Первое послание Петра (часть 28 финал)

думаюИтак, Петр настаивает на том, чтобы мы «встали, т.е. смирились под сильную Божью руку». И это значит, что от нас ожидается полная отдача. Когда мы главной целью ставим славу Божью. Но, если мы все отдаем ради славы Божьей, решаясь даже на несение несправедливых наговоров и судов, то что же будет с тем, что нужно нам самим?

7 Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.
(1Пет.5:7)

И вот что ужасно. Каждый раз, читая эти тексты, мы находили массу объяснений о том, что Иисус имел в виду нечто мягкое. Ну, что-то типа того, когда человек занимается бизнесом и в решении своей текущей задачи полагается на Иисуса. Однако, если мы уяснили себе контекст послания, то нам следует признать, что такое объяснение здесь не пройдет. И вот это неприятное слово «Все», просто убивает наши дипломатические толкования. Наша беда в том, что каждый раз, толкуя Писания, мы стараемся никого не обидеть. Мы даже выдумали такое слово «толерантность». Но Иисус не был толерантным. Он ненавидел все, что стояло между человеком и Богом. Неужели сегодня Он изменил свое мнение? Конечно же, нет. И сегодня Он так же ненавидит все, что не идет Его путем, вплоть до смерти. И это не красивое словцо. Иисус доказал это на Кресте.

Иисус Сын великой Любви. Где же здесь ненависть? Вспомним кнут в храме. Идея о том, что Господь сделал кнут и никого не ударил – грязнейшая ложь. Я не могу верить в Бога, который делает что-либо просто так. Если Бог что-то делает, то это имеет цель и эта цель всегда бывает достигнута. Если Он сделал кнут, то слово «выгнал из храма» означает и то, что он гнал, то есть хлестал наотмашь, в прямом смысле гнал.

Вспомним реакцию Иисуса на слова Петра: «Да не будет этого с тобой». Что тогда Он ответил? Правильно: «отойди от меня сатана». Он не сказал: «Отойди от меня Петр, потому что говоришь как сатана».  Он так же не сказал: «Петр, не надо, пожалуйста, так говорить, ты мне напоминаешь дьявола». Он сказал то, что сказал.

Так же, вспомним, что Господь сказал фарисеям однажды.

44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
45 А как Я истину говорю, то не верите Мне.
(Иоан.8:44,45)

Вы можете себе представить эти слава, сказанные с любовью. Я нет. Все требования к ученикам у Иисуса очень жесткие. Здесь нет места мягкости. Или ты ученик или нет. Наверное, мы уже отвыкли от такого взгляда, так как привыкли уже говорить об Иисусе, как о любви безусловной и т.д. Но никак не хотим понять, что там, где такая любовь, тут же появляется враг, который старается украсть, убить и погубить. Ему (врагу) не интересно атаковать тех, кто на его стороне, они и так погибнут. Ему важно одолеть детей Бога. А, единственное, как он может детей Бога отличить от других, это дела.

35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
(Иоан.13:35)

Потому и атакует враг все, что, так или иначе, похоже на заповеди Иисуса. Но с сатаной нельзя мягко говорить. Если Господь говорил с сатаной, то только как враг и никогда как друг. Вспомните, что Он говорил дьяволу в пустыне? Правильно: «Отойди от меня…». Что Он говорил бесам? Правильно: «Выйди вон!». Если Сама Любовь так говорит, не нужно удивляться, если и с нас требуется нечто жесткое. И эта жесткость оправдана. Почему? Потому что…

8 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.
(1Пет.5:8)

Наш враг или противник дьявол имеет одну тактику. Он как лев. Поймите правильно, он НЕ лев, он КАК лев. Лев – это Иисус. А дьявол лишь ведет себя как лев. Но не царственный, а лишь рыкающий на отдалении. И его тактика проста. Он нападает лишь на то, что отбилось от стада, что слабое.

