Послание Павла Ефесянам (часть 7)

думаюХристиане Ефеса отвернулись от Павла, послушавшись иудействующих. Павел молит Бога, чтобы Тот дали им духа премудрости и откровения к познанию Его. Далее рассказывает Евангелие с точки зрения рождения свыше и жизни в Иисусе. Показав, что именно через это рождение все народы объединяются в одном теле, и вражда уничтожается. И Он, Павел, по великой благодати Божьей призван для того, чтобы эту тайну открыть церкви людям, которых он считает властями и начальствами. Чтобы они поняв это, стали жить иначе. Потому что к Богу мы имеем надежный доступ лишь через единство с Иисусом. И лишь в Нем, Иисусе, мы приходим к Богу.

Итак, потому, что Павел для того и призван, чтобы открыть великое Божье богатство язычникам, но не удивительно, что он за это и страдает.

13 Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава.
(Еф.3:13)

Если внимательно проследить мысль Павла, окажется, что этот стих, как бы, выпадает из контекста.  Судя по всему Ефесяне и не думают из-за Павла унывать. Скорее наоборот. Они от него отказались! Они его предали! О каком унынии здесь идет речь? Я просмотрел разные переводы.

МБО: 13 Поэтому я прошу вас не отчаиваться из-за моих страданий ради вас, потому что они служат к вашей славе.

РБО: 13 Вот почему я прошу вас не падать духом из-за того, что я страдаю за вас. Эти страдания служат к вашей славе.

В толковой библии под редакцией А.П. Лопухина, та же мысль.  Но контекст – это вещь неумолимая. Я не понимаю, почему никто не видит этого простого факта. Никто из Ефесян не скорбит и не падает духом. Им нет никакого дела до Павла. Они отреклись от него! Он потому и пишет свое послание, что пытается достучаться до них. Он для того и тратит свое время, чтобы вернуть им свое понимание Евангелия, чтобы они не погибли, следуя за «антихристами», которых приняли как истинных учителей.

В таком непонимании текста, как обычно, обратился к греческому исходнику.  Что же я там вижу?

Во-первых, слово «прошу» (154): просить, молить, требовать, добиваться. Употребляется, когда низший просит у высшего.

Итак, вот первая нелепость. Слово, которое здесь переведено просто как «прошу», имеет четкое употребление. Просящий должен быть ниже рангом тех, у кого просит. Может быть Павел вновь использует свой подход, когда он называет себя малейшим из всех святых? Возможно, а пока поставим это слово на заметку.

Во-вторых, в греческом тексте нет никакого «вас», связанного с «прошу».  Видимо переводчики, заметив два «вас» в тексте, решили, что и здесь об этом же: «моих ради вас скорбях», и «суть ваша слава». Но, контекст, дорогие мои, контекст, вещь неумолимая.

Как и раньше, приведу свою реконструкцию, с утрированными артиклями. Переведу то, что не обязательно переводить, так как считается, что смысл и так понятен. Но, прежде, еще пару заметок.

Унывать (1573): унывать, падать духом. В синодальном переводе может показаться, что разговор просто о упадке настроения. Судя по значению слова, разговор идет об опускании рук, разочаровании, чувства неизбежного проигрыша.

Ради (5228): Здесь много значений. Но интересно то, что данное слово можно перевести как «ради». То есть, чтобы вам было хорошо. А можно «из-за», т.е. потому что вы это мне сделали. Не кажется ли это слишком широким выбором?

Теперь, вот моя реконструкция.

Потому прошу, молю, выпрашиваю, требую, чтобы не падать духом в этих притеснениях, скорби, бедствиях моих из-за вас, тех самых, которые являются вашей славой.

Вы знаете, я начинаю понимать, что хотел сказать апостол. Я немного перестрою. Сделаю свой литературный перевод. Вот он.

Потому  молю (Бога) чтобы (мне) не падать духом в этих самых (о которых шла речь выше) притеснениях моих из-за вас, тех самых, которыми вы прославились.

