Первое послание Петра (часть 17)

 

думаюПетр, призывая христиан поступать достойно звания, наконец, ссылается просто на человеческую логику. Под «человеческой логикой» я понимаю не философское понятие элементарной логики, а ход мысли обычного средне-статического человека. Он как бы говорит: « В конце концов, просто подумайте…».

13 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?
(1Пет.3:13)

Здесь очень важно слово «ревнителями». Понимаете, очевидно, Петр здесь не говорит о человеке, делающем добро, но о человеке «ревнующем» о добре. В чем разница? Очень просто. Человек, делающий добро, может ревновать совсем не о добре. Он может ревновать об авторитете, о выгоде материальной, строить какие-то интриги. Сегодня мы часто слышим рапорты о «добрых» людях, которые что-то делают. Но далеко не каждый из них действительно делает это ради самого добра. Кто-то, таким образом, отмывает деньги, кто-то реабилитируется в глазах людей, кто-то убегает от налогов, кто-то покупает голоса для выборов. Список можно продолжать. Иисус говорит о таких людях, которые «трубят перед собой».

Ревнитель же – это человек, целью и жаждой сердца которого является само добро. Ему не важна выгода. Напротив, если кто-то посчитает его дело – делом ради выгоды, это для него будет серьезным оскорблением. Ревнитель – это человек, переживающий недостаток добра, как личную боль, личную несвободу, личную нужду. Поэтому добро для него – естественное желание, как есть и пить. Вот почему Петр даже удивляется мыслям христиан малой Асии. Его вопрос – это вопрос недопонимания их логики. Если мы с вами именно РЕВНИТЕЛИ, то кто нам сделает зло?

Еще один момент стоит пояснить. Для «ревнителя» добра, злом является отсутствие добра для другого. Почему я говорю про другого? Потому что желание добра себе любимому – это проявление плоти, которая является духом эгоизма, духом себялюбия. Иначе говоря, желание добра себе – это тоже зло.  Человек, ревнующий о добре для себя – эгоист, в нем нет Христа. И вновь нужно пояснить. Это может быть рожденный свыше человек, только на троне его жизни сидит ветхий человек, а новый имеет опасность так и не вырасти. В писании есть указание на то, что дьявол старается прельстить даже избранных. То есть он старается обмануть рожденных свыше, чтобы они, если это удастся, не посадили на трон Христа, не осознали себя детьми божьими, а остались все теми же плотскими, какими были до покаяния. О такой церкви мы читаем в послании Павла Коринфянам.

1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
(1Кор.3:1-4)

Но, если мы уже поняли, кто мы и не позволяем плоти открывать рта, то поступаем по Духу, т.е. в соответствии со своей природой.

12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
(Рим.8:12-14)

Теперь, если мы духом уничтожаем дела плоти, то любое зло в нашем направлении будет восприниматься нами совершенно иначе. Почему мы страдаем от зла? Потому что продолжаем жить по плоти. Убей голос плоти, и изменится вся реакция. Заткни ей глотку своим духом. Я не ошибся, говоря «своим духом». Потому что, если мы родились от Бога, то Дух Божий, который мы получили при рождении свыше – это уже наш дух. А вот тот, который до этого был нашим, плотской, теперь уже к нам не имеет никакого отношения. То есть Божий Дух, теперь наш дух. И если мы водимы новым нашим духом, мы водимы Духом Божьим.

14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.
15 Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.
(1Пет.3:14-16)

Итак, если мы страдаем за правду, то блаженны? Как это понимать? И снова все просто.  Итак, я только что сказал, что ревнитель доброго – человек, который не ищет добра для себя. Для него добро – это проявление любви к другим. Смотрите, Бог создал человека очень пророчески. Он разместил 2 глаза так, чтобы видеть только то, что перед ним. И если мы внимательно посмотрим на книгу Бытие  (Ветхий Завет), то увидим, что сначала и мужчина и женщина имели одно имя – Адам (кахадам ивр.). Человек имел власть давать имя только животным. Он не имел права, и сегодня не имеет его, давать имя людям. Но сразу после грехопадения, он делает удивительную вещь. Он переименовывает женщину, которая, как и мужчина, имела то же имя – Адам, в Еву. Тем самым он сделал две вещи. Он отделил женщину от звания «Человек (Адам переводится как человек или человечество)» и поместил ее в разряд животных. Иначе говоря, вместе со грехом, по сути любой человек к другому человеку стал так относиться. Я, это человек, а остальные меня не интересуют. Но вначале так не было.