Мне всегда интересен тот момент, когда царь Давид свидетельствует о себе, что он, буквально, гонялся за львами, настигал их и разрывал им пасть. Можете себе представить? Мы думаем о Давиде, как о молодом блондине, который меньше всех в семье. О мальчике, который, примерив латы Саула, не смог в них передвигаться. В нашем воображении рисуется чудесная лубочная картинка. Мальчик, стоящий против Голиафа. Но это все невнимательно чтение Библии. Да, Давид был младшим в семье и непривыкшим к доспехам. Но слабым? Ни в чем не бывало! Он гонялся за львами, настигал и убивал.

34 И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада,
35 то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его;
36 и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живаго.
(1Цар.17:34-36)

Нас иногда смущает то, что в Библии написано, что Давид был юношей. Но, дорогие мои, юноша это молодой человек до 25 лет (!!!). Это не 14 летний отрок. И то, это принято в языческих странах. А у евреев юноша становится мужчиной только после 30 лет. Так где же здесь маленький блондинчик?

Возьмите весь Ветхий Завет. Бог ведет жестокие войны! И от Его полководцев часто требуются очень жесткие, даже жестокие меры. И ведь это тот же самый Бог! Но, чтобы так воевать, нужно быть послушным. Не нужно ставить под сомнение Его любовь, лучше поставить под сомнение наше понимание Его любви. Это мы изобрели Иисуса, который нежный и ласковый ко всем. В Библии мы такого Иисуса не видим. И если мы хотим быть Его учениками, то нам придется научиться у Него всей Его любви. И Его любовь в том, что Он все Свое положил в плату за нашу свободу. Он не нежничал на Кресте, он умирал, чтобы мы были спасены. Все Его жесткие требования были жесткими только благодаря Его любви. Потому что его требования призваны спасти нас от смерти. Его требования призваны научить нас спасать других от смерти.

Значит ли это, что у Него нет нежности? Конечно, нет. Но, когда речь идет об ученичестве, в Его голосе звучит сталь. Вы можете себе представить тренера по боевым искусствам, который уговаривает спортсмена поделать то или иное упражнение. Мягко предлагая, не хотел бы он ударить по боксерской груше, а может у него головка бо-бо, так лучше поспать, а то ведь устал бедный ученик. Нет, воину предстоит встретиться с реальностью жестокой, бескомпромиссной, и он должен быть готовым.  Его не должны испугать никакие испытания! Он должен быть закалённым, твёрдым, непобедимым. Он должен знать, что ученика Христова невозможно «поглотить». Если Христианин отобьется от всех и окажется один на один с дьяволом, то это будет означать одно, дьяволу не повезло! Как сказал один пастор: «У меня хорошие овцы, кусаются как волки!».

Итак, сам дьявол не может нам сделать что-то серьезное, поэтому он настраивает людей, дает им ложные мысли о нас и т.д. Нас осуждают, и начинается прессинг. И вот здесь этот «рыкающий» гадёныш уже начинает пускать слюни и ждать, когда христианин сорвется и опустит руки. Только такого христианина можно завалить и уничтожить. Если такой обнаруживается, это праздник ада.

Что же мы должны в этой ситуации делать?

9 Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире.
(1Пет.5:9)

Противостойте(436): ср.з – страд. противостоять, противиться;

Проблема в том, что в тексте не страдательное наклонение, а Повелительное. Кроме того еще и аорист. Т.е. этот глагол как бы уже в совершенном настоящем времени. В русском мы отнесли бы его в прошлое время.

Если это не страдательный, то как это слово можно перевести?

Использование древними:

  • Ставить со своей стороны, противопоставлять – Фукидид.
  • Замещать, заменять – Платон.
  • Сопоставлять – Плутарх.
  • И только в медиальном залоге появляется перевод, указанный Стронгом. Но нас он уже не интересует.

