Послание Павла Ефесянам (часть 13)

думаюНу вот, наконец-то добрался до своего компьютера. Был некоторый перерыв, связанный со свадьбой моего старшего сына. Свадьба была просто великолепной. Работая большую часть времени видео оператором, видел много свадеб, знаю, о чем говорю. Не было никакой возможности написать ни строчки. Но, все уже прошло. Дети счастливы, мы  довольны. Теперь можно вернуться к тексту.

Один мой брат во Христе так же занялся исследованием в области Божественной власти, и благословил меня тем, что позволил увидеть его проповеди в записи. Эти проповеди я выложил на своем сайте. Так что, вероятнее всего, без влияния его слов на этот текст не обойдется. И это хорошо. Но, достаточно отвлеченных мыслей, возвращаемся к самому тексту Послания к Ефесянам.

1 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,
2 и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
3 А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.
4 Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;
5 ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.
6 Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;
7 итак, не будьте сообщниками их.
(Еф.5:1-7)

Снова напоминаю, что изначально не существовало никаких разделений на стихи или главы. Все это сделано позже для удобства навигации по тексту. И рассматриваемый сегодня текст – прямое продолжение предыдущих слов.

Итак, давайте немного вспомним, о чем шла речь. Павел обвиняет Ефесян в их слепоте и глупости, молясь о духе премудрости и откровения. Он утверждает, что они, фактически отреклись от Иисуса, последовав за иудействующими учителями. При этом он передает им суть Евангелия, где главной является тайна – Христос в нас. И это «в нас» не просто нечто иное, а это мы сами, только совершенно новые, отличные от нас старых. Мы старые — рабы дьявола через плоть, мы новые – цари по образу Христа. И если мы стремимся соответствовать этой Божьей природе, то все вопросы будут решаться быстро и правильно. И, наконец, Павел показывает, как это делается на практике.

Три главных шага раскрывают эту практическую миссию, при условии, что христианин уже принял Духа Святого, т.е. родился свыше. Так как без этого все учение Павла теряет смысл. Шаг 1 – свергнуть старого царя, т.е. плоть. Шаг 2 – развернуться к Богу и созданному по Его образу новому человеку. Шаг 3 – посадить Бога в этом новом человеке на трон своей жизни. Без этих трех шагов все наши попытки властвовать своим духом или своим телом обречены на провал. Вот эти три шага – это длительные действия, подобные военным. Здесь нужно упорство, твердость, вера. Именно эти три действия Павел называет «подражанием Богу».

1 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,
2 и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
(Еф.5:1,2)

Слово «Итак» говорит о подведении итога всего сказанного. Итак, подводя черту под всем посланием Павла, а о чем здесь речь, мы уже знаем, Павел говорит  (немножко утрированного перевода):

1. Итак, становитесь подражателями этого самого Бога, как (так как) любимые дети,
2. и ходите в любви, как и этот Христос полюбил  (агапе) нас и отдал Самого Себя вместо нас (как) приношение и жертву этому Богу в благоухание аромата.

Смотрите, если забыть все то, о чем мы здесь говорили, то совершенно легко сделать такой вывод: Поступайте как Иисус, который сделал то-то и то-то. Делайте то же самое, что и он, делая то-то и то-то. То есть, глядя на художника, который движет своей рукой с кистью определенным образом, двигайте ею так же. Или, наблюдая за великим пианистом, шевелите пальцами так же как он. Скажите, уважаемые и возлюбленные братья, был ли когда-либо человек, который наблюдая за великим скульптором со стороны и копируя его движения, создал бы что-то великое? Я имею в виду человека, который кроме «копирования» больше ничего не имеет. Или был ли когда-либо поэт, который изучив приемы Пушкина, стал писать так же великолепно как он? Может быть можно найти, не знаю, фигуриста, который выучил все па, и лишь копируя эти па стал великим фигуристом?

Каждый раз, когда мы говорим об обучении кого-либо у другого человека, мы говорим о чем-то большем, чем просто копирование. Люди никогда не ценили, и не будут ценить искусное копирование. Люди ценят нечто иное. Ценно то, что человек может выразить. Выразить, значит проявить что-то скрытое внутри него, в его душе, сердце, чувствах, мыслях, переживаниях.

И к выводам, что Бога можно просто скопировать, можно прийти лишь перекушав мухоморов. Именно поэтому тексты Писания под страхом смерти нельзя (ставлю три восклицательных знака) читать без контекста!!!

Так о чем же говорит это «Итак». Это слово говорит нам о контексте. О том, что подражание Богу, это послушание Духу, живущему в нас, это следование за Иисусом, находящимся в нас, это поклонение Богу, родившему нас и пребывающему в нас новым человеком. И все это подражание, не что иное, как то самое Павловское «обновление духом ума вашего».

