Римлянам 2:12-24

думаюПродолжаем рассмотрение послания Павла Римской церкви. Давайте повторим, что мы уже обнаружили. Первое, Павел очень торопится, как максимум, оказаться в церкви и исправить ситуацию с разделением между христианами из евреев и язычников. Ситуация на столько взрывоопасна, что, если бы Павел жил в наше время, то он бросил бы все и уже через пару тройку часов был на месте, благодаря современным средствам передвижения. Но в те времена это было настоящее длительное путешествие. И потому, что  у апостола не было возможности быстро добраться до Рима, он посылает им письмо с оказией.

Положение с учением в Риме в таком состоянии, что Павел, фактически, называет их неспасенными, теми, кому нужно благовествование. Это те, чья дурная слава стала приносить делу Христа много проблем. И Павел решается говорить с ними как с обычными грешниками, открывая им самые азы евангелия.

Его речь жёсткая и полна гнева. Он даже пророчествует о последствиях, которые мы сегодня видим через 2 тысячи лет. И в наших современных проблемах апостол в то время обвинял Римских христиан. Он их называет «не покоряющимися истине», «подавляющими истину неправдой». Вопреки мнению, что самая плотская церковь из тех, кому писал Павел, была Коринфская, Римская оказывается в худшем положении. Если церковь в Коринфе была плотская, т.е. в младенческом состоянии, то в Риме, буквально мертвой и противящейся Божьей воле. А это уже граничит с положением антихристов. И мы закончили на том, что Павел преподает им глубочайшую теологию. Тот, кто творит добро – получит жизнь, кто зло – гнев. И все это вокруг двух лагерей, спорящих друг с другом и судящих друг друга, евреев и греков (еллинов). И последние слова апостола ставят и тех и других вровень. Он показал, что еврей ты или грек, получаешь соответственно делам. И развивает эту мысль так:

12 Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся
13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
(Рим.2:12-14)

Итак, перед нами два лагеря внутри одной церкви. И Павел, начиная с азов преподает им Евангелие. Итак, судя по Евангелию Павла, воздаяние не зависит от национальности. И в 12-м стихе, он это повторяет и подтверждает, говоря, что, как евреи, так и греки, если грешат, осуждаются, буквально «приговариваются».  Некоторые пытаются здесь найти оправдание для евреев, мол, видите, Павел сказал, что те, кто вне закона, «погибнут», а те, кто под законом только «осудятся». Создается впечатление, что «осуждение», это не обязательно гибель. Но мы знаем закон контекста, по которому в одном послании не может быть более одной мысли. Все остальные, отдельные мысли, как мы их воспринимаем, на самом деле не отдельные, а тесно связаны с главной и служат для ее понимания.

Так вот, с самого начала мы встретились с «судами» Божьими, которые изначально были связаны именно с гибелью, гневом, наказанием. И сохраняя ту же мысль, Павел использует то же слово «осудятся». То есть, в данном конкретном послании слова «гибель» и «осудятся» равнозначны.

Тем более, что в 13-м стихе именно об этом Павел и говорит. Именно это и поясняет. Он говорит, что перед Богом «праведны» не те, кто слушает закон, а те, кто его исполняет. Здесь Павел повторяет слова Иисуса, которые Учитель вкладывал в уши апостолов.

21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
27 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
(Матф.7:21-27)

50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
(Матф.12:50)

И с четырнадцатого стиха Павел даже встает на защиту язычников, говоря, что даже язычники могут исполнять волю Бога, когда, не имея истинного закона, поступают правильно по наитию, по сердцу. И тогда, то, что они делают – угодно Богу. Павел здесь не говорит, что язычники спасены, потому что иногда делают добро, но показывает, что даже те, кто не знает закона, способны его исполнять.

15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
(Рим.2:15)

В прочем, переводчики замечательно подметили то, что эти три стиха (13-15), являются не главными, а поясняющими мысль. А сама мысль заключается в 12-м и 16-м стихах. Именно эти два стиха разбиты поясняющей мыслью. Так что, чтобы увидеть одно целое, объединим эти два стиха, и посмотрим, что у нас получится.

12. Все те, кто вне закона согрешили, вне закона и погибнут; а кто внутри закона согрешил через закон осудятся,
16. в день, когда Бог судит тайны людей через Христа Иисуса в соответствии с моим благовестием.
(Рим.2:12,16)

То есть эта беда достигнет «безбожников» тогда, когда чаша терпения Божьего исполнится. А пока еще у многих есть шанс. Бог своим «медлением» дает возможность, время для принятия правильного решения.

