(Исследование силы) Дунамис как Сила

думаюИтак, мы рассмотрели значения слов, корнями которых являются слова «кратос», «исхус» и начали рассматривать слово с корнем «дунамис». В этом направлении, мы подробно рассмотрели смысл этого слова, увидели, что перевод этого слова как чудеса, по меньшей мере, некорректен. Может быть мы не до конца осмыслили, что именно автор говорил нам в этих местах словом «дунамис», но, что это слово не имеет отношения к тому, что мы понимаем под чудом, это точно. И в предыдущей части мы закончили рассматривать этот вопрос. То есть мест, где «дунамис» переведено как чудо, больше нет. Но это совсем не значит, что больше нет текстов, где действительно стоит слово «чудо», «чудеса» или «знамения». Вот только в этих местах «дунамис» уже не используется. Вместо него в этих местах стоят слова с корнями «терата» (чудо), «семейон» (знамение) или, только в одном месте «парадокса» (невероятный).

Что же, мы продолжаем рассмотрение использования корня «дунамис».

20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:
21 горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись,
22 но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.
23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;
24 но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.
(Матф.11:20-24)

Чтобы верно понимать смысл этого послания, нужно обратить пристальное внимание на некоторые аспекты. Во-первых, Иисус не обращается к людям (!), он обращается к городам.  Вы скажете: «Какая разница? Разве город, это не люди?».

Действительно, люди живут в городах, но город, это в первую очередь, власти. Например, сколько людей покаялось в Иерусалиме? Я имею в виду не точную цифру, а из категории приблизительной, много или мало. Уверен, что мы, скорее всего, скажем – много. Действительно, кто-то даже подсчитывал. И, судя по этим выводам, Иерусалим должен был бы избежать судьбы Хоразина, Вифсаиди и Капернаума. Тем более, что в этой Его гневной речи Иисус не упомянул Иерусалим. Но, мы прекрасно знаем, что произошло с Иерусалимом! Почему? За что город Иерусалим поплатился так жестоко? За то же самое, за что и Хоразин, который сегодня выглядит лишь как гряда холмов, которые скрывают под собой когда-то известный город.

Но, как же так? Ведь именно здесь была самая большая церковь первого столетия. Это позже центр христианства переместился в Ефес. Но в начале центром был именно Иерусалим! А если мы вспомним, что еще до тех событий Иисус предупреждает христиан, чтобы те бежали в горы, становится понятно. Те, кто покаялся, спаслись, а город (!) пережил разрушительное нашествие Римлян, подавляющих Иудейское восстание.

Почему так? Потому что, думаю, в Иерусалиме было больше всего «явлено сил» Иисуса, но ГОРОД (не простые люди, а власти, войско, элита, те, кто является «лицом» города) не покаялся.

Смотрите, Иисус в Иерусалиме обрел такой авторитет и влияние, что буквально весь народ вышел встречать Его с ветвями, когда Он въезжал в город на осле. Но «город», то есть власти, фарисеи и саддукеи, самые важные люди города, еще больше восстали против Него, и искали Его смерти. Итак, город и обычные люди, противоположные категории. Обычные люди получают право проживать в городе, тогда как именно элита определяет, кто в нем будет жить, а кто нет. Кроме того, где мы видим хотя бы малейшее указание на то, что в каком-то городе Иисуса не приняли, не слушали? Единственное указание – описание Его первой проповеди в Его родном городе. Но, во второй раз в этом же городе весь народ выходил к Иисусу и нес к Нему всех своих больных. То есть мы вообще не находим ни одного места в Писании, где бы Иисуса не слушали и не шли к Нему за исцелениями.

Что это значит? Это значит, что речь не о простых людях. Но всюду мы видим сопротивление именно властей, элиты городов, т.е. фарисеями и саддукеями, а так же «иудеями», т.е. людьми, которые фанатично преданы словам фарисеев. Итак, город, это люди, решающие судьбу города. Те, от кого зависят правила.

