Послание Павла Ефесянам (часть 19)

думаюВ прошлый раз мы закончили на том, что нужно довести до конца возрастание власти внутреннего человека. И это доведение до конца названо в послании к Ефесянам наполнением в духе. Чтобы духовный человек, т.е. тот человек, который сотворен по образу и подобию Христа, имел победу, нам, а никому бы то ни было, нужно делать выбор и действовать. Чтобы довести до финала возрастание во Христе, нужно говорить себе нужные слова, благодарить Бога за все и ставить себя ниже другого.

Последнее напоминание на сегодня – 22й стих – прямое продолжение 21го. В 21м сказано о «повиновении друг другу в страхе Христа», что, после разбора оказалось не столько повиновением, сколько почитанием другого выше себя, а себя ниже другого. Теперь можно перейти к следующему тексту.

22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
(Еф.5:22-33)

Переводчики позаботились о нас и для нашего понимания продублировали слово «повинуясь» из 21-го стиха в 22-й. Это они сделали правильно, иначе могли бы быть непонимания, потому что в 22м стихе этого слова нет. Павел не повторил его здесь специально, связывая таким способом 22 стих с 21м. Если бы в нашем переводе не было этого дублирования, возможно и нам была бы понятна эта связь. Но, увы, это можно выяснить лишь смотря в греческий текст. Итак, понять, о чем идет речь в 22м стихе можно, только если держишь в уме смысл 21го. Убери 21й из греческого, и все развалится.

В 21м стихе Павел говорит «повинуясь (мы перевели как, почитая другого выше себя) друг другу в страхе Христовом», в 22м он говорит уже об отношении мужа и жены. Давайте посмотрим на «утрированный перевод». Кто не знает, это перевод с вычурными артиклями, которые обычно при переводе исчезают.

22. Эти жены этим собственным мужьям как этому Господу.

Только я замечаю вызывающее слово «собственным» в этом предложении? Вероятно, было бы достаточно написать жены мужьям и все, нет же, собственным. На самом деле нет никакого вопроса. Нужно немного знать, что происходило в те времена, как в церкви, так и вокруг нее. Церковь, как мы уже знаем Ефесская. А Ефесе центром города был храм Артемиды Ефесской. Это был главный храм главному божеству. Вся жизнь города проходила вокруг этого храма и внутри. Каждая девочка, достигшая определенного возраста, должна была быть посвящена Артемиде. Что это значит? Это значит, что она обязана была прийти в храм и отдать себя мужчине, в знак посвящения. Артемида – богиня плодородия, мать кормилица, женское начало. Поклонение матери, и превозношение имени матери – черта языческого поклонения. Роль матери – рожать и кормить. Чтобы мать могла рожать, нужно быть с мужчиной. В этом и заключалась роль служения богине. Это была банальная проституция, обернутая в одежду торжества и таинственности, вперемешку с мистикой.

Итак, каждая, только вдумайтесь, каждая девочка должна была пройти через это и проходила. С самого детства девочку готовили для такого «служения». И каждая девочка под служением богу понимала именно это.

Теперь эти девочки, кто, повзрослев, кто нет, узнали Христа. Они услышали, что Бог есть любовь. Они искренне полюбили Христа. Они поняли, какому Богу теперь нужно служить. Но вот как служить? И вот в Ефесе совершенно логично появились перегибы, о которых вы уже догадались. Девушки христианки, страстно желая угодить Христу, делали то, к чему привыкли и как это понимали. Они считали это своим долгом. Отсюда возникает это «своим» или «собственным».

Кроме того, артикли говорят нам, что не для всех мужей и жен написан текст послания. Только те жены, о которых идет речь, и только те мужья, о которых говорилось. О каких женах и мужьях до сих пор говорилось? Вы правильно скажете, ни о каких мужьях и женах до сих пор в послании не было речи. Но, контекст…

Ефесяне обмануты лжеучителями, им нужно понимание. Павел молит Бога о духе премудрости и откровения. Напоминает им суть Евангелия – Христос в нас. Утверждает, что нужно укорениться во внутреннем человеке. Для этого нужно свергнуть плоть, повернуться к новому человеку и посадить его на трон. Если ты рожден свыше, ты знаешь волю Бога. А это значит, что ты сын света, так поступай соответственно. Ходи, действуй как дитя света, зная Его волю. Не занимайся бестолковыми делами тьмы. Понимайте, кто от света, а кто нет. Будьте осторожны, не тратьте время попусту. Торопитесь расти. Для этого говори себе нужные слова, благодари, ставь другого выше. И все это о рожденных свыше.

