Дунамис в посланиях Тимофею

думаю

Итак, Павел пишет письма своему любимому (как считается) ученику. Так принято считать, потому что сам апостол называет его «истинным сыном по вере», а во втором послании «возлюбленным сыном». Кроме того он упоминает Тимофея как сына и в других своих посланиях. Так же мы читаем в Деяниях Апостолов, что Тимофей постоянно выполняет какие-то поручения апостола. И все же, судя по некоторым высказываниям Павла, не все так замечательно в их отношениях. Настораживает уже само начало послания.

Первым делом Павел напоминает Тимофею, что он апостол Иисуса по воле Бога. Далее, он желает Тимофею трех вещей – благодати, милости и мира. А мы знаем, что апостолы не занимались пустословием, как это принято у нас сегодня и не раскланивались ради приличий и льстивых речей. Если Павел желает чего-то, значит этого «чего-то» не хватает тому, к кому относится пожелание.

1 Тимофею

И вот основная проблема. Павел, отправляясь в Македонию, поручил Тимофею ответственное задание. И, судя по всему, Тимофей не справился. А что значит «не справился»? Это значит, что люди погибают. Это не какое-то ремесло, это жизни людей. И поэтому тон апостола не очень дружественный. Он дал поручение, доверил Тимофею важное дело, от которого зависят жизни людей, а ученик провалил задание. И по этой причине, Павел пишет не только послание Ефесянам, но и отдельное послание Тимофею. Где вразумляет самого епископа. Потому что проблема Ефеса растет, а должна была бы погаснуть. Итак, все, что говорит Павел в этом послании, относится в первую очередь не к Ефесянам, а к самому Тимофею.

Павел поднимает проблему с «горе учителями» Ефесской церкви, и ставит ее перед Тимофеем, раскрывая суть проблемы и ее решение. Он от Тимофея требовал, чтобы тот остановил ложные учения. И теперь Тимофею делает выговор. Это ничуть не умаляет отношения Павла к его сыну по вере, это лишь подливает масла в огонь. Подобно тому, как мы требуем от своих детей на много большего, чем с посторонних.

Если проследить мысль Павла, то становится понятным и вступление, где он напоминает Тимофею о своем апостольстве. Дело в том, что в Ефесе появились некоторые «учителя», которые наставляли на исполнении закона, утверждая, что исполнение закона, как закона, нужно для спасения и призвания. Так вот, Павел, говорит, что и он апостол. Но апостолом он стал не благодаря закону, а благодаря милости Божьей. Закон же праведным, т.е. оправданным Христом, не нужен. Закон нужен ТОЛЬКО (!) грешникам, т.е. тем, кто отверг Божью благодать.

8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,
9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,
11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.
(1Тим.1:8-11)

Павел ясно и четко говорит, что закон добр лишь в одном случае, «если кто законно (!) употребляет его». То есть применяет его там, где он действительно нужен. А нужен он лишь тем, кто описан с 9-го по 11-й стихи. Ясно и четко дав понять, что праведнику закон не нужен совсем.

Итак, он, Павел, стал апостолом совсем не благодаря исполнению закона, но по воле Божьей (стих 1).

12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,
13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что [так] поступал по неведению, в неверии;
14 благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась [во мне] обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.
(1Тим.1:12-14)

Здесь «силу» — это слово с корнем «дунамис». Итак, Тимофей позволил разойтись заразе под названием «законничество», позволил людям впасть в «законническую» ересь. И по этому с первого же стиха Павел напоминает Тимофею кто такой Павел.

Далее с 12-го стиха Павел благодарит Христа Иисуса, за то, что Он дал «дунамис», т.е. передал Апостолу Павлу весь свой авторитет. Он признал Павла, который раньше был «хулитель и гонитель и обидчик», верным, «определив на служение». И в результате, когда его, Павла, бывшего хулителя, гонителя и обидчика» Христос наделил всеми Своими полномочиями и отправил служить, эта благодать, покрывшая все его прежние грехи, обернулась в Павле обильной верой и любовью. Павел вразумляет Тимофея, чтобы тот понял, что благодать эффективнее закона на столько, что из мертвых для Бога людей, превращает в людей достойных и верных.

Мы уже увидели здесь употребление слова «дунамис», по этому, продолжение толкования оставляю на другое время, а сам иду дальше.

