Римлянам 11:1-12

думаюПавел уже несколько раз повторял, что он не нападает на евреев, наоборот, его цель спасти, передать им истину, вразумить, подать руку помощи. Но величина его личного горя по отношению к любимому им народу так велика, что он не может писать без гнева на отдельные личности.  И, все же, все это послание продиктовано именно любовью, даже гнев Павла исходит из нее. Однако, невнимательный читатель может решить, читая слова Павла, а заодно и мои размышления по этому поводу, что Бог отверг евреев. Я даже слышал учение, которое гласит, что сегодня вход евреям закрыт ради язычников, а потом, когда все, кто мог из язычников войдет, закроется вход язычникам, и откроется евреям. Это учение имеет под собой основанием это послание, и, даже, отчасти его цитирует. Только цитирует его не совсем верно. Но, мы дойдем до этого. Главное понять, что во всех этих взглядах есть некая недопонятость.  Итак, читаем дальше.

1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
(Рим.11:1)

Как мы видим, первый стих начинается со слова «итак», что тесно связывает следующие слова с предыдущими утверждениями. Дело в том, что в прошлой части мы читали не самые лестные указания на поведение евреев. Они отвергли Иисуса, они пренебрегли Богом и т.д. и т.п. Так что, вопрос не праздный. Так какой же ответ Павел дает на свой же риторический вопрос? Ответ прост и лаконичен: «Никак». То есть «ничуть ни бывало», или «ни в коем случае».  Оригинальный текст, конечно, звучит немного иначе, но смысл тот же: «Да не будет этого». То есть «не аминь». И в качестве первого доказательства, а точнее опровержения того, что евреи отвергнуты, апостол приводит себя!

Действительно. Если бы Бог отверг евреев, то Павел не смог бы стать апостолом! Но именно еврей Павел пишет это послание и вразумляет евреев и язычников Рима. Итак, апостол – неопровержимое доказательство того, что Бог не закрывал никаких врат для евреев. И вот его пояснение:

2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в [повествовании об] Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
(Рим.11:2-5)

Так во втором стихе мы читаем прямое утверждение о том, что Бог не отталкивал евреев от себя. Но что же тогда приключилось? И тут апостол отводит нас к писанию об Илие. Давайте и мы вспомним, что там было.

Илия – гневный пророк, низводящий огонь с неба и уничтожающий толпы народа. Появился на арене в самые тяжелые времена, когда пророки были подкуплены Иезавелью и пророчествовали то, что ей было нужно. Когда грех стар нормой. Это было время, когда Бог был в гневе. И вот, благодаря стараниям Илии ситуация меняется, и народ обращается к Богу. Бог меняет гнев на милость. Но Илия не смог распознать этого изменения и перестал понимать, что происходит. И вот, совсем потерявшись, он оказывается в депрессии. В этом состоянии он обращается к Богу и «плачется ему», сетуя на то, что, как он видит, нет никого из Божьих пророков, кроме него. Да и его ищут. Иначе говоря, все, что он видит – это полный развал и крушение. Буквально НИКОГО нет, ВСЕХ убили, ВСЕ жертвенники разрушены. И вот, что отвечает Бог. Оказывается, Илия страдает близорукостью. Ничего не видит дальше своего носа. Его окружают не десять, не сто, не тысяча, а семь тысяч верных Богу  людей. А ведь это пророк! Как мы видим, и великие пророки могут ошибаться.

И вот Павел, указав на Илию, говорит, что точно так же обстоит дело и с евреями. Кажется, что все предали Бога, все отвергли Иисуса, все разрушено! Однако это не так. Это наша близорукость. Есть некий остаток. И, судя по истории с Илией, не малый.

Следующий момент, на который Павел обращает внимание, это то, что мы можем сделать неверные выводы из истории с Илией. Ведь Бог сказал, что Он сохранил 7 000 человек «которые не преклонили колени пред Валаамом». Иначе говоря, вывод напрашивается такой. Это люди, которые заслужили, так как ясно сказано «не преклонили колени». Это остаток по делам. Однако Павел, говоря о нашем времени указывает на нечто иное:

6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
(Рим.11:6)

Принцип простой. Если благодать, то не по делам, и наоборот. Если по делам, то не благодать. Просто? Среднего не дано. Либо, либо. Да, кстати, текста «» если не поделам, то это уже не благодать», в греческом нет.  И если при Илии те люди, как можно подумать, заслужили, то в отношении Христиан, никаких заслуг. Чистая благодать. Он так решил, не смотря на поступки.

