Второе послание Петра (часть 9)

думаюЯ бы с удовольствием обошел данную тему. Почему? Очень сложно рассматривать эти слова Петра и не перегнуть палку в рассуждениях. Кроме того, как бы я ни старался, эта тема имеет свойство захватывать. А не очень хочется быть захваченным духом осуждения. Однако, понимаю, что без подробного рассмотрения этих слов, не возможно до конца понять мысль Петра. Я, конечно, не думаю, что Петр рассчитывал на то, что кто-то в XXI-м веке будет разбирать его тексты. Вероятнее всего Петр даже не думал, что эти тексты вообще сохранятся какое-то длительное время. Но, слава Богу, эти тексты сохранились, и мы можем их читать и размышлять над их смыслом. И, всё-таки, берусь за них с некоторым трепетом, по приведенным выше причинам.

Итак, Петр предупреждает о появлении лжеучителей, которые зародятся и возрастут в христианской среде. И их учения будут вести совсем не к Иисусу. И, чтобы спасенные не ушли в дебри, Петр дает 7 ориентиров, верно указывающих на истинность направления. Эти псевдо учители произведут ряд подмен, например вместо мужества(победа над страхом) введут в почет храбрость (отсутствие страха). Заменят реальное общение с Богом в Духе Святом на философию. Вместо возрастания в Духе, будут возрастать в грамотности и т.д. Они будут храбры, будут бороться за СВОИ права, восставать на власть, ставить во власть других и т.д. и т.п. Очень важно держать в голове, что эти «лже» придут не с улицы, а прямо из церкви.

Следующий текст может показаться ругательным (чего я опасался), все же, он поучительный. Иначе говоря, Петр дает нам подробное описание природы этих учителей.

12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.
13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.
14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.
15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,
16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.
17 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.
18 Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.
19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.
20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.
21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи.
(2Пет.2:12-22)

Но, давайте все разберем по порядку, если Бог позволит. Итак, смотрим первый отрывок из приведенного текста.

12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.
(2Пет.2:12)

Животные(2226): живое существо, животное, тварь.

Древние:

  • Живое существо – Аристотель, Платон (все, что причастно жизни, может быть названо живым существом).
  • Животное – Платон, Аристотель.
  • Презрительно тварь – Платон (чтобы страна очистилась от подобной твари).
  • Изображение с натуры, то есть статуя, картина, рисунок и т.д.- Геродот (на нем(то есть на каменном изваянии) было изображение всадника), Геродот (написать картину (изображающую)весь этот мост через Боспор).

Бессловесные (249): нерассудительный, безрассудный, неразумный, иррациональный.

Древние:

  • Бессловесный – Платон, Лукиан (онемевший), (день без судебных заседаний и речей, то есть неприсутственный).
  • Невыразимый, неопределимый – Платон ((о числах ) иррациональный);
  • В математике несоизмеримый – Аристотель;
  • Неисчислимый, непредвиденный – Фукидид (неожиданный для кого-либо);
  • Непостижимый, бессмысленный, непонятный, нелепый – Фукидид, Платон, Полибий (выставлять невероятные предлоги);
  • Не основанный на разуме или мышлении, механический – Платон;
  • Неразумный, безрассудный – Платон.

Что можно сказать на основании выше изложенного? Петр сравнивает этих людей не с разумными врагами, а с глупцами. Они ведут себя так не потому, что имеют коварный замысел разрушить дело Христа, а потому что искренне верят, что так и надо. И их учение так же искреннее. Но, идем дальше.

Водимые природою.

Вообще, очень соблазнительно провести параллель между водительством Духом Святым и водительством природою. Но, давайте посмотрим, имеем ли мы на  это право?

Водимые (1080): родить; переносное значение: создавать, порождать.

Древние:

  • Рождать, производить на свет – Эсхил, Софокл, Эврипид (родной отец), Ксенофонт, Платон (родители), Геродот (дитя), Софокл (быть огромного роста);
  • Порождать, создавать – Платон, Аристотель.

Новый Завет:

2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
(Матф.1:2)

20 Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
(Матф.1:20)

3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
(Матф.2:3,4)

12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
(Иоан.1:12,13)

6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
(Иоан.3:6)

23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
(2Тим.2:23)

Смысла нет приводить все примеры из Нового Завета. Всего их около 70. Но во всех этих примерах данное слово переведено как «рождать» в разных формах. Почему же переводчики посчитали возможным в послании Петра заменить рождение водительством? Для меня это загадка.