2 Тимофею

Здесь Павлу так же приходится вразумлять своего любимого духовного сына. И если в первом послании Павел решал проблему с ложными учениями о законе, то во втором со страхом и стыдом. Павел обвиняет Тимофея в том, что он стыдится (!). Он стыдиться и благовествования и самого апостола. Причины могут быть разные. Но одна находится на виду – это заключение Павла.

Я сейчас вспомнил историю пятидесятничества. Когда пятидесятническое движение (современное) начиналось, тогда было много удивительного. Люди не просто говорили на странных языках, они говорили на каких-то известных языках. По этим языкам они определяли страну, куда их посылает Иисус и, бросая все, ехали туда, полагая там свою жизнь за Иисуса. И назывались они тогда «христианами апостольской веры». Но однажды на одного из лидеров этого движения легло пятно клеветы. Доказать, конечно же, ничего не смогли, потому что и доказывать то было нечего. Но испачкали имя основательно. Что же делают верные и любящие братья? Они отрекаются от оклеветанного брата и заменяют название «христиане апостольской веры» на «пятидесятники». И это имя теперь превратилось для меня в напоминание того позора, когда христиане «постыдились» своего брата, вместо того, чтобы встать на его защиту и дать ему опору. Последствия того отречения мы еще собираем сегодня в виде пустоты на служениях. Христиане так стыдились этого события, что буквально стерли из памяти то первое название, которое было связано с именем опороченного лидера.

Павел оказался в подобной ситуации. Он даже пишет Тимофею, что его все (!!!) оставили. Но он пишет это не для того, чтобы его пожалели, но, чтобы Тимофей понял, что для Павла это не проблема. Это проблема для Тимофея. Именно ему предстоит сделать выбор и победить страх стыда.

По этой причине, если первое послание Павел начинает с указания на то, что он апостол по благодати, т.е. по воле Божьей, то второе послание апостол начинает с того, что он апостол по обещанию жизни. Он апостол, потому что ему обещана жизнь, даже если он умрет. И на это обещание Павел полагается и предлагает положиться своему возлюбленному сыну.

И потому, что Тимофей забыл об этом обещании и стал стыдиться своего духовного отца, а вместе с тем и благовествования (читай бояться), то он и потерял свой мир. Поэтому ему и нужно много милости и много благодати, потому что в этой ситуации он определенно виноват перед Богом.

Именно эта ситуация лишает апостола сна и он «непрестанно вспоминает о нем в молитвах его днем и ночью».  И у него одно желание, увидеть Тимофея, чтобы, наконец, вразумить его и наполниться радости. Как наполняется радости человек, спасший своего погибающего сына.

Павел помнит слезы Тимофея, которые были результатом его веры. Видимо идет речь о слезах радости спасения, когда благодать Божья пришла к нему. И эти слезы говорят Павлу о вере Тимофея. По этому первое указание Тимофею такое:

6 По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение;
7 ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.
(2Тим.1:6,7)

Слово «дар» мы уже рассматривали. С одной стороны, это благо, данное человеку сиюминутно. С другой, это же слово говорит об освобождении, как подарке. Это не те «непреложные» дары, которые не забираются, это то, что дарится сейчас в данный момент и действует тоже прямо сейчас.

И вот такая благодать, видимо с ней связаны слезы Тимофея, излилась на ученика, когда Павел возложил на него руки. Обычно все начинают гадать, что же за дар, есть у Тимофея. На самом деле все просто. Апостолы возлагали руки в трех случаях. Первый – исцеление, второй – принятие Духа Святого и исполнение Им, третье – передача своего служения. То есть, когда человек становился апостолом.

Не думаю, что здесь идет речь об исцелении. Далее, если бы речь шла об апостольстве, то использовалось бы иное слово вместо «харизма». Так как это слово употребляется для описания «проявлений» Духа, а не даров. Значит, идет речь о Духе.

Далее, слово «возгревать»(329): (вновь) зажигать, разжигать.

Вот как использовали это слово древние греки:

  • Вновь зажигать, возвращать к жизни, оживлять, воскрешать – Аристотель, Эврипид, Плутарх, Лукиан, Платон, Ксенофонт (положение фиванцев улучшилось, фиванцы воспряли духом).
  • Оживать, воскресать – Плутарх.

Итак, речь идет не о том, что уже есть и никуда не делось, а о том, что было, но умерло, пропало. И Павел требует не раздуть уже горящее пламя, а вновь зажечь пламя, которое давно потухло. Поэтому и слово, переведенное как «дар» — это слово «харизма», т.е. дар сиюминутный, мгновенный. Я его сравниваю с поцелуем. Поцелуй длится коротко, но действует долго.