В таком варианте мне все понятно и логично. Павел не их просит держаться, а сам нуждается в поддержке от Бога. И он с трудом справляется. И если бы не Божья помощь, не известно, что было бы. Но  так как это его призвание, служить язычникам, то он, Павел, все готов переносить, но лишь с Божьей помощью. И то, что произошло с Ефесянами, для Павла является сильнейшим испытанием веры.  По этому, для Ефесян, как мы раньше читали, он просит духа премудрости, а себе «не падать духом». И Павла мучает не то, что он в заключении, а то, что его заключение может оказаться бесполезным. Это та же боль, которую чувствует садовник, который насадил редкое растение, ухаживал за ним, лелеял его, и, однажды проснувшись, обнаружил полчища саранчи на его ветках.  Это то же самое, что чувствовали в известное время фермеры, которых заставляли сжигать всю свою птицу, объясняя это птичьим гриппом. Возможно то же самое чувствовал Авраам, когда Бог приказал ему принести своего единственного сына в жертву. Но, там, хотя бы Авраам осознавал свою вину. Здесь же Павел не виноват. Но он не теряет надежду, и рвется в бой.

Вообще, очень любопытно. Обратите внимание, апостол пишет письмо тем, кто, по всей видимости, даже и не будет его читать. На что он надеется?

Потому молю, чтобы (мне) не падать духам в этих притеснениях из-за вас…

Идем дальше:

14 Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа,
15 от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле,
16 да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,
17 верою вселиться Христу в сердца ваши,
18 чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота,
19 и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.
(Еф.3:14-19)

Итак, 14й стих – продолжение той же мысли. Потому, что Павел молит о Божьей поддержке, чтобы не пасть духом, по той же причине, он «приклоняет колени» и молит вот о чем:

  • …да даст вам,.. …крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,
  • верою вселиться Христу в сердца ваши,
  • чтобы вы,.. …могли постигнуть… …что широта и долгота, и глубина и высота.
  • Уразуметь любовь Христову.
  • Исполниться всею полнотою Божиею.

Но, давайте по порядку.

14 стих. Здесь в греческом отсутствует  фраза «Господа нашего Иисуса Христа».  Все остальное верно. Вот перевод МБО (РБО перевели приблизительно так же):

14 Ради этого я и стою на коленях в молитве перед Отцом,

Итак, судя по тексту, беспокойство Павла о тщетности его работы велико. Поэтому он непрестанно молит Бога, о духе премудрости для Ефесян.

Далее 15й стих, становится понятно, что фраза «от Которого» относится только к Отцу, а не к Сыну, как могло бы показаться в синодальном переводе. Далее сказано, что от Отца «именуется всякое отечество» на небесах и на земле. Само слово «отечество» здесь использовать совершенно не верно, так как этот термин в русском языке появился сильно позже первого века. И означал он наследие отца, во владении над русскими племенами. Это наследие относилось к Рюрикам. Здесь же, все проще. Слово, которое переведено здесь как «отечество» (3965), значит племенную ветвь, род, семейство, племя. Все племена или роды именуются от Бога.

Теперь, о сути самой молитвы. Первое:

16 да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,
(Еф.3:16)

Этот стих, как мне кажется, очень хорошо переведен Международным Библейским Обществом:

16 Я молюсь, чтобы по богатству Своей славы Он Духом Своим наделил вас внутренней силой,

Перевод же РБО в данном случае проигрывает. Здесь использовано нашумевшее слово «дунамис».  Я не буду на нем останавливаться, так как в разделе «Размышления о Власти…», я подробно разбирал значение этого слова. Вывод прост. Это слово не говорит о внешнем действии, хотя внешне может быть видна, как видна внутренняя сила человека. Это слово говорит именно об этой внутренней силе. Ни о каких «лучах» или «волнах энергии», и т.д. речи не идет. И здесь переводчики уяснили этот смысл.

Вернемся к смыслу послания. Павел понимает, что Ефесяне поддались потому, что не были основательны. Их легко сбили с толку умные доводы антихристов лишь потому, что они не имели внутреннего стержня, внутренней силы. Именно то, что Христос не «вселился» в их сердца, не позволило им правильно отреагировать на ложь иудеев. И в этом «вселении Христа» Павел видит спасение. Всегда на одно умное слово появляется еще одно более умное. И эта гонка бесконечна и бессмысленна. Но если в сердце будет жить Иисус, то никакое умное слово не убедит человека в противном. Если я знаю кого-то, то другой человек не сможет убедить меня, что это он и есть. Я знаю. И я знаю не мозгом, я знаю по опыту. Я помню реальность. Здесь же даже не надо помнить, так как эта реальность всегда в твоем сердце.

Именно Жизнь Христа в сердце, его вечное присутствие в нашей жизни — вот что объясняет все вопросы. Иисус Сам разъясняет все неясности и просвещает все заблуждения. И уже не важно, какое у человека образование, Иисус – вот наше образование.

