Второе послание Петра (часть 1)

думаю

Думаю, это хорошая практика, прежде чем разбирать какой-либо текст Библии, ответить на несколько важных вопросов. Их всего три:

        • Кто?
        • Кому?
        • Почему?

Последний вопрос еще делится, как минимум, на два – «Когда?» и «По какой причине?».

Кто?

Второе послание Петра вызывало всегда много споров об авторстве. Но, мы не будем вдаваться в их суть, а, принимая во внимание, что в конце концов споры остановились на истинности авторства Апостола Петра, так и будем считать. Итак, это тот самый Апостол, который когда-то трижды отрекся от Спасителя. К моменту написания послания Апостолу уже более 60 лет. А если точнее, то более 64. Трудно сказать каков был возраст Петра в начале его апостольства, но послание было написано в промежутке между 67 и 68 годами нашей эры. И, судя по всему в это самое время Петр находится в заключении и ожидает смертной казни. Об этом ясно говорят слова:

14 зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.
15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.
(2Пет.1:14,15)

Кому?

Мы знаем, что Петр был апостолом евреев. А здесь мы видим уже второе послание, нацеленное не на евреев, а на язычников. В принципе, мы вообще не имеем сохранившихся посланий Петра евреям.  Как же получилось, что апостол евреев опекает язычников. А секрет прост. Церкви, которым пишет Петр (это мы рассматривали при разборе Первого послания), до определенного момента были под опекой апостола Павла. Но, Павел либо уже погиб (по некоторым данным год смерти 64й), либо, как и Петр ожидает своей смерти в заключении либо уже погиб (по другим данным год смерти 67й).

Петр, когда Павла взяли под стражу (второй раз) взял опекаемые им церкви под свое крыло. Поэтому Петр и стал отсылать свои послания язычникам, тогда как его основной целью и опекой, все же, оставались евреи. Тот факт, что после ареста Павла, Петр стал заботиться о церквях Павла, косвенно указывает нам на то, что, несмотря на конфликт, который однажды произошел между ними, их дружба не прервалась.  На это же самое указывает его отзывы в самом послании, с которыми мы встретимся позже.

Когда?

Про время мы уже сказали, это, приблизительно 66-67гг. Что происходило в это время в мире?

А к этому времени обстановка в Палестине достигла точки кипения. Римлянам пришлось вторгнуться в Израиль для подавления восстания. Римляне в Галилее, после долгой осады взяли Иотапату (Израиль) и истребили все население. Тоже самое произошло с городом Гамала.  Яффа и Тивериада пали. Около 1000 евреев казнено и 40 000 проданы в рабство. Для Римлян слова еврей и бунт стали идентичными.

А мы помним, что Петр – проповедник евреев.  Что в это время переживал Петр, мы можем лишь догадываться. Сколько вопросов и требований выслушивал Петр в связи с происходящим на Израильской земле? И сам он схвачен и отведен в Рим. И при этом все его послание провозглашает благодать Божью, Его любовь и милость. А ведь это послание отправлено тем, чьи солдаты осаждали и уничтожали соплеменников Петра. В данном случае я имею в виду их языческие, нееврейские корни.

По какой причине?

А вот ответ на этот вопрос я отложу на потом. Точнее, я уверен, что само послание даст нам полное представление о причинах его появления. На самом деле существует масса объяснений причин. Все это можно найти в открытом виден в интернете. Но меня не сильно интересует чей-то взгляд на эту тему. Я хочу сам понять, увидеть и разобраться в этом вопросе. До сих пор именно такое отвлечение от других идей позволяло мне увидеть то, что не замечали другие. Надеюсь, что и сейчас Бог позволить мне использовать такой подход, чтобы понять Его замысел. Итак, приступим…

Вступление

Я убежден, что ни один из апостолов не писали чего-либо похожего на вступление. И когда толкователи пролетают начало любого послания, называя это «вступлением», они делают большую ошибку. Надо понимать, что в своей массе апостолы не были писателями. А уж Петр тем более. Петр сам вообще не писал, он использовал помощников. Первое послание ему помогал написать Силуан, второе послание кто-то другой. Петр был замечательным оратором, и его словарный запас был удивительным, но сам он, судя по всему за перо не брался, предпочитая диктовать. Кстати, в этом кроется причина разных стилей двух посланий. Цепляясь за которую  (разницу) некоторые считают, что автором второго послания был кто-то другой.

