Римлянам 2:1-11

думаюПавел, как бы, не касаясь самих Римлян, говорит о неких людях, которые подавляют правду Божью ложью. Или, как написано в исходном тексте, удерживают истину в унижении. После чего звучит его описание пути таких людей. И все бы ничего, но сразу, после описания духовной логики событий, его тон меняется. И он говорит следующее.

1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же.
(Рим.2:1)

Здесь нужно обратить внимание, как минимум, на три слова: итак, неизвинителен и судящий. Оба эти слова связывают этот стих с предыдущей темой.

Первое слово «итак», говорит ясно, что текст второй главы – прямое продолжение первой.

Второе слово «неизвинителен» (анапалогетос) связывает нас со стихом номер 20. Дело в том, что это редкое слово, используемое здесь апостолом, в 20м стихе переведено как «безответны». Но именно потому, что это слово не обычное, именно оно является одной из связей или намеков на то, что текст первого стиха второй главы, связан с мыслью, озвученной в 20м стихе и стихах связанных с ним.

Третье слово «суд», встречающийся в этом (1м) стихе 5 (!) раз. Он тесно связан с той же мыслью, озвученной в 17-м стихе. Здесь немного сложнее. Дело в том, что слово «дикайосуне» в первой главе означает не только «праведность» или «правда», как переведено в синодальном переводе, но и как «правосудие». Именно так, например, использует это слово Платон. Во второй главе Павел использует другое слово, но смысл тот же самый. Если в первой главе говорится о Божьем «правосудии», то во второй главе о «суде» (совсем не о правосудии). И здесь связь как раз в противопоставлении Божьего правосудия (праведности) человеческому суду.

Итак, зачем мы все это рассматриваем? Давайте попробуем разобраться. Павел говорит, что для него нет ничего постыдного в благовествовании, потому что Божья сила (дунамис) для покаяния людей действительно существует и действует. И именно в этом благовестии открывается то, что Павел называет Божьим правосудием. И Его правосудие заключается в том, что ни один человек не сможет оправдаться перед Богом без веры. И если человек удерживает истину в пренебрежении, то праведность Божья проявляется в том, что на него изливается гнев правосудия Творца. Такой человек не имеет прощения, он «неизвинителен».

И вот, вторая глава начинается с того, что Павел меняет обращение с «человека», на «ты».  Говоря «человек», Павел заставил Римлян прочесть его пророчество, а, сказав «ты», ставит Римлян перед фактом, что все сказанное относится именно к ним. И все, что было до этого сказано, полностью справедливо в отношении к христианам столицы.

Получается, что именно Римлян Павел обвиняет в «пренебрежении истиной», или «удержании истины в унижении».  Поэтому в одном предложении пять раз звучит слово «суд». И, судя по всему, подавление истины неправдой, с точки зрения Павла – это осуждение другого человека.

То, что Павел только один раз использует слово «другого», говорит о том, что главный его акцент не на «другом», а на «суде». Именно суд человека объявлен Павлом унижением истины.

1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же.
(Рим.2:1)

О каком именно суде идет речь? В самом начале нашего разбора послания, мы говорили о главной проблеме Римской церкви. Церковь разделилась на 2 лагеря. Христиане из евреев и христиане из язычников. Оба лагеря возносили свой лагерь и осуждали другой. И в результате их суда, греки решили, что евреи менее достойны благодати, чем греки, потому что распяли Спасителя. А евреи считали недостойными язычников, потому что не обрезаны. Это далеко не все претензии. Но здесь, главное, понять суть судов. И в этом своем споре и те и другие пренебрегли истиной и унизили ее. Они поставили свое суждение выше заповедей Господних. И, если вспомнить первую главу, то на такие дела изливается гнев Божий. И для этих людей нет никакого оправдания (!).

