(Исследование силы) Значения слов 2

думаюМы продолжаем рассматривать слова с корнем Исхус в контексте Писания. Мы делаем это в рамках исследования слова «сила» в разных вариантах. Все это нужно нам, чтобы разобраться в правильности употребления этого слова. Так как, в действительности христиане практически не имеют никакого понятия в этой области. Мы выделили места Нового Завета, которые в действительности не имеют отношения к этому слову и исключили их из расследования. Так же мы определили, что слова, переводимые как «сила», но с греческими корнями «биа» и «екзусия» так же не объясняют нам значение этого слова, так как имеют отношение либо к насилию (биа), либо к власти (екзусия). И первое слово, которое имеет отношение к исследуемому вопросу, это слово «исхус», которое означает крепость, способность противостоять, силу воздействия и сопротивления, способность сопротивляться или удачно атаковать. Итак, продолжим.

39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.
40 Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.
41 И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,
42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.
43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
44 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
(Лук.22:39-44)

Здесь слово «укреплял» — однокоренное с тем, что мы рассматриваем. Иными словами Ангел, который стал видимым Иисусу, передавал ему силу противостоять, это не значит, что Ангел «накачивал» Его чем-то сверхъестественным. Это значит просто то, что бывает, когда один человек другому дает поддержку, убеждает не сдаваться. Итак, каким-то образом этот Ангел делал Иисуса крепче, смелее, возможно и агрессивнее.

22 Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу.
23 Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников.
24 И Пилат решил быть по прошению их,
25 и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.
(Лук.23:22-25)

И здесь тот же корень. Превозмог, то есть оказался более сильным, пересилил. Оказался настойчивее, более упертым, агрессивным.

23. Двадцать третий стих буквально звучит так: «Они же налегали (напирали, теснили) громкими голосами, требуя, чтобы Его распяли, и их голоса одолели (победили, превозмогли, перевесили)».

Смотрите, они не просто продолжали кричать, как написано в нашем переводе, они «напирали», они «теснили», атаковали. Вы понимаете, что это значит? Вот значение этого слова, не просто стоять, но стоять с агрессией, с натиском.

И вновь это слово говорит не о духовных возможностях, но о физических. Точно такое же понимание и в следующем стихе.

18 И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился,
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
(Деян.9:18,19)

Павел, после события на пути в Дамаск был слеп и слаб. И вот к нему пришел христианин, передал ему слово от Бога, возложил руки и вернул ему зрение. Павел сделал несколько шагов. Он встал, крестился, поев, укрепился. Однокоренное слово, как не сложно догадаться, это «укрепился». В данном случае мы, зная смысл корня, получаем следующее значение. Павел вернул себе крепость, физическую силу, способность стоять твердо, противостоять проблемам и т.д. Итак, и здесь речь идет не о духовных силах, но о физических.

13 Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует.
14 Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы.
15 Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?
16 И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома.
(Деян.19:13-16)

Как видно и здесь снова речь о физической силе. Но ведь нас интересует больше не физическая сила, а та, которая, как мы говорим, исцеляет больных и изгоняет бесов. И, чтобы не тратить больше времени на физические дела просто приведу места, где использованы слова с этим корнем. А те, где есть намек на Божественное вмешательство, рассмотрим подробнее.

Деян.19:20 – О том как побеждало Слово Божье, а именно проповедь.
Деян.25:7   — Павла обвиняли в разных бедах, но ничего не смогли доказать (не могли – были не в силах).
Деян.27:16, Иак. 5:16 – слово «мог» или «могли», т.е. были в силах, или не в силах, способны или не способны на что-то без отношения к физическим или иным каким силам.
2Пет.2:11 – Ангелы превосходят крепостью, то есть силой вообще. А так как они превосходят силой людей, судя по данному тексту, то и под крепостью понимается именно физическая сила.
1Иоан.2:14 – юноши сильны и победили лукавого. Здесь можно подозревать духовные силы, но, все же, это не силы данные от Бога, хотя и пребывает в них Слово Божье. Они сильны именно как юноши.
1Кор.1:25 – «немощное Божье сильнее человеков». Вновь сравнение с человеческими силами. И самое слабое у Бога, все же сильнее физического человеческого.
1Кор.1:27 – Бог избирает немощное, чтобы посрамить сильное человеческое. Опять о человеческом.

