От Филипийцев и далее

думаюНадо признать, что это послание я не исследовал так подробно, как некоторые другие. По этому, опираясь на опыт с такими посланиями, как Ефесянам Павла и послания Петра, подозреваю, что общий контекст послания может дать что-то очень важное для понимания. Но, так как подробной работы проведено не было, то остается, на данный момент, полагаться на ближайший контекст, не учитывая общего.

Надеюсь, Бог позволит нам разобраться в сути.  Искомое нами слово с корнем «дунамис» во всем послании лишь одно, и оно находится в следующем тексте.

7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;
10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,
11 чтобы достигнуть воскресения мертвых.
(Фил.3:7-11)

Я, все же постараюсь передать суть послания. С самого начала Павел использует свою «коронную» фразу:

2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
(Фил.1:2)

Эта фраза ясно и четко говорит нам о главной проблеме у Филиппийцев. Создается впечатление, что все свои послания Павел пишет по одной и той же видимой проблеме, потом переходя к внутренней, действительной причине ее появления. Итак, что же снаружи? А снаружи явный недостаток благодати и мира. Я говорил и говорю, Павел не обеспокоен красотой слова. Ему плевать на приличия. Он пишет ТОЛЬКО то, что считает действительно нужным и важным. Как, в прочем, и все остальные апостолы. И если Павел желает благодати и мира, значит ни того, ни другого не хватает.

Однако Павел это делает очень нежно, поэтому редко кто обращает внимание на эту его «коронную фразу». У Филиппийцев, в прочем, есть что-то очень хорошее. Например, они очень успешны в проповеди Христа. Павел даже ссылается на них, как на верных друзей Евангелия. Поэтому его послание не такое жесткое, как, например, Коринфянам или Ефесянам. И все его «укоры» очень аккуратны. Он явно не желает, чтобы у них появилось хотя бы малейшее огорчение от того, что Павлу что-то не нравится. Павел пытается лишь намеками указать на их недостатки. Вот еще указание на недостаток Филиппийцев:

9 и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве,
(Фил.1:9)

Итак, у них проблемы с миром и благодатью. Почему? Потому что их любовь еще мала. В том смысле, что они недостаточно повзрослели. Их любви не хватает двух вещей. Во-первых познания и, во-вторых, «всякого чувства».

Слово «познание» здесь, это слово, говорящее о личном опыте, пережитом действии. То есть не знание, а опыт. Итак, любовь недостает опыта. Второе слово «чувство». Интересно, как это место толкуют те, кто настаивают на исключении чувств из жизни христианина. Павел молится, понимаете? Он просит Бога, чтобы Филиппийцы приобретали опыт и всякое (!) чувство. В греческом, кстати, то же самое значение, что и мы в это слово вкладываем. Итак, всякое чувство. Павел просит Бога, чтобы Он увеличил у них опыт любви, сопровождаемый ВСЯКИМ ЧУВСТВОМ. Я не понимаю, как тут можно говорить о том, что христианину не нужны чувства.

Теперь, вот зачем нужен этот опыт Христовой любви (агапе – жертвенная любовь):

10 чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов,
11 исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию.
(Фил.1:10,11)

Итак, вот настоящая забота Павла. При всех достоинствах Филиппийцев, есть опасность. Есть то, через что они в испытаниях преткнутся, то есть то, что им помешает выстоять в трудности. День Христов, это не второе пришествие, как это толкуется всеми, а самый страшный день для конкретного человека. Это может быть казнь от Нерона, или что-то подобное. И в этом они должны оказаться победителями. Но Павел, знает, видит их слабость. И его забота в том, чтобы предотвратить их крах. И, вот что удивительно, именно опыт любви и опыт «всяких» чувств может дать им эту опору. Познавая, т.е. переживая на себе, опыт любви, ведущей к самопожертвованию в малом, приведет к жертве в большом. Переживая и чувствуя весь букет чувств, сопровождаемых такую любовь. Убери все это, останется сухая формальность, не способная спасти никого.

Павел находится в узах. Он даже утверждает, что многие христиане, получив через узы Павла ободрение, стали еще смелее в проповеди. И по какой бы причине христиане не проповедовали, Павел все равно рад, что дело Божье продолжается.

Открывая Филиппийцам свою веру, он говорит, что через жертву возвеличивается Христос. По тому христиане должны быть смелее, потому что Евангелие, это предзнаменование погибели для неверующих, а для христиан – предзнаменование спасения. Он предупреждает, что христианам дано не только веровать во Христа, но и пострадать за Него. Причем не как-нибудь, а именно так, как страдает Павел.

