Второе послание Петра (часть 7)

думаюВообще-то я не люблю разговоров о наказаниях. Слишком много мы о них говорили одно время, так что сегодня у меня к ним, к темам этим, есть некоторое предубеждение. И, кроме того, я уверен, что именно в этой теме никак нельзя перегнуть палку. Почему? Да потому, что главным, все же, является «благость и слава», которыми Иисус нас привлек. Мы часто слышим или слышали учения о том, как Бог придет и накажет грешников. И под грешниками подразумеваются обычно  все, кто не ходит в данную церковь. Такое отношение ничего хорошего не приносит.

Но здесь речь не идет о грешниках, здесь речь о псевдо-учителях, в которых превращаются ревностные христиане, если не принимают водительство Духом. И когда эти христиане начинают учить других, как жить по Евангелию, это оказывается самым ужасным грехом.  И если обычный грешник переживает на себе множество милости, то для лжеучителя  суд уже совершился и погибель его не дремлет.

4 Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;
5 и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;
6 и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам,
7 а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил
8 (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) —
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,
10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,
11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.
(2Пет.2:4-11)

Согласитесь, не совсем еще все понятно с  наказаниями. Петр показал нам, как появляются лжеучителя, и дал понять ужас, который их ждет. Но можно ли еще немного конкретики, чтобы нам понять не оказались ли мы в разряде этих обманщиков, ведь и мы, находясь под влиянием разных «священных коров», учили не всегда тому, чему нужно учить. И, оказывается, можно. Петр не оставил и этот вопрос без ответа, он уточнил, дал пояснение. Но, чтобы все понять, немного перепрыгнем и продолжим разбор не с 4-го стиха, а с 9-го.

9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,
(2Пет.2:9)

Кто-то спросит: «А чего здесь особенного?». Вроде бы и нет, но здесь четко указано кого куда. Петр определил для нас две категории людей – благочестивых и беззаконников. Одних избавлять от искушения, других соблюдать для наказания.

Благочестивый (2152): благочестивый, набожный, благоговеющий.

Древние:

  • Благочестивый, набожный – Пиндар, Трагики, Геродот, Платон, Эсхил (праведный в своих деяниях), Софокл  (праведные (дети), праведных (родителей), т.е. законные дети), Платон (место праведных (в царстве теней).
  • Почтительный – Эсхил, Эврипид.
  • Священный – Эврипид.

В новом завете это слово встречается трижды и везде переведено (синодальный перевод) как благочестивый.

Вообще, этот перевод мне ровным счетом ничего не разъясняет. Это потому, что все три варианта перевода сегодня несут искаженные значения. Например «набожный» в нашем понимании – это человек, который сильно верит в Бога, но в контексте Писания и водимые Духом и НЕ водимые духом сильно верующие.   Благоговеющий – то же самое. В нашем понимании, это человек, который преклоняется перед Богом, но в контексте послания та же история, что и со словом «набожный».

Если внимательно посмотреть на употребление древними, то там есть примеры. И во всех приведенных примерах на русский переведено как «праведные». Но «праведный» и «благочестивый» – совершенно разные слова.  И если кто-то еще до мистера Стронга перевел исследуемое нами слово как «праведный», то, видимо, его и надо понимать как праведный. Тогда это слово приобретает некую ясность. Праведный – поступающий правильно, верно. Это аналог современному выражению – правильный человек. Это человек, вызывающий уважение за свою справедливость, верные решения, неподкупность и т.д.  Правда, сегодня этому слову начинают приписывать нечто другое, по другому мнению, праведный, это тот, кто исполняет закон Божий. Но, как мы видим, в послании не идет речи о законе Божьем вообще.

Я еще раз вернусь к слову «благоговеющий», и мы прочтем место из Ветхого Завета.

13 И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;
(Ис.29:13)

Если мы еще помним контекст послания, что псевдо-учителя учат тому, к чему привел их разум без водительства Духом, то данный отрывок для нас прозвучит как прямая параллель. Здесь говорится о ложном благоговении. И ложное благоговение – это изучение заповедей человеческих.

Важно понять, что и в послании Петра и в книге Исайи, не говорится о язычниках. В обоих местах речь идет о верующих. И там и тут речь о Божьем народе. И заповеди человеческие, это не учения прямо направленные против Бога, это человеческое понимание Божьих заповедей, человеческое толкование слов, продиктованных Духом. И такой подход к учению Писания приводит к тому, что устами верующие, в нашем случае христиане, приближаются к Богу, а сердце «далеко отстоит» от Него. Слова Исайи не про то, когда человек молится, а думает про щи и огород, а про то, когда и мыслями человек старается угодить Богу, вот только мыслит он это плотью, извращенным сердцем, без Божьего навигатора, и потому, идет совсем в другую сторону.

И здесь я нахожу объяснение и уточнение для понимания Божьего деления на благочестивых и беззаконников.  Но, это потом, давайте еще посмотрим на второе слово.