Второе, даже если бы мы приняли перевод так как он есть, то, скорее всего мы объяснили бы слово «силы» как исцеления и изгнания бесов. А тот факт, что в этих городах этих сил было явлено БОЛЕЕ ВСЕГО(!) означает как раз то, что именно в этих городах, больше всего людей шло к Иисусу. То есть Хоразин, Вифсаида и Капернаум – это города, где Иисуса слушали больше всего, ему верили больше всего, и он исцелил больше всего именно в этих городах. А это неизменно возвращает нас к вопросу: «Так кто же не покаялся, и на кого разгневался Иисус?». Итак, город, это не те люди, которые имеют нужду, а те, кто взял на себя ответственность за этих людей, т.е. власти или элита.

И теперь, можно перейти к главному смыслу слова «дунамис». Дунамис – это потенция, угрожающая или много обещающая своей потенцией, своей возможностью. Говоря проще, «дунамис» — это авторитет или влияние, которое оказывает эта сила на окружающих или та сила, которая имеется внутри человека и ощущается извне.

Далее, слово явлено, которое мы здесь находим, это то же слово, которое употреблялось в тексте, где первый и последний раз описано о том, что «дунамис» родились под руками Иисуса.

20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено (рождено) было сил (влияния, авторитета) Его, за то, что они не покаялись:
21 горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены(рождены) были силы(влияния, авторитеты, воздействия слов Иисуса на людей), явленные (рождены) в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись,
22 но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.
23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены (рождены) были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;
24 но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.
(Матф.11:20-24)

Вообще все служение Иисуса связано не с количеством чудес, а с приобретением власти, авторитета, влияния на людей, то есть с Царствием Божьим. Чудеса, исцеления и освобождения – это проявление этой самой власти. Поэтому именно приобретённой властью измеряется действие Иисуса в городах. И, тогда как Иисус в описанных городах приобрел больше всего этой власти, больше всего влияния. Получил больший из всего авторитет, сами города оказались противниками этой власти. Людей власти, не убедили и не поколебали действия Иисуса. А так как невозможно быть более убедительным, чем Иисус, то их «неубежденность» не что иное, как открытая война. А раз они объявили Иисусу войну, то и угрозы Иисуса понятны.

Хотя для убедительности и использовались чудеса и исцеления, все же, под словом «сила» в этих местах не нужно воспринимать именно эти значения, так как само слово нам этого не позволяет.

54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?
57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.
58 И не совершил там многих чудес по неверию их.
(Матф.13:54-58)

Вообще, меня удивляет тот факт, что одно и то же слово, совершенно идентичное, в одной и той же форме,  т.е. падеже, числе и роде, внутри одного текста переводятся по-разному. В 54-м стихе – «силы», в 58-м – «чудес». Вам не кажется это странным? Нет, я понимаю, что можно перевести разным падежом, чтобы звучало, что называется «по-русски». Но, чтобы разными словами…

Переводчик оказался перед тяжелым решением. Что такое «дунамис», он не понимает. Он лишь знает, что речь идет о какой-то силе. И опираясь на «Номера Стронга», у него есть еще вариант с «чудесами». Понятия же смысла нет вообще. Но, в оба места не вставляется одно и то же. И переводчик начинает откровенно лукавить. Перевести 58й стих  как «не совершил там многих сил», не позволяет непонимание сути. Это звучит не грамотно. А написать в 54м стихе «откуда у Него такая премудрость и чудеса», звучит вообще глупо. Потому что чудеса иметь невозможно, их можно лишь совершать.

Но давайте поменяем слово «силы» (хотя именно так надо было все перевести), на упрощенный смысл, а именно «автоитет» или «влияние», «воздействие». И получим, что в синагоге местные люди удивлялись «откуда у Него такая премудрость и влияние».

