Римлянам 13:1-8

думаюМожет показаться, что Павел противоречит себе. С началом этой главы, Павел, будто бы начал говорить о каких-то внешних ребятах. Тогда как все время говорил об отношениях внутри общины. На самом деле, для понимания первых стихов 13-й главы важно, прежде, понять, что Павел, как и все люди, часто не говорят линейно. Иногда мы, прежде чем показать на какую-то мысль, как бы отходим в сторону, приводим какой-то отвлеченный пример, который призван стать иллюстрацией для нашей мысли. Именно так и нужно понимать следующие стихи. Итак, давайте разберемся с иллюстрацией, прежде, чем понять мысль апостола.

1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
(Рим.13:1)

Мы сразу сталкиваемся с трудностью. Здесь есть слово «высшим», что направляет нас на что-то очень высокое. Однако, давайте посмотрим на значение этого слова.

Высшим (5242): превосходить, превышать.

Древние:

  • Держать сверху – Гомер, Аристофан, Аристотель (держать что-либо над кем (чем)-либо), Гомер (простереть над кем(чем)-либо руку, то есть защитить кого(что)-либо), Эсхил (простереть (свою)мощь над городом, то есть спасти город);
  • Поднимать кверху – Аристотель и Палатинская Антология;
  • Подниматься, возвышаться – Эврипид (глаз, глядящий поверх щита), Платон (подниматься выше стены), Фукидид (торчать над поверхностью моря),  Геродот (все, что возвышается (над средним уровнем)), Фукидид (выступ), Ксенофонт (совершать фланговый охват противника),
  • Восходить – Гомер;
  • Превосходить, превышать – Эврипид, Ксенофонт, Платон (превосходить кого-либо чем (в чем)-либо), Аристотель (быть превзойденным (уступать) в чем-либо);
  • Брать верх, отличаться, выдаваться – Менандр, Эсхил (могущественные люди), Диоген Лаэртский (влиятельные лица).
  • Быть в состоянии вынести – Аристофан, Диодор (быть в состоянии выдержать что-либо).

Итак, мы часто, читая эти строки, понимаем под «высшими» властями каких-либо правителей, и даже с удивлением обнаруживаем, что во времена Павла у власти был Нерон.  Павел был казнен в 67 году от Рождества Спасителя. Это был 12-й год правления сумасбродного императора. Однако, как я обнаруживаю, здесь нет указания именно на «высшие» власти, в понимании самых верховных властей. Все, о чем здесь говорит апостол – это принцип, по которому каждая душа обязана повиноваться власти, стоящей выше нее. Не «высшей», то есть верховной, а высшей, то есть стоящей хотя бы на одну ступень выше. Власти, высшей чем сама душа, о которой говорит апостол.

Далее, само слово «власть», в греческом это «екзусиа». Экзусиа, это не столько власть, сколько право, разрешение и в этом смысле власть. Полная власть, государственная поддерживается еще и авторитетом (дунамис) карательных органов. Иначе говоря, если нужно сказать о полной власти, то должно быть два слова «екзусиа» и «дунамис». Вот эти два слова вместе и означают слово «власть» в русском языке. Например, Иисус, посылая учеников исцелять и воскрешать, дал ученикам не только «екзусиа», но и «дунамис». Не только право, но и «авторитет».

1 Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,
(Лук.9:1)

Я очень уважаю Карри Блейка, который замечательно учит об исцелении. Однако он либо не понимает, на что я очень надеюсь, или лукавит, когда говорит, что никакой силы (дунамис) Иисус не давал своим ученикам. В свое доказательство он приводит места писания, где либо нет слова «дунамис», либо оно относится к врагу. Вот эти два текста:

19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
(Лук.10:19)

Здесь действительно, не говорится о силе для учеников, но о власти наступать на силу вражью. Сила – дунамис.

7 И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.
(Мар.6:7)

Как мы видим, не все так просто. Лука, вопреки убеждению Карри, все же говорит о силе для апостолов. Но, как я уже сказал, сила «дунамис», это не сила в полном смысле, это авторитет. То есть сила авторитета, а не волны или лучи.

И апостол Павел, понимая полноту власти так же использует оба слова «дунамис» и «екзусиа», когда это необходимо:

24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
(1Кор.15:24)

Слово «начальство» здесь означает не столько начальника как власть, сколь начальника как должность. То есть, говоря, что Иисус упразднит всякое начальство, он говорит, что не будет ни званий ни должностей, как и самой власти, подавляющей кого-либо. А власть здесь обозначена двумя словами «екзусиа» и «дунамис» (власть и силу).