11 Говорит ли кто, [говори] как слова Божии; служит ли кто, [служи] по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
(1Пет.4:11)

Теперь, понимая смысл слова можно разглядеть смысл, который вкладывает апостол в свой текст. И вот что интересно. Если кто служит Богу, то, по словам Петра, служить нужно по силе, которую дает Бог. И здесь слово «сила» — слово с тем же корнем «исхус», т.е. твердость, способность противостоять, одолевать, налегать, теснить, атаковать. В Библии самое подходящее слово для  этого, как мне кажется – крепость. Так вот, Петр учит, что служить Богу можно и нужно только «из силы, которую доставляет Бог».  Иисус, например, чтобы пройти Голгофу, молился и тогда ангел укреплял Его, т.е. дал те самые силы, чтобы Он мог служить.

Почему такие требования? Почему нельзя использовать свои силы? Сам Петр тут же дает ответ: «дабы во всем прославлялся Бог…». Если я устоял своей силой, слава мне, если Его силой, слава Ему. Это просто. Мы же все знаем Господню молитву «Отче наш». Один из пунктов этой молитвы: «Да будет слава Твоя…».

Где же тогда нам проявлять свою силу? Ведь наша сила – проявление нашей любви к Богу, а Его сила – проявление Его любви к нам. А именно в молитве и проявлять. Потрать свои силы, чтобы получить силу от Него. И о каких силах здесь идет речь? Судя по смыслу слова, о котором мы так много говорим, здесь идет речь именно о физической силе, человеческой способности противостоять. Способность то человеческая, земная, но дается Богом, вот такая схема. Здесь не идет речи о силе исцеляющей или изгоняющей бесов. По крайней мере я не вижу намеков на это.

9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.
10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
(1Кор.4:9,10)

Здесь один из примеров иронии Павла. Этой иронией он как бы ударяет по самолюбию христиан Коринфа, отрезвляя и исправляя их. И здесь «вы крепки», указание на их «достоинство» их силу, их крепость.

21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
22 Неужели мы [решимся] раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?
(1Кор.10:21,22)

В общем смысле все повторяется. Это слово все время говорит о силе, способной превозмогать что-то или кого-то, и по большей степени идет речь именно о физической или духовной, но, все же человеческой силе.  Снова идет сравнение человеческой силы и Божьей. И в этом сравнении, бесспорно, человеческая проигрывает. Причем не какая угодно сила, а именно сила противостоять, сила воздействия.

10 Так как [некто] говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь [его] незначительна, —
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
(2Кор.10:10,11)

Ясно, что эти «говорящие» имеют ввиду видимость, то есть то, как Павел выглядит. Когда читаешь его послания, все сильно, мощно, а когда видишь его, то впечатление совсем иное.

6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
(Гал.5:6)

Смысл здесь тоже понятен. «Не имеет силы» — то есть не имеет никакого значения. Речи о Божьей чудодейственной силе не идет.

18 чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота,
(Еф.3:18)

Здесь однокоренное слово – могли. Буквально были в силах, были достаточно крепки.

6 Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,
7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,
10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
(2Фесс.1:6-10)

Пожалуй, это второе место, где это слово употребляется в связи с Божественной природой. Но вот на что нужно обратить внимание. Если «исхус» — это сила воздействия, противостояния, крепость, непобедимость, сила атаки (словом «могущество» переведено однокоренное «исхус», то и здесь мы должны видеть этот же контекст. Итак, «не покоряющиеся подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы Божьей атаки, Божьего воздействия, Божьего противостояния, Божьей крепости.

Понимая это, мы также должны понимать, что это не та сила, которую мы просим для исцеления и изгнания бесов. Однако это та сила, которая нужна нам, чтобы противостоять козням дьявольским на человеческом уровне. Чтобы иметь силы мужественно встречать физические и моральные нападки слуг сатаны. Это та сила, которая нужна была христианам, чтобы признавать Христа своим Господом перед страхом расправы. Но вот вопрос!  Есть ли где-либо место в Писании, указывающее нам просить именно силы? И ответ прост. Таких мест в Писании нет. Есть место, предписывающее нас укрепляться Его силой, но нет ни одного намека на то, чтобы мы эту силу просили!

Но, давайте  не будем забегать вперед, и набравшись терпения просмотрим все места, какие можем найти.