30 таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.
(Фил.1:30)

И со второй главы тон Павла становится жёстче.

1 Итак, если [есть] какое утешение во Христе, если [есть] какая отрада любви, если [есть] какое общение духа, если [есть] какое милосердие и сострадательность,
(Фил.2:1)

Утешение (параклесис) – однокоренное слову «параклетос», употребляемое в описании Духа Святого, как Утешителя. И, все же… Я же упрямый, мне не сидится на месте. Мне всего мало. По этому я лезу с вопросом к древним, и что же я обнаруживаю? А обнаруживаю я то, что как «утешение» это слово переводится ТОЛЬКО в Новом Завете. Греки же, так это слово не употребляли.

  • Призыв, воззвание, увещевание, побуждение – Эсхин, Полибий, Платон, Фукидид (обращение (с призывом) к толпе);
  • Просьба – Плутарх (просьба о прощении греха);
  • Призывание на помощь, просьба о помощи – Фукидид, Демосфен;
  • Утешение – Новый Завет J

Поясню еще и еще раз. То, что приписывается только (!) Новому Завету, это тоже результат переводчиков. Только, по каким-то причинам, их мнение застряло в авторитете и принимается как правило. Но, сами посудите, где в списке использования древними есть хотя бы намек на утешение? Нету. Но, что есть? Есть призыв, обращение, воззвание. Даже просьба здесь вариант использования слова как «обращение» или «призыв».

Отрада (парамутион) – утешение, облегчение, увещевание, уговоры. Вот! Это то самое слово, которое действительно можно перевести как утешение.

Милосердие – этим словом переводчик перевел слово, означающее ВНУТРЕННОСТЬ. В переносном смысле это слово означает душу или сердце. В прямом значении, все что угодно, от кишок до аппендицита.

Итак, Павел задает им странный, на первый взгляд вопрос. Вопрос подобного рода мы можем задать лишь тем, у кого этого явно не хватает. Мы так и говорим: «Если у тебя осталась хоть какая-то совесть, сделай так». Это значит, что мы считаем, что человек бессовестный, но не безнадежно.

Вот и здесь Павел их, буквально обвинил в том, что они не следуют за Христовым призванием как должно, не учатся любить, не имеют общего духа (не едины). Ведут себя как люди поверхностные, без души, без сочувствия.

Вот так Павел и говорит, если хоть что-то осталось доброго, то будьте едины. Вторая глава говорит о проблемах Филиппийцев ясно. У них проблемы с эгоизмом. И именно здесь Павел вновь говорит о чувствах. И его слова четки и понятны.

5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
(Фил.2:5)

То есть мы (точнее они) должны все чувствовать не так, как мы привыкли, а так, как это чувствует Иисус. Здесь речь о чувстве собственного достоинства. Например, Иисус свое достоинство чувствовал вот так:

6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
(Фил.2:6-8)

С одной стороны Он, по сути, являясь лишь образом, то есть чем-то чуть большим, чем тень (это не я, это Павел), Он не считал Себя ниже Бога. Он Себя ощущал равным Ему. Понимаете, что Он чувствовал? Он осознавал Себя равным (!) Богу. Не подобным, не второго сорта. Он осознавал себя равным Богу. Но с другой стороны, Он Сам Себя «уничижил» приняв на себя образ раба. Павел так и говорит, что образ раба, это то же самое, что образ человека. Он был образом Божьим, а принял на себя образ раба. Осознавал же себя равным Богу. Подумайте над этим. И Павел учит, что мы должны иметь, буквально, те же самые, в точности такие же, чувства. Как вам?

И что сделал Бог? Он в ответ не наказал Его, за такое «чувство», а вознес, поставив выше всех.

Далее Павел подводит промежуточный итог: «Если все верно, то, как и раньше вы были послушны, так и теперь, слушайтесь Бога, потому что Бог дает все хотения и желания, имея к нам только благую волю». По этой причине все, что велит Бог, делать нужно без ропота и сомнения.

Далее Павел обещает послать к ним Тимофея и указывает на одну большую проблему в церкви. Он говорит, что все, кто окружает Павла, кроме Тимофея, ищут своего… Подумайте секунду. Это первый век. Еще память об Иисусе свежа и действенна. Еще совершаются чудеса в полной мере. И уже, по словам Павла, все ищут своего, а не того, что угодно Христу.

Так же для их поддержки Павел послал к ним Епафродита, о котором они знали, что он умирает. И вот, они могут его видеть живым и здоровым, потому что Бог продолжает свое дело. И тут же Павел дает ясное указание на то, что Епафродит не был болен в обычном смысле этого слова. Он говорит, что его болезнь связана не с инфекцией, а с тем, что он жертвовал собой, подставляя себя ради Евангелия, помогая Павлу. Вот это и была его болезнь, и по этой причине он был присмерти. Слово «болен» может в этом контексте значить лишь то, что он, скорее всего, был смертельно ранен, или избит.