7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
(Рим.11:7,8)

Именно евреи должны были первыми понять, что Закон исполнить невозможно. Именно они должны были первыми обратиться к Богу с просьбой о милости. Однако, вместо этого, прекрасно понимая невозможность исполнения Торы своими силами, все больше требовали друг от друга ее буквального выполнения.  И ответ на вопрос, почему прост. По той же причине, почему человек съел плод с древа познания добра и зла. По той же причине, почему строилась Вавилонская башня. Человек упорно хочет все сделать сам. Человек ищет славы себе. Все его старания направлены на одно, доказать, что он что-то значит сам по себе, без Бога. Человек – звучит гордо! Поэтому всегда и везде человек хвалится своими достижениями, соревнуется в своих достижениях, доказывает свое превосходство. Человеку совсем не интересна благодать. Потому что благодать уничтожает то, чем можно хвалиться. Вот в чем вся проблема человека. Так вот, глядя через эти эгоистические очки, человек слепнет, перестает видеть правду. И в ответ на такое поведение евреев Бог не просто оставил их в этом положении, но и дал духа, который «усыпляет». То есть сдерживает мыслительный процесс, чтобы не могли понять. И в результате, то, что любой человек понимает свободно, евреи, даже усиленно напрягаясь, понять не в состоянии. Это касается благодати. Кстати об этом и Господь говорил:

29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
(Матф.25:29)

Он уже предлагал им дар, но они захотели все сами. И теперь, они даже если захотят, будут смотреть и не увидят. Но, как Павел сказал в 7-м стихе, некоторые люди, избранные, получили.  А «избранные», значит не заслуженные. То есть Бог по своей собственной воле выбрал себе эту группу. Почему? Здесь Павел не поясняет. Потому что цель его наставления – не причины, а благодать, которая имеет такое свойство, делать то, что хочется. Миловать тех, кого Он Сам хочет миловать, а не тех, кто заслуживает. Потому что заслуги – это дела, а если дела, то не благодать. Итак, Израиль теперь состоит из 2х категорий людей. Избранные, т.е. те, которых Бог решил одарить своей благодатью без заслуг и остальные, которым Бог не захотел являть свою милость.

9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
(Рим.11:9,10)

Здесь апостол вновь дает цитату. Но, как уже мы должны уяснить, не полную, а лишь намек, полагаясь на то, что каждый еврей знает, о чем идет речь. Нам же нужно посмотреть внимательнее. Вот этот текст.

Мы не знаем сегодня, по какой причине Давид сочиняет этот псалом. Ясно лишь одно. Причиной стало одно из его злоключений, когда он, Давид, вступился за имя Божье, а все вокруг увидели в этом какую-то корысть и расчет. И по этой причине гонят его, унижают, бесчестят. И, судя по тексту псалма, он уже захлебывается в этих бедах (водах), в этой несправедливости к нему. Он взывает к Богу, опираясь на то, что все проблемы у него только из-за того, что Давид защищал имя Божье. Он даже утверждает, что на него, на Давида, падают злословия, которые, на самом деле, предназначались Богу. То есть люди, обозленные на Бога, отыгрываются на Давиде. Давид опозорен, о нем сочиняют постыдные песни и разносят сплетни.

И вот Давид, не ясно он уже царь или еще нет, взывает к Богу с просьбой о милости. И в своей молитве о благодати, он даже начинает пророчествовать. Так часто бывает. Я не думаю, что Давид понял это. Это стало ясно только с приходом Иисуса.

И вот в этой горечи и боли, в этом унижении и полной безнадеге, Давид выкрикивает свою боль следующим образом:

21 Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, — утешителей, но не нахожу.
22 И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом.
23 Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их — западнею;
24 да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда;
(Пс.68:21-24)

Вот о чем говорит Павел. Это не сухой отказ от одних евреев и принятие других. Это отказ от тех, кто принес Его Сыну те же страдания, кто дал Ему желчь и напоил Его уксусом своих суждений, презрения и отвержения. И вот что требует справедливость:

23 Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их — западнею;
24 да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда;
(Пс.68:23,24)

И этот вопль кричит громче, чем может покрыть Его благодать. И это не имеет никакого отношения к Закону. Этот гнев не от нарушения Закона, но от презрения любви Божьей. И вот что я понимаю. Если бы речь шла только о Законе, то Бог для этого все сделал. Иисус победил дьявола в пустыне и на кресте. Люди распяли Сына Божьего, излив на Него свой гнев к Богу. Бог воскресил Сына, чтобы снять с людей вину. И теперь, когда нет ни Закона, ни беззакония, остались ТОЛЬКО ОТНОШЕНИЯ. И вот в этих отношениях и заключена слепота евреев. Это не Закон отвергает Иисуса, это человек отвергает Его. Это человек унижает Сына Божьего и дает ему желчь (злобу, злорадство, ненависть), и поит Его уксусом (ехидством и пренебрежением). И эти люди именно евреи, которые прикрываются Законом, при этом совершенно его не исполняющие. Вот вам и причина Божьего гнева.