Другая фраза из приведенного текста: «как чада возлюбленные». Судя по греческому тексту, здесь, скорее всего «как» не в смысле подобия или схожести, а в понимании того, что мы именно эти дети и есть. Ведь только дети своих родителей способны что-то верно перенять. Человеческие дети учатся у человеческих родителей, и это им дается хорошо. Но человеческие дети не могут подражать Божественным родителям. Божественным родителям они могут лишь поклоняться как чему-то недосягаемому. Чтобы подражать Богу нужно самому быть богом.

1 Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
2 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
3 Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
4 избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.
5 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
6 Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы;
7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.
(Пс.81:1-8)

Я привел это место писания для слишком праведных, которые не могут этого принять, потому что считают это гордостью. Но настоящей гордостью является не это, а то, что ты отказываешься принимать, когда Бог этого от тебя требует. Если вы еще не поняли, кого здесь Бог называет богами, приведу другое место писания:

33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.
34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, —
36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?
(Иоан.10:33-36)

Если вы все еще боитесь назвать себя этим словом, вы в тяжелом состоянии. Вы заразились закваской фарисейской. И, практически, не далеко от того, чтобы начать гнать истину, прикрываясь собственной праведностью.

Итак, если вы не бог, вы не можете подражать своему Отцу.  Если вы не рождены свыше, ваше дело плохо. Но, не очень. Нужно лишь родиться. И, как мы читали в Евангелии от Иоанна, когда Иисус разговаривал с Самарянкой, нужно лишь попросить, и Он даст.

Если же мы дети Его, то идем дальше. Мы, будучи детьми и действуя соответственно, как дети, причем возлюбленные, подражаем своему Папе. И это подражание заключается в послушании новому царю – новому человеку.

Апостол Павел здесь дает еще одно толкование этого подражания: «И живите в любви». В греческом слово «живите» (4043): ходить (кругом), перен. поступать, жить, вести, действовать. Переводчик синодального издания, почему то решил, что здесь стоит слово в переносном смысле и потому перевел как «живите».  Я не знаю, по какому принципу он выбирал перевод, но здесь нет ни намека на юмор или что-то образное. Здесь все очень конкретно. По этому в качестве перевода правильнее взять слово «ходить».  Получаем «и ходите в любви».

Следующая, как мне кажется, ошибка заключается в том, что вот это «и ходите», переводчик отнес к следующему стиху, как бы намекая на то, что данная фраза относится к продолжению. Но, это не очевидно. Везде стоят запятые, и первый и второй стихи – одно предложение. Но, если следовать тому же контексту, мы получаем скорее, другой смысл.

«Итак, подражайте Богу (который в вас) будучи возлюбленными детьми, и ходите в любви» — это первая смысловая часть, а «как и Христос», вторая, поясняющая первую.

Ходить в любви.

8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
(1Иоан.4:8)

Подражать Богу, значит подражать любви. Родиться от Бога, значит родиться от любви. Новый человек —  человек любви. Слушаясь этого нового царя, мы слушаемся любви. Подражать Богу, значит ходить в любви. И, наоборот, ходить в любви, значит подражать Богу.

А теперь вторая смысловая часть. В первой Павел, подводя итог всему посланию говорит, чтобы христиане, если они родились свыше, подражали Богу, живущему в них. Во второй, Павел показывает, как это делал Христос. Почему? Потому что Он Первенец. Он первый родился от Бога. Он первый ходил в Его любви. Он прошел все то, чему учит нас.

Так вот как Он повиновался голосу Бога в себе самом:

2 … как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
(Еф.5:2)

Первое: «как и Христос возлюбил нас». Если мы не учитываем смысла послания и не думаем о рождении свыше, то это для нас вопрос. Как же Христос возлюбил нас? Да очень просто. Он рожден свыше. Он Сын Бога. Бог в Нем. Он, имея подобную человекам плоть, сверг ее с престола, развернул свой ум к Новому Царю и воцарил Его в своей жизни. Он, новый человек, стал хозяином жизни, а не ветхий, по человеческой плоти. И новый человек – Божий Сын, воцарившись в теле Иисуса (а это произошло не с самого детства), передал Иисусу всю свою любовь и научил Его жить в ней. Мы говорим, Иисус 100 процентный человек и 100 процентный Бог. И это правда. Но, когда Иисус передает нам Свою Божественную природу, мы отказываемся от нее, называя себя рабами.

Иисус назвал учеников друзьями, а мы продолжаем осознавать себя нищими духом. Иисус зовет разделить с Ним Его славу, а мы все еще считаем, что не достойны и шарахаемся от нее (славы) как бес от ладана (забавное сочетание, хотя и ложное, это я про ладан). Но правда в том, что две тысячи лет, христиане отталкивали эту истину, потеряв ее еще в первом веке, и лишь «сумасшедшие» осмелившиеся понять, кто они на самом деле, смогли сделать что-то похожее на дела Иисуса. А мы, глядя на них, почитая их, говоря о них, снова оставляем себе рабскую долю.

