Первое послание Петра (часть 19)

думаюДолго у меня не было возможности что-то написать. Загружен работой дальше некуда. Скоро Новый Год, поэтому все вдруг решили потратить свои деньги. Пока компьютер озадачен тяжелой работой, у меня есть немного времени для разговора.

Давайте вспомним, что мы уже читали.

Петр озабочен тем, что христиане, не понимая сути Евангелия, увлекаются «новым веянием», которое, по сути, не новое. Христиане из иудеев, решив, что Евангелие отличается от Иудаизма лишь прощением, стали учить других, что ради Божьего внимания нужно платить усердным трудом и экзегезой ( самоотречением).  В результате, вместо радости в церковь вошли распри. Христиане потеряли мир. Поэтому Петр в самом начале послания желает им умножения благодати и мира.

Петр старается восстановить истину Евангелия, которое строится на рождении от Божьего Духа. И каждый рожденный, уже не тот, кем был, он стал сыном Бога. Сыном, Который уже исполнил все заповеди, умер и воскрес. А поэтому уже не требуется от него никаких выплат. Но если человек продолжает жить под властью старой личности, то, по сути, он вновь и вновь распинает Сына Божьего, который в них. Под жизнью по плоти подразумевается попытка угодить Богу делами, исполненными своими силами, против желания, под страхом наказания. Тогда как рожденный свыше делает это естественно, мечтая об исполнении Божьей воли из страха потери любимых людей, и в скорби от недостатка Божьей власти в жизни людей.

Живущий так, для местных – иностранец. Значит, и жить надо как гость живет в чужом доме, стараясь прославить своего Царя в иноземщине.

Царь этого мира ненавидит  нас, но, чтобы обвинить нас, ему нужны причины, повод. И он, как лев рыкающий, ищет любого момента, чтобы депортировать нас обратно в нашу страну, к нашему Царю. Но, так как рожденный свыше, является ревнителем добра, то трудно ему это сделать. Если же мы ведем себя как рабы плоти, то для земного князя нет никаких преград остановить нас, унизить, и заткнуть уши своих подданных.

Совершенно логично, если царь этого мира ничего не находит, то приходит в ярость и вредит нам без всяких видимых причин, чем и обличает себя. А мы, понимая это и страдая несправедливо, проявляем Божью любовь и прославляем нашего Господина. Точно так же было и с Ноем, который, будучи водимым Христовым Духом (я не ошибся), готовил корабль не только для животных, но и для людей, однако никто его не послушал. Но все время подвергался осмеянию, унижению и выпадам в свой адрес. Он не мог полагаться на опыт, так как в то время Земля не знала ни дождей,  ни потопов. Все, что было в его сердце – вера в Слово от Бога. И когда началась катастрофа, положение его не улучшилось. Да, все вокруг погибли, но и он сам оказался в слепой ловушке, гоняемый по воде бесцельно, не зная ни сроков ни пути. Однако, как бы долго не было его страдание, в результате только он со своей семьей и остался жив.

Петр и нам предлагает выбрать такую тактику. Подобно Ною окунуться в воду Божьей воли и позволить Ему Самому решить  нашу судьбу. Под судьбой я имею в виду не слепой рок, а Богом определенный исход.

Теперь, прежде чем продолжить чтение, мы должны понять, что в контексте послания идет речь о страданиях призванных прославить Иисуса. Это не страдания от гриппа или рака. Это страдания от несправедливых нападок сатаны, желающего избавиться от нас любой ценой. И его нападки, как мы уже читали, это не удары в лицо, не нападения на поле боя. Это интриги, обман и клевета. Его оружие – это оружие начальников, правителей, властей. Они не кулаками дерутся, а хитросплетением слов и жонглированием  буквой закона. Вот о каких страданиях мы говорим. Соответственно далее именно об этих страданиях и будет сказано. Теперь читаем…

1 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить,
2 чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.
3 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;
4 почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.
(1Пет.4:1-4)

Первое, о чем нужно сказать, это понятие плоти. Само по себе слово «плоть» двояко. Оно имеет основное значение и второстепенное. Основное значение – тело, труп, мясо.  Второстепенное – греховная природа. Сложность состоит в понимании, где какое значение используют апостолы.

Плоть (4561): плоть (1. мясо; 2. тело, труп; 3. человеческая греховная природа.)

Древние, судя по всему, не использовали это слово в качестве греховной природы, просто потому, что у греков не было понятия греха родственного иудейскому.  Новый же Завет кишит обилием этого слова в разных вариантах. Переводчики на свой страх и риск переводили это слово то так, то иначе. По этому сегодня, когда мы встречаем в переводах слово «тело» или «плоть», мы можем неверно определить истинный смысл.