Вернусь к посланию Римлянам. Итак, апостол объявляет принцип жизни в этом мире, пока Иисус не упразднил всякую власть. Каждый человек, существо, ангел, бес, гусеница, муравей и т.д. должен, обязан, вынужден повиноваться кому-то или чему-то, стоящему выше него в правах. Это принцип! Это не повеление Павла, а лишь принцип, по которому существует этот мир. И Павел объявляет его именно потому, что все этот принцип знают. Все равно, что сказать про закон тяготения сегодня. То есть Павел обращает внимание христиан Рима на всем известный уклад жизни. Каждый кому-то повинуется. Так нужно. Давайте еще раз посмотрим на исследуемый текст.

1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
(Рим.13:1)

Итак, апостол указал на всем известный принцип. Второй принцип, известный всем в древности, кроме нас, современных и образованных, это то, что если и есть у кого-то какое-то превосходство, то это превосходство всегда от Бога.  Текст «ибо нет власти не от Бога» в греческом звучит, приблизительно, так: «Ведь не бывает власти, которая не от Бога». И такое прочтение наводит меня на понимание, что Павел взывает к чему-то очевидному. Своим «ведь» апостол как бы говорит: «вы же согласны с этим утверждением, не так ли?».  И снова, это не заповедь Павла, это совершенно очевидное понимание жизни для древних людей, времен жизни апостола.

Третья часть этого текста в греческом звучит так: «А те (власти) что от Бога, они и установлены». Если вы еще не заметили, прослеживается логическая цепочка, которую Павел строит, чтобы подвести читателя к пониманию чего-то важного. Давайте мы еще раз посмотрим на эту последовательность, хотя и не законченную еще.

Итак, вот очевидный факт. В этом мире каждый кому-то подчинен. Почему? Потому что так устроил Бог. А раз Бог так устроил, то это и работает. Понятна логика? Работает только то, что установлено Богом, и Он установил так, что каждый кому-то подчинен. Теперь, что дальше?

2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
(Рим.13:2)

Здесь перед словом «власти» стоит определенный артикль, по аналогии с английским, который говорит нам, что мы только что говорили именно об этой власти. А мы говорили о власти, которая является частью устройства Мира, по Божьему установлению. Итак, каждый, кто противится такой власти – он противится воле Божьей.

Итак, Богом установлено так, что каждый кому-то подчинен. Ученик учителю, сын отцу. Все время есть ведущий и ведомый.  В мире животных все так же, стая имеет вожака и т.д. Так установлено в этом мире и для животных. А сопротивление закону Божьему равносильно шагу с крыши. Ты можешь презирать закон тяготения, однако тебя будут отскребать от асфальта.

Теперь, все переводчики увидели здесь только указание на начальников или людей облеченных государственной властью. Видимо их смутило указание на меч в 4-м стихе, как и меня вначале. Однако мы увидим, что меч здесь указывает совсем на другое.

3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4 ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
(Рим.13:3,4)

Давайте разбираться подробнее. Третий стих начинается с определенного артикля (указание на то, что мы только что говорили об этом предмете). Если учесть этот артикль, то начало 3-го стиха надо было бы перевести так:

3 Ведь такие начальники не угроза для доброго дела, но для злого.
(Рим.13:3а)

Надеюсь, понятно о каких «таких» начальниках идет речь. Это те самые начальники, которые стоят над другим хотя бы на одну ступень выше. Это не обязательно царь и подданный, это учитель и ученик, дети и родители, матка в улье и пчелы, вожак стаи и, собственно, стая. Даже само слово «начальствующие» в греческом несет намек на важный смысл. В русском языке это хорошо видно. Так как слово происходит от «начала». То есть того, кто начинает. Начальник – это тот, кто ведет за собой, а не тот, кто командует.

Итак, те самые начальники, которые в разных местах и структурах могут быть разными, однако это те, кто стал такими по Божьему превосходству, они всегда на стороне доброго дела. Так вот. Что нужно, чтобы такой начальник похвалил? Что нужно, чтобы ученика похвалил учитель, сына отец, капитан футбольной команды нападающего, директор заместителя? Делать то, что нужно для, соответственно, освоения науки, для семьи, для результата в матче, для бизнеса. И все это в этом мире имеет ценность.

Я должен напомнить, что это еще не наставление Павла. Он лишь рисует обычную ситуацию известную из жизни каждому. Здесь пока не звучит информация о Божьем Духе или о духовности. Это совершенно ординарные ситуации. И все прекрасно знают, что нужно, чтобы не бояться начальника и получать от него похвалу. Теперь продолжаем четвертым стихом.

4 ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
(Рим.13:4)

Как мы видим, кто-то из переписчиков хотел как лучше и добавил слово «начальник». И это «зло» сделано, как думаю, из лучших побуждений. Однако Павел не ставил здесь этого слова, так что и мы его пропустим. Правда, сильно это не  повлияет на значение текста. Вот как звучит греческий текст:

4 Ведь он является слугой Бога тебе на такое добро. Если же такое зло будешь творить, бойся; ведь не напрасно этот меч носит; ведь есть Божий слуга, карающий гневом того, кто делает зло.