Что же у нас остается? Остается у нас не сопротивление, а противопоставление. Видимо нужно пояснить разницу. Если мы оставим слово «противостойте», то мы будем понимать это как некое противодействие, где участвует вся моя сила. Но, проблема в том, что наши силы не вечные, они имеют свойство заканчиваться. Представьте себе, на вас падает шкаф, полный белья. Вы, возможно , достаточно сильный человек, и можете сразу не упасть, а остановить его падение. Но, допустим, поставить обратно шкаф уже невозможно, сломались ножки. Значит надо что-то делать, что-то подкладывать, что-то подставлять и т.д. И если у вас рядом нет помощника, то, в конце концов, вы отпрыгните (если достаточно сильны) в сторону, позволив ему просто упасть на пол. Такое значение имеет слово «противостойте». А вот слово «противопоставьте» имеет иной смысл. Здесь не нужно участие грубой физической силы. В свое время между Советским Союзом и Америкой, например, было противостояние. Но во время этого противостояния не границах не толпились все жители Америки и Союза и не упирались плечами, кто-кого пересилит. Все противостояние происходило иначе. Каждое государство что-то противопоставляло другому. Одни изобретают оружие, другие изобретают лучше, в ответ на это первые снова что-то придумывают. И дипломаты на встречах тоже не сталкивались физически лбами. Они просто говорили: «Вот, у нас такие-то ракеты, а у вас?». Те в ответ: «А у нас в квартире газ». И никто физически не устает. Вот это называется противопоставление.

Иногда мальчишки во дворе могут драться, то есть противостоять друг другу. А иногда могут что-то противопоставлять. Один говорит: «Отойди, а то я брата позову». Другой в ответ: «Да зови, а у меня сестра такая, что твоего брата …». И т.д. и т.п. Вот так они по противопоставляли и разошлись. И кто-то остается напуганным и больше не попадает на глаза, а кто-то ходит королем и только и ждет, когда же первый обнаглеет, чтобы еще раз припугнуть.

Так вот. Дорогие мои братья. Мы цари и священники. И нам не нужно драться с дьяволом, когда он пытается нас унизить. У нас нет таких сил. Но, у нас есть оружие, которого нет у дьявола. И это оружие для него страшней любой угрозы.  Простая демонстрация этого вооружения приводит сатану в бешенство и панику. И это оружие называется «твердая вера». Такое оружие гораздо сильнее твердого кулака. Сатана не боится нашей силы, он боится веры. Потому что в самой вере есть скрытая сила, способная творить чудеса. Она делает нас твердыми, а не тренировки в спортзале. Вот эту веру и нужно противопоставить.

И еще одно. 8й и 9й стихи – это одно предложение. В синодальном переводе это не очень понятно. Перевод МБО тоже не отличается точностью. Я понимаю, что у переводчиков не стоит задача буквального перевода, тем более, что он вообще не возможен. Иначе его будет невозможно читать. И, все же, мне кажется, что упрощая таким образом текст, мы теряем некоторые важные намеки на смысл. Я попробую передать этот текст без упрощения. Ну, и, как всегда, выведу наружу артикли.

Сделайтесь рассудительными, настороженными (бдительными). Ваш противник – дьявол, который, как лев рычащий прогуливается кругами, постоянно заботясь о том, кого бы сожрать; вот ему будьте противопоставлены  крепкие этой верой, знающие то, что от тех же самый страданий (бедствий, несчастий) вашего братства в сем мире (мире лжи и прикрасы) совершенствуются (доводятся до конца).