Как так получается, ведь они уже христиане? Они же уже покаялись и приняли Христа, как собственного спасителя!  Наверное, Павел не знает, что спасение невозможно потерять. Павел не учился в наших теологических учебных заведениях. Наверное, он не знает, что, раз они верят Христу, то уже спасены, а все остальное не имеет значения, поэтому и написал, что они «неизвинительны». Думаю, это не он безграмотный, а мы придумали себе сказку и думаем, что спасены, даже когда поступаем еще хуже, чем Римляне. И не только Павел, но и все христиане времен Павла. Обратите внимание на слово «мы» в следующем стихе.

2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие [дела].
(Рим.2:2)

Мы обычно говорим о суде, цитируя Иисуса: «Не судите и не судимы будете». И здесь мы как-то мягко обходим этот вопрос, воспринимая его только воспитательным. Мол, не хорошо, ай-ай-ай, христиане, не ругайтесь, не судите, а то получите по пятой точке. Но судя по посланию Павла, речь не идет о воспитании, речь идет о катастрофе, которая в результате обращается в победу секс-меньшинств на планете с одной стороны, и полной дисквалификации имени Христа с другой.

3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие [дела] и (сам) делая то же?
4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
(Рим.2:3,4)

Вот это обращение Павла «ты, человек», звучит как оскорбление. Дело в том, что Павел не обращается так к тем, кто на правильном пути. Всех христиан он называет просто – святые. Иисус, говоря с Петром, назвал его сатаной, только потому, что тот думал как человек. В этом же послании Павел прямо говорит, что «всякий человек лжив». Говоря человек, он указывает на плотскую природу, на человека подчиненного плоти, царя в рабстве сатаны. Даже Иисус использовал это слово, указывая на человеческую природу. Если Иисус говорит Сын Человеческий, значит, указывает именно на то, что он это делает как обычный человек, если Сын Божий, то, как Бог. И Павел этот прием использует очень широко. Но, это мы увидим в свое время.

Итак, Павел спрашивает Римлян, обращаясь к ним как к обычным грешникам: «Неужели ты, обычный грешник, отвергший Христово спасение, думаешь, что сможешь каким-то образом избежать Божьего наказания, тогда как не только сам делаешь человеческие дела (читай дела сатаны), но и других за это осуждаешь?». А если точнее, речь идет об унижении истины.

Апостол продолжает смотреть на Римлян как на неспасенных грешников, при этом думающих, что что-то знают и умеют. И его обвинение к ним в том, что они обнаглели в своих суждениях до такой степени, что можно подумать, будто они уже дошли до пренебрежения Божьей благостью, наплевали на Божье терпение, и решили, что воздержанность Бога от излияния гнева указывает на их правоту. Тогда как на самом деле выжидание Бога лишь дает время им для покаяния.  И если бы Бог не удерживал Свою руку от гнева, то уже давно бы все христиане Рима были уничтожены.

Но, вместо того, чтобы оценить Его терпение, и поспешить исправить положение, христиане все глубже залезают в свое нечестие.

5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,
(Рим.2:5)

И с каждым своим шагом Римляне собирают не славу, а гнев на свою голову. И чем дальше, тем больше.

6 Который воздаст каждому по делам его:
7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную;
8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев.
9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, [потом] и Еллина!
10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину!
11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
(Рим.2:6-11)

Смысл текста ясен и не нуждается в толковании. Лишь одно, прошу обратить внимание на слово «потом», которое здесь, как и в первой главе, стоит в квадратных скобках. То есть, нет тут никакого «потом». И не отделяет Павел евреев от греков. Но выделяет евреев вместе с греками на первое место, указывая, что именно евреи и греки получили первыми послание Иисуса. И так как они первыми получили слово спасения, то с них с первых и спрашивается, и они первые получают все преференции. Ищут ли они славы, чести и бессмертия сохраняя постоянство в добром деле, они первыми получают жизнь вечную. Упорствуют ли и унижают, как в данный момент Римляне, истину – ярость и гнев.

Делаешь злое – твоей душе скорбь и теснота, делаешь доброе – слава, честь и мир (покой, дружба). И здесь указание на отсутствие лицеприятия. То есть, для Бога нет разницы, еврей ты или грек. Делай добро, и получишь добро.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.