Если же мы следуем контексту послания, где главная идея – это повиновение Духу и противление плоти (в значении греховной природы человека), то первый стих четвертой главы, вероятно нужно понимать так:

А. Христос не просто пострадал телом, но, будучи избиваем и, умирая на кресте, он убивал человеческую природу, которая не хотела погибать. Именно человеческая природа (плоть) была призвана сломать Сына Божьего, но вместо этого погибла сама.  В данном случае Иисус убивал не тело, Он убивал дух ветхого человека, который вечно противится Духу Божьему. Плоть невозможно смирить самоистязанием, скорее наоборот. Здесь плоть получает удовольствие. Даже разрушение тела для плоти может быть удовольствием. Но не смерти тела боялась плоть, человеческая греховная природа должна была сломать волю Иисуса, чтобы он отказался от смерти, но Иисус победил ее голос и тем самым сделал ее своею безмолвной рабой. После казни на Кресте, плоть умерла. Т.е. Иисус уже никогда не услышит ее стон или требование. Он переломил ей хребет. А телом Он воскрес. Итак, не тело убивал Иисус. Но теперь, после воскресения, Он идет к Отцу и не позволяет Марии к Нему прикасаться, так как теперь, нельзя, чтобы перед встречей с Отцом какая-либо плоть (греховная натура) могла хотя бы прикосновением осквернить, Иисуса, т.е. дать жизнь умершей плоти. Но на следующий день, этого запрета уже нет. Дух Святой послан, и через несколько дней ученики приняли Его от Иисуса, а еще через 10 дней, они были в Нем (Духе) крещены.

Итак, что значит «Иисус пострадал за нас плотью»? Это значит, что Он унизил все Свое достоинство человеческой природы, только ради того, чтобы и мы освободились от ее пут. И как Он уничтожил всякое проявление этого духа в своем теле, в своей природе, так и нам Петр предлагает поступить. Потому что всякий, кто противостанет своей гордости, своим желаниям, своему эго, не способен грешить, а наоборот, наполняется  благодатью.

И зачем нужно это страдание?

2 чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.
(1Пет.4:2)

Вот простой ответ. Чтобы остальное «во плоти», т.е. теле, время жить уже не по плоти (не по греховной природе), но по Духу, т.е. воле Божьей. Мы хотим жить по воле Бога? Хотим ли мы видеть великие действия Божьи? Желаем ли славы Господу? Вот ответ. Это и есть смирение плоти.

Здесь нужно еще кое-что пояснить. В ветхом завете самым популярным способом смирения плоти (судя по Писанию) был пост. Почему так? Потому что люди Ветхого Завета плохо понимали, что такое дух. И тело не отделяли от греховной натуры. В Новом же Завете, если будем достаточно честны, посту уделяется далеко не первое место. Иисус не против постов, однако, он нигде этому не учит. Если Он и говорит о постах, то лишь в ответ на искушения учеников Иоанновых или обличая фарисеев, в их лицемерии. Ученики даже обижались на Господа за Его пренебрежение учением о молитве и посте. Сегодня мы знаем, что упоминание о необходимости поста при изгнании беса «сего рода», тоже не является частью оригинального текста. Ни в Матфее, ни в Марке.

Прошу меня понять. Пост не отменен Иисусом, но в то же время и не преподан. Ни один из апостолов не упоминает о посте. Послание к Евреям, где Павел перечисляет необходимые учения, составляющие основу Христианской жизни, в своем списке тоже игнорирует учение о посте. И причина этого кроется в простом ответе. Христово учение не нацелено на плоть как на тело. Христос бьет в дух, бьет по эгоизму, по власти сатаны. А с постом часто случается наоборот. Вместо смирения плоти, происходит ее возношение. Что и происходило с вышеупомянутыми фарисеями, которые, когда постились, изображали на своем лице мучение, чтобы все видели, какие они святые. Вот и выходит, человек постится, а власть плоти лишь укрепляется. Не должно так быть.

Такие постящиеся, чем больше постятся, тем меньше в них Божьего остается. Но, если мы понимаем суть настоящего поста, то он вреда не принесет.

Однако, нам не сказано поститься, нам сказано смирять свою плоть, порабощать ее и распинать. Плоть почти не проявляет себя в плане еды, здесь больше работает тело. Но она все время проявляет себя в отношениях с людьми. Она обижается и злится, завидует и опускает руки. Кстати, если вы не можете кого-то простить, а вы рождены свыше, то должны понимать, что вы, как дитя Божье, НЕ можете НЕ простить. А вот кто не может простить, так это ветхий человек. Так почему же он имеет в вашей жизни такую власть. Вот где вам нужно воевать, вот где нужно приложить силы, вот где нужно заткнуть пасть  уродливому слуге сатаны. А пост, хоть и хорошая вещь, здесь вам ничем не поможет, ну или почти ничем.

Но смирив плоть, вы получите свободу прощать, вы разучитесь обижаться. Зависть будет обходить вас стороной и руки ваши никогда не ослабнут. И здесь не важно, как вы этого добьетесь. Но, если во время поста вы раздражительны, о чем это говорит? А если ваши близкие, не зная, что вы поститесь, купят торт, что вы будете чувствовать? Вы воспримите это как личное оскорбление или новую возможность заткнуть своей плоти рот? В первом случае, ваши друзья получат раны, во втором, они ничего не заметят, а лишь увидят, как вы повеселели.

