Послание Павла Ефесянам (часть 18)

думаюЯ прервался в прошлый раз на том, что у Павла есть инструкция, как исполняться в духе, т.е. как довершить, доделать, достичь результата в духовном росте. Это можно и нужно делать по следующей инструкции:

 

 

19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
(Еф.5:19-21)

Итак, первое, что приводит павел – назидание самих себя.
Назидая (2980): говорить, рассказывать, беседовать, возвещать. Странно. Откуда же переводчики взяли слово «назидая»? В русском слове «назидать», значит строить на, т.е. настраивать, надстраивать, добавлять к постройке. Замечательная идея, мне нравится. Но это не очевидно в тексте. Это, скорее, толкование, а не чистый перевод. То есть переводчики взяли на себя ответственность объяснить смысл текста. Все же оторвемся от этого, навязанного нам слова и вернемся к греческому. А в греческом тексте нет надстройки, есть указание говорить самим себе. Кроме того, просмотрев все употребления этого слова в Новом Завете, нашел только одно значение – говорить или возвещать.

Итак, вот первый пункт – говорите сами себе. Что же нужно говорить самим себе или как? Далее, судя по исходному, греческому тексту, нужно говорить себе тремя способами, или одним способом в трех вариантах исполнения. Что же это за три способа? Это псалмы (псалмос), славословия (химнос) и песнопения (одос) духовные. Давайте поподробнее разберемся.

Псалмы (5568): псал(о)м, песнь хвалы. Это слово тесно связано со струнным инструментом, таким как лира. Это песня под аккомпанемент лиры или просто звучание этого инструмента. Во времена Христа под псалмами, вероятнее всего уже стали понимать тексты псалмов из Писания и сочиняемые им подобные тексты. Как бы там ни было, псалом, чаще всего, это песнь нацеливающая, настраивающая человека на что-то важное, на победу в сражении, на победу в унижении, на твердость, стойкость и т.д.

Вывод, говорить (петь) себе самому псалмы, это петь то, что сделает тебя сильнее, сподвигнет тебя на что-то очень важное, на решительные шаги и действия. Это совсем не то, что приносит нам удовольствие, это то, что отнимает страх, выталкивает на борьбу. Петь самому себе псалом, это то же самое, что иногда делали воины ВОВ, когда невозможно было поднять голову из-за сильного огня противника, но кто-то начинал петь, или что-то говорить такое, что превращало обычных людей в сильных и безжалостных воинов. Павел предлагает нам найти для себя такое решение, чтобы в трудную минуту, петь себе нечто особенное, что прорвет трусость, снимет оцепенение, толкнет в бой. Пойте себе песню, способную вас вытолкнуть. В принципе это касается всех трех вариантов пения.

Второй вариант, это славословия (5215): гимн, торжественная песнь, песнь славословия. Это песни утверждающие в могуществе Бога. Это песня против неверия или сомнений. Если есть какие-то сомнения, пой себе гимны, это средство зарядки в вере. Но цель точно такая же как у псалма, сделать нас сильнее и вытолкнуть на служение.

Третий вариант, это песнопения (5603): песня, песнь (воспевающая Бога), ода. Здесь речь идет о песнях, рассказывающих о победах нашего Бога. Это поэтическое или музыкальное произведение, воспевающее победителя. Песня во славу Того, кто побеждает. Здесь больше истории. В этих песнях больше повествования и подробностей. Это не просто объявление Бога великим, это песня доказательство Его величия, описывающая Его дела.

Итак, что же мы должны говорить или петь сами себе? Петь или говорить то, что утвердит нас, что побудит нас к действию, что утвердит нас в Божьем Величии и напомнит о Его верности и могуществе.

Далее, все эти говорения – пения должны быть духовными. Это ни в коем случае не должны быть тексты, которые мы просто заучили, но тексты, которые касаются нашего сердца, убеждают нас и утверждают. Если я просто буду петь известную мне песню, в которой красивая мелодия. Будь она хоть трижды христианской, толку от нее в данном вопросе будет мало. Для нашего роста, нужна действенная песня. Я не думаю, что Павел имел в виду что-то совершенное в плане рифмы или ритма. Его вряд ли интересовали в момент написания послания художественные данные этих текстов или псалмов. Его интересовало лишь то, что эти тексты могут принести для реализации возрастания, укоренения во внутреннем человеке.

Вторая часть предложения поясняет весь этот смысл.

19 … поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
(Еф.5:19)

Слово «поя», так и переводится – «петь песню», а слово «воспевая» немного сложнее. Это слово древние греки часто употребляли не для пения, а для игры на музыкальном инструменте, для описания щипания, дерганья за струны или тетиву лука. Здесь Павел дает понять, что все это действие, поем ли мы или играем, нужно делать исключительно из сердца, иначе это будет совсем другое дело.

Нужно еще раз подчеркнуть, здесь не говорится о служении поклонения, к которому мы привыкли в протестантских церквях и не о воспевании церковного хора. Здесь речь идет о говорении или пении самим себе. Это происходит, когда я наедине сам с собой, и сам себе что-то говорю.

Все выше сказанное ясно показывает, что такое пение нужно тогда, когда предстоит что-то сделать, на что не хватает, как мы говорим, духа. Если нам не хватает сил, что-то предпринять, значит, мы столкнулись с оппозицией сатаны, через нашу плоть. Значит, настало время драки с плотью. Что же нужно делать? Спой или скажи себе что-то, что поднимет тебя, и иди. Духовный рост происходит в практике, а не в теории. Ты стоишь перед больным и не решаешься помолиться за него. Выполни инструкцию Павла и шагай верой.