Беззаконник (94):1.несправедливый, обижающий; 2.неправедный, нечестный, неверный, незаконный, нечестивый, негодный. Как сущ. обидчик.

Древние:

  • Несправедливый, не правильно поступающий – Ксенофонт, Платон, Геродот (быть жертвой несправедливых приговоров), Ксенофонт (обиды, насилия), Демосфен (прибегать к насилию первым, быть обидчиком).
  • Неправедный, неправый, нечестный – Эсхил, Софокл, Исократ (нечестно нажитое богатство).
  • Незаконный – Платон.
  • Плохой, негодный – Ксенофонт.
  • Свободный от судебных заседаний, неприсутственный – Лукиан.

Из вышесказанного мы видим как раз противопоставление предыдущему слову именно в значении «правильный».  И логично, что Петр здесь ставит два антонима, за один награда, за другой наказание.

И если отталкиваться от этого противопоставления, то и благочестивый приобретает ясные черты и окончательно занимает свое место.

Итак, кого Бог избавляет от искушений – тех, кто поступает правильно, справедливо, честно, законно. А кого соблюдает для наказания – тех, кто, соответственно, поступает НЕправильно, НЕсправедливо, НЕчестно, НЕзаконно.

То есть все эти характеристики говорят не о том, как часто человек посещает церковь и как долго молится, а о том, какие он имеет взаимоотношения с окружающими его людьми. А если смотреть глубже, то такие поступки говорят о внутренней природе человека, о его сердце. Это не поступки плохие, это сердце такое.

Еще не поняли, поясню. Без рождения свыше мы все имеем извращенное сердце и при всей нашей «душевности» и дутой «духовности» мы совершенно негодны. «Вся наша праведность, как одежда запачканная».

9 … Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
(Рим.3:9-12)

И потому, какими бы мы не были добрыми, мы все равно злые.

11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
(Матф.7:11)

Рождение же дает нам другое сердце, которое по своей природе доброе, которое не может жить без движения Духа. И как рождение свыше невозможно без Духа, так и водительство Духом невозможно без рождения свыше. И тогда сама наша природа приобретает Божье добро, и наши поступки начинают зарождаться в этом новом сердце. И мы из негодных, превращаемся в годных. Но, если человек не спешит к водительству Духом, то, либо он не рожден свыше, либо умер, отрекся от искупившего его Иисуса.

Итак, тех, кто в своем сердце имеет благую честь, справедливость, чистую совесть, тех Бог защищает от падения в искушении. А тех, у кого в сердце нет этого, независимо от кажущегося добра их поступков, соблюдает ко дню суда для наказания.

А теперь вернемся к четвертому стиху.

4 Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;
5 и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;
(2Пет.2:4,5)

Может показаться, что Петр только угрожает. Но это не так, на самом деле он показывает обе стороны. Ангелов Бог не пощадил, а Ноя с семейством сохранил. А почему? Если про ангелов он говорит кратко и расплывчато как о «согрешивших», то говоря о Ное, он уточняет. Он называет Ноя «проповедником правды».

Если мы еще помним, до этого места Петр говорил об учении истинном и ложном. Истинное учение должно иметь на своем пути 7 признаков, а все остальное учение ложное.  Например, мы встречаем учение, которое постепенно делает нас мужественными, но при этом мы все больше верим не в Бога, а в свои силы, вывод отрицательный. Или нас учат верить и знать, но при этом мы находим «мудрость» уходить от решения опасных задач. Вывод отрицательный. Мы учимся владеть собой, но при этом мы не приближаемся к братьям, не возрастаем в любви, вывод отрицательный. Все семь признаков должны сопровождать наше хождение в Духе.

Далее Петр предупреждает, что, как и в древности, среди верующих появлялись учителя преподающие ложные учения, так и в наше время из нашей среды будут подниматься такие же ребята, несущие обман для других и самих себя вводящие в заблуждение.

Так вот во времена Ноя именно Ной был проповедником правды, т.е. истинным учителем, правильным, справедливым. А вот некоторые ангелы не смогли сохранить своего достоинства, призвания, чести, славы.

6 и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам,
7 а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил
8 (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) —
(2Пет.2:6-8)

И снова может показаться, что Петр говорит лишь о наказании, но на самом деле снова противопоставление двух сторон, одну наказывает, другую спасает. Бог города Содомские превратил в пепел, сделав примером, а Лота избавил. И Петр даже пояснил, почему Лот удостоился спасения. Потому что Он, при всех его глупостях и даже некоторой жадности, оказался благочестивым. Ему было в тягость жить среди тех людей, к которым он пришел, оставив Авраама, и, буквально, «ежедневно мучился в праведной душе». Смотрите, Петр указывает на место праведности – он говорит, что секрет в «праведной душе».

И если Бог знает, как одних спасать, а других хранить к наказанию, то

9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,
10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,
11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.
(2Пет.2:9-11)

И давайте  еще раз посмотрим, кого же Петр определяет как особенную цель излияния Божьего гнева. Это люди, которые «идут вслед скверных похотей плоти». Понимаете, не тех, которые воюют с плотью и не всегда побеждают, а тех, кто «идет вслед». Буквально «последователи».