Природой(5446): прилагательное – природный, естественный, руководимый природными инстинктами.

Древние:

  • Прирожденный, природный – Ксенофонт, Аристотель (естественное право);
  • Естественный, физический – Аристотель (основы естествознания), Плутарх (первоначала природы).

Итак, Петр говорит об этих учителях как об обычных, естественных, привычных для нас животных, которые рождены лишь для одной цели, чтобы их кто-то поймал и съел. Эти учителя, по сути, то же самое, что овцы в овчарне, или свиньи в свинарне. Они не имеют реальной власти, и нужны лишь для желудка хозяина и овчинного тулупчика. И хозяину  (это не Бог, так как они своим учением отреклись от Бога и Сына) совершенно плевать на их блеяние («злословя то, чего не понимают»). В один «прекрасный» день они будут поданы в яблоках на стол их хозяина. Вот что означает «в растлении своем истребятся».

13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.
(2Пет.2:13)

Здесь мы опять встречаем ситуацию, когда в греческом тексте нет разделения на предложения, на которые разбили переводчики. Скорее всего, они старались сделать текст яснее, но в уплату этой мнимой ясности кое-что теряется. Итак, предложение, которое началось в 12м стихе, заканчивается лишь в конце 16-го стиха. В 13-м стихе, после слова «беззаконие» стоит знак, который можно перевести как двоеточие или точка с запятой. Что это значит? Все просто. Читая стихи с второй половины 13-го стиха по 16-й включительно, нужно постоянно держать в голове смысл стиха 12. Но, давайте сначала закончим эту мысль, а она заканчивается в начале 13-го стиха.

Они получат (91): 1.нарушать, преступать (закон), совершать преступление, грешить; 2.вредить, обижать;

Древнее употребление:

  • Совершать беззаконие, проступок или преступление – «Гимны», Платон  (совершать несправедливый поступок, нарушать закон), Софокл (неправильный образ действий или преступление), Эсхил (безупречное поведение, соблюдение законов), Геродот (не совершить ничего такого, что заслуживало бы тюрьмы), Ксенофонт ((согласно обвинению), Сократ преступно не признает богов);
  • Причинять вред, чинить насилие, обижать – Геродот, Платон, Аристотель (обижать не из желания причинить зло, но), Эврипид (обиженный, оскорбленный в чем-либо), Фукидид (тот , кто боится стать жертвой обид), Эсхин (вам нанесены три страшных обиды);
  • Быть нечестивым, грешить – Платон, Демосфен;
  • Ошибаться, заблуждаться – Платон ( если я не ошибаюсь);
  • Разорять, опустошать – Фукидид.

Кроме всего прочего, это слово стоит в пассивном залоге, это причастие или деепричастие, Именительный падеж, Множественное число, Мужской род и НАСТОЯЩЕЕ время. Вот теперь, давайте воссоздадим то, что сказал Петр.

Итак, в отношении этих «бессмысленных животных», откармливаемых на убой, не «получат», а уже сейчас, т.е. в  момент их глупости, получают по полной мере. В отношении их совершается беззаконие. Им причиняется вред, к ним хозяин относится нечестиво.

Возмездие (3408): (заработная) плата, награда, вознаграждение, мзда, воздаяние, возмездие.

Древние так и использовали это слово, так что не буду их цитировать.

За беззаконие (93): несправедливость, неправда, неверность, беззаконие, вред, ущерб.

Иными словами, Петр показывает, что эти «животные» идут на убой, т.е. по отношению к ним применяется беззаконное действие в уплату за их беззаконие. Они испытывают насилие в ответ на их насилие, неправда в ответ на их неправду. То есть, эти люди, отрекшись Христова искупления, лишили себя свободы от закона и получают в полной мере то, что заслужили, так как они уже не под кровью Иисуса. Если они захотели быть служителями закона или буквы, то сама буква распорядилась их приготовить с гречкой и подать на стол губителю.

Давайте еще раз прокрутим в голове мысль, которую нужно держать пока не закончится это длинное предложение, т.е. пока мы не дойдем до конца 16-го стиха.