Итак, Христос возлюбил нас точно так же, как учит Павел, через рождение свыше. С той лишь разницей, что мы рождаемся в сознательном возрасте, а он изначально был зачат от этого духа. Но это ничего не меняет, кроме того, что нам должно быть легче. И было бы легче, если бы не отвергали очевидного. Так вот, Христос нас возлюбил именно так. И именно так возлюбив, он последовал за голосом этой Своей любви до принесения себя в жертву.

3 А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.
4 Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;
5 ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.
(Еф.5:3-5)

«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас…». Вот это предложение сильно отличается от того понимания, которое мы обычно вкладываем в него. Что мы обычно понимаем? Мы понимаем эти слава, как некий запрет. Нечто вроде того, как Бог в эдемском саду запретил есть с дерева познания добра и зла.  Мы воспринимаем эти слова как дамоклов меч, висящий над нашей головой, как закон, который нарушив, мы потеряем рай.

На самом же деле, все иначе. Здесь не запрет, а, скорее, удивление. Павел, как бы, говорит, что это просто не возможно, быть рожденным свыше и делать что-либо подобное. Ведь Сам Бог живет в нас. Все перечисленное в этом предложении – несовместимо с Божьим Духом.

Блуд (4202). В греческом звучит как «порнэйя» (ударение на «э»): блуд (любые незаконные сексуальные отношения), блудодеяние, любодеяние, разврат, проституция.

Проблема у этого перевода в том, что на момент написания текста, например, в том же Ефесе, многое из того, что Павел называл блудом, являлось законным. Там была храмовая проституция, например. По этому мистер Стронг истолковав это слово как «незаконные» слегка погорячился. Вообще в Писании под блудом понимается любая неверность. Любая! Даже если ваша неверность оправдана неверностью мужа или жены, это все равно неверность, т.е. блуд.

В Большом Древнегреческом словаре это слово трактуется как «продажная любовь». И, все же, достаточно внимательно изучить Писания, и становится видно, что эти все толкования недостаточны. Любая! Любая измена, любая неверность – это блуд.

Нечистота (167): нечистота; перен. порочность или аморальность (о нечистоте похотливой, развратной, распутной или расточительной жизни).  Платон это слово использовал для описания нечистоты и загрязнения. Демосфен описывал этим словом испорченность и порочность.

Любостяжание (4124): корыстолюбие, жадность, своекорыстие, лихоимство, любостяжание, ненасытимость; синоним – сребролюбие, любовь к деньгам.

Но любостяжание не ограничивается только жадностью. Сократ, например, этим словом описывал желание превосходства, обладание преимуществом, преобладание. Ксенофонт называл этим словом выгоду, пользу или личное благо.

Смотрите, что получается. Если мы ходим в Боге, т.е. Он на троне нашей жизни, то мы даже не упоминаем, т.е. не вспоминаем, на ум не приходят такие мысли. Если же приходят, то это от плоти. Это значит, что она еще не лишилась своего языка, своего голоса. Она еще может нам что-то говорить. По этому Павел говорит «гневайтесь, и не согрешайте». Гнобите плоть, унижайте ее, ставьте на место, запрещайте, ненавидьте ее всем своим сердцем. Но не путайте ее с телом. Тело нужно любить, оно дано Богом.

4 Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;
(Еф.5:4)

Сквернословие (151): постыдность, непристойность, безобразие. Платон этим словом описывал уродливость.

Вообще, здесь не о словах идет речь. О словах Павел скажет следующим словом. Здесь же о поведении вызывающем у людей чувство стыда. Слово безобразие имеет интересное значение в русском языке. Это нечто не имеющее образа. Что-то не конкретное, размазанное, без идеи без проекта. Если человек строит дом без проекта, получается безобразие. Если художник лепит что придется, не думая и не представляя образа в мыслях, получается безобразие. Если музыкант шлепает по клавишам без смысла, получается уродство. Если человек ведет себя бездумно, без смысла, без цели, это как раз то слово, которое здесь переведено как «сквернословие». Правда в том, что в это поведение и слова тоже входят.

Пустословие (3473): глупые речи, глупости, вздор; синоним: сквернословие, непристойная речь, грязный разговор.  Здесь все ясно, идем дальше.

Смехотворство (2160): смехотворство, шутовство, балагурство (веселая болтовня). А теперь внимание. Древние греки это слово использовали для описания остроумия, шутливости (Платон, Аристотель, Диодор, Плутарх).

