя общение — фактор, абсолютно необходимый для жизни Тела, все же оно не было главной целью собрания ранних христиан. Общение — это лишь частный момент того, что Божий народ радостно превозносят Гос­пода Иисуса (Деян 2:42). Таким образом, каким бы важным ни было общение в жизни церкви, не стоит воспринимать его, как главную цель собрания церкви.

Назидание друг друга

Итак, если целью собрания новозаветной церкви было не совместное прославление, не благоветсвование, не проповедь, и не общение, тогда для чего же она собиралась?

Согласно Писанию, главной целью собрания церкви было назидание друг друга. Об атом ясно говорится в 1 Кор 14:26:

Итак, что же, братия? КОГДА ВЫ СХОДИТЕСЬ, и У КАЖДОГО ИЗ ВАС есть псалом, есть поучение, есть язык, ест» откровение, есть истолкование, все сие да будет к НАЗИДАНИЮ».

Еще более четко говорится об этом в Евр 10:24-25:

Будем внимательны ДРУГ КО ДРУГУ, ПООЩРЯЯ к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, мак есть у некоторых обычай; по будем УВЕЩЕВАТЬ ДРУГ ДРУГА, и тем болев, чет более усматриваете приближение дня оного».

Модель церковного собрания, описанная в Новом Заве те, давала возможность каждому члену церкви участвовать в созидании Тела (Еф 4:16) Ободрение друг друга было отличительной чертой собрания, «взаимность» была его характерной особенностью.

И хотя ранние христиане прославляли Бога в песне, они не поручали пение лидерам определенной группы, «профессиональных» музыкантов! Наоборот, на собрании каждые мог вести поклонение. Говоря словами Павла, в собрании «у каждого из вас есть псалом».

Сами песни несли в себе элемент взаимности. Павел призывает братьев «назидать самих себя, научать и вразумлять друг друга псалмами, славословием и духовными песнями» (Еф 5:19, Кол 3:16). При такой свободной форме собрания новозаветные христиане периодически сами писали песни и исполняли их на собраниях.

Каждый христианин, который имел слово от Господа, мог свободно поделиться им, используя свои дары. Приблизительно так проходило обычное собрание ранней церкви:

Святые открывают служение громким пением. Вся группа участвует в прославлении. Каждый возносит молитву. Ребенок показывает сценку, основанную на Библейской истории. Молодая девушка делится свидетельством. Другая девушка зачитывает написанный ею стих о любви Христа к Своей Невесте. Один из неженатых парней делится назиданием, переплетая его с общением в группе. Женатый мужчина постарше толкует отрывок из Писания и завершает свои слова молитвой. Замужняя сестра делится своим личным духовным опытом. Несколько подростков говорят о том, что Христос открыл им во время совместной молитвы. После все вместе общаются за столом, принимая Вечерю Господню.

Когда Павел приоткрывает для нас завесу собрания ранней церкви в 1 Кор 11-14, мы видим, что в нем участвует каждый присутствующий. Оригинальность, открытость и спонтанность — отличительные черты служения, а его главная цель — взаимное назидание.

Христос — Глава собрания новозаветной церкви.

Все примеры церковных собраний в Библии основываются на Главенстве Иисуса Христа.

В этом — главный смысл Божьего замысла. (Еф 1:9-22, Кол 1:16-18). Христос был превознесен в собрании ранней церкви. Он был в центре служения и окружал его, Он писал программу, Он руководил всем, что происходило. И хотя роль Христа на собрании была не видна невооруженному глазу, Он, несомненно, был его Дирижером.

Господь Иисус мог свободно говорить через любого, кого Он избирал, и делал это так, как Он считал нужным. Соответственно, привычная для нас практика, когда несколько профессиональных служителей берут на себя ведение всех основных собраний церкви, а остальные прихожане остаются пассивными, была чужда ранней церкви.

Собрание новозаветной церкви основывалось на принципе «круглого стола», то есть, каждый член церкви приглашался к участию в служении. Учреждеческая церковь построена на принципе $ «кафедра скамьи», который разделяет членов церкви на активное меньшинство и пассивное большинство.