И все-таки, пост может служить хорошим инструментом, только нужно понимать все опасности, которые он таит в себе для вашей духовной жизни. В любом случае у нас задача одна, победить ветхого человека до смерти. Чтобы всю остальную жизнь в теле, мы уже не испытывали лишних нападок, а лишь иногда слышали отголосок безнадежных его всхлипываний, сдавленных страхом, чтобы  мы случайно этого не заметили. Потому что в противном случае, плоть снова получит по первое число.

3 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;
4 почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.
(1Пет.4:3,4)

Здесь нечего толковать, все предельно ясно. Разве лишь несколько моментов.

Во-первых, «по воле языческой» указывает нам на то, что христиане, которым пишет Петр (апостол иудеев) вышли из языческого мира, а не иудейского.
Во-вторых, эта же фраза дает нам и второй план понимания, указывая на то, что грехи, кем бы ты ни был, это результат не Божьей воли, а воли «иных богов». А это уже касается даже бывших иудеев.

Кроме того, можно уточнить список грехов. В принципе он не важен, так как не думаю, что Петр преследовал передать академическое знание, выраженное в полном перечне всех гадостей.  Я здесь вижу накал гнева Апостола. И в своем праведном гневе Петр перечисляет то, что громче всего высвечивается на поле боя с дьяволом. Здесь не просто грехи, а самые яркие из тех, что творят язычники, и до встречи со Христом, творили христиане.

Нечистотам  (766): распутство, распущенность, разврат, безнравственность, бесстыдство, непристойность, похотливость, сладострастие, нечистота. Это слово подчеркивает (замечание Стронга) беспринципную дерзость, капризность или своенравие.
Похотям (1939): желание, влечение, страсть, жажда, прихоть, похоть, вожделение.
Использование древними:

  • Желание, влечение, жажда, страсть – Фукидид, Плутарх, Исократ, Платон и т.д. , Фукидид (голод, желание пить, жажда), Платон (желать чего-либо), Ксенофонт (внушить кому-либо влечение к кому (чему)-либо.
  • Страстность, пылкость – Фукидид.
  • Замысел – Эврипид.

Пьянству  (3632): пьянство, опьянение.
Излишеству в пище (2970): пир, попойка, шумное гуляние.
Древние:

  • Веселое шествие, шумное гуляние – Ксенофонт, Платон.
  • Торжественное шествие (в честь бога, победителя на играх и проч.) – Эврипид.
  • Веселая толпа, шумная гурьба гуляк – Демосфен.
  • Толпа, рой, сонм – Эсхил, Эврипид.
  • Рать, войско – Эврипид.
  • Стая – Эврипид.
  • Песнь, славословие – Аристофан.

В Новом Завете:

13 Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
(Рим.13:13,14)

19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси,
21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
(Гал.5:19-21)

Излишеству в… …питии (4224): попойка, пьянство.
Древние:

  • Попойка – Платон (распивая вино за вином), Ксенофонт.

Нелепому (111): 1.беззаконный, нечестивый, 2.противозаконный, недозволенный.
Древние:

  • Живущий без законов – Гомер.
  • Беззаконный, нечестивый, бессовестный – Ксенофонт.
  • Противозаконный, недозволенный – Ксенофонт.

В Новом Завете:

28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
(Деян.10:28)

Итак, то, что в синодальном переводе в скобках, это попытка пояснить слово «похотям». И в греческом тексте этого пояснения нет. Пояснение, вероятно, появилось сильно позже. Но из значения слова такое пояснение не вытекает. И вот интересно. Если оставляем пояснение, то многие могут сказать, что они этого не делают, поэтому это не про них. Если же пойти по значению слова, то под это обвинение попадают очень многие. Здесь Петр говорит не о «великих» грехах, противных каждому нормальному человеку, а о грехах, когда человек вообще идет на поводу своей плоти, даже если это касается простого желания кушать или пить тогда, когда уже разумно закончить или нужно воздержаться. Это касается угождению каждому желанию вкусненького. Никто не против вкусного. Только это должно стать проявлением вашей власти, а не слабости.

Так же непонятно, почему переводчики использовали слово «нелепому», тогда как в греческом тексте стоит более суровое слово.

Итак, раз Иисус, чтобы спасти нас, пострадал физически, унизив и уничтожив человеческую натуру, желающую противного Духу, то и нам нужно вооружиться той же идеей. Если мы страдаем несправедливо – это замечательный шанс, оседлать плоть и взять ее в плен, заковать в кандалы. Этот процесс очень болезненный.  Потому что мы на себе переживаем все, что чувствует наша плоть. Она все передает нам. Но это лишь признак, что она еще воюет, она еще жива. Страдая таким образом, и оставаясь непоколебимыми, мы приобретаем свободу от плоти и после этого, уже не мучаемся. Это подобно вырванному зубу. Пока он жив, он ноет, не дает жить, парализует действия человека. Но, как только убили нерв, или выдрали его. Тут же наступает облегчение. Теперь немного потерпеть процесс заживления, и мы уже никогда не вспомним про него.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.