Дунамис в послании Евреям

думаюПослание Павла Евреям начинается совсем не так, как это делает апостол обычно. Обычно он сначала что-то желает. Например, благодати и мира. И по этим пожеланиям можно сказать, что в такой-то церкви ощущается недостаток и одного и второго. И потом апостол раскрывает причину этого недостатка. Здесь же Павел стартует с места. Ни тебе «приветствую», ни чего-бы то ни было еще. Сразу, без предупреждения в бой.

И, если это действительно Павел  (многое говорит в его пользу), то, видимо, он в негодовании. Те, кому он пишет, по всей видимости, не достойны ни малейшего приветствия. Так что, сухая атака. Сразу видно, что Павла «достал» тот вопрос, о котором он пишет. И этот вопрос касается Иисуса. Очевидно, что те самые евреи, которым адресуется послание, считают, что Иисус – это один из ангелов. И, скорее всего, под ангелами понимается не небесное существо даже, а один из «посланников» бога. Как и сегодня, во времена Павла уже существовало мнение, что Иисус – один из посланников Бога. Такого мнения придерживались гностики и не только. Например, сегодня очень популярно утверждение, что Иисус находится в одном ряду с такими личностями, как Будда и Магомет.

И вот такое унизительное отношение к Господу вывело Павла из себя. Это чистой воды оскорбление. Поэтому Павел сразу врывается в сражение, не уделяя ни минуты на «вежливость».  Он и так, в принципе, никогда не тратил своего время на раскланивания, но здесь, он даже не посчитал нужным назвать адресата.

Итак, с чего начинает апостол? Он указывает на две эпохи. Эпоха до Иисуса и эпоха после. Имеется в виду после Его прихода. И эти две эпохи отличаются способом общения Бога с людьми. Если в первой эпохе Бог говорил через пророков, то теперь Он сказал через Иисуса. То есть надо понимать, что ветхозаветное пророческое служение больше не действует. Оно было нужно до времени прихода Сына Божьего.

Именно этого Иисуса Бог определил Своим наследником. А если точнее, то наследником всего. Важно понять, что если кто-то наследник всего, то никто другой уже ничего не получит. И все, что Иисус унаследует (вообще все) сотворено так же через Него, через Иисуса.

И Он, Иисус, является излучением (сиянием) Божьей славы. То есть Иисус – вершина Божьих дел. Ничего более великого Бог не делал. Так же Иисус – это образ, то есть отображение Божьего сердца (образ ипостаси). В Нем, в Сыне Бог проявил всего Самого Себя. Всю Свою волю, всю Свою славу, всю Свою любовь к людям и ненависть ко греху.

Он, Иисус, неся все словом своего авторитета (силы «дунамис», стих 3), словом, которое победило дьявола, словом, которое вернуло людям первозданную славу «владыки», своей жертвой и воскресением уничтожил все, что разделяло людей и Бога. И тем самым Он получил право сесть по правую руку от Божьего Величия. То есть став главной опорой Бога, Его руками.

Все это Павел описывает не просто так. Все это призвано уже с самого начала показать отличие Иисуса от любого другого творения Божьих рук. Ни один из ангелов, ни один из «посланников» Бога не получил права сесть по правую руку от Бога. Ни одно из творений Божьих не является образом Божьего сердца. Ни одно из Божьих тварей не смогло уничтожить преграду между людьми и Богом. Поэтому и имя его выше любого из Ангелов.

Никому из творений Божьих не дано звание Сына. Ни один из Ангелов не получил такого звания. И тем более, ни к кому из творений Бог не обращался лично говоря: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя». И когда вводит его во вселенную, Он говорит, чтобы все Ангелы поклонились Ему. Уже это должно убедить сторонников «Ангельской» теории в том, что Иисус «из другого теста».

Но Павел продолжает, показывая слова Бога в отношении ангелов и Сына. Ангелы – это слуги (служебные духи), а Сын посажен на престол.

Вторая глава начинается с того, что Павел, основываясь на утверждениях первой части послания, делает первый вывод – надо внимательно слушать, кто чему учит. То есть, Павел, как бы, говорит: «Вы соображаете, что вы утверждаете? Это ли не самая большая глупость, ставить Иисуса на один уровень с творением».