Итак, Бог так устроил обычный мир, что над каждым есть кто-то или что-то, кто ведет к добру, наставляет в добре и заботится об исполнении добра. Бог каждого сделал в этом деле слугой другому.  Но вот что интересно. Судя по греческому тексту, не этот слуга будет тебя наказывать. Смотрите внимательно. Во втором предложении 4-го стиха Павел предупреждает, что очень опасно творить зло. Почему? Потому что этот слуга Божий, который поставлен тебе для добра, не зря «этот меч носит». И закавыка здесь вот в чем. Этот добрый слуга не носит реального металлического меча. Он носит «ЭТОТ» меч. Что еще за «ЭТОТ» меч? Меч – это символ власти. Так вот, «ЭТОТ» меч, это власть над тобой. То есть учитель носит меч, т.е. власть учителя. Мама носит меч, то есть власть мамы над дочерью. У Иисуса в откровении тоже есть меч. И этот меч исходит из Его уст. Он судит словом. Он учит и наставляет словом, исходящим из Его уст. Точно так же и здесь. Это не о полиции, не об охранниках. Это невидимый меч, который проявляется в превосходстве в добре. Родители имеют меч превосходства над детьми.

Так вот, этот Божий слуга не напрасно стоит над тобой. Если ты будешь пренебрегать наставлениями доброго слуги, то дальше что-то может произойти. И намек на это Павел дает в следующих словах: «Ведь есть Божий слуга, карающий гневом того, кто делает зло». Судя по тексту, это не тот же самый слуга. Это не папа или мама и даже не учитель. Но есть некий другой Божий слуга, обязанностью которого является кара. Этакие силовики, которые приходят с гневом к тому, кто противится Божьей воле. Помните такого силовика в дни исхода? Он пришел и уничтожил всех первенцев. Так вот, Павел и говорит, что для каждой ситуации найдется такой Божий слуга. Теперь, подумайте, если кто-то стоит над вами, чтобы привести вас к добру, или, хотя бы, сохранить вас в добре, то ему надо чем-то воздавать. Он ведь трудится, тратит силы и время. И в таком случае, например, воздаянием может оказаться послушание. Для многих этого достаточно. Например, маме с папой не нужно зарплаты. Все, чего они хотят от детей – послушания.

5 И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести.
(Рим.13:5)

То есть, это справедливо, воздавать учителю хорошими оценками, тренеру внимательным исполнением его указаний, директору, его приказов. И это еще не учение. Все это, пока что, иллюстрации к тому, что будет сказано чуть позже. И вот завершающий штрих иллюстрации, прежде чем высказать главную мысль.

6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
(Рим.13:6)

Итак, если говорить о государственных делах, то налоги, такая же справедливая вещь, как послушание родителям или учителю. Так вот, ради чего же Павел столько времени рассуждал о наставниках и воздаянии?

Давайте вспомним, о чем вообще шла речь? В Римской церкви развал и разброд. Каждый думает о себе. При этом евреи унижают язычников, а те, евреев. Никакого намека на братскую любовь. И Павел тратит массу времени, чтобы убедить их в том, что все они единокровные братья. И стали такими через кровь Христову. Если кто и творит зло, то это зло необходимо побеждать добром. Если же это враг Христов, то делай добро вопреки злу, злу назло.

Теперь, если кто-то что-то от вас ожидает. Например, родители благодарности или старший брат внимания, начальник исполнения приказа или Нерон податей, то вот способ побеждать зло. Отдай, чего он требует. И это будет справедливо.

7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
(Рим.13:7,8)

Пусть зло не будет иметь возможности обвинить тебя в чем-либо. И тогда зло окажется безоружным. Единственный долг, который пусть всегда будет в нашем сознании, как не отданный и постоянно требующий отдачи – это любовь. Кстати, слова «взаимной» в тексте нет. Там есть слова «друг к другу». То есть, текст звучит так: «кроме любви друг к другу».

Итак, отдав все долги, останется только одно – любовь. И продолжая проявлять любовь друг к другу мы делаем самое важное – исполняем Закон. И здесь Павел вновь возвращает нас к началу послания. Он напоминает о конфликте между христианами из евреев и язычников. Указывая, что единственное, что нужно – это не буквальное исполнение Закона, а любовь. Потому что благодать изливается не на исполняющего Закон, а на любящего, независимо от того, как он исполняет букву. Даже если у него все пункты по Закону будут нарушены, Бог все равно посмотрит на любовь. И если это есть, благодать будет излита. Именно любовь Бог воспринимает, как исполнение Закона. Вот и получается, что Закон больше не нужен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.