Великая награда

думаюСледующее обетование, то есть заповедь с результатом, заключено в следующем тексте. Я специально захватил немного от предыдущего текста. Таким образом, 10-й стих приведен лишь для сохранения смысла. Так как одно из важнейших правил – сохранение контекста. Наш же текст начинается со стиха номер 11.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас.
13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
(Матф.5:10-16)

Возможно кто-то спросит: «Почему я пропустил «заповеди блаженства». А пропустил я их по одной простой причине, это НЕ ЗАПОВЕДИ вообще. Это мы их сделали заповедями, и, извратив смысл, научили себя тому, чему не должны были, а истину упустили. Попытаюсь объяснить все по порядку. Давайте прочтем два первых стиха пятой главы.

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
(Матф.5:1,2)

Итак, Иисус видит народ, поднимается на гору и садится (нормальное положение учителя). И после этого к Нему подходят Его ученики. Во втором стихе ясно говорится, что Он начинает учить их. Кого? Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, что учить он начинает учеников, а не людей.

Не понятно? Повторяю. Он увидел народ. Где здесь написано, что к нему подошел народ? Написано ТОЛЬКО то, что написано, а именно «Увидев народ, Он взошёл на гору…». Но мы же привыкли думать, что нагорная проповедь была к народу. Да, мы привыкли, но для этого нет никаких доказательств. Учить он начал не народ! Еще не поняли? Проверьте текст сколько хотите раз, и увидите, никакой народ он на этой горе не учил. Когда Он увидел народ он поднялся в гору. Пошел за ним народ? Возможно да, возможно нет, но автора текста это не интересует. И он об этом не пишет, так как его интересует совсем другое. А именно то, кому направлена нагорная проповедь. И в этом смысле он пишет ясно и четко: «приступили к Нему (ТОЛЬКО!!!) ученики Его. И Он,… …, учил их,…».

Слово «приступили», это перевод греческого просэлтан (4334): подходить, приходить, приступать, приближаться. Я понимаю, что найдутся умники, которые увидят в русском слове «приступили» значение особого приближения, но никакого другого значения кроме как то, о котором сказано, нет. Итак, к Иисусу никакие толпы не подошли, не пришли и не приступили. Рядом с Иисусом, скорее всего, были ТОЛЬКО ученики. Если кто-то и был еще, то это не относится к смыслу текста.

Далее, если текст относится ТОЛЬКО к ученикам, то как понимать слова «блаженны кроткие» и т.д.? Если рядом больше никого нет, то к кому относятся эти слова, и зачем Иисус это говорит апостолам?

Здесь ответ тоже очень прост. Давайте вспомним, что произошло буквально только что. Ну не сию же минуту, а сравнительно недавно. А произошло то, что Иисус подошел к своим «бывшим» ученикам и позвал их за Собой, пообещав им, что «сделает их» чем-то особенным. То есть объявил о начале «занятий». Дальше происходят еще некоторые действия. Матфей не описывает подробно, как Иисус набирает свой «класс». Единственные, кто удостоился подробностей, это Андрей и Петр, да два брата Зеведеева, Иоанн и Иаков. Но мы знаем, что учеников было больше двенадцати, так как Он позже из всего количества своих учеников выбрал 12 и послал их с заданиями. А потом выбрал еще 70. Иначе говоря, учеников у него было как минимум 82 человека. А если учесть что и 70 были тоже отобраны из какого-то числа, то становится ясно, что учеников у Иисуса было не меньше 100 человек.

Вот сейчас я прямо слышу, как кто-то сказал: «Ну вот, видишь, а ты говоришь, что народ не подошел к Иисусу!». Не торопитесь делать выводы. Совершенно ясно, что Иисус делит людей минимум на 2 категории – народ и ученики. Народ, это те, кто будет получать массу благодати, кого Иисус будет исцелять, воскрешать и т.д., а ученики, это те, кто должен продолжить дело Иисуса, перенять у Него все Его «ремесло», не посчитайте это слово унижением.

И к чему я все это говорю? Когда ученики от 100 и больше человек подошли к Иисусу, он начал свое учение. И первое, что Он стал им говорить, это «заповеди блаженства». И вот в чем загвоздка, эти заповеди не относились к ученикам, а именно к тем, кто НЕ подошел, а именно к народу. Так в чем смысл? А вот в чем.

Иисус предвкушает результат своего учения. Он предвидит дела, которые будут делать Его ученики. И, приходя от этого в восторг, Иисус говорит о своих предвкушениях.

Вот представьте себе тренера команды борцов, который получил секретные данные о противниках, где у кого перелом, у кого, где слабые места. Он получил новые тренажеры, современные, самые лучшие. Разработал особую методику тренировок, и теперь, он совершенно уверен, что ни один противник не сможет устоять против его подопечных. Так вот, он собирает своих борцов, и, предвкушая гарантированную победу говорит: «Ваши братья, мамы и папы теперь будут вами гордиться! Мы обречены на победу! Как же счастливы будут ваши друзья! Мы теперь никогда не проиграем!».