Итак, апостолы не писали вступлений. Под вступлениями я имею в виду некое культурное, вежливое обращение. Как то «достопочтенному господину, не соблаговолите ли вы…» и т.д. Но, тогда почему у многих апостолов начала очень похожи. Складывается впечатление, что это некое устоявшееся выражение, которым пользовались первые апостолы. Ответ прост. Потому что в большей части проблемы были похожи, либо имели один и тот же корень. Итак, мы читаем вступление, которое, по сути, никакое не вступление, а самое что ни на есть послание, несущее важную информацию для понимания.

1 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:
2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.
(2Пет.1:1,2)

В первом стихе Петр называет себя рабом и апостолом Иисуса Христа. Это заявление с самого начала задает характер послания. На самом деле, мы бы сегодня с большим удовольствием услышали бы нечто иное. Например: «Симон Петр, друг и любимый ученик». Ан нет, Петр сразу указывает нам, о чем пойдет речь.

Это не значит, что Петр не был другом Иисусу, тем более, что Сам Иисус называл его, в числе других, другом. И мы не можем спорить с тем, что Иисус любит Петра. Однако Петр стоит в этом послании на «рабе» и «Апостоле».

Постараюсь пояснить свою мысль. Представим себе какое-то дело, которое у нас хорошо получается. Может кто-то замечательно играет на фортепиано, кто-то пишет стихи, другие готовят борщ так, что хочется его проглотить вместе с тарелкой. И вот вы встречаете человека, который говорит что-то такое: «Да, тебе хорошо, ты так прекрасно готовишь борщ! Тебя за это все любят. А я неудачник, ничего не умею!». Я думаю, что многие из нас отреагировали бы на такое заявление чем-то таким: «Послушай, я не с луны пришел, я такой же, как ты! Просто я учился, старался, прилагал усилия. Если и ты пойдешь таким путем, то и у тебя получится». Здесь мы ссылаемся на то, что мы точно такие же, как и те, у кого ничего не выходит. И наше отличие не в природных данных, не в способностях, а в настойчивости, в старании.

Христиане могли бы сказать, что Петр своими глазами видел Иисуса, слышал тайны, которые не дошли до простых «смертных». Петр «блатной», он элита Христианства. Ему легче, если бы мы ходили с Иисусом, мы бы тоже были успешными.

Чтобы обрубить на корню все эти разговоры, Петр сразу заявляет о том, что у него  нет никаких особенных привилегий. Его основной блат – это «рабство». Он сделал себя рабом Иисусу. Второе слово только в наших устах звучит как нечто великое, в первой церкви апостолов было много, даже очень. Поэтому эти апостолы среди простых христиан делились не на апостолов и НЕапостолов, а на апостолов простых и ВЫСШИХ.

5 Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов:
(2Кор.11:5)

Итак, если мы постараемся прочесть послание с точки зрения обычного христианина того времени, то тот факт, что Петр назвал себя апостолом ни в коей мере не возвысил бы его в наших глазах. Действительно, слово апостол – означает посланник. Если вы еще не поняли, то это слово означает почти то же самое, что современный курьер. Это то же значение, какое имеет слово «мальчик на побегушках», т.е. самая неуважаемая должность, обязанностью которого не думать, а выполнять приказания. Это сегодня мы воспринимаем слово апостол в значении посла в другую страну. Для нас такой посол – очень важная личность. Ему оказывают почести, его уважают, с его мнением считаются. Если вы так воспринимаете это слово, то посмотрите на жизнь первых апостолов. Почитают ли их в этом мире? Нет, за ними гоняются, их казнят, их истребляют, унижают и т.д.

10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
(2Кор.12:10)

Петр писал тем христианам, людям той эпохи, и они не могли воспринимать его «раб и Апостол» как похвальбу, скорее как указание на свою ничтожность, вопреки мнению читающих. То, что Петр хотел показать именно свое равенство с теми кому пишет, становится ясно из продолжения первого стиха.