Итак, мы имеем прямое указание быть внимательными, бдительными, настороженными, рассудительными, думающими. Почему? Потому что у нас есть противник – дьявол. О его характере мы уже говорили, что он «как» лев рыкающий. Так вот, мы должны быть ему противопоставлением.  Т.е. совершенной противоположностью. И наша противоположность не просто в вере, а в «этой» вере. Здесь в дело вступает артикль, который я перевел как «этой». Этот артикль, указывает на то, что все время до настоящего текста мы говорили о какой-то вере. О какой вере мы говорили? Мы говорили о том, что наша роль – спасение людей через перенесение несправедливых обвинений и, отсюда, страданий. Это и есть смирение под крепкую руку Божью. Это и есть та вера, которая в нас должна быть твердой (в контексте этого послания). И именно этой верой, т.е. верой в то, что перенося несправедливые страдания мы прославляем Бога, мы оказываемся полной противоположностью или противопоставлением дьяволу, который очень хотел бы иметь нас в своем лагере в качестве предателей и слабаков, над которыми можно потешаться. И вот что нам должно дать еще поддержку. Знание того, что наше братство в этом мире лжи и обмана именно через это становится совершенными, взрослеют, становятся непобедимыми.

Так вот, если мы стоим на этом и не сдаемся, то нам дается вечная гарантия.

10 Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми.
(1Пет.5:10)

Итак, если мы верны и стоим в этой самой вере, то Бог всякой благодати что-то сделает.

Во-первых, Петр называет Бога Богом всякой благодати. То есть наш Бог, это Бог все, абсолютно все дает даром. Если нам кажется, что все вышесказанное говорит о заслугах, мы сильно ошибаемся. Это дается даром. Просто дается именно тем, кому это действительно нужно. Зачем трусу крепость, если он все равно сдастся. Итак, все, абсолютно все, что Бог нам дает, Он дает по благодати. Как сказала «известная героиня» в одном из мультфильмов: «Дадом». Мы ничего не можем получить от Бога по заслугам, разве что, кроме наказания. Да и наказание мы не получаем по заслугам. Так как все, что мы заслужили – это смерть, а мы еще живы. Хотя вообще не должны были родиться. Таковы заслуги человечества перед Ним. Итак, Он – Бог всякой, подчеркиваю, всякой благодати (незаслуженного дара).

Далее, именно по своей любви давать все даром и незаслуженно, он призвал нас стать телом Христа, и как тело Христа войти в вечную Свою славу. Он не позвал нас как земных Алексеев, Марий и т.д. Он позвал нас как неотъемлемая часть Его Сына. Если вы зовете кого-то в гости, то вы зовете не только самого человека, но и его руки и ноги, глаза и уши. Кстати, вместе с ним приходит и то, что потом ходит в туалет.  Но ведь вы не выгоняете своего друга за это? Итак, мы как Его тело получаем вход в Его Славу. И этот вход мы тоже не заработали. Он просто позвал нас. И, кто хочет, приходит. И кто захотел, получил все обещанное. И это все даром.

Так вот, наш Бог, который все делает даром, позвал нас в Свою славу, предложив стать телом Его Сына. И если мы верно служим его телом, то Он, одаривая это тело, так или иначе, обогащает и нас. Чем же он нас обогащает?

  1. Совершает
  2. Утверждает
  3. Укрепляет
  4. Делает непоколебимыми.

Кстати, все это, как говорит Петр, после «кратковременного» страдания. То есть Бог не будет затягивать, это не в его духе.

Совершает (2675): 1. восстанавливать, исправлять, чинить, вновь приводить в порядок; 2. устраивать, готовить, снаряжать, дополнять, совершать.

Использование древними:

  • Вновь приводить в порядок, восстанавливать – Геродот (привести все в прежнее состояние);
  • Умиротворять – Геродот, Плутарх;
  • Исправлять, приводить в порядок, чинить – Полибий и Новый Завет.
  • Руководить, направлять, вести – Плутарх;
  • медиальный (редко) Снаряжать, готовить – Полибий, Новый Завет (орудия гнева, готовые нести гибель).
  • Снабжать, укомплектовывать – Полибий, Диодор (укомплектовывать триеры (людьми)).