Точно так же Иисус, глядя на Свою «армию» еще не обстрелянных последователей, знает результат и в предвкушении их будущих дел, говорит о том, как счастливы будут те, кого они будут освобождать, поддерживать, благословлять, утешать и т.д. и т.п..

Как же счастливы теперь будут все те, кто слаб духом, теперь у них есть защита от войск Божьего Царства (3 стих). Глядя на будущих воинов Божьей Воли Он продолжает: «Как же счастливы будут те, кто плачет, теперь у них есть те, кого Я научу, как утешать».  И так далее и так далее.

И, наконец, в 10-м стихе он говорит о том, как счастливы те, кого прогнали за правду, потому что теперь на их стороне есть те, кто восстановят справедливость. И все это — предвкушение, предвидение будущей славы Божьей, распространяемой войском Христа, которое сейчас еще не обучено, ничего не понимает и не видит, но уже сидит тут, перед Иисусом. И школа Господа не будет длиться долго, спасение пришло.

Понимаете, «заповеди блаженства», это восторг Иисуса от того, как исполняется Воля Божья! И говоря об этих блаженствах ученикам, он передает им и свой восторг и предвкушение, и, фактически уже обучает, указывая на их новые обязанности. Все эти «блаженства», это не для них, а для тех, кому они будут служить. Это они теперь будут ОБЯЗАНЫ сделать так, чтобы все перечисленные категории людей стали счастливы. Поэтому я не использовал эти «заповеди», так как это обетование не для последователей.

Но в 11-м стихе уже начинается обращение к ученикам. Вот этим стихом и я начинаю рассмотрение следующего обетования.

Еще одна оговорка. В Евангелии от Луки есть подобные «заповеди блаженства», не в таком количестве, но все же. Разница лишь в том, что у Матфея, Иисус явно отделяет народ от учеников и это хорошо видно, а у Луки это сделано не так явно. Там, кажется, что Иисус обращается к ученикам и именно им говорит «блаженны», хотя, на самом деле, это не совсем так.

Важное правило, если текст «кажется» противоречивым, значит, я не правильно понимают текст. Если в Писании есть противоречия, значит это не Писания. Итак, Библия не может противоречить себе. Матфей явно показывает, что текст, обращенный к ученикам, относится не к ним. И это подчеркнуто местоимениями «они», в каждом таком случае. У Луки же, такое разделение не явное.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
(Лук.6:20-23)

Видите, здесь «ваше есть Царствие Божие», «насытитесь», «воссмеетесь». И, казалось бы, вот же противоречие. Повторяю, в Писании не может быть противоречий, это Божье Слово. Противоречия могут быть лишь в нашем сознании, а точнее в нашем незнании или непонимании чего-то.

Итак, у нас есть несколько вариантов упразднения этого противоречия.

  • Первый – Иисус говорит именно ЗАПОВЕДИ и они относятся к ученикам. А это значит, что ученики должны быть слабые духом (нищие). Слово «нищие» можно понимать либо как слабые, немощные, либо как жаждущие чего-то. В данном случае Духа.
  •  Второй – Это не заповеди, а значит, как в Матфее, так и в Луке речь не обращена к ученикам в плане повеления, а является именно передачей восторга или предвкушения, как я уже говорил раньше.
  •  Третий – это вообще не связанные между собой события и могут иметь разные смыслы.

Начну с третьего. Если внимательно прочесть текст, то заметим, что как у Матфея, так и у Луки, эта речь, только в более сокращенном варианте произносится почти сразу после набора учеников. У Луки еще и случай с Матфеем описан (не понятно, почему сам Матфей не описал этого). Разница есть в том, что у Матфея еще не отобраны апостолы, а у Луки эта речь прозвучала сразу же после отбора апостолов. Но, что это меняет в смысле текста? Я не вижу особой разницы. Если и есть разница во времени произнесения его, то нет повода для смены смысла.

Первый вариант. Если апостолы должны быть нищими духом. И эта нищета должна стать залогом блаженства, то совершенно невозможно исполнение других заповедей Иисуса. Например, как может «нищий» духом (что, по сути, означает недостаток духовных сил) быть смелым, мужественным и стойким. Как он может выполнить заповедь «не бойтесь убивающих тело»? Для этого нужна сила духа!

Я не вижу ни одного намека вне этих заповедей, где бы Иисус учил своих учеников плакать! А ведь плачь это зарок счастья! Я слышал, как в некоторых пятидесятнических церквях учат «всплакнуть» во время проповеди. Даже есть поговорка — «проповедь без слезинки суха и бесполезна». Может это поговорка и не точна в словах, но верна, по сути.

Итак, если принять, что первый вариант верен, то апостолы должны быть слабыми и плачущими. И тогда все остальные «заповеди блаженства» не замаскируют этого сомнительного достоинства.