Павел сравнивает и наказание за ослушание. Он напоминает, что всякое ослушание воли Божьей, объявленной через ангелов каралось смертью. Но что будет с теми, кто ослушался воли Божьей, сказанной через Сына? Неужели кому-то удастся избежать этого наказания? Тем более, что воля была не просто объявлена, а Сын Божий пострадал за объявление этой воли. И если я отвергаю Его волю, что ожидает меня? Ведь если бы в Ветхозаветные времена, я так отверг бы волю, объявленную через ангела, я, в лучшем случае, сгорел бы на месте. Но если я отвергаю Божью волю на мое спасение, то мне нужно готовиться к чему-то более ужасному. Тем более, что такая воля была объявлена с многообразием доказательств. Такого разнообразия доказательств не удостаивался ни один ангел.

4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?
(Евр.2:4)

Вот категории доказательств, приведенных в подтверждение полномочий Иисуса:

  • Знамения (сэмейос);
  • Чудеса (терасин);
  • Различные силы (дунамис);
  • Раздаяние Духа Святого по воле Иисуса.

Смотрите, здесь сразу все исследуемые нами слова «в одном флаконе». Здесь и знамения (семейос) – знаки, и чудеса (терасин) – чудо, удивительное, и силы (дунамис) – возможность, потенция, авторитет. Вот это место ясно показывает разницу между чудесами (терасин) и силами (дунамис). Иначе не было бы здесь перечисления.

Я не знаю, что именно понимали под Знамениями первые христиане. У нас, современных христиан, идей по этому поводу достаточно. И пока я оставлю этот вопрос. Чудеса – слово, которое редко используется в Новом Завете. Мы часто встречаем его в переводе, потому что чудесами в большинстве случаев переводят слова с корнем «дунамис», а само слово «чудеса», гость не частый. В основном мы находим это слово в устах язычников или людей смотрящих на дела Иисуса. В основном, но не всегда. По всей видимости, чудеса, это оценка дел Иисуса со стороны, а по сути, это проявление Христова авторитета, авторитета Христовой победы над дьяволом в пустыне, и позже контрольный выстрел на кресте.

Возможно, под чудесами апостолы понимали что-то другое. Но вот, что меня смущает сегодня в учениях исцеления. Сначала у Ренди Кларка, а потом у Карри Блейка я услышал мысль о том, что исцеление – это процесс, а чудо – это то же, что исцеление, только мгновенно. Мысль красивая, и уже за свою красоту достойна принятия. Но где подтверждение писанием? А этого как раз и нет. И получается, что мы вновь оправдываем недостаточность Божьей реальности притянутыми за уши идеями. Мол, у нас все хорошо, просто это не чудо, а исцеление, поэтому длится годами, вплоть до смерти. Самое длительное исцеление в Евангелии мы наблюдаем при исцелении слепого, который с первого раза под рукой Иисуса не исцелился полностью. И именно это место становится доказательством длительности процесса. Но давайте быть честными, Если это так должно работать, то должно хватать двух раз, и никак не дольше. Есть и еще замечания, но все это не для того, чтобы противостать учению исцеления, а проанализировать его и исправить то, что еще требует исправления. В общем смысле я поэтому и занялся своими исследованиями.

Итак, в послании Евреям мы находим и знамения, и чудеса и силы. И самое, на мой взгляд, интересное доказательство Сыновства Иисуса и его преимущества перед ангелами – это «раздаяние Духа Святого по Его воле».

Смотрите, и Сам Иисус и, позже, апостолы кому хотели, тому давали (раздавали) Святого Духа.

18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
(Деян.8:18,19)

Вот что увидел Симон – на кого возложат апостолы руки, тот получает Духа Святого. Как мы получаем Духа?

Ладно, возвращаюсь к посланию Евреям.

4 Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,
5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,
6 и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему].
(Евр.6:4-6)

Вкусившие сил будущего века. Здесь слово «сил» — это слово с корнем «дунамис». Если мы помним общий контекст послания и гнев Павла по поводу сравнивания Иисуса с ангелами, то поймем и это место. Павел даже обвиняет в предыдущей главе Евреев в том, что они «стали неспособны слушать». И все это касаемо Иисуса. И таких христиан, которые впадают в философию, размышляя о природе Иисуса как о Небесном жителе и служебном духе, он называет людьми, которые распинают Иисуса. И если сначала люди распяли Иисуса на кресте Голгофы, то теперь они это же повторяют в себе. Оказывается можно убить Христа уже получив новое рождение. Можно Его распинать в своем сердце, и ругаться, поносить Его. Вот это суждение об Иисусе как об ангеле и есть та самая ругань и распятие Сына Божьего.