В новозаветной церкви ни проповедь, ни «проповедник» не были центром собрания.

Участие всех членов общины было Божественным принципом служения. На собрание не было литургии, церемоний или обрядов. Не было ничего священного и неприкосновенного, никаких формаль­ностей, все было полно жизни.

Собрание было гибким и спонтанным, им руководил Святой Дух. Иисус Христос мог действовать через любого члена Своего Тела, как Ему было угодно. И поскольку вел собрание Христос, в этом не было хаоса, все проходило организованно.

Святой Дух так вел собрание новозаветной церкви, что если кто-то получал откровение от Бога, в то время как другой говорил, то он мог прервать говорящего (1 Кор 14:29,30).

Более того, общение в группе было привычной частью собрания (1 Кор 14:27-40).

Такое собрание невозможно представить в учрежденческой церкви. Большинство христиан боятся довериться водительству Святого Духа в проведении и организации служения. Тот факт, что эти христиане не могут представить совместного собрания без прямого человеческого руководства, говорит о том, что Божьи пути им неведомы.

По большей части, это связано с тем, что мы не привыкли видеть работу Духа в личной жизни. Если мы не можем распознать ведение Духа в нашей собственной жизни, как же мы можем распознать Его, когда собираемся вместе?

Правда в том, что многие из нас, подобно Израилю в своё время, все еще требуют царя, который бы правил нами. Нам нужен видимый посредник, который будет говорить нам «что сказал Господь» (Исх 20:19, 1 Цар 8:19). К сожалению, необходимость в человеческом посреднике на церковном служении — древняя традиция, которой твердо придерживаются многие христиане. Но эта традиция не соответствует Писанию, а, наоборот, противоречит принципу Главенства Христа.

Нигде в Новом Завете мы не находим оснований для собрания церкви, где один человек доминирует или руководит служением. Там также не говорится о собрании, построенном вокруг проповеди и сконцентрированном на одном человеке.

Самой удивительной чертой собрания ранней церкви было, на самом деле, отсутствие человеческого руководства во время служения. Иисус Христос вел собрание посредством Святого Духа. В результате, собрание наполнял дух взаимности, который был своего рода печатью церкви. Не удивительно, что фраза друг друга используется в Новом Завете около шестидесяти раз. Вот что пишет об этом Вочман Ни:

«На церковных собраниях «у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование» (1 Кор 14:26). В этом случае, нет одного человека, который ведет служение, а все остальные следуют за ним.

Здесь каждый делает свой духовный вклад… человек ничего не решает, каждый участвует по ведению Духа. Это не «служение человека», а служение Святого Духа… Каждый член церкви имеет возможность помочь кому-то или получить помощь. Вначале может говорить один брат, потом — другой. Возможно, сегодня Дух будет действовать для других через тебя, в другой раз через меня… Каждый несет свою долю ответственности и передает другому то, что получил от Бога. Один человек не должен заботиться о проведении служения, все члены церкви должны вместе нести эту ответственность. Они должны стараться помочь друг другу, основываясь на учении и водительстве Духа, и на том, что Дух вложит в каждого верующего… Собрание церкви несет на себе отпечаток «взаимности»» (Нормальная жизнь христианской церкви»).

Популярный сегодня принцип ориентации на одного человека противоречит системе Главенства Христа. Каждый член ранней церкви приходил на собрание, зная, что ему дана возможность, и на нем лежит ответственность поделиться Христом с другими. Собрание отличалось открытостью, свободой и непринужденностью.

Обратите внимание, что идея взаимного служения, описанная в Новом Завете, очень отличается от определения «мирского служения», распространенного в современных церквях. Многие организованные церкви предлагают немало возможностей добровольной работы для «мирян». Например, приветствовать людей на входе в церковь, помогать им пройти на места, раздавать бюллетени, преподавать в воскресной школе, петь в хоре, вести группу прославления, выводить на экран тексты песен.

Но эти «должности» совсем не соответствуют той свободной возможности проявлять свои духовные дары, которая давалась каждому христианину в ранней церкви.