Проблема в том, что, если мы встанем прямо на это слово, то нам придется объявить многих святых людей грешниками. Павел очень часто «острил». Иисус это делает не один раз! Что-то в толковании этого слова не так. Я посмотрел на переводы однокоренных слов в Большом Древнегреческом словаре, и вот что обнаружил. Однокоренные слова используются для описания ловкости, изворотливости, насмешливости, нелепости и вздора, хитрости и плутовства. Видимо для мистера Стронга все это одно и то же. Но, совершенно очевидно, что здесь речь идет не просто о шутках, но о шутках изворотливых, для хитрости, для унижения, ловкачества. Вот о чем идет речь.

Всем этим действиям – постыдности, глупым речам и унизительным насмешкам Павел противопоставляет «благодарение».

А это слово особо интересно. По-гречески это слово звучит как евхаристия (ударение на последнее «и»).  Мы знаем это слово, как евхаристия (ударение на первое «и»), что означает причастие или «вечеря Господня».  По всему же Новому Завету это слово  используется именно как благодарение, а не как причастие. И преимущественно благодарение это относится к Богу. Иначе говоря, здесь идет речь о благодарении Богу. Вот один из многих примеров этого слова:

18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
(1Фесс.5:18)

Просмотрев использование этого слова в Новом Завете, у меня создалось впечатление, что это самое «благодарение» — одно из ключевых слов в учении Христа и апостолов.

15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
(2Кор.4:15)

Здесь «благодарность» однокоренное слово с благодарением. И смысл в том, что Бог делает все, чтобы в нас с вами произвести именно эту самую благодарность. Эта благодарность – цель всего. По этому Павел противопоставляет именно ее, благодарность, всякой нечистоте. Противопоставляет благодарность жизни под властью плоти. Либо мы под плотью, либо в благодарении!!!

5 ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.
(Еф.5:5)

И наконец, точка. Наследие в Царстве Христа и Бога. Как я раньше говорил, Божье Царство никакого отношения не имеет к жизни в раю. Это царство мусульман, где много гурий ублажающих мужчин и вино льется рекой. Царство Бога – это потерянная однажды в эдемском саду власть и слава, которую имел человек до греха. Это царство, которое давало человеку возможность называть животных по имени, властвовать над природой и созидать ее вместе с Богом.  Царство Бога – это наше с вами предназначение.

Важно, что Бог, создавая тигра, наделил его силой, когтями и клыками. Создавая зайца, наделил его плодовитостью и способностью быстро делать ноги. Каждое животное он наделил способностью к выживанию. Когда же мы смотрим на человека, мы не видим ни клыков ни когтей. У нас нет ни шкуры, ни зорких глаз, не чутких ушей. Почему? Потому что человек изначально должен был не драться, не выживать, а ВЛАСТВОВАТЬ! У Бога нет ничего того, чем Он наделил зверей, но любое Его слово исполняется незамедлительно. Человек создан для того же. По этому человеку ничего этого не нужно. Человек, развивающий в себе боевые способности, становится, все больше похож на животных, и все меньше у него шансов вернуть принадлежащую ему власть. Развивая себя как воина (с физической стороны), убиваешь себя как царя. Нам ничего не дано для драки, но нам все от самого рождения дано для власти. И этим мы отличаемся от всего животного мира, который должен быть подчинен нам.

Наследие Царствия – наследие власти, той самой, которую однажды Адам отдал древнему змию. Но наследие это получает лишь царский ребенок. А в царском ребенке течет царская кровь. И эта кровь делает его царем. Не сразу, не в первый день, но по мере взросления, он неизбежно им станет. Когда же раб пытается быть рабом, ничего из этого хорошего не получается. Мы уже имели опыт, когда тот, кто был ничем, стал всем.

Рожденный свыше, поступает как рожденный свыше и никак иначе. По этому любой, кто поступает иначе не может наследовать это Царство. Разница в начале пути между рожденным и не рожденным свыше в том, что рожденный свыше, если что и делает не достойное, то это его мучает. Ему это не нравится, он ищет пути не повторять этого. Но рядом должен быть тот, кто поможет. А не рожденный свыше, не очень страдает по этому поводу, скорее получает от этого удовольствие, если кто-нибудь не остановит его.

Павел не говорит, что всякий кто сделает блуд, уже не наследует. Нет. Он говорит «блудник» не наследует. Не тот, кто споткнулся и кому это противно, а тот, кто живет этим. Не тот, кто испачкался, не наследует Божьей власти, а тот, кто любит грязь. Не тот, кто поддался искушению денег, а тот, кто в них видит смысл жизни.

Но, если ты ищешь праведности и желаешь сбросить власть плоти со своей шеи, ты победишь и получишь свое законное наследие.

6 Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;
7 итак, не будьте сообщниками их.
(Еф.5:1-7)

И, вновь, напоминая нам о причине послания, Павел говорит об этих иудействующих ребятах, которые учат достигать Царства Божьего своими усилиями, своей праведностью, исполняя закон, данный Моисею.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.