Это о тех, кто уже был просвещен, кто вкусил небесных благ, кто стал частью Божьего Естества, кто вкусил Божьего Слова и почувствовал на себе Христов Авторитет, а потом начал мудрствовать, и пал до такой степени, что унизил Иисуса, назвав Его ангелом. Идем дальше.

1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
2 которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,
3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.
8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет.
9 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в [лице] Авраама дал десятину:
10 ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?
12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.
13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.
14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.
15 И это еще яснее видно [из того], что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,
16 Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.
(Евр.7:1-16)

Итак, Павел, продолжая доказательства превосходства Иисуса над любым человеком или ангелом, приводит пример с десятиной Авраама. Давайте и мы попробуем услышать Павла. Значит так, Авраам дает десятину царю Салима – Мелхиседеку. Этот царь, судя по имени, как говорит Павел, является царем мира.

Мир(1515): мир, безопасность, покой. Древние используют это слово в тех же значениях.

Далее, Мелхиседек не имеет ни начала, ни конца, ни матери, ни отца. И в этом Павел усматривает параллель с Сыном Божьим. Итак, Павел указывает на величие того, кому Авраам дал десятую часть из всего добытого им. И вот в чем особенность. Если потомки Левия имеют право получать десятину со своих братьев по Аврааму, то Мелхиседек такого родства не имел. И, кроме того, царь Салима благословил Авраама. Тогда как благословить может только больший меньшего. Значит Мелхиседек больше Авраама. А Левий – сын Авраама, значит меньший, и благословить Авраама не может. Кроме того, из десятины по закону, деньги берут обычные люди, смертные, а вот о Мелхиседеке есть свидетельство, что он живет, то есть он не смертный. И что самое интересное. Левий, будучи тогда еще в чреслах Авраама, то есть даже еще не зачат, принес вместе с отцом эту десятину. Левий принес десятину Мелхиседеку. Понимаете? По закону Левий получает десятины, а тут Левий дает десятину. То есть Мелхиседек выше любого священника Израиля.

И Павел делает вывод. Так как закон тесно связан со священничеством от колена Левия, то получается, что совершенство с этим священничеством не связано. Потому что если бы священство, т.е. исполнение закона было бы достаточным требованием, то не было бы никакого выше Левия. Однако на сцене появляется Мелхиседек, и этим показывает, что есть некто больше любого священника. А это значит, что исполнение закона – это не совершенство.

Далее, если есть некто больший чем Левий, значит, для входа в это большее нужно менять закон. Потому что тот Закон, который описан в Торе привязан к Левию. Хочешь совершенства иди к Мелхиседеку. А это уже закон другой. То есть требуется смена закона. Павел даже указывает на разницу. В отличии от Левия, из Колена Мелхиседека никто не служил у жертвенника. Подумайте, Мелхиседек – священник, которому жертвенник не нужен.

13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.
(Евр.7:13)

Павел переводит внимание с Мелхиседека на Иисуса. Он, подобно Мелхиседеку родился не в священническом колене. Павел так и говорит: «… о котором Моисей ничего не сказал относительно священства» (стих 14). И это еще больше понятно, когда открывается, что Иисус священствует не по заповеди и не у жертвенника, но вне жертвенника, вне заповеди, а по действию самой жизни, по авторитету жизни, подчиняясь закону не написанному на бумаге, а закону записанному в сердце. И вот эта «сила» жизни и есть тот закон или тот авторитет, который записан в сердцах людей.

И, наконец, говоря уже о вере в Такого Иисуса, Павел приводит в пример людей веры, то есть людей не заповеди, но авторитета жизни, возможности жизни. Потому что жизнь и есть Христос. Здесь слово с корнем «дунамис» находится в следующих стихах:

11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
(Евр.11:11)

Получила возможность принять семя.

34 (верою) угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
(Евр.11:34)

То есть люди останавливали угрозу огня, его возможность, потенцию. Понятно, что при этом они гасили и сам огонь.

Вот и все, в послании Евреям больше нет слов с корнем «дунамис».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.