Продолжим разговор о «дунамис».

думаюНа сегодняшний день в плане действия силы «дунамис» мне не ясно только одно место, то есть то, которое мы разбирали в прошлый раз. Оставляю его, так как есть, в ожидании Божьего вразумления и иду дальше с тем, что есть.  Итак, «дунамис» воздействует на бесов как угроза. Они боятся не самого действия, а угрозы тех возможностей, которые есть во Христе. У них есть горький опыт. Они уже пытались связаться со Христом и потерпели крушение. Теперь Христов Дух для них страшен Сам по Себе. Почему? Потому что Иисус победил именно духом, а ни чем иным. И если бесы находят этот же Дух, они бегут. И ответ прост и жесток. Если бесы не бегут от нас прочь при первом же нашем появлении, значит что-то неладно с нашим исполнением Духом. То есть, они просто Его – Духа не видят. Все остальное от лукавого. Но оставим пока размышления о духе и пойдем дальше.

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
(Мар.9:1)

Понятно, раз мы рассматриваем это место, то, вероятно, и здесь слово «сила» однокоренное слову «дунамис». То есть здесь не идет речи о мощи завоевывающей или о силе, выстаивающей против чьих-либо атак. Но речь именно о силе, действующей своей опасностью, а не реализацией этой опасности.

Кстати, этот стих нельзя читать отдельно от контекста. Для того, чтобы увидеть, хотя бы, ближайший смысл, нужно начинать с последних стихов предыдущей главы.

31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
32 И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.
33 Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?
38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
(Мар.8:31-38)

Это событие мы встречали у Матфея. Но здесь есть особый контекст. Итак, Иисус предупреждает учеников о том, что должно произойти с Иисусом. Делал это не скрыто, не тэт-а-тэт. И вот, Петр, отводит Иисуса в сторонку и с глазу на глаз пытается Его «вразумить».

Иисус возмущается, поворачивается к ученикам, и взглянув на них заявляет Петру, что он – сатана. И тут же объясняет, почему это Петр удостоился такого звания. Потому что он думает как обычный человек. То есть сатана думает как человек. Или иначе, если мы думаем, как люди, то мы думаем, как сатана (!!!).

Петр облит и обтекает. Иисус, не отходя от него, зовет к Себе народ  и учеников. Обратите внимание, что не только учеников, но и народ. Это выглядит так, как обычно поступают с сильно провинившимися учениками. Иисус берет и открывает перед всеми его безумие. Он не просто сказа Петру, что он неправ, но подозвал к Петру людей, как бы показывая на него, как на шкодливого мальчишку. Видимо, Иисус оценивает проступок сильнее многих проступков, даже сильнее предательства, которое позже Петр допустит. Потому что, когда Петр предал Иисуса, Учитель не выставлял его на посмешище. А когда он попытался «позаботиться» о нем, то Иисус разгневался всерьез.

И следующий текст идет на фоне униженного Петра. Я даже вижу эту странную картину. На которой Иисус, исполненный гнева, указывает на Петра как на причину его гнева и не опуская пальца, говорит:

34 … кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?
38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
(Мар.8:34-38)

Понимаете, эти слова сказаны в явный противовес «заботе» Петра. Петр думал, что сделал добро, проявив свою «человечность», и получил жуткое «воздаяние» от Учителя. Держите перед собой эту картину. Вот стоит опозоренный и униженный Петр. Перед ним сидит и стоит много людей и апостолы. Между людьми и Петром в гневе ходит Иисус, и указывая на Петра, чуть ли не кричит. И это звучит приблизительно так: «Вот этот человек по имени Петр предлагает мне подумать о Себе! Но как я могу думать о Себе, если Я требую от вас забыть себя? Как я могу сбросить свой крест, если Я от вас требую его взять?  Может быть, вы считаете, что я такой же лжец как фарисеи? Если так, то можете уходить! Я говорю, отвергнись себя, а этот Петр мне предлагает предать вас! Я говорю, отвергнись себя, а этот сатана предлагает мне спасти свою шкуру!»

«Запомните!» — говорит Иисус: «кто хочет спасти свою жизнь, тот ее потеряет, но кто потеряет ее ради Меня и моего учения, тот спасет ее».

«Послушай, Петр, какая польза тебе, если ты приобретешь весь мир, а жизнь свою загубишь? Или чем ты выкупишь ее?»

Иисус долго вглядывается в удивленные глаза окружающих и в опущенные глаза Петра и вновь произносит: «Запомни Петр, кто постыдится Меня и Моих слов перед этими блудниками и грешниками, того и Я постыжусь, когда приду в славе Моего Отца и с Ангелами!»

Бедный Петр унижен жесточайшим образом. Я больше не могу найти подобных мест в писании, где бы Иисус так унижал своих последователей. По всей видимости, нет большего предательства перед Иисусом, чем человеческие мысли (!!!).