Теперь к тексту. Павел ставит определенный артикль, говоря, что именно такие жены должны повиноваться именно таким мужьям, притом только своим. Такие, это те, кто возрастает в господе, кто старается, воюет с плотью, даже если не очень получается. Кто ставит дух на первое место. Кто созидает себя во Христе.

Именно такие, именно таким. И логика вот в чем. Если ты поклонник Христа, то твой рост напрямую зависит от того, как ты выполняешь Павлову инструкцию. И первое, в чем это проявляется в семье – почтение спутника. Если ты хочешь расти, то правильно относись к своему супругу или супруге. Но ведь так легко возносить мужчину или женщину, с которой ты не прожил ни дня. Она или он кажется идеальным. И совсем наоборот муж или жена. Ты же знаешь его (ее) как свои пять пальцев. Ты знаешь не только хорошее, но и плохое. Как этого человека вознести, если ты считаешь себя лучше? Чужому мужчине отдаться интереснее, привычнее для Ефесянки, и понятнее с религиозной точки зрения. Но Павел встал против этой «привычки».

Тебе трудно, иди по пунктам. Первое – пой, говори, убеждай себя, требуя от своей души как Давид, провозглашая верность Бога, воспевая его победы. Второе – благодари Бога за своего спутника, какой бы он ни был, если только он не ненавидит тебя. Не хватает мудрости, проси у Бога. Но ты обязан найти убедительные слова для себя, чтобы возрадоваться за этого, именно этого спутника. Если не находишь этих слов, скорее всего, ты еще не имеешь общения с Богом (см. послания Иоанна). Если же у тебя есть это общение, то Он подскажет и поможет тебе с этим. И, наконец, третье – подними его туда, где он должен быть. Все эти шаги, могут оказаться очень сложными, но именно они дают рост. И вот именно здесь, нам нужно общение с Богом, Его рука и совет.

Кроме того, для женщины Ефеса мужчина – это скорее подчиненный, чем господин. Женщины привыкли крутить мужчинами. Женщины жрицы, мужчины слуги. По этому Павел, исправляя ситуацию, нажимает на именно эту сторону. Требует от женщин Ефеса почитать мужчин. Для них это первая задача. Потому что именно этого они не привыкли делать. Отдавать достойные почести мужчине! Тогда как мужчина Ефеса всегда вынужден был восхвалять и преклоняться перед женщиной. Павлово требование почтения к мужчине – это требование правильного баланса. Он заставляет женщин делать то, чего они не умели до сих пор. Именно по этому требование жесткое, «как Господу». И здесь Павел не ушел от истины. Ведь как в женщине, рожденной свыше, есть Господь, так и в мужчине, рожденном свыше, тот же Господь. По этому в семье, как и в церкви, нужно понимать, что почитая мужа или жену в Господе, ты почитаешь Господа. Соответственно, не почитая мужа или жену, ты Господа не почитаешь. И если ты не почитаешь Господа, то плохи твои дела! В семье точно так же работают слова Иисуса о награде, как и в любом другом месте.

40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;
41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
(Матф.10:40-42)

Идем дальше, стих 23:

23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
(Еф.5:23)

Как часто мужская гордость и тщеславие хватаются за эти строки. Так уж хочется нам, как мужчинам, ощутить свою исключительность. Но, все это голос плоти и не более того. Давайте разбираться.

Глава (2776): голова, глава (начальник, самый главный). Так перевел мистер Стронг. Что же, давайте посмотрим как использовали это слово современники Павла или люди близкие к тому времени.

1. Голова, т.е. часть тела (Гомер, Аристофан, Платон, Демосфен, Ксенофонт,
2. Голова, жизнь (поплатиться своей головой) – Гомер.
3. Лицо, человек, душа (я его любил как самого себя (голову))- Геродот, Аристотель, Гомер.
4. Душа моя, друг, приятель (дорогой мой) – Гомер, Эврипид, Демосфен, Аристофан.
5. Верх, край (через край) – Феокрит.
6. Толстый конец, головка – Аристофан.
7. Исток, верховье – Геродот.
8. Насыпь, вал – Геродот.
9. Сущность, главное – Аристотель.
10. Итог, завершение – Платон.
11. И только в Новом Завете появилось употребление этого слова как Глава, т.е. начальник.

