(Исследование силы) Простой дьякон

думаюЯ продолжаю рассматривать Деяния Апостолов на предмет использования автором слова «сила», греческим корнем которого оказывается «дунамис».  Дунамис, в зависимости от того, чья это сила, Божья или человеческая, мною определена как действующая потенция, угроза или обещание, причина уверенности либо человеческой, либо Божьей. Дунамис, так же действует как авторитет или власть.

Итак, мы находимся в книге Деяний Апостолов. Лука, по какой-то причине решил сделать небольшой акцент на слове «дунамис», тогда как остальные апостолы либо вообще не использовали это слово в своих текстах, либо не использовали его в связи с чудесами и исцелениями. И здесь я вижу ответ на вопрос, зачем Лука пишет свои работы – Евангелие и Деяния. Тогда как обычно считается, что Лука, как бы собрал все известное, и этим выделил свое Евангелие, я, основываясь на этой своей работе, полагаю, что одной и его целью было именно раскрыть природу Божьей силы и, как минимум, оградить христиан от каких-либо иных признаков крещения Духом. Видимо уже во время жизни Луки христиане забыли об истинном признаке исполнения Духом – силе, и стали искать второстепенный – языки. Но, сами понимаете, это лишь мои мысли, и ничего более. Но, как результат, мы получили христианство с все угасающей силой, или ее полным отсутствием. И, наконец, христиане вообще забыли о крещении Духом, на тысячу с лишним лет. Действительно, зачем оно нужно, если ничего, кроме языков не дает?

Но, пора приступить к продолжению своего исследования. Итак, вот следующий наш отрывок из Деяний Апостолов, где встречается упоминание этой силы «дунамис».

1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2 Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6 их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки.
7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
(Деян.6:1-8)

Итак, у молодой церкви появилась первая внутренняя проблема. Поругались два лагеря. Первый лагерь – евреи, жившие среди греков, и не только говорящие на греческом языке, но и придерживающиеся греческих обычаев. Второй лагерь – собственно, евреи, коренные, с еврейским языком и традиционными взглядами. Я, конечно же, имею в виду взгляды до обращения в Христианство. Так вот, по какой-то причине, а скорее всего именно потому, что традиционные считали других менее достойными, так как уже предали Бога тем, что стали жить по-гречески, эти про-греческие христиане были в пренебрежении у традиционных. Иначе говоря, проблема была не чисто хозяйственная, а имела этакий культурно религиозный фундамент. Проблема из серии «понаехали тут».

Итак, их вдовицы не удостаивались традиционного отношения к себе, которое имели еврейские вдовицы. Если не понятно, поясню. У древних иудеев, вдовица должна была иметь к себе особое отношение. Ее брали под опеку.  Женщина, достигшая определенного возраста и потерявшая мужа (незамужние не в счет) имела привилегию. Ее кормили, тратились  на ее одежду. В общем, люди отдавали часть своего имения для них. У греков такого отношения к вдовам не было. И вот еврейки из греков приходят в христианскую общину, которая изначально построена по образцу, близкому общины ессеев. И вдруг, требуют к себе такого же отношения! Но ведь это отношение основано на том, что женщины служили своему народу, они потратили на этот народ все свои силы, а кто такие греки? Какое они имеют отношение к еврейскому народу? И, даже если она еврейка, она перестала быть ею, когда обратилась к греческой культуре.

Как видите, проблема далеко не простая. Здесь должны были разбираться не просто люди умеющие организовывать, здесь нужна была мудрая голова.  Назревал национально религиозный конфликт внутри церкви! Вот почему апостолы занялись этим вопросом. И, что же они решили?

2 Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
(Деян.6:2)

Итак, апостолы собирают «множество учеников». Здесь под словом «множество» можно понимать как большинство, так и просто, большое количество.

Далее, они собрали не вообще множество всех, а множество учеников. Вопреки сложившейся сегодня практике в протестантской церкви считать каждого христианина учеником, все же, в первой церкви, сначала у Христа, учениками являлись далеко не все. Ученик – это тот, кто свою жизнь проводит все время с учителем. Это тот, кто «берет свой крест и идет за Ним». Христиане же, составляют двойной лагерь. Те, кого спасают, и те, кто спасает. Ученики – это те, кто учится спасать других. Это как гражданские и военные. Гражданские  находятся под опекой военных. Так вот, апостолы созвали большое количество учеников. Именно от них потребовалось особое отношение и понимание ситуации. Ученики, именно как ученики апостолов, должны были стать их руками в решении проблемы.