1 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:
(2Пет.1:1)

Равно драгоценную (2472): равный по ценности, одинаково драгоценный.

Как это слово использовалось древними:

  • Занимающий равное общественное положение, обладающий теми же правами и преимуществами – Плутарх, Лукиан.

Кстати, это одно из многих слов, которые Петр использует как единственный из апостолов. Т.е. в Новом Завете это слово больше не встречается ни у кого. Но, это для нас не важно, так, отвлечение. Извините.

Итак, смысл слова в равенстве положения, равенстве значимости, весомости в обществе, отсутствии чего-то особенного по сравнению с читающими. Петр и другие «высшие» приняли совершенно ту же самую веру, что и те, кому адресовано письмо.

Веру (4102): вера, верность, доверие, убежденность, удостоверение;

Древние:

  • Вера, доверие – Софокл (доверять кому-либо);
  • Вера, кредит – Демосфен (кто-либо имеет у кого-либо кредит на такую сумму);
  • Вера, убежденность – Эврипид (вера в богов), Демосфен (быть убежденным в чьем-либо благородстве);
  • Вера, верность – Эсхил;
  • Залог верности, ручательство, честное слово – Софокл (дай руку в подтверждение верности (твоих слов)), Ксенофонт  (дать взаимную клятву верности), Геродот (обязать честным словом);
  • Уверение, подтверждение, доказательство – Платон (это требует серьезного разъяснения и доказательства), Аристотель  (индуктивное доказательство);
  • Поручение, миссия – Полибий.

Новый Завет:

10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
(Матф.8:10)

20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
(Матф.17:20)

Как видно это слово имеет массу значений. И основной смысл этого слова, подчеркиваю, именно слова, как знака или символа, имеющего какое-то значение. Потому что это слово использовали не только христиане. Оно было обычным для любого грека. Так вот, как слово, знакомое любому греку, оно обозначало больше доверие какой-то истине, вере в обещанное, но еще не полученное. Это кредит, который Банк обратно еще не получил, но «верит», что получит. Это доверие обещанию друга, который сказал, но еще не сделал, хотя и должен будет. Это ручательство, когда факта еще нет, но есть люди, которые готовы взять на себя ответственность за то, чего еще нет. Это доказательство, явленное не фактом, а лишь убедительным словом. Это поручение, которое еще предстоит сделать, но еще не сделано.

И этот кредит, это доказательство, это ручательство мы получили точно такое же, что и высшие апостолы. И это ручательство, доказательство и кредит находится не «по», а «в» правде или праведности Бога и Его Сына.  То есть сама праведность Бога и праведность Сына являются для Петра и читателей его послания тем кредитом или доказательством, которые получили и те и другие. И Петр в этом первом стихе указывает на отсутствие каких-либо особых льгот или поблажек для высших апостолов, а именно для Петра. У него, Петра, нет ничего такого, чего не имели бы христиане, получившие наставление от апостола.

И то, что христиане подозревают Петра и Апостолов в том, что те получили чего-то, чего обычные христиане не имеют, огорчает Петра. И он заявляет следующее:

2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.
(2Пет.1:2)

То, что второй стих стоит после двоеточия, что замечательно понято переводчиками (так как знак, который переведен как двоеточие можно так же перевести как точку с запятой), говорит о продолжении темы, или даже ее пояснении. То есть «благодать да умножится», это не пожелание, это крик сердца. То, что христиане подозревают апостолов в элитности, говорит о недостатке познания. И если христиане «не дополучают» благодати и мира, то проблема не в том, что апостолы обладают какими-то тайными знаниями, а в том, что они (христиане) не знают ни Бога, ни Христа.  Итак, если они хотят иметь столько же мира (читай покоя, дружбы, любви, умиротворения), сколько его имеют апостолы, и столько же, сколько они, незаслуженных даров, т.е. благодати, то читающие должны приложить силы к познанию Бога и Его Сына, а не к поиску тайных артефактов.

Второе послание Петра (часть 1): 3 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.