Не кажется ли вам странным, такое дело? Никто из современников не использует это слово в таком значении, однако современные переводчики (относительно современные) переводят его именно как начальник, власть. И мистер Стронг записывает значение этого слова именно в этом смысле.

Я вижу здесь лишь одно объяснение. Им так захотелось, потому что основного смысла они не поняли. Но, как же нам понимать это слово? Что же, давайте попробуем подставить то или иное значение, и посмотрим, что из всего этого будет соответствовать контексту.

Муж – часть тела жены? Нет, не пойдет. Муж – жизнь жены. М-м-м, круто, приятно, но, нет. Муж – душа жены, друг, прятель, тот, кого она воспринимает как самое себя. Вот это значение мне нравится. Оно соответствует древнему употреблению и не выпадает из контекста послания. Это же значение звучит как лицо. Муж – лицо жены. В Коринфской церкви Павел вразумляет жен тем, что говорит о них как отражении мужа. Здесь, он то же самое говорит о муже, как отражении жены. Это лишь говорит о взаимности. Мы отражения друг друга. Мы лицо друг друга. Как сегодня компании находят себе «лицо компании». Это человек, глядя на которого, люди должны думать о «купившей его» компании. Глядя на мужа, люди делают суждения о жене. Глядя на жену, люди судят о муже.

Итак, почитать супруга нужно уже из-за того, что он (она) перед людьми и Богом являет тебя же. Если ты не почитаешь супруга (супругу), ты позоришь самого (саму) себя. Опозорь мужа, и сама потеряешь уважение, и наоборот. Уже это достаточная причина для достойного почета.

Точно так же Христос является лицом церкви, а церковь лицом Христа. Церковь являет Христа миру, а Христос говорит миру о своей Церкви. Церковь Ефеса, по всей видимости, позорила Христа, поэтому удостоилась угрозы сдвинутого светильника.

5 Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.
(Откр.2:5)

Итак, Христос глава (отображение, душа) Церкви и спаситель тела (церковь Его тело). Он отражение и спаситель. Он слава и жизнь. Так и муж для жены, и жена для мужа. Мы отображаем друг друга и спасаем.

24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
(Еф.5:24)

Мы уже знаем значение слова «повинуется». По этому заменим на соответствующее слово и получим следующее:

24. Но как Церковь отдает почтение Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Я не буду вытаскивать артикли, так как мы уже и так все поняли, о каких мужьях и женах идет речь. Сразу переходим к следующему стиху.

25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
(Еф.5:25)

Здесь мы сталкиваемся с противоположным последствием культа Артемиды. Мужчина, который какое то время живет с любимой женщиной, которая не уважает его, надмевает, учит и не ставит ни во что, перестает испытывать к ней нежные чувства. Его не нужно учить почтению к жене, он это делает всю свою жизнь. Но любовь к ней, это большой вопрос. Кроме постоянного надмения, жена еще «служит Артемиде», т.е. спит с чужими мужьями. О какой любви вообще здесь может идти речь?

И все же именно этим мужчинам он говорит: «Любите своих жен». «Но как я могу ее любить» — скажет Ефесянин. И Павел отвечает: «Как Христос!». А как Христос любит? Тогда, когда Его Церковь была вся в пороках, и еще не знала своего Жениха и Его любви. Когда Церковь (люди, которые вскоре станут христианами) еще ненавидела Бога и любила дьявола, отдаваясь ему всем сердцем и душою. Именно тогда Иисус отдал себя за нее.

26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
(Еф.5:26)

Смотрите, Павел гнал христиан. Но, каждый раз, влача людей в тюрьмы, слышал Божье слово. И вот, в пустыне, это слово окунуло его в парную, да так, что он ослеп на некоторое время. После этого, мы видим уже совсем другое поведение. Он смело проповедует то, с чем яростно дрался. И Павел, гордый и умный, покрытый пороками с ног до головы, стал чистым и непорочным, родившись заново.

Именно эту тактику нам предлагает Павел. Ты не можешь любить свою жену? Но ты еще ничего не сделал для того, чтобы изменить ее. Вместо того, чтобы себя отдать за нее, ты с нее требуешь чего-то. Так никого не очистишь, а лишь испоганишь.

27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
(Еф.5:27)

Хватит на сегодня, продолжим в следующий раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.