И заканчивает следующим текстом, все еще пристально глядя на Петра: «Истинно говорю вам, что это пришествие не за горами. Даже среди здесь стоящих людей есть те, кто еще при этой жизни увидят все это! Они увидят, как вся власть Божья придет, повергая одних в страх и ужас, других поднимая из пепла и давая радость и свободу одним лишь своим видом!».

Как, наверное, вы уже поняли, я уже описал здесь слово «сила», только другими словами. Понятно, что я изменил слова. Но сделал это лишь с одной целью, передать ту ситуацию, как я ее вижу. Потому что мы привыкли читать Библейский текст как нечто без эмоций, без чувств и переживаний. Однако все было ровно наоборот. Чувства лились через край.

24 Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
(Мар.12:24)

Как часто я слышу ссылку на это место, когда учат о силе, которая действует как нечто мистическое. Как что-то изображаемое по образцу фантастических фильмов или фильмов фентези. Так заманчиво вообразить себя христианином, из рук которого исходят целительные силы в виде молний или чего-то подобного! Но Иисус не дает на это ни малейшего намека. И эта ссылка, которая стала опорой для «фантастических» картин исцелений, на самом деле является ее разрушителем.

Это высказывание Иисуса есть еще и у Матфея. Но ситуация, в которой это было сказано, есть еще и у Луки. Давайте посмотрим внимательнее на контекст, в котором она была сказана. И посмотрим на это место в контексте событий, описанных у Матфея (просто у Марка немного короче).

23 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:
24 Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему;
25 было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;
26 подобно и второй, и третий, даже до седьмого;
27 после же всех умерла и жена;
28 итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.
29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,
30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:
32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.
(Матф.22:23-32)

Итак, к Иисусу подходят именно те, кто говорит, «что нет воскресения». И эти ребята, саддукеи, задают Ему коварный вопрос. На что Учитель отвечает, что сама постановка их вопроса говорит об их полном неведении в Божьей природе. Я обращаю внимание, что Иисус обвиняет в безграмотности саддукеев, т.е. тех, кто призван «просвещать» народ. Именно они должны быть учителями и пастырями.  А именно они, с точки зрения Иисуса и оказались пустышками. Это этакие Сусанины от религии «Куда ты завел нас, Сусанин, герой, отстаньте, ребята, я сам здесь впервой».

Итак, что им говорит Божий Сын? Первое: «Заблуждаетесь». То есть вы шли, шли, думали, что все правильно. По всей науке выверен курс. Двигались по направлению к Индии, а приплыли к Америке. Двигались к Богу, а приплыли в геенну огненную.

Интересно, какие вопросы задавал Колумб, когда понял, что приплыл не в Индию, а в Америку? Наверное, самый первый вопрос – почему. И здесь Иисус не оставил милых ребят от саддукеев без ответа.

Он назвал им 2 предмета, по которым они не сдали жизненный экзамен. Они не знают ни Писаний, ни силы Божьей.

Вот с чем не могли согласиться саддукеи, так это с тем, что они не знают Писаний. Чего-чего, а Писания они выучили назубок! Думаю, если бы мы попытались посоревноваться с ними в знании текстов, то, вероятнее всего, они бы нас «сделали» легко. Я имею в виду знание текстов Ветхого Завета. И все же Иисус обвиняет их именно в этом. Но, саддукеи не спорят? Смотрите, они не возмутились, не стали показывать свои познания! Почему? Потому что поняли, о чем им говорит Учитель. А учитель им говорит не о текстах, не о зазубренных стихах и главах. Он им говорит о духе Писаний, о содержании, о той силе, которую Они содержат в себе. И именно в этом контексте нужно читать и само слово «сила», т.е. «дунамис». Так как и сила и Писания принадлежат Богу, то и читать нужно так, что оба слова относятся к Нему. То есть: «не знаете ни Писаний Божьих, ни силы Божьей.

Понимаете, сила Писаний, это та же сила Божья. Смысл Писаний – это их потенция или «дунамис». Потенция или цель Бога, это тоже «дунамис». Писания передают цели, дыхание, волю, стремление Бога. Их содержание (дунамис) это «содержание» Бога (дунамис). Их характер – это характер Бога. Цель Писания – это цель Бога. Сила Писания – это сила Бога.

Вот, о какой силе идет речь.  А никак не о силе, исходящей волнами от христианина – мага. Вы можете спорить и не соглашаться. Любое представление о силе Бога, как о чем-то, что хоть как-то похоже на увиденное в кино или мультфильмах – это оккультизм, т.е. ложь, обман, демонизм. И ориентируясь на это, мы упускаем истинный смысл и характер Божьей силы.

На этом мы закончили рассмотрение слова «дунамис» как сила в Евангелиях от Матфея и Марка. Далее мы перейдем к рассмотрению этого слова в Евангелии от Луки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.