Обратите внимание на то, что «Бог судит тайны людей» в полном соответствии с тем, что проповедует Павел. И прямо сейчас, в своем послании он это благовестие им передает. А это означает, что Бог будет судить людей именно так, как об этом пишет апостол. И второе – «судить тайны людей» Бог будет только (!) через Христа Иисуса. Что это значит? А это значит в данном послании не то, что осуждаемые получат оправдание кровью, а то, что отвергнувшие Христа получат гнева больше, чем кто-либо другой за всю историю Земли. Такое рассуждение идет именно от того, что тон Павла еще не менялся, он все еще излагает свой гнев, который наполнен гневом Божьим.

Павел понимает, что далеко не все согласятся с ним, и, поэтому, дает простое пояснение. В котором обращается к читающим, как к собеседнику, в единственном числе. Такое обращение выбрано специально, чтобы достать до самой глубины сердца. Одно дело слушать наставление для всех, другое, когда говорят именно тебе.

17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю [Его], и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
(Рим.2:17-24)

Мало того, в данной тираде Павел обращается к лагерю евреев. По сути, мы уже начинаем читать его теологию. Он уже излил весь свой гнев, теперь начинает вразумлять, исправлять, наставлять на истинный путь.

Итак, Павел говорит еврею:

— Вот ты еврей, ты считаешь себя Иудеем, то есть принадлежащим Божьему народу. Перед другими народами ты ходишь гордо, осознавая себя особенным. Потому что такого Бога как у тебя больше ни у одного народа нет. У тебя есть закон, а у греков, например, нету. Иначе говоря, все секреты бытия в твоих руках. Тебе, как Божьему народу вручены священные тексты. И никто больше не имеет на них таких прав, как ты. Тебя с самого детства обучали Закону (читай священным Писаниям). Ты все знаешь чуть ли ни наизусть. Подними тебя среди ночи и спроси что-то по Торе, ты, не задумываясь, ответишь. Ты знаешь все имена Божьих людей, можешь часами рассказывать истории о Боге и Его народе. Никто не может тебе сказать, что ты не знаешь Писания. Да, ты все знаешь. И поэтому всегда готов «вразумить» любого. Ты на голову выше всех. Ты проповедник истины. Ты готов спасать кого угодно, потому что именно у тебя в руках все ответы из Писания. И текст Писания не отходит от твоих глаз, и ты «поучаешься в нем день и ночь». Теперь все вокруг, кто не знает Писания, для тебя – слепцы. Но ты готов их вести. Теперь все, в отличии от тебя, во тьме. И именно ты – свет для них. Все, кто не знает Писания, для тебя – невежды, и ты готов их наставлять. Все, кто только прикоснулся к текстам, для тебя младенцы, потому что ты же в них находишься всю жизнь. Для тебя Закон (Писания) – это настоящее знание и мерило всего.

Думаю, почти все из выше сказанного с легкостью можно отнести к современным христианам. Однако оставим наше время и вернемся к Павлу. Итак, все перечисленное – правда. Именно так и думали о себе многие евреи, проживающие в Риме. И в своем надмении отделали себя от молодых христиан из язычников.  Но чуть выше Павел уже показал, что перед Богом праведен не тот, кто имеет в руках что-то, и не тот, кто знает наизусть всю Тору, а тот, кто исполняет Волю Божью. Поэтому тут же Павел спрашивает(с 21-го стиха):

— как же ты, такой грамотный и во всем разбирающийся, такой благословенный и умный, для себя самого не нашел никакого наставления? Почему же ты не наставляешь себя? Почему же ты не прозреваешь и остаешься во тьме, за всю жизнь так и не поднявшийся в росте даже до младенца?

И дальше он просто и жестко объявляет им свое обвинение:

22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
(Рим.2:22-24)

Итак, Павел не стесняется в словах. Он не гладит по головке, а бьет точно в глаз. Совершенно без смущения называет Римских евреев ворами, прелюбодеями и идолопоклонниками. По сути, не имеет значения, воровали ли они как обычные воры или тем, что унижая истину, лишали христиан Христова Слова. Павел считает их ворами. Не имеет, так же, значения, изменяли ли они своим женам и мужьям физически или их «прелюбодеяние» — это служение другим богам, по мнению Павла они все – прелюбодеи.

Слово «святотатствуешь» (2416): грабить храм, святотатственно ограбить, святотатствовать, кощунствовать;

Древние:

  • Грабить храмы – Аристотель, Платон, Аристофан, Плутарх;
  • Святотатственно ограблять – Полибий;
  • Похищать из храмов, уносить из святилищ – Демосфен;
  • Святотатствовать, кощунствовать – Плутарх;

Так вот, даже не важно, грабили ли христиане Рима языческие капища, но то, что они лишали святости и почтения  учение Христа – это точно.

И получается, что с одной стороны, все вроде бы правильно. И ты действительно поклонник Бога и кричишь: «Да святится Имя Твое!». Но на самом деле – ты это Имя позоришь, унижаешь, лишаешь славы.

24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
(Рим.2:24)

Вот та самая «слава» о вере Римлян, о которой говорил апостол в первой главе. Римляне стали Христовым позором, Его бесславием.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.