И приход Епафродита, судя по всему, должен был показать Филиппийцам реальность Божьей власти на земле. Благодаря которой они, филиппийцы, смогут опереться на Бога и выстоять с День Христов.

Итак, все их проблемы, результат недостатка опыта и чувств в жертвенной любви. Недостаток тех чувств, которые имел Христос. И, чтобы христиане не сломались, нужно избегать ложных учений, не основанных на Христе.

2 Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания,
3 потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся,
(Фил.3:2,3)

Обрезание – это символ закона. И апостол утверждает, что закон, это не буквальное исполнение обрядов, а сами христиане, которые служат Богу духом и хвалящиеся Христом.

Тут же Павел говорит, что, если бы можно было надеяться на закон, то Павел был бы в выигрыше. Он даже приводит целый список «достоинств». Но, это лишь в том случае, если бы спасение зависело от закона. Но оно зависит от Христа. А значит все эти «достоинства» пустота.

Достоинства Павла по закону:

  • Обрезан
  • Из рода Израилева
  • Из колена Вениаминова (лучшее, как бы)
  • Еврей не из обращенных, а самый настоящий
  • Обучен лучшему, что может иметь только фарисей.
  • Ревнует о Боге так, что даже церковь гнал.
  • По всем пунктам закона – непорочен (!)

То есть, если бы зависело от этого, то Павел бы точно был самый достойный. Но все это мусор.

7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
(Фил.3:7)

И дальше Павел кратко рассказывает о своей вере. Вот символ веры Павла:

8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;
10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,
11 чтобы достигнуть воскресения мертвых.
(Фил.3:8-11)

Вот мы и пришли к тексту с нашим словом «дунамис». Но это позже, а пока доведем мысль до конца. Итак, Павел считает, что все его достоинства – это пустая трата времени и сил. Павел даже использует более хлесткое слово – урон, вред. Понимаете? Павел свою «непорочность» считает вредом! Как вам? Как такое возможно? Мы так стараемся быть хорошими, а Павел называет это вредом!!! Почему?

Потому что есть большее и лучшее. Это большее и лучшее – познание Христа Иисуса. И урон в том, что одно с другим не идет по пути, а тянет в разные стороны. Если я хочу, чтобы одна чаша весов поднялась вверх, мне нужно надавить на другую.

Здесь «познание» это «гносис», т.е. знание, ясное представление. В данном случае, это не опыт переживания, это ясность понимания, учение о Христе. Это учение Павел тут и открывает. Итак, Его символ веры, это учение, благодаря которому он, Павел, все потерял, и все считает мусором. Так зачем же такие потери? Ответ прост – чтобы прибылью стал Христос (это буквальный перевод, а не моя интерпретация).

Далее, все эти потери и отказ от «достоинств» ради того, чтобы оказаться в Нем без лишнего груза. Чтобы быть во Христе без «прицепа» собственных достоинств и собственной праведности. И чтобы иметь только веру во Христа. И тогда иметь праведность, которую вручает Сам Бог, без заслуг, только по Своей воле и милости.

И это все ради того, чтобы уже не знать, а жить в Нем, переживать Его в реальности, на собственном опыте. Так переводится слово, которое в 10м стихе переведено как «познать». И дальше, Павел говорит, что это познание, то есть переживание на «собственной шкуре» относится не только ко Христу, но и к Его воскресению. То есть, Павел стремится не тащить за собой свои «достоинства», чтобы оказаться воскрешенным так же как Иисус. Буквально «познать силу воскресения Его».

Как Иисус был воскрешен. Иисус воскрес благодаря вмешательству авторитета Бога. Вот это воскресение и хочет пережить Павел. Когда Сам Отец, ради тебя стучит по столу и приказывает воскресить Его Сына. Но не только этого ищет Павел. Как ни странно, он ищет еще и чего-то общего со страданиями Его. И он поясняет зачем!

Он объясняет, что смерть Иисуса была ради воскресения других. Поэтому и он хочет так же послужить воскресению всех. Это не значит, что без этих стараний нет воскресения. Только Павел не хочет заработать, он хочет быть похожим. Он хочет перенять у Иисуса все, от жизни до смерти и воскресения. И этого же желает Филиппийцам.

И, все же, это не толкование послания, поэтому, на сегодня достаточно, потому что мы раскрыли смысл «силы» воскресения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.