Потому что постичь или уяснить, что есть что, возможно лишь, если мы укоренимся в Его любви. А это возможно, только если Он в нас. Нельзя познать любовь теоретически. Это все равно, что смотреть спектакль. В жизни все иначе. Познание любви приходит лишь от встречи с нею и жизни в ней. Это дается лишь, если Иисус в тебе. Если ты рожден от Него. Иначе говоря, если ты содержишь все его атрибуты и характеристики. Если твое сердце – это его сердце. А постичь, значит переучить старый ум (мозг) слушаться не плоти, а Божьего Сына, которым вы, по сути, и являетесь после рождения свыше. Только так можно познать, т.е. испытать, пережить, Божью любовь. Потому что, как пишет Павел, она превосходит всякое понимание. И лишь двигаясь в этом направлении можно исполниться всею полнотою Божьей.

Павел даже немного иначе выразился. Он говорит, что всею полнотою Божьей можно исполниться лишь, исполнившись Его любовью.

20 А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем,
21 Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.
(Еф.3:20-21)

И, наконец, Павел подводит итог, прославляя Иисуса. И его итог, вновь об этом «таинственном» нахождении Иисуса в нас. Он говорит, что Иисус, действуя в нас этой нашей внутренней силой (дунамис) может сделать невероятное. Это та самая сила, о которой Павел просит для Ефесян. Чтобы Бог Своим Духом укрепил их, т.е. наделил их внутренней силой, дал им стержень, укоренил их, сделал крепкими. И вот эта крепость, это тот Божий инструмент, которым действует  Бог. Как часто мы просим: «Бог, дай нам силу», подразумевая что-то сверхъестественное. Надеясь на шекину или гром с неба. А на самом деле, вся Божья сила уже в нас. И именно ею, этой внутренней силой Бог и творит свои чудеса. Но работает она лишь посредством веры в Иисуса. И побеждает она лишь тогда, когда Иисус живет в нас. Потому что тогда, не наша «дунамис» действует, а «дунамис» Иисуса.

Послание Павла Ефесянам (часть 7): 6 комментариев

  1. Алексей,а правильно ли будет перевести 20-ый стих так : » А Тому, Кто может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем,действующею в нас силою…»
    Мне просто не ясно ,в это стихе «сила» относится к «Тому, Кто может сделать несравненно больше» или к нашим молитвам и помышлениям?

  2. Здравствуйте! Вы упоминаете в этой части разбора, что Авраам о с о з н а в а л с в о ю в и н у , когда Бог сказал ему принести в жертву сына. Могли бы вы это раскрыть? Спасибо.

    • К сожалению это не объяснить в двух словах, но если совсем грубо и вкратце, то Авраам всю свою жизнь искал способа общения с Богом, не тогда когда Он приходит, а когда Аврааму это нужно. Он делает жертвенники, но Бог никогда не приходит в ответ на них. Однако Бог каждый раз приходит Сам, вне жертвенников, отвечая не на жертвенники, а на поступки Авраама. Все его идеи о «притягивании» Бога к себе берутся от соседних языческих племен, в том числе и жертвенники. В результате он доходит до того, что насаждает рощу. Как известно в рощах язычники призывали имя своих богов и приносили своих детей проводили через огонь. В ответ на такую «попытку» Бог замолкает на много лет. И вот, когда Исаак уже немного окреп, так что мог нести на себе дрова, Бог обращается к Аврааму в том смысле, чтобы Авраам понял весь ужас своих поисков (своими словами, чтобы было понятно): «Авраам, а теперь, раз ты избрал способ язычников, тогда и иди до конца, как язычники приносят своих детей в жертву, так и ты сделай. Как ты вообще мог додуматься до того, чтобы меня привлечь таким способом? Давай, будь последовательным». И здесь то Авраам и понял, что «проштрафился». Но было уже поздно, Бог приказал идти до конца. Ну а дальше знаем. Мы лишь не обращаем внимание на то, что после этого события Сарра и Исаак больше не живут с Авраамом. Сами понимаете, если хотите подробностей, то это займет много места и времени.

        • Очень интересно! Хочется больше понять об Аврааме. А для нас тоже есть опасность «строить жертвенники», т.е. искать «способа» общения с Богом, ведь теперь Господь всегда в нас и доступ к престолу благодати всегда открыт для нас?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.