Сначала мужчина Адам не отделял себя от Адама женщины. Мужчина смотрел на женщину и думал, что это он точно такой же. Женщина, смотрела на мужчину и осознавала себя такой, как мужчина. Он заботился о ней, как о себе, так как видел в ней себя. А она беспокоилась о нем, таким же образом.  Только когда пришел грех, они, вдруг, увидели, что отличаются друг от друга. С приходом греха, люди стали смотреть на себя и осознавать себя «личностями», отличными от других. Это была катастрофа вселенского масштаба. Свое несоответствие их представлениям о себе было настолько поразительным, что им стало стыдно, что они такие. Мужчина всегда думал, что он такой же как она, значит, и устроен так же и выглядит соответственно. Так же думала и женщина. С грехом они увидели себя другими. Она считала его эталоном красоты, и вдруг увидела, что она не такая, значит она – урод. Он ее считал эталоном, увидев себя иным, стал себя считать уродом. Вот откуда взялся первобытный стыд, которого до грехопадения не было.

Итак, ревнитель доброго – рожденный свыше человек, который благом для себя считает благо для другого. Точно так же, как было устроено до грехопадения.

Вот это «страдаете за правду» тоже нужно понять. Слово «страдаете(3958)» в данном месте не говорит о мучениях. Это слово говорит о том, что кто-то на себе несет какое-то наказание, проблемы и т.д. То есть не мучается, не плачет и рыдает, не орет от боли, а именно несет на себе.  Это не значит, что он при этом не мучается и не рыдает. Просто смысл слова не в мучении, а в перенесении, в испытании. Суть слова не в боли, а в том, что на человека что-то возложили. В данном случае боль.  Речь не о чувствах, а о факте. Еще раз повторюсь. Это не значит, что человек не чувствует боли или еще чего-то в этом роде. Чувствует и мучается. Но смысл слова в факте, а не чувствах.

Другое слово — «правда» (1343):1.праведность, справедливость, законность, правда; 2.оправдание.

Итак, ревнитель добра, радуется, если донес добро до другого человека, это его главное благо. Если же в отношении его самого делается некое зло, то он не воспринимает это как зло, но как-то иначе. Обновление ума, о котором говорит Павел, это особое действие Духа в нас, которое изменяет наше восприятие мира кардинально.  До такой степени, что зло в отношении нас, оказывается для нас доказательством достижения нашей цели. И это само по себе приносит нам удовольствие. Не зло нас радует, а зло за правду. Мы видим в таком зле доказательство своей успешности. Разве мы не радуемся, когда достигаем цели? Какой бы ценой оно ни достигалось.

Апостолы много раз в разных местах говорят, что наши страдания за правду – это закономерная реакция сатаны.  Если мы делаем все правильно, то мы гарантировано получим эту реакцию. Если же мы не получаем зла, то, видимо мы в чем-то ошибаемся. Только ОЧЕНЬ ВАЖНО (!!!), все это при обязательном условии, что мы «ревнители добра». Если же страдаем за зло, то нам позор. Мы проиграли по всем фронтам.

Итак, если мы страдаем за правду, мы счастливы.