Из всего выше сказанного об этом слове можно сделать вывод. Здесь не идет речи о тренировке и росте из слабого в сильного. Здесь идет речь именно о восстановлении. Т.е. после того , как мы пронесем кратковременное страдание (дословно «немного потерпевши»), Бог не просто пошлепает нас по плечу, сказав, что мы молодцы. Нет! Он нас полностью ВОССТАНОВИТ!!! Как вам такая гарантия?  Это буквально говорит об исцелении! Иначе говоря, если мы ходим и исцеляем, но нас оболгали и по этой причине мы понесли издержки как в моральном так и в физическом смысле, то не суд, не какая-то справедливость, не друзья, не скорая помощь, а САМ БОГ все восстановит!

Следующая гарантия.

Утвердит (4741): утверждать, укреплять, устанавливать.

Древние:

  • Укреплять, утверждать, устанавливать – Гесиод, Гомер «Гимны» (уж десятый месяц стоял на небе, то есть наступил десятый месяц), Новый Завет (разверзлась бездна, т.е. была утверждена или установлена разверзнувшаяся бездна).
  • Упирать – Гомер, Аристотель (опираться на самого себя), Палатинская Антология (упираться ногой в землю), Гомер (беда следовала по пятам за бедой) и т.д.
  • Устремляться, подниматься – Эврипид (сосна, выпрямившись, поднялась к небу), (вздымающаяся к небу волна), Фукидид (когда болезнь достигла сердца).
  • Останавливаться, задерживаться – Плутарх ((ученые говорят, что планеты), прекращая движение (свое), приостанавливаются)

Итак, это слово говорит о приобретении некой опоры, укреплении, усилении, подъеме, получении основательности. И это все мы получаем в случае верности телу Христову, которое переносит страдание.

Укрепит (4599): укреплять, делать сильным.

Это слово простое. Важно понять отличие от предыдущего. Если предыдущее слово говорит об усилении через получение опоры, поддержки, основы, то здесь усиление самого человека. Увеличение его силы, а точнее Божьей силой компенсируется и увеличивается наша сила. Здесь рисуется картина Давида, который метает камень пращей. Да, праща – грозное оружие. Этим оружием пользовались даже в сражениях, а не только львов и медведей отгоняли. И, все же, перед Давидом стоял человек одетый в сталь. Голиаф даже был оскорблен видом Давида. Но когда камень вылетел в направлении Голиафа, Дух Святой усилил его и направил так, что финал был уже определен. Так вот, после того, как мы «немного потерпим», кроме всего мы еще и приобретем больше силы!

Соделает непоколебимыми (2311): основывать, положить основание или фундамент; перен. утверждать, упрочнять, делать непоколебимым.

Древние:

  • Класть на основание, то есть основывать, утверждать – Ксенофонт (строить башни на основаниях из пальмового дерева), Диодор (хорошо упроченный, надежно построенный).

Новый Завет:

25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
(Матф.7:25)

18 чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота,
(Еф.3:18)

23 если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.
(Кол.1:23)

10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
(Евр.1:10)

Итак, что это за гарантия от Бога? Это гарантия того, что ноги наши приобретут верное основание. И если мы в чем-то колебались, то после всего этого, мы встанем твердо.

Послушайте, как это все отличается от обычного опыта человека!!! Обычно, человек, прошедший подобные вещи смотрит на возможность повтора с ужасом. И если до этого он был смел как лев, то после этого он ломается и бежит. А нам гарантирован совсем иной исход! И если это так, то…

11 Ему слава и держава во веки веков. Аминь.
(1Пет.5:11)

Думаю, если не сейчас, то после некоторого размышления вы повторите: «Аминь».

12 Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите.
(1Пет.5: 12)

Этим стихом я закончу. Обращу внимание лишь на одно. Петр все это послание писал для укрепления и для того, чтобы объяснить, что такое «истинная благодать», в которую они встали однажды, признав Иисуса Господом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.