Павел требует от Тимофея воскресить тот Божий поцелуй, который он когда-то пережил под руками апостола. Зачем? А вот зачем:

7 ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.
(2Тим.1:7)

Павел требует от Тимофея вернуться в отношения с Духом Святым, потому что Он имеет «силу», т.е. реально действующий авторитет перед всем миром. Потому что Он несет в себе любовь. И Он хранитель полноты мудрости. Павел требует от Тимофея вспомнить то, что когда-то с ним произошло и вновь прийти к этому событию. И для Тимофея это не вопрос. Он такой же апостол, как и Павел. Он точно так же может возлагать руки и передавать Дух Божий. Так что пережить то же самое, что когда-то помог ему пережить Павел – не проблема. Только это нужно сделать. И тогда этот ложный стыд пропадет, и Тимофей сделает правильный выбор.

8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
(2Тим.1:8-11)

Как видите, Павел предлагает ему лишь одну альтернативу его настоящему положению – не стыдиться и страдать. Понимаете, это не вопрос только стыда, это вопрос последствий. Если Тимофей перестанет стыдиться благовестия и апостола, то он понесет страдания. И именно этот выбор побуждает его сделать Павел.

Пострадать, это значит понести «авторитет» Бога на себе, понести Его славу. Тимофею предписано благовествовать и пойти по стопам Иисуса, которого распяли. Таким образом, слава и «дунамис» Иисуса будут сопровождать и Тимофея. Это авторитет Того, кто заплатил своей жизнью и ранами, чтобы дать нам даром, незаслуженно всю Свою победу над смертью.

Он, победив смерть, через свое благовестие сделал явной жизнь и реальность «нетления». И именно для этого благовестия, показывающего бессилие смерти и тления Павел поставлен проповедником и учителем. Вот это обещание нетления или жизни и стоит в первом стихе в качестве причины апостольства Павла.

12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
(2Тим.1:12)

Залог (3866): залог, вклад. Вклад Павла, это его служение и страдания. И этот вклад не потеряется и не забудется Богом. И когда придет тот особенный день, когда Иисус придет с Ангелами своей силы, этот вклад Павла будет очевиден, и припомнится Богом.

Вот этого учения, т.е. учения «страдания» и предписано Тимофею держаться. То есть он, как епископ Ефесской церкви именно это должен проповедовать, а не стыдиться этого. И именно этот вклад, страдание ради славы Христа, нужно хранить. И как хранить?

13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
(2Тим.1:13,14)

Как мы уже говорили, воскресив «поцелуй» Духа и наполнившись им. Потому что только в Нем мы теряем страх, приобретаем авторитет Христовой победы и становимся полноценно мудрыми.

И, продолжая эту мысль, Павел в первом стихе следующей главы говорит:

1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,
2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
(2Тим.2:1-3)

Укрепляйся  — составное слово с корнем «дунамис», переводится как «давать силу» или «укреплять». Если в первом стихе он говорит Тимофею «укрепляться», то в третьем поясняет, что это такое. Укрепляться, это значит переносить страдания. То есть не стыдиться, а идти им на встречу и побеждать.

И в этом контексте, в контексте страха и победы страха, Павел предупреждает о будущем:

1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
(2Тим.3:1-5)

Итак, люди отрекутся от силы «Дунамис». Они отрекутся от авторитета Иисуса. Они будут устраивать семинары по семейным вопросам и по вопросам процветания. Они будут учиться психологии, и назову ее христианской. Появится даже такой «выкидыш» как христианский бизнес и христианская мораль. Они будут рассуждать о том, кто кого должен слушаться. И многое, многое другое. И во всем этом не будет ни малейшего намека на авторитет победы Христа. Точнее, о смерти Христа будут говорить, и говорить много, но только сами не будут идти на страдание. Наоборот, заставят страдать других. Будут учить, как искать компромиссы, как сохранять мир в семье, в обществе и т.д. Но мир этот будет сохраняться не крестом, не признанием себя ниже, а психологическими «приемами», манипуляциями. И все это будет с улыбкой и под знаменем Христа. Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся.

И Павел говорит просто и коротко. Таковых удаляйся. Понимаете? Не вразумляй, не спорь, не доказывай, просто уходи от них. Вот и все решение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.