7 Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение;
(Евр.5:7)

Здесь сильным (исхурас, корень – исхус) назван вопль Иисуса. И это очень любопытно. Потому что опираясь на значение этого корня мы видим характер вопля. Это не был вопль бессилия, это был вопль настойчивости, хотя и говорящий о бессилии и нужде в Божьем вмешательстве. Иисус настойчиво, одолевая Бога, вопил, наседал, налег на волю Бога. И, как мы видим, Он получил ответ. К нему пришел Ангел, буквально, стал видимым, и делал его сильным, укреплял его. Об этом мы читали ранее.

17 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,
18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,
(Евр.6:17,18)

Здесь тот же корень в слове «твердое». Итак, Павел говорит об утешении, которое крепко, способно противостоять, одолевать, наседать, агрессивно атаковать. Это не утешение подобно поглаживанию по голове. Это нечто иное. Это убеждение, твердость, то, на что можно положиться и не поколебаться. Это Божья клятва.

Вер.9:17 – «не имеет силы», т.е. не имеет значения, ни на что не влияет.
Евр.11:34 – верующие «укреплялись от немощи», то есть получали опору и находили силу действовать. Речь не идет о чудесной силе, низводящей огонь с неба или исцеляющей людей.
Откр.5:2, Откр.10:1, Откр.18:21– «видел ангела сильного». Видеть силу можно лишь внешне, то есть речь идет о размере, мускулатуре или чем-то подобном. Либо идет речь об Ангеле, который обладает какой-то высокой властью, положением. Сомнительно, могла ли здесь идти речь о чудодейственной силе.
Откр.6:15, Откр.19:18 – речь идет о людях, соответственно и о силе человеческой.
Откр.12:8 – Михаил со своими Ангелами воюет против дракона и его ангелами. Последние «не устояли». Буквально «не смогли найти место». Здесь «не смогли» — наше слово. Буквально, «не имели силы или способности, чтобы найти место, опору».
Откр:18:2 – Ангел воскликнул сильно, громким голосом. В действительности здесь стоит только «сильным голосом». Явно сила не сверхъестественная. Но это такая сила голоса, которая способна противостоять, атаковать, осиливать, одолевать. Помните, как кричали люди: «Распни Его»?
Откр.18:10 – город крепкий, то есть с толстыми стенами, замечательным войском, крепкими воротами и т.д.
Откр.19:6 – сильные громы, итак все понятно.

7 Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!»
8 За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее.
(Откр.18:7,8)

Велик соблазн выдать выражение «силен Господь» за указание на чудодейственную силу. Но, если мы помним значение слова «исхус», делаем вывод. Казни на блудницу придут не потому, что у Бога есть способность сделать «бо-бо», а потому, что в Его характере, в Его природе есть «противодействие, агрессия, атака» на все подобные нечистоты. Вот, что значит «потому что силен Господь Бог, судящий ее».

Я оставил несколько мест писания без рассмотрения. Я потом вернусь к ним, но лишь тогда, когда мы разберем значения всех слов. А пока мы закончили рассматривать корень «исхус». Вывод прост.

Первое — Это слово описывает человеческую силу, силу воздействия во вне. Она может быть внутренней, но слово говорит именно об ее внешней стороне, как о возможности или способности противостоять, атаковать, нападать агрессивно, осиливать, одолевать и тем самым противостоять любым внешним атакам.

Второе – ни одного намека в Писании на то, что мы должны просить эту силу. Но именно эта сила нам дается от Бога, чтобы устоять против козней дьявольских. Мы не просим, но получаем. Мы просим не силу, а Божьей помощи. И Бог, в своей помощи может «укрепить» нас. Даже Иисус, который с сильным воплем обратился к Отцу в Гефсиманском саду, не просил силу, но, основываясь на 17й главе от Иоанна, просил славу, которая была у Него (у человечества) до появления мира греха.

Третье, совершенно точно, эта сила не использовалась при исцелении или изгнании бесов. По крайней мере, на это нет  никаких указаний.

Матфей и Марк используют это слово лишь по 4 раза, и ни разу не связывая его с чудесами или деятельностью Иисуса. То же самое можно сказать и о Луке, с той разницей, что последний использует это слово 7 раз, и опять не связывая это слово с чудесами.

Следующим мы рассмотрим слово – кратос.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.