Необходимость в действующих священниках.

Так почему же собрания ранней церкви проходили таким образом? Было ли это просто традицией той культуры? Возможно, это было связано с ранним возрастом церкви, отражало ее незрелость и невежество? Ни в коем случае! Собрания ранней церкви глубок основаны на Биб­лейском учении. Они воплощали в себе доктрину священства всех верующих — доктрину, которую устами исповедуют все евангельские христиане.

Что же это за доктрина? Говоря словами Петра, это учение о том, что все верующие — духовные священники, призванные приносить «духовные жертвы» Господу. Павел говорит о том, что все христиане — действующие члены Тела Христова.

С практической точки зрения, собрания ранней церкви отражают Библейский принцип, который приводит к духовному росту каждого верующего и всей церкви (Еф 4:11-16). Мы возрастаем в полноту Христову, когда разные члены Его Тела служат нам (Еф 3:16-19), а мы служим им.

Я согласен, что христиане могут и должны служить вне церкви. Но церковные собрания созданы именно для того, чтобы каждый христианин являл Христа через свои дары (1 Кор 11-14; Евр 10:24-25). Учрежденческая церковь обычно вытесняет принцип «взаимности» из церковного служения, и это замедляет рост общины.

Поэтому, часто учрежденческая церковь становится яслями для духовных младенцев-переростков. Она приводит верующих к тому, что они становятся пассивными получателями; она приостанавливает их духовный рост и удерживает их в состоянии духовного младенчества. (Постоянная потребность в обработанной, «выложенной на тарелочку» духовной пище — признак духовной незрелости — 1 Кор 3:1-2, Евр 5:12-14).

Реформация воскресила истину о священстве всех верующих, но она не смогла возродить те принципы, которые отражали это учение. Церковь вновь заявила о священстве верующих, но она не смогла воплотить это заявление в жизнь!

В типичной протестантской церкви учение о священстве всех верующих — лишь пустая истина. Джозеф Хиггинботам и Пол Патон тонко замечают:

«Каждый год в «Воскресенье Реформации» мы слышим слова о том, что Реформация выиграла битву за священство верующего. Возможно, мы принимаем желаемое за действительное, поскольку эти слова — лишь желание, которое не подтверждается фактами. Церкви слышат это заявление, но их правила, жизнь в общине и само устройство церкви противоречат той истине, которую они, якобы, воплощают… Наши

слова противоречат идее праздника Воскресенья Реформации. Битву никто не выиграл, истина о священстве верующих все еще не стала дейст­вительностью» («Битва за Тело», Ищем вместе, Том 13:2).

Истина о священстве верующих среди евангельских христиан все еще не нашла практического применения в жизни Божьего народа. Бог установил открытые, совместные служения для того, чтобы воплощать через них удивительное явление Христа в действующем священстве.

Бог создал служения ранней церкви, чтобы исполнить Свой замысел, цель которого в том, чтобы Христос воплощался в собрании верующих, чтобы они достигали Его полноты. (Гал 4:19, Еф 4:11-16).

Нет ничего более назидательного для духовной жизни, чем открытое собрание, описанное в Новом Завете. В книге Евреям подробно говорится о том, насколько общий вклад в рост Тела необходим для духовного роста каждого члена церкви.

Взаимное служение это Божественное противоядие против отступничества, Божественная гарантия долготерпения, и Божественный способ духовно взращивать каждого христианина. Давайте рассмотрим Евр 3:12-14:

«Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас СЕРДЦА ЛУКАВОГО И НЕВЕРНОГО, ДАБЫ ВАМ НЕ ОТСТУПИТЬ ОТ БОГА ЖИВОГО. НО НАСТАВЛЯЙТЕ ДРУГ ДРУГА КАЖДЫЙ ДЕНЬ, ДОКОЛЕ МОЖНО ГОВОРИТЬ «НЫНЕ», ЧТО БЫ КТО ИЗ ВАС НЕ ОЖЕСТОЧИЛСЯ, ОБОЛЬСТИВШИСЬ ГРЕХОМ. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца».