Хотите небольшой тест? Вы счастливы, если страдаете несправедливо? Если нет, то, видимо, есть проблемы с «водительством Духом».  Понимаете? Мы получаем огромное удовольствие, поклоняясь Богу в пении, музыке, танцах и т.д. Мы счастливы, когда чувствуем, что Дух Божий действует через нас. Но если мы не счастливы, когда страдаем несправедливо, мы еще не знаем Бога. Мы все еще эгоисты, живем для себя, и не знаем Его любви так, как должны знать. И плевать на всю нашу духовную грамотность.  Вот он день суда – страдание несправедливо. И этот день суда показывает нам, кто мы есть. Ясно и без лукавства. И нам не нужно, чтобы кто-то объяснял нам что-либо или утешал. Мы знаем, каковы мы.

Вот почему все апостолы очень жестко говорили о плотских помыслах. Потому что плотской человек не переносит страданий, он не способен жертвовать собой. Все, что он делает – достигает своих эгоистических целей, и не более того. Пусть даже он делает это ради добра.

Теперь скажите, если мы такие ревнители добра, то испугает ли нас угроза расправы? Как же она может нас испугать, если она, расправа, прямое доказательство нашего успеха, а ее отсутствие, доказательство нашего провала? Чего мы хотим? Хотим ли мы быть успешными? Или мы хотим быть все время в хвосте, в обозе проигравших и ничего не умеющих слабаков?

Разве напрасно Иисус говорит эти жестокие слова:

26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
27 и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником.
28 Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее,
29 дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,
30 говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?
31 Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?
32 Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире.
33 Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
34 Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?
35 ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!
(Лук.14:26-35)

В прочем, если мы слабы духом, то и о таких Бог подумал. Он поднимает апостолов, чтобы они помогали слабым. Чтобы и слабые могли радоваться в любви Божей, получая опору Божью, руками сильных духом.  В нагорной проповеди Иисуса, мы читали, и уже выучили наизусть строку

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
(Матф.5:3)

Здесь Иисус ученикам говорит не о них самих, а о тех, для кого они, ученики, теперь будут защитой. У Луки есть похожее место, но там он, обращаясь к ученикам, говорит «ваше». И мы думаем, что речь одна и та же. Это большая ошибка. В греческом тексте, у Луки нет слова «духом». Если у Матфея, Он ученикам говорит об их миссии для слабых, то здесь он говорит ученикам об их награде, но здесь Он не называет их нищими духом. Здесь он говорит о них как о «нищих», т.е. потерявших, оставивших все, ради Иисуса. Это совершенно разные вещи. Да и слова эти сказаны совершенно в разное время. У Матфея – это начало служения, когда Иисус предвкушает начало новой эры, когда все слабые получат Божью благодать. А у Луки Иисус уже избрал апостолов и приступил к их подготовке.

Итак, хотим ли мы ходить в успешном владении Божьей властью? Я не спрашиваю, хотим ли мы иметь власть, так как мы уже ее имеем, если только родились свыше. Но, хотим ли мы быть успешны? Потому что, даже имея власть, можно проигрывать по всем фронтам. Просто сдаваясь, опуская руки. А руки опускаются у нас тогда, когда мы неверно оцениваем происходящее вокруг нас. Апостол Иоанн описывает в своем «Откровении», что, когда он был на земле, то видел печальную картину. Из семи его церквей, одна маленькая еще жила, другая была на грани умирания, а остальные практически уже погибли. И было это для Иоанна очень больно и непонятно. Но, когда он поднялся на небо, то увидел совершенно иную картину. Все небо ликовало от того, как все грамотно и верно происходит.  На небе не было и намека на поражение! Небо было счастливо. Почему? Потому что все небеса видели происходящее во всей полноте. И ничто он их взора не было скрыто.

Так что же нам делать, если мы сегодня еще не соответствуем этим высоким требованиям? Петр отвечает на этот вопрос просто.

15 Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.
(1Пет.3:15,16)

Итак, первое, что мы должны делать – «Святить Господа Бога в наших сердцах». И здесь, как и все мы, я попадаю в западню, которую нам подложили дорогие наши переводчики.  Эта западня в том, что мы распиливаем одну мысль на две. Мы читаем и видим как бы два пункта. Первый, об освящении Бога в сердце, а второй о готовности дать ответ. Но это заблуждение, текущее от несоблюдения элементарного правила контекста.  Здесь нет ни точки, ни точки с запятой. Здесь есть просто запятая. Но эта запятая не делит предложение на два разных утверждения. Она, скорее соединяет. Здесь первая часть – это наша задача. Наша задача – святить Бога. Вторая часть – это способ достижения нашей задачи. И этот способ очень прост – быть готовым.

