Дунамис, идем дальше.

думаюОсталось не очень много. Думаю, мы уже вряд ли, что-то найдем новое. И, все же, нужно все довести до конца. Поэтому кратко по всем местам, что остались, если только, не наткнемся на что-то особенно интересное.

11 укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью,
(Кол.1:11)

Здесь «силою» — дунамис, а «могуществу» — кратос. Получаем, приблизительно следующее:

11.Усиливаясь (возрастая) во всяком авторитете, благодаря мощному воздействию Его славы.

Далее:

29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.
(Кол.1:29)

Здесь слово «силою», это перевод слова с корнем «дунамис». Подвизаюсь – это «сражаться», «биться», «состязаться». Притом, здесь глагол в форме причастия.  Вот что получаем:

29. для чего и тружусь (изнурительно) сражаясь Его действием, которое действует в авторитете, который во мне.

То есть, Бог действует в Павле, создавая в нем Свой авторитет (власть), и этим действием, устанавливающим Божий авторитет (власть и славу), апостол упорно сражается.
Далее переходим к посланию Фессалоникийцами.

5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы [сами] знаете, каковы были мы для вас между вами.
(1Фесс.1:5)

Похоже, Первое послание Фессалоникийцам не такое «ругающее», как остальные. И, все же, здесь Павел не забывает пожелать мира и благодати. А это для нас знак, здесь не все хорошо. И углубившись в послание, понимаем от чего. Если в Коринфе, например, проблемы были у христиан по их вине. Они стали очень «духовными». То здесь проблема в другом. Им приходится переносить слишком, как бы мы сказали, тяжелые испытания. Видимо идет речь о массовых казнях, и при этом, они остаются верными. И вот эти испытания, эти или сопоставимые с ними, послужили к потере мира и острой нужде в благодати Божьей.

Во втором стихе Павел говорит, что апостолы всегда помнят с благодарностью все, что сделали Фессалоникийцы. И тут же говорит о «терпении упования», т.е. о стойкой надежде на Бога и той любви, какую они имеют к братьям.  Кроме того, они помнят об их избрании.

И вот что интересно. Павел связывает «избрание» с тем, как проходила проповедь в Фессалониках. А именно:

  • В слове (проповедь)
  • В силе (дунамис)
  • Во Святом Духе
  • Со многим удостоверением

Со «словом», вроде бы, все понятно. Здесь использовано слово «лого», то есть учение, передача «тайны», как любит говорить Павел. Возникает вопрос в отношении «силы».  Мы привыкли это место читать так, что проповедь в Фессалониках сопровождалась чудесами. Но, во-первых, мы уже знаем, что «дунамис» ровным счетом никакого отношения к чудесам не имеет. Во-вторых, мы знаем значение этого слова, и понимаем, что «дунамис» говорит о силе авторитета, если кратко. В-третьих, чуть ниже Павел сам дает пояснение, о чем здесь идет речь.

Первое, что напоминает Павел – это конец пятого стиха. Здесь он намекает на то, что они видели их поведение, поведение апостолов. И вторая половина пятого стиха связана словом «как». Это перевод слова «кафос», что означает  «в соответствии» или «подобно тому как». Иначе говоря, проповедь была в полном соответствии с тем, как они, Фессалоникийцы, помнят. В полном соответствии с тем, как апостолы вели себя между христианами и для христиан и проходила проповедь.

Вторую связь Павел говорит дальше:

6 И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго,
7 так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.
(1Фесс.1:6,7)

Итак, Павел напомнил о том, как апостолы вели себя во время проповеди. И эта проповедь шла в полном соответствии с их поведением. А в 6-м стихе он говорит, что Фессалоникийцы стали подражателями им и Господу. И вот что они увидели в проповеди Павла. Они радовались в Духе Святом, в то время, как находились «при многих скорбях».

Возможно, вы еще не поняли связь одного с другим. Итак, Павел говорит, что их, апостолов, проповедь была в полном соответствии с тем как вели себя среди будущих христиан сами апостолы. После чего, принявшие слово стали прекрасными подражателями этому образу поведения. И их подражание отобразилось в том, что они радуются в Духе Святом при многих скорбях. Другими словами, молодые христиане стали вести себя точно так, как вели себя апостолы. И их поведение – это жизнь среди скорбей в радости.

А проповедь тут причем? Павел говорит, что проповедь полностью соответствовала тому, что позже стали делать христиане. То есть, апостолы проповедовали Фессалоникийцам, сами находясь «во многих скорбях».  И вот эта проповедь, когда говорящий сам находится во многих скорбях, подействовала сильнее всего. Вот об этом Павел и говорит. То есть Павел и Тимофей проповедовали не так, как умные учителя философии. Они проповедовали сами, находясь в критических ситуациях. И Фессалоникийцы, по словам Павла, видели эти ситуации, наблюдали за поведением апостолов внутри этих ситуаций, и это было для них убедительнее всего. И это было «сильно», т.е. авторитетно. И они, находясь «при многих скорбях», постоянно были в радости Духа. Поэтому проповедь была: а) в слове, б) в силе, в) в Духе.

И, наконец, фраза «со многим удостоверением». Здесь стоит греческое слово «плерофория» — полная уверенность. А «многим» — можно перевести как «многочисленный», «большой», «длинный», «значительный», «долгий», «продолжительный», «сильный», «ревностный» ит.д.

То есть это слово не говорит о количестве многих вещей, но о количестве чего-то одного. Если бы речь шла о знамениях или чудесах, то использовалось бы другое слово. Здесь же, говорится о чем-то одном, чего было в обилии. А именно о «полной уверенности». Вот этой «полной уверенности» было предостаточно.

Итак, фессалоникийцы наблюдают за проповедью Павла с братьями. Проповедники, находясь в ложных ситуациях (какие именно, я не знаю), ведут себя так, что поражают всякое воображение язычников. Апостолы радостны, уверены без колебаний, тверды и терпеливы. И позже, когда язычники принимают Христа, они повторяют собой их поведение в полном соответствии, да так, что становятся известны, и с них берут пример.

7 так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.
(1Фесс.1:7)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.