Эти христиане, как безмозглые животные рожденные природой, чтобы кто-то их съел, становятся частью пищевой цепочки, и оказываются на их «законном» месте, расплачиваясь за свое «скотское» поведение.

Итак, продолжим. Эти животные, приготовленные для жаркого…

13 … ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; ….
(2Пет.2:13б)

Перед нами встает картина буренки, которая нежится на солнце и в самозабвении жует свою травку. Ей больше ничего не нужно, все уже есть. Вот солнце, вот травка, а вот бык… И гадить можно тут же.

13 … срамники и осквернители, ….
(2Пет.2:13в)

Срамники (4696):пятно; переносное значение – позор, срам, бесславие, бесчестие, срамник.

Древние так и использовали – пятно. Раньше очень часто это слово употреблялось в Советском Союзе. Люди говорили о ком-то: «Ты пятно на нашей комсомольской организации». Подразумевая, что теперь, из-за этого «пятна», люди будут плохо отзываться о них.

Осквернители (3470): порок, пятно; переносное значение – осквернитель, распутник;

Древние:

  • Насмешка, также хула, порицание – Гомер (подвергнуть порицанию), Плутарх (никаким позором не запятнанная честь).

Как видно по примеру с Плутархом, и это слово использовалось в том же значении, что и предыдущее – пятно.

Но интересно другое. Если бы мы не держали в уме мысль Петра (о животных), то может и не стали бы чего-то особенного здесь изменять. Но именно в связи с овцами становится видима параллель с пятнами и пороками. Причем не просто пятна и пороки на овцах. Мы знаем, что в дар Богу нужно было приносить овец без таковых. А Петр идет дальше, он их самих называет пятнами и пороками, т.е. тем, что делает овцу негодной для Бога. Повторюсь. Они даже не овцы с пятнами и пороками, они сами и есть эти пятна и пороки. Важно понимать, здесь Петр не ругает их, а объясняет нам с вами, суть их вреда. Если они действуют, то доброкачественные, Богу угодные приношения они превращают в приношения с пятнами и пороками, тем самым превращают в мерзость. Далее…

13… они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.
(2Пет.2:13г)

Наслаждаются (1792): наслаждаться, роскошествовать, упиваться, пировать, кутить;

Древние:

  • Наслаждаться, упиваться – Диодор.
  • Роскошествовать, предаваться неге – Ксенофонт.
  • Насмехаться, издеваться – Эврипид, Лукиан, Плутарх (подвергаться насмешкам со стороны кого-либо).

В Новом Завете это слово используется лишь в одном месте, здесь.

В греческом немного по другому это звучит, а именно: «они наслаждаются или роскошествуют в этих самых обманах своих, вместе пируя (угощаясь) с вами».

И вот еще одно. Дело в том, что в греческом тексте нет союза «с». Возможно, он подразумевается. Но, если мы вспомним, о ком идет речь? Это безмозглые животные, приготовленные для стола хозяина, все, что им нужно, это зеленая травка, солнышко и бычок. Своими действиями они превращают достойный дар в мерзость. Они пируют, т.е. пожирают христиан. То есть, уничтожая Божий дар, Божьих детей. И мне кажется именно так и надо перевести: «Они наслаждаются своей ложью и все вместе закусывают вами».

14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; …
(2Пет.2:14а)

Снова рисуем стадо коров, которым нужно лишь солнце и трава. Им, как животным не нужна истина, им нужно угодить их плоти, нутру. Поэтому для них главное не то, что истинно, а то, что хочется. Что быку нужно? Мы знаем. Про кроликов мы тоже наслышаны. Вот их природа. Природа скота, приготовленного для колбасы и это их цель. Есть, размножаться без головы и спать. И все это в бесконечном цикле. Только бесконечность эта обманчива. Как только наступит срок, придет мясник.

14 … они прельщают неутвержденные души; …
(2Пет.2:14б)

Думаю, для дикой козы, вынужденной добывать свой корм самой, предложение поселиться на скотном дворе может показаться очень заманчивым. Потому что на лицо – бесплатная еда в любом количестве, уход, отсутствие видимых врагов. Но вот чего не видно – топора в сарае.

Думаю, нужно сделать перерыв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.