Понимая, что ситуация не простая, апостолы обращаются к ученикам и говорят:

2 … нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
(Деян.6:2б-4)

Вопрос первый. Что значит, оставить слово Божие? Неужели, для того, чтобы разобраться с взаимоотношениями внутри церкви нужно буквально оставить слово Божье? Так о чем же говорят апостолы?

Словом «слово» здесь переведено греческое «логон» ( корень «логос»).

Мы знаем два основных слова, которые на русский язык переводятся как «слово». Это слово «логос» и слово «рема». Однажды какой-то проповедник, я уже не помню кто, пустил пулю, что «рэма» — это слово откровение, то есть особенное тайное слово, приходящее в сердце человеку. Я не знаю, откуда он это взял, потому что на самом деле все иначе. Я уже не скажу, как сильно такое толкование навредило христианам. На самом деле эти слова следует понимать так:

Логос – слово, в смысле замысла, идеи, чего-то первоначального. Достаточно вспомнить начало Евангелия от Иоанна.

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
(Иоан.1:1-4)

Рема – наоборот, слово высказанное, то, что порождается словом «логос». Слово открытое, понятое, воспринятое. Вспомним послание Павла:

17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
(Рим.10:17,18)

Смотрите, сам апостол поясняет это слово. Когда он говорит, что «по всей земле прошел голос» проповедующих, т.е. тех, кто открывает и объясняет «логос», через «рема». Он связывает это с 17м стихом, где «слышание», то есть «восприятие», зависит от рассказа учения Иисуса. Буквально «ремата» (корень «рема») Христа (в греческих списках стоит именно Христос, а не Бог). Если есть те, кто расскажет, будет восприятие, нет рассказчиков, не будет восприятия.  Итак, проповедь – это «ремата», слово высказанное, раскрытое, объясненное, а «логос» — это суть слова, содержание, идея, замысел, первопричина.

Если я говорю «логос», это значит, что я говорю суть, идею, замысел. Если я говорю «рема», я открываю эту суть, объясняю ее, делаю понятной. В этом смысле притчи – это «логос», а объяснение их смысла – это «рема».  Учение Иисуса – «логос», а исполнение этого учения, его реализация – это «рема».

В рассматриваемом нами отрывке апостолы заявляют, что это не правильно – «оставить логос Бога».  С одной стороны это можно понять как замысел Бога. Так как Божья идея не в том, чтобы заниматься бытом, скорее наоборот. Ученики даже с каким-то пренебрежением отнеслись к появившейся проблеме. Как к чему-то ненормальному, чего в среде христиан не должно было даже появляться. То есть, это место можно понять, как недовольство апостолов тем, что христиане и сами оставили Христово учение и хотят, чтобы и апостолы пошли на их поводу. То есть, например, если смотреть на послание Павла к Коринфянам, видно его основную мысль, которую можно озвучить так. Если ты во Христе, то вопросы не появляются, а решаются. Много вопросов? Ты потерял путь. У молодой церкви появился вопрос, и достаточно конфликтный. Это признак, что христиане оставили учение Христа.

С другой стороны, их утверждение можно понять, как недовольство тем, что они призваны проповедовать, учить, доносить учение Христа, а их пытаются заставить заняться бытом. Но мне кажется, второе менее вероятно. Думаю, апостолы не были так высокомерны, что не хотели заниматься чем-то «земным». Их раздражал не факт того, что их пытаются унизить, а факт предательства христианами учения, которое апостолы только что передали этим людям. Действительно, если бы верующие поняли «логос» Бога, то вопрос отпал бы сам собой. Но, вместо этого, он назрел и вскрылся.

Так что же предпринимают Христовы ученики?

3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
(Деян.6:3,4)

Апостолы поручают ученикам, чтобы они из своей среды (не из всех христиан) выбрали 7 человек. И далее они называют 2 требования к этим людям.

Первое – они должны быть «изведанными». Здесь стоит греческое слово, которое означает, в данном случае, людей, имеющих свидетельство. То есть о них знают. Они подтвердили своей жизнью, поступками, что им можно доверять. Сегодня мы бы сказали – выберите проверенных людей.

Второе – они должны быть «исполнены Святого Духа». Мы уже говорили о том, что «исполнены» это настоящее название крещения Духом.  Повторюсь, Иисус лишь один раз использовал это слово по отношению к Духу. И это было при упоминании проповеди Иоанна. И, так как Иоанн использовал это слово, Иисус использовал его же, чтобы показать, о чем идет речь. Но после этого, ни Иисус, ни ученики больше не используют слово «креститься» по отношению к Духу. Почему? Потому что «крещение» («баптизо» геч.) это погружение, действие наружное. А крещение Духом – это исполнение, действие внутреннее.