Здесь говорится о том, что наставление друг друга — это лекарство от неверного сердца и лукавых помыслов. Аналогично, в Евр 10:24-26, увещевание друг друга описывается как Божественная защита от намеренного греха:

«Будем внимательны ДРУГ КО ДРУГУ, ПООЩРЯЯ к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем УВЕЩЕВАТЬ ДРУГ ДРУГА, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи».

Очень часто служители используют этот стих, чтобы подчеркнуть, как важно «посещать церковь», но они с легкостью опускают остальную часть отрывка. Текст говорит о том, что увещевание друг друга (а не проповедь с кафедры!) — главная цель собрания церкви.

Взаимное ободрение предупреждает намеренный грех.

Мы не воспринимаем полного учения этого отрывка на свой страх и риск. Наше духовное богатство зависит от совместных собраний с участием каждого верующего в служении.

Проявление Иисуса Христа в Его Полноте.

Немаловажно, что греческое слово для обозначения Церкви — экклесия буквально означает «собрание». Это переплетается с главной идеей посланий Павла о том, что Церковь — коллективное выражение Христа. (1 Кор 12:1-27, Еф 1:22-23, 4:1-16).

С человеческой точки зрения, цель церковного собрания — назидать друг друга, а с Божьей точки зрения, цель собрания — являть Его Сына. Мы собираемся вместе, чтобы Господь Иисус смог проявить Себя в Своей Полноте. Когда это происходит, Тело созидается.

Важно отметить, что Христос может по-настоящему явить Себя, только если каждый член собрания добровольно делится тем, что Бог открыл ему о Себе. Иисус не может явить Себя в полноте через одного человека. Он настолько богат и многогранен, Его богатство непостижимо! (Еф 3:8).

Поэтому, если рука не выполняет свою роль на собрании, Христос не может проявить Себя в полноте. Так же, если глаз не может служить, Господь ограничен в Своем проявлении. И наоборот, когда каждый член Тела служит во время собрания, в этом виден Христос. Он собирается среди нас!

Возьмем, например, головоломку. Когда каждый ее кусочек правильно выложен по отношению к другим частям, головоломка собирается, мы видим и понимаем полную картину. То же самое происходит и с Христом и Его церковью.

Желание Бога являть Своего Благословенного Сына через наши сердца осуществляется, когда каждый член ekkiesia служит по-своему, когда каждый верующий являет какой-то аспект Христа, через свободное, но организованное проявлении духовных даров. Главная цель церковного собрания в том, чтобы воплотить невидимого Христа в видимом Теле!

Мы собираемся вместе, чтобы стать выражением Иисуса Христа на земле!

Служения с участием каждого не исключают планирования. Это не значит, что мы должны отказаться от всякого подобия формы и порядка. В 14 главе 1 Коринфянам Павел дает ряд общих указаний для того, чтобы собрания проходили организованно.

В понимании Павла нет противоречия между свободным участием каждого верующего в служении и организованностью, назиданием друг друга.

Богослов Роберт Бенкс так пишет об устройстве собраний ранней церкви:

«Дух господствует над дарами. Поэтому, дары в общине распределяются разнообразно, но стабильно, их проявление на служении происходит не запланировано, и все же организованно… Принимая во внимание некоторые принципы работы Духа:

равномерность, ясность, оценку, упорядоченность и служение в любви, Павел не видит необходимости в четких правилах проведения собраний… Поэтому он не заинтересован в том, чтобы создавать строгую литургию, иначе это ограничит свободу Божьего общения с церковью. У каждого собрания есть своя структура, но она формируется естественным образом, в зависимости от проявления даров» (Представление Павла об общине).

Что касается содержания собраний, их центром был Христос. Каждое сказанное слово проливало свет на Иисуса, каждая песня славила Его, каждая вознесенная молитва превозносила Его. Все элементы служения были обращены к Иисусу!

Ранние христиане не собирались, чтобы поговорить о теологии, они не вели праздных бесед о Ветхозаветной Писании. Единственной темой собраний ранних христиан был Иисус Христос. Каждый из них видел работу Иисуса в своей жизни в течение недели, а потом все они собира­лись вместе, чтобы возвещать о Нем друг другу.