11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы [совсем] пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
(Рим.11:11,12)

Теперь возникает следующий вопрос. Мы уже согласились, что есть некий остаток (хотя он и не малый). А как же с остальными? Неужели теперь все остальные должны погибнуть безвозвратно? И вновь Павел говорит свое «Да не будет». И вот особенный Божий подход, который, на самом деле всем нам должен быть очень знаком, так как это очень даже по-человечески.

Ревность! Вот то оружие, которое теперь пущено в ход. А именно, Бог не хочет погубить всех остальных евреев, но, если они не хотят понимать «по-хорошему», то начнут понимать от ревности. А как заставить из ревновать? Очень просто! Избрать себе других. Что произойдет с человеком, допустим с юношей, если его подруга обратит свой взор на другого? Он начнет ревновать. Но это участь тех, кто не ценил того, что имел! Ты же не ценил! Ты же не обращал внимания! Ты же пренебрегал! Так что же теперь? А теперь ты не можешь допустить, что «твоя любовь ушла к другому»? Но ведь именно ты сам, своими руками выгнал ее и вбросил в руки соперника! Что же теперь? Теперь ревность. Теперь «я и спать не могу, я и жр…» ну вы знаете. Так вот что получается!

Кроме того, что все согрешили и все лишены славы Божьей, то есть и евреи и не евреи. А потому теперь все сравнялись. Кроме этого, сами евреи своим поведением, как бы, вынудили Бога найти новый Свой народ там, где Его народа никогда не было! Так что же теперь удивляетесь, друзья евреи, что Бог обратился со своей благодатью к овцам другого двора? Он, правда и без этого мог спокойно обратиться к язычникам, но сделал это ТОЛЬКО после того, как Его народ ответил Ему пренебрежением.

Но, внимание!!! Если это сделано для того, чтобы зажечь в них ревность, значит это сделано затем, чтобы однажды вновь принять их в свои объятия. Ведь как бы они себя не вели, как бы не нарушали Закон, они все же, остаются Его народом. Ведь именно так мы обращаемся со своими детьми. Как бы не пренебрегали нами наши дети, они все равно остаются НАШИМИ детьми. Да, они могут приносить много горя, но это НАШИ дети. Итак, при всем гневе к евреям, Бог никогда не перестает их любить. Вот и Павел точно так же, гневается на евреев жутко, но только потому, что это и его народ и он, апостол, тоже их очень любит. Как сказал сам апостол, он сам рад быть отлученным ради них.

А теперь давайте следующий вопрос. Итак, у Бога есть дети – евреи. Одни евреи стали апостолами, другие пренебрегли благодатью. Бог излил на них грев, ответив шагом, который должен вызвать ревность. Он обратился со своей благодатью к язычникам. Теперь в Его семью вошли новые люди с разных концов мира. Итак, как мы понимаем, в Его семье теперь есть дети – евреи, которые стали апостолами, дети – не евреи, которые стали апостолами и дети – евреи, которые пренебрегли благодатью. Итак вопрос. Если эти дети, которые пренебрегли, вернутся, разве это будет плохо для первых и вторых? Ведь теперь они все братья, то есть дети одного Отца! Это может кому-то не нравиться, но это так!

И последний вопрос. Если имея детей евреев и не евреев, Бог радуется, то имея детей евреев, отвергающих Отца, Бог скорбит. Что получается? Радость Бога не полная! А теперь, братья, скажите. Если наш с вами Отец не может радоваться в полной мере, сказывается ли на всех братьях такое положение вещей? Безусловно. В таком случае, чего же нам нужно? Нам нужно, чтобы Отец был счастлив. Что для этого нужно? Нужно, чтобы ВСЕ его дети были с Отцом, чтобы все приняли благодать в Иисусе. Вот решение вопроса! И что тогда? Тогда для всех будет радость во всей полноте  и без всякого недостатка.

12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
(Рим.11:12)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.