Итак, в церкви конфликт, одни христиане позорно пренебрегли другими. И вторые, позорно возмутились. И те и другие своими действиями отреклись от Христа. Это вывело апостолов из себя до такой степени, что они сравнили ситуацию с «прислуживанием у столов». Значит, чтобы решить проблему, нужны были мудрые и сильные духом люди, которые смогут исправить сердца молодых последователей. Они должны быть, кроме того, что порядочными, еще и исполненными  Духа.

Наше современное восприятие сразу же включает привычное понимание. То есть люди, однажды пережившие пятидесятницу. Но, нигде в Писании не сказано так. И здесь, как и везде, требовались не такие люди, которые однажды исполнились Духом, а люди «исполненные» Духом. Чувствуете разницу? Нужны были люди полные, наполненные доверху, со знамением «одежды силы».

Мы часто думаем о крещении, как о принятии Духа. Но это уже не верно. Принятие Духа – это не крещение, это рождение свыше. А крещение – это наполнение до предела, когда дальше уже некуда, когда переливается через край. А это уже нам говорит о чем-то постоянно восполняемом. Помните? Павел в послании Ефесянам указывает на это.

18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
(Еф.5:18)

А ведь мы прекрасно понимаем тот факт, что, куда бы апостолы ни приходили, они всюду возлагали руки и верующие получали то, что мы сегодня называем крещением Духом. Как правило, это было сразу 2 действия. Принятие, т.е. рождение, и исполнение, т.е. крещение. Так вот, если учесть, что Ефесская церковь была основана Павлом, то нет никаких сомнений, что христиане Ефеса уже имели Духа, т.е. были рождены свыше, и однажды уже пережили исполнение Духом, т.е. крещение.  И вот Павел учит их «Исполняться Духом». Сегодня нас учат, что крещение, это одно, а исполнение, это другое. Скажите, на каком основании дается такое смелое заявление? Если для вас авторитет Иоанн Креститель, то он не имел никакого понятия о действительной природе Духа Святого. Он представитель Ветхого Завета, буквы, а не Духа. Иисус слово «крещение» в отношении Духа использует лишь в связке с Иоанновым учением. И все! Больше ничего!

Все, дальше все апостолы говорят ТОЛЬКО (!) о принятии или исполнении. Христиане исполняются и говорят на языках. Христиане исполняются и проповедуют с великой силой. И т.д. и т.п.

Итак, исполнение – это действие, за которое ответственен каждый христианин. Оно должно постоянно возобновляться, чтобы христианин был ВСЕГДА полон Духа. Апостолы потребовали, чтобы люди, на которых возложат обязанность разобраться со «смутьянами» должны быть в обязательном порядке «исполнены Духом Святым». То есть они должны быть всегда полными. Заполненными под завязку. Понимаете? Не просто иметь Дух Святой, т.е. быть рожденными свыше, а именно наполненными до краев! Никак не меньше! Зачем такие крайности, если нужно лишь организовать раздачу хлеба? Да затем, что тут не в хлебе было дело, а в еврейском расизме. Или, как сегодня модно говорить, проблема была в семитизме и антисемитизме.

Далее. В третьем стихе финал переведен как «поставим их на эту службу». В принципе, именно этот финал сбивает нас с толку. Мы все время рисуем себе картину простой раздачи хлеба. То есть дела, которое должны были делать некие ученики постоянно. От момента назначения их на должность «хлеборезов» или «хлебодаров» и до прихода Спасителя. Но, суть сообщения Луки в другом. Проблема разовая. Здесь нет слова «служение». Понимаете? Его вообще нет! Так понял переводчик, и мы послушно, как быки за кольцо, повинуемся его пониманию. Ни на какое служение апостолы не ставили этих 7 ребят. Они их поставили буквально «над проблемой». То есть поручили им эту проблему решить.

И второй пункт, который нас сбивает с понятия. Это четвертый стих.

4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
(Деян.6:4)

Действительно, если бы проблема была разовой, то какая связь со словом «постоянно»? Но вот беда, в греческих списках нет этого слова! Это вновь, старания переводчика! Дело в том, что в греческом тексте есть слово «придерживаться» в будущем времени. Которое правильнее было бы перевести «будем придерживаться».  Это слово, конечно же, можно понять как указание на некий постоянный акт. Но в контексте мы получаем другое. Апостолы говорят: «ребята, займитесь проблемой, а мы продолжим (придержимся или сохраним) свою работу».