По сути, собираясь в церкви, ранние христиане больше отдавали, чем получали. И они уж точно не приходили в церковь, чтобы получить что-то от группы религиозных служителей под названием «духовенство!». Христиане собирались, чтобы послужить своим братьям, являя им Христа. Они стремились назидать церковь (Рим 12:1-8; 1 Кор 14:26; Евр 10:24-25) и в результате это укреплялось Тело.

Вопрос Движущей Силы.

В обычной учрежденческой церкви служением движет религиозный механизм церковной «программы». Следовательно, если Святой Дух покинет такую церковь, его отсутствие останется незамеченным.

Программа будет продолжаться, как ни в чем ни бывало, прославление не изменится, песни будут исполняться в заранее предписанном порядке, прозвучит проповедь, все споют славословие. Церковь будет и дальше следовать программе, подобно Самсону, который «…не знал, что Господь отступил от него». (Суд 16:20).

Единственной движущей силой собрания ранней церкви, был Святой Дух. Ранние христиане обходились без литургии, программы и церемоний. Вместо этого, существование церкви и качество собраний полностью зависело от духовной жизни каждого отдельного члена.

Если жизнь церкви шла на спад, все чувствовали это на церковном собрании, леденящее молчание не могло остаться незамеченным. Более того, если бы Дух Божий навсегда оставил собрание, церковь бы полностью погибла.

Другими словами, жизнь ранней церкви зависела только от жизни Духа. Церковь не полагалась на запрограммированную систему, чтобы оставаться в движении.

Древняя скиния Моисея идеально отражает сегодняшнюю учрежденческую церковь.

Когда Божье присутствие покидало святой шатер, он становился лишь пустой красивой оболочкой. Грустно замечать, что даже после того, как Господня слава покидала скинию, люди продолжали приносить свои жертвы к пустому шатру (1 Пар 16:39-40; 2 Пар 1:3-5, Иер 7:12-14).

Современная учрежденческая церковь также спутала установление алтаря с поядающим огнем. Ей достаточно возлагать жертвы на алтарь; церковь больше не нуждается в небесном огне (разве что, для поднятия настроения!)

Трагедия учрежденческой церкви заключается в том, что она полагается на религиозную систему, созданную человеком и работающую по программе; систему, которая служит для того, чтобы подпирать структуру «церкви», когда Дух Божий не живет в ней. Эта покрытая мхом система противоречит самой идее о том, что, как только жизнь Духа оставляет собрание, оно перестает быть церковью в любом Библейском смысле, хотя внешне оно и может сохранять форму церкви.

Эту идею удачно резюмирует Джон У.Кеннеди:

«Как свидетельствует об этом история церкви, человек всегда пытается сохранить то, что Бог отвергает. Результат этого виден сегодня в огромном количестве деноминаций, многие из ко­торых — безжизненные памятники давно минувшей славы… Возможно ли, что, воздвигая «светильники» из кирпича и цемента, и поддерживая в них свет, даже после того, как огонь Духа погас, люди тем самым нарушили Божью волю?» (Тайна Его замысла).

Возражение духовенства.

Хотя Новый Завет говорит о том, что церковные собрания должны быть спонтанными, открытыми для участия каждого верующего, многие духовные служители в современных церквях не хотят принимать такой принцип собрания. Обычно, мысли служителей об этом звучат подобным образом: «Если я позволю своей церкви проявлять дары на открытом служении, оно превратится в полный хаос. У меня нет выбора: я должен контролировать служение, иначе люди выйдут из-под контроля!»

В этом возражении есть несколько серьезных упущений. В нем выражается явное непонимание Божьего учения о церкви. Во-первых, мнение о том, что служитель имеет власть «позволять» или «запрещать» своим братьям каким-то образом участвовать в служении, основано на искажен­ном понимании авторитета (более детально об этом говорится в моей книге «Кто твой лидер?»). Ни один человек не имеет права позволять или запрещать верующим проявлять данные им Богом духовные дары!