В дословном переводе это звучит как «идущие за плотью в жажде осквернения».

Жажда(1939): желание, влечение, страсть, жажда, прихоть, похоть, вожделение.

Это слово рисует нам не просто желание, а страстное желание, желание сопоставимое с жаждой, голодом, потерей головы от гормонального взрыва.  А в чем же такое вот развращение или следование за плотью выражается?  И об этом Петр не забыл.

Смотрите, в тексте синодального перевода предложение заканчивается только в конце 11-го стиха. В греческом же тексте точка стоит после словосочетания «презирают начальства».  Что же получается? А получается вот что.

Более же всего тех, кто идет за плотью в жажде осквернения и господство презирает.
(2Пет.2:10а).

А вот про дерзость и т.д., это уже следующее предложение.  Но я хочу вот что сказать. Жажда осквернения проявляется, по словам Петра, в «презрении господства». Давайте и в этом разберемся.

Господство (2963): господство, владычество, начальство.

Но вот в чем парадокс, наше самое главное призвание это…

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
(Быт.1:26-28)

Да, мы созданы Богом для одной цели, владычествовать.  И если мы отвергаем владычество, мы отвергаем свое призвание.

Презирать (2706): презирать, пренебрегать, нерадеть, обращаться небрежно.

Но беда в том, что все наше поколение, да и не только наше, выросло в презрении к начальству. Мы с молоком матери впитали это презрение. Послушайте о чем говорят люди в курилках, в тусовках разного рода. Кроме много прочего, одна из излюбленных тем – это власти, или, если говорить библейским языком, начальства. Разного рода революции стали случаться как дождь летом, забастовки – норма цивилизованного государства. И все это имеет оправдание – борьба за справедливость. На самом деле, всё это, нежелание иметь над собой какую бы там ни было власть, которая бы меня не устраивала. Мы хотим иметь начальников над нами таких, которые бы делали то, что мы хотим. Но это уже не начальство, это рабство. И начальство никогда не будет рабством. Любой раб, став начальником, начинает руководить. И горе ему, если он будет делать то, что хотят его подчиненные. Значит, любой переворот обречен изначально. Любая революция проиграна уже тогда, когда задумана. Почему? Потому что никогда у власти не будет тот, кто станет слугой по нашему желанию.

Во время переворотов, мы свергаем человека, а власть как была, так и остается, потому что власть – это не люди, это дух, служебный дух, поставленный Богом.  И как бы мы не называли эту власть, демократической, социалистической, царской, дух один и тот же. И человек, если он недостоин стоять в этой власти, падет обязательно. Но вот беда, мы снова приходим к тому же тексту, который говорит, что «все негодны».

10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
(Рим.3:10-12)

А раз нет ни одного человека в Мире, достойного стоять в этом духе, то и результат всегда был и будет плачевный. Как говорит одна поговорка: «революцию делают фанатики, а пользуются подонки». А те, кто стремился к лучшему будущему, как правило, оказываются на обочине той самой революции, которую они так рьяно защищали.

Вы можете не соглашаться с моими рассуждениями о власти, но вы не можете спорить с Петром, иначе вам придется отречься от Писания. А Петр говорит, что презрение начальств – это хождение вслед скверных похотей плоти.

И далее, в подтверждение своих слов Петр опирается на то, как Ангелы относятся к властям, а именно к человеческим.

11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.
(2Пет.2:11)

Смотрите, Петр ясно дает понять, о каких начальствах идет речь, указывая на то, что Ангелы превосходят их и крепостью и силою.

Крепость (2479): так как во второй части данного исследования я уже рассматривал подробно значение этого слова, то приведу лишь вывод. Крепость – это внутренняя сила мышц, способность сопротивляться, стоять твердо, выдерживая внешнее физическое воздействие.

Сила (1411): по той же причине, что и слово выше, приведу лишь вывод.  Это внутренняя сила духа, т.е. твердость решений, властность, непоколебимость.

Так вот, Ангелы превосходят как физической, так и духовной силой любого начальника, однако никогда «не произносят на них пред Господом укоризненного суда».  Вам не нравится президент? Владелец компании? Домоуправ? Учитель?  Пастор? И вы рады были бы их сместить, если бы была возможность? У ангелов есть такая возможность, однако они не позволяют себе такого дела. Почему? Потому что в глазах Бога – это скверная похоть плоти! Это ПОХОТЬ!

А теперь спросите себя: «Хочу ли я быть в рядах тех, кого Бог сохраняет для наказания, тех, чья погибель давно готова?».
Может быть, пора покаяться и сбросить с себя власть плоти?

Второе послание Петра (часть 7): 2 комментария

  1. Да…давно об этом думала, и написано. Ты только подтвердил, но сделать тяжело, хотя и пытаюсь порой.

    • Все наши ответы в исполнении Духом. Не можем, потому что не в Духе. Но как только мы наполняемся Духом, возможности меняются кардинально. Думаю как-то так.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.