И еще одно замечание. В синодальном переводе стоит сочетание «Господа Бога». В греческом же тексте о Боге речи не идет. Но здесь четко и ясно указано на Христа! И, тогда все выстраивается как нельзя лучше. Все это послание Петр говорит о рождении свыше, т.е. Христос в нас. И здесь, эта мысль продолжает получать свое развитие. Итак, что же мы имеем. Привожу свой перевод.

(вместо того, чтобы бояться страха, о котором говорилось в 14м стихе нужно)… вместо этого (однако) Господа Христа святите в этих (тех сердцах, в которых был страх) сердцах ваших, будучи всегда готовыми к тому, чтобы дать ответ всякому требующему у вас отчета в этой вашей надежде,…
(1Пет.3:15)

Так вот, в контексте послания становится даже понятно слово «святите». В плане значения слова мы ничего интересного не найдем, а вот контекст говорит ясно о его истинном смысле. Святить Господа Христа в нашем сердце, это значит отдавать Ему главенствующее право, подчиняясь беспрекословно Его движению, воле, малейшему желанию. И чем послушнее мы в этом служении, тем большего результата достигнем. Так вот, первое явное подчинение Его воли происходит тогда, когда (даже если мы этого не очень-то ощущаем), когда мы при первом же вопросе о нашем уповании, сразу же открываем свои карты.

Понимаете, сегодня нам почти ничего не грозит, если мы скажем, что мы христиане. Даже если мы скажем, что мы верим не так, как принято в официальной церкви, сильно не пострадаем. Но когда Петр писал свое послание, христиан уничтожали физически только за имя Христа. В то время, быть готовым любому дать отчет, значит быть готовым на казнь. Потому что кто-то оставит ваше откровение в тайне, а кто-то тут же сообщит властям, и завтра вы уже будете поданы на обед львам. Сегодня гораздо легче выполнить требование Петра.  Так начнем, хотя бы с этого малого. А верный в малом получит больше!

Теперь, пятнадцатым стихом предложение не заканчивается. Как видно, там нет точки, но все та же запятая. Мысль продолжается.

Итак, нам нужно святить Христа в сердце, в готовности открыть правду о своей вере,…

16.  все же с  мягкостью ( спокойствием, сдержанностью) и страхом (ужасом, благоговением), имея добрую совесть, чтобы те, кто вас оговаривает,  были опозорены за оскорбление вашего доброго во Христе поведения.
(1Пет.3:16)

Не знаю как вам, но мне кажется, что здесь все ясно, кроме слова «страхом». Но, это слово мы уже встречали в этом послании. И оно используется исключительно как инструмент, вызывающий у «внешних» почтение к Богу.  Я лишь повторю, что говорил раньше. Страх здесь не перед испытаниями, а перед Богом, для того, чтобы его, страх, видели неверующие. Я не буду вновь доказывать свою правоту, просто найдите это в предыдущих частях. Таков контекст послания.

Итак, чтобы исполнять волю Бога. Чтобы быть успешными в Его власти, нам нужно  укреплять власть Христа в нашем сердце, для этого, нужно всегда быть готовыми открывать правду о нашем уповании любому, кто об этом спросит. Даже если это враг Слова. При этом, опять же, для успеха нашего дела, мы должны иметь чистую совесть, чтобы нас нельзя было обвинить в злодействе. И открывать правду о своей вере мы должны, не брызгая слюнями, не доказывая, что мы истинные, а все остальные идут в ад, а спокойно, сдержанно, мягко. При этом давая понять, что страшнее и могущественнее Бога нет никого. Таким образом, мы открываем и Его страшную силу, и Его великую милость и любовь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.