Во-вторых, предположение, что отсутствие контроля в служении приведет к хаосу — признак недоверия Святому Духу. Это также признак неуверенности в Божьем народе, что противоречит новозаветному учению (Рим 15:14, 2 Кор 2:3; 7:6; 8:22; Галл 5:10; 2 Фес 3:14; Флм 21; также Евр 6:9).

В третьих, мысль о том, что церковное служение превратится в шумный «балаган» это просто-напросто неправда. Если верующие знают, как стоит вести себя под Главенством Христа, то служение, открытое для участия каждого, становится удивительным событием.

Кстати, христиане не учатся этому, молча сидя на стульях и слушая проповеди каждое воскресенье. Как известно из документов первого столетия, верующих обучали служению странствующие наставники, которые потом покидали церковь и оставляли членов общины служить самостоятельно.

Возможно, собрания, открытые для участия каждого, не всегда такие правильные и чопорные, как служения в традиционной церкви, которые проводятся по (неписанной) программе пастора. Тем не менее, они являют полноту Христа в большей мере, нежели любая человеческая программа.

Могут быть случаи, когда чье-то служение не назидает общину. Это особенно свойственно церкви на ранней стадии развития. Тем не менее, не стоит ограничивать спонтанное служение. Если чье-то служение не назидает церковь, или становится навязчивым, такого человека нужно обучить. Поначалу эта ответственность возлагается на плечи основателей церкви. (Позже, ответственность передается старшим и более зрелым членам собрания).

Вспомните, что произошло, когда Павел столкнулся с огромными беспорядками в Коринфе. (Павел основал эту церковь). Он не закрыл церковь, и не ввел систему

обязанностей, литургию или строгий план служений. Во- как это объясняет Г.Х. Ланг:

«Когда ранние христиане собирались вместе, среди них не было явного лидера, и они не следовали предписанной программе. Двое или трое обращались к общине с

пророчествами; пение псалмов, молитвы и другие проявления духовных даров происходили спонтанно (1 Кор 14). Божий замысел такого служения подтверждается тем фактом, что, даже когда в церкви возникали беспорядки, собрание становилось

непристойным и не приносило плод (1 Кор 11,14), Павел ни в коем случае не предлагал заменить этот принцип служения другим. Он только дал основные принципы, которые помогут предупредить беспорядки в церкви и будут назидать общину. Форма поклонения оставалась прежней. Церковь действительно должна была пресекать гордыню и ложные разговоры (1 Тим 1:3, Тит 1:10-16); но в церкви не было законодательной или принудительной власти; авторитет старейшин основывался только на моральных принципах… Бог настолько ощутимо присутствовал в собрании Своим Духом, Он будто становился видимым. И Он на самом деле был видим взгляду верующего. Зная, что Сам Господь руководит служением, кто мог проявить непочтение и отобрать у Него это руководство? С другой стороны, возможность служить давалась не каждому. Свобода предоставлялась Святому Духу, чтобы Он исполнял Свою волю, а не Божьему народу для исполнения их воли… Все права в Божьем доме были вручены Божьему Сыну. Пост-апостольская церковь быстро отошла от этого принципа» (Божьи церкви).

По сути, склонность отвергать модель собраний ранней церкви свидетельствует о недоверии Святому Духу. Рендел Шортс пишет об этом еще деликатнее «Отходя от этого принципа [служения, открытые для участия каждого] мы не позволяем Богу работать и истощаем свои души. Кто-то может возразить: «Но если мы начнем применять этот принцип, не станут ли наши служения беспорядочными? В те времена церковь вел Святой Дух. Что если мы собьемся с пути, а наши собрания станут скучными, неплодотворными или даже не­пристойными, если ими никто не будет руководить?»

Разве это не прямое отрицание Святого Духа? Смеем ли мы отрицать, что Святой Дух и сегодня снисходит на христиан? Святой Дух действует сегодня так же, как и раньше… Не думайте, что на так называемом «открытом служе­нии» все собравшиеся предоставлены на милость одного не в меру говорливого служителя, кото­рый считает, что ему есть, что сказать и очень хочет поделиться этим, со всеми. «Открытое со­брание» открыто не для людей, а для Святого Духа. Некоторым приходится замолчать (Тит 1:10-24). Иногда их останавливает молитва, иногда — праведный упрек.,. Но давайте не будем забывать о Божьих принципах лишь потому, что мы не можем реализовать один из них» (Божьи церкви).