Кстати, в этом месте не сказано, что он кого-то исцелял. Он лишь учил и ничего больше. И то, как Он учил, удивило людей. Он учил с высокой мудростью, и его учение сильно захватывало слушающих, овладевало их умами и сердцами. Вот, что удивляло местных. Действительно, если бы они видели чудеса, то, вероятнее всего, что-то бы изменилось. Но здесь не было чудес. Кроме того Сам Иисус говорит о себе: «не бывает пророк без чести». Он здесь говорит о себе как о пророке! А роль пророка – это не чудеса, а слово. И в результате, хотя в синагоге он сильно повлиял на некоторых слушающих, Он не добился большого авторитета (дунамис) в своем городе. Но те, кто послушал Его и пришел к Нему за спасением от болезней, получили свое освобождение. Это мы читаем в параллельном месте у Марка.

1 Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.
2 Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?
3 Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.
4 Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем.
5 И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил [их].
6 И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил.
(Мар.6:1-6)

Кстати, вы никогда не задумывались, почему в этом месте явное противоречие (если принять, что перевод сделан верно)? Смотрите, во втором стихе написано, что Его руками совершаются «такие» (!!!) чудеса. То есть чудеса были совершены. И тут же, прямо во время этого события, не на следующий день, а прямо здесь же, в пятом стихе написано, что Он «не мог совершить там НИКАКОГО чуда»!!! Так все-таки как? Совершил или нет? Если мы говорим о чудесах, получается противоречие. Если же говорим о влиянии или авторитете, о воздействии, то все встает на свои места. Если в синагоге он действовал властно и мудро, то это не значит, что его властность и мудрость дала ему власть над этими людьми. Под властью я здесь понимаю «дунамис», как авторитет, как потенцию, которая угрожает или обещает своим наличием, своей внутренней силой.

23 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:
24 Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему;
25 было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;
26 подобно и второй, и третий, даже до седьмого;
27 после же всех умерла и жена;
28 итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.
29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,
30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
(Матф.22:23-30)

Это одно из тех мест, где тоже, словом «силы» переведено слово с корнем «дунамис». Имеется в виду способность Бога влиять, воздействовать, властвовать. Иисус обвиняет лукавых саддукеев в том, что они «не знают», буквально не видят, не переживают, не осознают Божьего авторитета, Его влияния, Его возможностей. Всего того, что сокрыто в Нем. И от этого, не понимают элементарных вещей.

29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
(Матф.24:29-31)

Возлюбленные братья, если вы думаете, что Иисус имел в виду настоящие звезды, то, вероятнее всего вы не верите Писанию. Вас одурачили ученые тем, что только Галилей открыл, что Земля круглая. Но в самой древней книге Ветхого Завета, в книге «Иов написано:

7 Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем.
(Иов.26:7)

Как вы думаете, говорилось ли здесь про китов или черепах?

25 Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,
26 когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
27 Когда Он уготовлял небеса, [я была] там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
28 когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,
29 когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:
30 тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время,
31 веселясь на земном кругу Его, и радость моя [была] с сынами человеческими.
(Прит.8:25-31)

Итак, когда Бог еще не сотворил ни земли, ни начальных пылинок вселенной. Он Бог, проводил круговую черту по лицу бездны. И позже мудрость веселилась на земном кругу. В древнем еврейском языке под бездной понимается не только глубины вод, но и все, что не имеет дна. Как древнему человеку описать космос, как мы его понимаем? Нет дна ни сверху ни снизу. И круг, не квадрат, не что-то бесформенное. Тем более, что, если посмотреть на материки, или на проматерик, никакого намека на круг не было. Есть лишь один круг земли, и этот круг, как нас учили, открыл Галилей. Но, на самом деле, еще в глубокой древности люди знали устройство вселенной. И это они знали без всякой науки, а прямо от Бога.

И теперь, если Иисус Сын Бога, неужели Он не знает этого? Не думаю. Все совсем иначе. Но что же тогда имел в виду Иисус, когда говорил, что звезды упадут?