Итак, первое, что нужно делать для скорейшего духовного роста – говорить себе то, что сделает меня сильнее. Второе – благодарить.

20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
(Еф.5:20)

Начну с конца. Я уже много раз замечал, что «во имя», это какое-то извращенное понимание. Возможно это стало сегодня так, может раньше это «во имя» понимали иначе. Но сегодня такой перевод вообще ничего нам не говорит, или говорит но совсем не то, что заключено в тексте. А в тексте не «во имя», будто бы «ради». Это в метро сидят разного рода нищие и просят «ради Христа». Именно так сегодня понимают это «во имя». В греческом же тексте не ради, не для, не из-за, а «В». И это «В» не какое-нибудь, а говорящее о местонахождении. «Во имя» значит, находясь в Имени Христа и Бога Отца. Что значит, находиться в Имени Христа? Это значит быть в Нем, слушаясь Его и чувствуя как Он.

Вновь нужно вспомнить про тему послания. Тема послания – предательство Ефесян, которые не поняли сути христианства – Христос в нас. Но, судя по писанию, это обоюдная вещь. Если Он в нас, то мы должны быть в Нем. Он уже в нас, если только мы родились от Него ( приняли Дух Святой). Если мы родились от Него, то мы имеем все его характеристики. Нам остается посадить Его на трон и тогда мы приобретаем все Его черты, и начинаем жить и чувствовать как Он, потому что тогда мы совершенно идентичны с Ним.

Теперь, что для Иисуса благодарение? Если внимательно посмотреть Евангелия, видно, что Его благодарение – это нечто особенное. А нам нужно именно в Нем благодарить.

Иисус возблагодарил Бога, и хлебы умножились. Иисус возблагодарил Бога, и Лазарь воскрес. Павел возблагодарил Бога, и команда паникующих моряков успокоилась и начала есть. Когда Павел шел в Рим, то возблагодарил Бога и «получил мужество» (греч).

Смотрите, благодарение сильная вещь. Это не просто слова «спасибо Бог», это нечто большее. Это, по аналогии с пением, нечто движущее.

Кроме того, Иисус не совсем логично благодарит. Если бы мы проповедовали и мало кто услышал бы нас, стали бы мы благодарить Бога за это? А Иисус благодарит! Он видит в этом Божью мудрось!

25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;
(Матф.11:25)

Иисус славит Отца за то, что Он не дал определенным людям понять, что им говорил Иисус. Он благодарит Отца за то, из-за чего мы бы опустили руки.

Иаков говорит о странной радости, когда нам плохо.

2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
(Иак.1:2)

Почему нужно радоваться, потому что в результате, если мы все сделаем правильно, мы станем взрослее, сильнее, опаснее для сатаны.

Теперь, если мы в Имени Иисуса, то понимаем эти вещи, а значит, радуемся в ситуациях, описанных Иаковом. Значит, мы благодарны, когда нас не слушают! Значит, наше благодарение приобретает особую силу. И все это обязано идти от сердца.

Не будет результата, если благодарение идет от «потому что нужно». Не будет результата, если мы будем благодарить, потому что привыкли, а сердце будет страдать. Результат будет лишь тогда, когда мы действительно будем Ему благодарны, а это возможно, если только на ситуацию смотрим Его глазами.

Итак, первое – говорите себе сильные слова, второе – благодарите от сердца, понимая Его мудрость, третье – повинуйтесь друг другу.

21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
(Еф.5:21)

Повинуясь (5293): подчинять, покорять; повиноваться, слушаться. Древние греки использовали это слово так:
помещать ниже, стать за кем-либо, укрыться за чьей-то спиной, ставить что-либо на второе место — Лукиан, Плутарх.
подчинять – Плутарх, Полибий.
подводить, относить, причислять, относить кого-либо к категории чего-либо, распределять по какому-либо признаку – Полибий.

Зачем я все это написал. А написал я это, чтобы стало понятно, что данное слово говорит не только о прямом подчинении, но и о почитании другого выше себя, ставя себя ниже, на второе место. И тогда у нас не появляется никаких трений со словами Иисуса «почитай один другого выше себя». Здесь не идет речи о повиновении в том смысле, в каком рабы повинуются хозяевам.

Получается, что Павел здесь говорит: «ставя себя ниже другого, поднимая его». И делать мы это должны «в страхе Божием». В греческом тексте «в страхе Христа». На первый взгляд, текст немного странен. Но, вспомнив контекст, все встает на место.

Павел говорит, что мы должны укорениться во внутреннем человеке. Внутренний человек – это Христос в нас. Это самая главная тайна Христианства, которую Бог тщательно скрывал, и о которой желали знать все до одного пророки, но не могли. Если Христос в нас – это наша новая натура, новая природа, то страх оказаться умершим, получив жизнь, должен стать причиной нашего «повиновения». Когда рождается ребенок, родители трепещут перед ним, боясь навредить, подвергнуть простуде, травмам и т.д. Родившись свыше, мы получили новорожденную природу Христа. Природа полноценна, но мы можем погубить ее, не стараясь о ее росте. Если не будем кормить и заботиться о внутреннем человеке, то наш внутренний человек погибнет, а вместе с ним и наша жизнь.

Итак, еще раз напомню три удобрения, три опоры, три наставления практического роста.
1. Говори себе то, что подвигнет тебя на дела.
2. Благодари Бога за все от сердца.
3. Ставь себя ниже другого, менее важным.
И все это делай так, чтобы не погубить «нового человека», а укрепить его.

Далее Павел, продолжая говорить об этом же, приводит реальные примеры или ситуации, в которых нужно эти пункты применить. Но, это в следующий раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.