В 11 главе Чисел мы видим первый пример клерикализма в Библии. На двух старейшин Елдада и Модада снизошел Дух и они начали пророчествовать (26-27 ст). Один юноша услышав об этом, призывает Моисея «запретить им» это (28 ст.). Моисей упрекает его, отвечая, что лучше было бы всем в народе Господнем получить Духа и пророчествовать.

Желание Моисея сбылось в день Пятидесятницы (Деян 2:17-18), и продолжает исполняться сегодня (Деян 2:38-39, 1 Кор 14:1, 31). К сожалению, сегодня в церкви достаточно тех, кто хочет запретить современным Елдадам и Модадам служить в Божьем доме!

Нам нужно больше верующих, подобных Моисею, чтобы Отец получил, то, что принадлежит Ему по праву: Царство действующего священства, которое служит под главенством Его Сына!

Главенство и господство.

Библия различает Главенство и Господство. В Новом Завете Главенство Христа практически всегда подразумевает отношения Христа и Его Тела (Еф 1:22-23, 4:15, 5:23; Кол 1:18, 2:19), а Господство Христа почти всегда упоминается в контексте отношений Христа с конкретными людьми (Мф 7:21-22; Лк 6:46; Деян 16:31; Рим 10:9, 13; 1 Кор 6:17).

То, что для отдельного человека Господство, для церкви — Главенство. Главенство и Господство — две стороны одного и того же понятия. Главенство — это проявление Господства в общинной жизни Божьего народа.

Очень важно понять это различие, поскольку оно проливает свет на практику современной церкви. Слишком часто христианам знакомо Господство Христа, но они не знают ничего о Его Главенстве.

Христианин может искренне сделать Иисуса Господом своей жизни: исполнять то, что говорит Библия, усердно молиться, вести жертвенный образ жизни. И, тем не менее, он может ничего не знать о служении друг другу, о взаимном смирении или о свидетельстве в группе.

В конечном счете, подчиниться Главенству Иисуса значит следовать Его воле в жизни церкви. Это значит, познавать Божьи помыслы через служение друг другу, подчиняться Святому Духу через взаимное смирение и служение, коллективно возвещать о Христе через взаимное назидание и свидетельства.

Подчинение Главенству Христа воплощает в себе новозаветную истину о том, что Иисус не только Господь человеческой жизни, Он также Господин жизни церкви. Поразительно, что в Писании четко говорится о том, что, когда Главенство Христа будет установлено на земле и получит здесь конкретное воплощение, Он станет Главой всей вселенной (Кол 1:16-18).

Артур Валлис очень ясно пишет о неразрывной связи между Главенством и Господством Христа:

«Христос учил, что мы должны полностью посвятить себя Ему. Это значит отречься от себя, взять свой крест и следовать за Ним. Но Писание также четко говорит о том, что наше отношение к Иисусу отражается в нашем отношении к Его народу. Мы относимся к Телу так же, как мы относимся к Главе. Нельзя полностью посвятить себя Христу, и только наполовину — Его церкви» (Радикальный христианин).

В заключение

Напоследок, предлагаю несколько вопросов для размышления:

Возможно ли, что современные евангельские христиане принимают учение о священстве верующих только разумом, но не в состоянии практически применить его, находясь в едва заметной ловушке давних традиций? Отражают ли служения в современных церквях, организованные вокруг проповеди одного человека и вокруг поклонения профессиональной команды, тот принцип служений, который мы видим в Библии? Или современные служения противоречат Писанию? Почему принцип «открытого служения», который подходил ранним христианам, может быть неприменим с современной церкви?

И, наконец, отражает ли наша практика проведения служений Главенство Иисуса Христа или главенство человека?

Фрэнк Виола

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.