Итак, возникла проблема, ее нужно было срочно решить. А это значит, что ученикам предстояло работать не с хлебом, а с христианами. Им предстояло их вразумлять, учить, наставлять, приводить к пониманию, взывать к совести, приводить к покаянию и наполнять Духом. Другими словами они должны были уничтожить корешки, как семитизма, так и антисемитизма. И, по всей видимости, им пришлось говорить с каждым в отдельности. Поэтому и понадобилось целых 7 учеников.

Итак, всем понравилась эта мысль.  Они выбрали этих семерых и поставили перед апостолами. Те, что делают? Наверное, они возлагают руки и молятся? Ничуть не бывало! Они сначала молятся, а потом возлагают руки! Почему я так акцентирую внимание на этом? Потому что вокруг я вижу другую практику. Сначала возлагаются руки, потом молитва. Здесь мы говорим не об исцелении. Здесь апостолы что-то делают с учениками. Мы привыкли называть это действо «рукоположением». Подразумевая посвящение в должность. Но ведь мы уже поняли, что никакой должности здесь апостолы не создают! Тогда что именно они делают?

Традиционное учение говорит, что апостолы рукоположили дьяконов. Красивая сказка! А где это написано? А нигде. Нет, на самом деле разные древние учителя утверждают, что Стефан был дьяконом, и я, до недавнего времени так думал. Но сегодня, исследуя вместе с вами этот отрывок, прихожу к удивительному и для меня выводу.

В пользу рукоположения дьяконов может послужить следующее место:

8 А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи [диаконов], остались у него.
(Деян.21:8)

Как видим, здесь упоминается имя одного из перечисленных в рассматриваемом нами отрывке людей, а именно Филиппа благовестника. И здесь в квадратных скобках стоит слово «диаконов». Но, может, вы не помните, что означают квадратные скобки? Слово, заключенное в квадратные скобки присутствует ДАЛЕКО не во всех списках. Что это значит? Это значит, что переписывая текст, древний переписчик либо сам, либо по указанию «руководителя», либо еще по каким-то причинам, добавляет его. Чаще всего, добавка появляется из желания дать пояснение. Но мы прекрасно понимаем, что такого рода пояснения очень часто далеки от исходного смысла, и впоследствии становятся реальной помехой.

Итак, что же делают апостолы? Ведь зачем-то апостолы некоторое время потратили на молитву, а потом возложили руки. Кстати, есть ли еще похожее место? Да, похожее дело делали апостолы, Павел и Варнава, с рукоположением пресвитеров (Дея. 14:23).  Похожее дело апостолы делали с самими Павлом и Варнавой, по повелению Святого Духа. Тогда апостолы постились и молились, а потом возложили руки на Савла с Варнавой и отпустили их (Дея. 13:3).

Чтобы понять  результат этого «рукоположения», давайте посмотрим, что говорит по этому поводу Лука. Совершенно логично, если бы Лука писал о раздаче хлеба, то следующим текстом должно было быть что-то вроде: «И хлеб раздавался без задержек, и вся община была счастлива».  А что же на самом деле написал Лука?

7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
(Деян.6:7,8)

Стефан! Ты что творишь?! Твое дело хлеб раздавать! Куда ты? Ты же всего лишь дьякон!  Не кажется ли вам странным такой результат рукоположения? А ответ, на самом деле лежит на поверхности. Смотрите сами.

Кого позвали апостолы? Внимание! Они позвали У-ЧЕ-НИ-КОВ! То есть они позвали тех, кто учился у апостолов. Апостол – это не директор института. Это человек, который может научить лишь тому, что имеет сам. Ученики учились у апостолов, значит, они должны были стать апостолами.

Иисус – это апостол Отца. То есть посланник Отца. Ученики учились у Иисуса тому же самому. Чему они могли научить других? А разве есть выбор?

Вы скажете, так откуда же взялись учителя, пасторы, пророки и т.д.? Да оттуда же и взялись! Кто такой пастор? Это апостол, заботящийся о христианах. Кто такой учитель? Это апостол, обучающий христиан. Кто такой пророк? Это апостол, открывающий Слово Божье. Кто такой евангелист? Это апостол, идущий в народ. Кто такой апостол? Это тот, кто научился у Христа и послан им. По сути, мы имеем лишь спасаемых, апостолов и их учеников.