Остается второй вариант, а именно тот, о котором я говорил в начале. Это предвкушение, и объявление ответственности учеников за «нищих духом», за «плачущих», за «кротких», за «жаждущих правды», за «милостивых», за «чистых сердцем», за «миротворцев», за «изгнанных за правду».

Извините, что так много времени уделил теме, не относящейся напрямую к основной линии расследования. Однако без этого тоже трудно уяснить смысл следующего текста.

Итак, далее мы читаем:

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас.
13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
(Матф.5:11-16)

Вот относительно НЕ учеников Иисус говорит «ваше есть Царствие Божье», «утешатся», «наследуют Землю» и т.д.. А относительно учеников совсем иное «велика ваша награда на небесах».

И знаете, в чем разница? Разница в том, что Царство Божье целиком и полностью служит (не оговорился)  простым людям, не ученикам, которые несправедливо обделены. Но это внешняя опора, поддержка и т.д. А для учеников совсем другая награда, она не извне, она изнутри.

Чтобы это понять, ответьте на вопрос, где находятся Небеса? Где живет Бог и Иисус? Правильно, на Небесах.

56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
(Иоан.6:56)

23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
(Иоан.14:23)

Вот эти два стиха, лишь часть из подобного множества. И они нам говорят о том, что сегодня Бог и Сын живут в нас, т.е. внутри нас. Значит, сегодня Небеса переселились куда? Правильно, туда же. Поэтому я и говорю, что награда для учеников не извне, а изнутри.  А в чем же состоит эта награда?

32 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
(Лук.12:32)

Итак, вот эта награда – Царство. И получается, что Царство Божье для народа – поддержка, а для нас владение. Бог отдает нам то, что призвано служить простым людям. И Его Царство, это Его власть, могущество и прочее.

Вот обетование – Царство Божье во владение. Вот это награда. Поистине царский подарок. Итак, за что же такое вознаграждение?

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас.
(Матф.5:11-12)

Такое воздаяние «за Меня». То есть Иисус говорит, что награда эта из-за Иисуса! Но у этого подарка есть один минус – будут гнать, поносить и всячески злословить. Так вот, вот эти три неприятных слова – неприятный признак того, что мы на правильном пути. Не нужно этот признак делать единственным,  но все же, это признак.

Очень важно помнить, что гнать, поносить и злословить могут и не за Иисуса. Тогда все зря, тут не надо радоваться, а нужно плакать и каяться. Но, если мы являем Иисуса, если мы делаем то, что хочет Он, и за это нас гонят, вот тогда не нужно расстраиваться, а надо ликовать! Мы прошли экзамен! И эти «гонения» — наша заветная «пятерка»! Эти поношения от людей – слова любви и признания от Бога.

И именно в этом смысле, а никак не иначе, звучит следующий стих:

13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
(Матф.5:13)

Вы, т.е. ученики. Мы же помним, что речь направлена не к народу, а именно к «школе Царства», к «классу Иисуса». И мы с вами, если только мы Его ученики, мы соль земли.

Может еще не поняли, повторю. Если мы поддерживаем нищих духом, если мы утешаем плачущих, если даем опору, поднимаем кротких, являемся слугами правды, если мы умеем миловать всех, кто милует, то есть, милость для нас важнее закона, если мы на стороне миротворцев и даем кров и покрытие тем, кто изгнан за правду, тогда мы соль.

Если же мы много молимся, постимся, сидим в храме, обливаемся потом и слезами, но ничего из перечисленного к нам не относится, то мы «соль, потерявшая силу». В греческом тексте слово «потерять силу» (это одно слово) означает не только потерю силы, или вкуса, а, буквально, обезуметь, стать глупым. Так вот, если мы не в этой обойме, мы обезумели.

И следующие три стиха тоже продолжают ту же мысль. И их никак нельзя трактовать отдельно от предыдущих слов.

14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
(Матф.5:14-16)

Обратите внимание на местоимение «вы». Мы настолько привыкли тут же давать пояснение, что речь здесь идет о свете Иисуса в нас. Возможно это где-то и верно, однако Сам Иисус, а не я, говорит: «Вы – свет мира».

Это не Иисус должен наполнять счастьем людей, а мы с вами! Это мы должны быть им светом. Почему? Потому что мы Его тело.

Если мы сидим у себя дома и ждем, когда же люди увидят наш свет, то так и умрем незамеченными. И наш свет – это выполнять то, за что мы ответственны. У нас нет другого выбора, иначе мы оказываемся дураками. Я имею в виду перевод слова «потеряет силу».

А теперь давайте проверим эти размышления по шкале Петра. Можно ли это обетование получить без веры? Нет. А без мужества? Нет. А как на счет знания? Нет. А  без самообладания? Нет, не возможно. А без терпения? Невозможно. А можно ли это делать, не уважая людей? Нет. Это вообще нельзя сделать, если ты не любишь того, кого, таким образом, опекаешь. Получается, что и по шкале Петра, мы все верно поняли. Итак, повторюсь, у нас нет другого выбора.

Один комментарий к “Великая награда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.