29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
(Матф.24:29-31)

Допустим, речь идет о естественном солнце, и логично, если солнце померкнет, то и луна не даст света своего. Но ЗВЕЗДЫ с неба? Куда? Ведь в космосе нет ни верха, ни низа. Так куда должны упасть звезды? На землю? Вы представляете себе такую глупость? Земля еще может куда-то упасть, а даже такой карлик как наше солнце, не идет ни в какое сравнение с размерами Земли. Допустим даже, что произойдет настоящий космический катаклизм и солнце померкнет вместе с отраженным светом от луны. Но что должно стать поводом тому, чтобы звезды упали, я уже молчу о том куда. Все звезды сразу погаснут?

И вот еще что. Если Солнце померкнет, так, что луна вообще не даст света, на земле уже некому будет плакать. Однако здесь идет речь о плаче!

Если все так, то о чем же идет речь? Все это можно понять, лишь осознав, что весь этот текст – иллюстрация чего-то другого. Забудем о космической катастрофе. Да, совсем забыл. Если мы верим, что возможна небесная катастрофа такого масштаба, мы просто не верим, что Бог в силах со всем этим управиться. До сих пор Бог не давал повода для такой «веры».

Итак, это картина чего-то более сложного и более важного. Начнем не с солнца, а со звезд. Сегодня очень популярно это слово. Звезды стали нашими иконами. Сегодня большинство ориентируется в своих поступках на звезд. Звезды кино, театра, балета, эстрады и политики. Все это звезды, о которых, как я думаю, и говорил Учитель. Звезды, это те, кто становится господом для людей. Это те, кто по своей вине или нет, заняли в сердцах людей место, предназначенное для Небесного Папы. Именно эти звезды должны в конце концов пасть. Что это значит? Думаю, что это говорит о том, что, например, происходило во времена Иисуса в Римской империи. Все  звезды Рима потеряли свой авторитет. Люди разуверились во всем. Их перестал интересовать смысл жизни, моральные ценности. Единственное, что хотели люди, пить и есть. Грабежи, разврат, полное разложение, вот в какую почву упало семя Божьей благодати. И в конец времен, должно произойти нечто похожее. Когда все, на что надеются люди, во что верят, на что полагаются, разрушится, покажет свою ничтожность, тогда люди восплачутся, потеряют смысл жизни, будут считать, что смерть – единственный выход.

Люди, от которых они ожидали «святости» и любви, окажутся даже худшими, чем простые люди. Под солнцем и луной, я полагаю подразумевается нечто более сильное чем люди. Это общечеловеческое представление о добре и зле, о справедливости и чести. Может быть это указание на что-то идеальное в представлении человека. Возможно это речь о науке или некой общей толерантной религии. Если солнце – это «гумманизм», как человеческое понятие добра и зла, то луна – это некая религия. Например наука. Сегодня наука – самая большая религия. Ни православие, ни ислам, ни какая другая религия с наукой не сравнится. Возможно эта религия – политика. Важно одно, все это потеряет свой свет. То есть люди совершенно разочаруются во всем этом.

В этом же ключе, силы небесные, это «дунамис», т.е. духовное влияние солнца, луны и звезд, поколеблются. Но не только солнца, луны и звезд. А вообще всех властей, всего, что было хоть как-то авторитетно. Практически, для жизни человека исчезнет всякий смысл и повод. Человеку больше не во что будет верить. А это значит, что вообще все религии потеряют всякую власть. И единственное, что не потеряет свою силу – Слово Божье. И Оно в эти дни вдруг засияет так, что его «дунамис» станет великим!

И в этой атмосфере люди увидят Иисуса, который «грядет» в Своей великой «дунамис», т.е. с величайшим влиянием, авторитетом, страхом, угрозой для одних, радостью и ожиданием для других. И эта сила «дунамис» проявится не в том, что начнутся чудеса или огонь с неба, а в том, что Иисус пошлет своих ангелов с трубой! Это явное указание на «силу» на потенцию, с которой будет слышно Слово Божье, на власть, с которой Оно будет завладевать умами человеческими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.