Итак, апостолы позвали учеников (!). Далее, они обращаются к ученикам и дают им практическое задание. Вместо того, чтобы самим, как Христос, отобрать апостолов, они предлагают ученикам самим сделать такое решение. И вот выбраны 7 новых апостолов! Что делают 12 (кстати там они так и названы «двенадцать», как бы отделяя их от других апостолов)? Они молятся и посылают этих семерых. Что они сделали? Они запустили в жизнь 7 молодых апостолов. Теперь, Стефан – апостол, а не дьякон. Вот почему он не занимается хлебом, а творит великие чудеса. Вот почему Филипп называется благовестником, а не хлебодаром.

Смотрите, пока апостолы не «одели» силу от Духа, они попытались выбрать двенадцатого апостола. Каков результат? Да никакого. Но, уже имея силу, они рукополагают семерых. Какой результат?

7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
(Деян.6:7,8)

Если еще не поняли, спросите себя, что требовал Иисус от своих апостолов, пока ходил по земле? Идти по городам и селам, исцелять, и говорить простую фразу: «Царство Божье приблизилось». Все! Что требуется от апостолов после исполнения духом? В принципе, то же самое. Идти всюду, исцелять и говорить.

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
(Матф.28:18-20)

Вот и Стефан, когда его послали 12, стал выполнять это поручение. И он, исполненный (уже знаем, что это значит) веры и силы (дунамис), совершал все, что положено апостолу.

(Исследование силы) Простой дьякон: 11 комментариев

  1. АГА! Вот тогда,что получается (мои мысли на основании Ваших):
    «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа»,означает научите все народы, погружая или рождайте свыше. Здесь слово погружая-не есть исполнение, а рождение. А следствие из этого стиха:
    «Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса». Фраза «крещены во имя Иисуса «-означает принятие духа!,а «не сходил»-означает не исполнил!!!
    Т.е. люди были с Духом Св.,но неисполнены им.

    Кажется я разобрался. Опять недопонимание и проблемы с переводом отд.слов.
    Верно ли я понял, Алексей?

    • Я не уверен, что все правильно, но в качестве предположения, пожалуй, соглашусь. Дело в том, что в традиционном учении вообще все просто, но… сам понимаешь. Если бы там все было правильно, не было бы нужды ковыряться сегодня. Так что, будем дальше разбираться smile.

      • ну и то хорошоsmile пока буду держаться данного поним.,а дальше разберемся со временем. Дух Божий подскажет!
        спасибо Вам

  2. здравия желаю,алексей.
    мы в отпуск уехали,макса предупредили! будем после 10-го

    а как с этим фрагментом? (в «филлип один из 7-ки» у Вас описан):
    «16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса…»

    • Паша, не совсем понятен вопрос. И, если не сложно, задай его в соответствующем потоке, хорошо?

      • позвольте все-таки спросить тут,т.к этот вопрос продолжение 1-го вопр. и особо к той теме не привязан:
        «16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса…»
        выходит Иисус заповедал крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа,так?
        а вышеуказ-е люди были крещены, но на них не сходил Дух Св.? если только речь о крещении в воде.
        тогда самое интересное-про какое крещение говорит Иисус?

        • Привет, я, все же, не понимаю, какая связь этого вопроса с темой статьи sad. Мне кажется, этот вопрос правильнее было бы обсудить в следующей статье — в продолжении. Там как раз об этом и говорится. Однако… По всей видимости я не понимаю вопроса. Но, если уж ты настаиваешь, то попытаюсь пояснить, исходя из того, как я понял вопрос и из того, как я понимаю сейчас Писания.

          Сначала нужно понять смысл слова «сходил», для краткости скажу лишь, что это слово не имеет прямого указания на движение сверху вниз. Если убрать все переводы на основании Кинг Джеймс вершен, то останутся значения описывающие что-то вроде «нападать врасплох», «приходить в голову», «врываться», «вторгаться», «приходить к чему-то».
          Получается, что Дух Святой В них уже мог к тому времени быть. И тогда «креститься во имя Господа» — это принятие духа, или рождение свыше, что связано и с водным крещением и с покаянием, получением прощения. А «облачение в силу» (это еще одно значение из Нового ЗАвета), это как раз то, что мы сегодня называем «крещением Святым Духом», или крещением во имя Святого Духа».
          Одно лишь скажу на конец. Думаю, ты понимаешь, что все эти размышления не являются учением, это мысли по ходу. Они могут быть ошибочными. Так что, готов выслушать твои мысли, может ты скажешь что-то вернее. smile Лене привет.

  3. алексей,а поясните тогда 19 стих:
    19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
    я так понимаю «погружая в дух святой»!?

    • Думаю, ты мыслишь в правильном направлении. smile Что пропадали в это воскресение?

  4. Спасибо! Очень важные открытия — об исполнении-крещении Святым Духом, о «диаконах»… Благословений вам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.