Послание Павла Ефесянам (часть 6)

думаюКраткое «содержание предыдущих серий». Павел пишет Ефесянам, одураченным иудействующими христианами. Указывая на их слепоту, моля Бога о духе премудрости и откровения к познанию Бога. Далее он кратенько излагает свое понимание Евангелия и Его сути, перенеся Его на Ефесян. И, наконец, он указывает, что именно для этого Павел и стал «узником» Иисуса. Узником в двух смыслах. Узник Иисуса, то есть раб и служитель Его, и узник из-за Иисуса, то есть реально на момент написания послания, сидящий в темнице Рима. И все это лишь ради оного, чтобы донести до язычников учение, которое сделает их одним народом с божьим.

8 Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово
9 и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом,
10 дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия,
11 по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем,
12 в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него.
(Еф.3:8-12)

Вновь мы сталкиваемся с трудными Павловыми предложениями. Не зря Петр писал о посланиях Павла:

14 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире;
15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,
16 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.
(2Пет.3:14-16)

Но, не будем сдаваться, и все трудности преодолеем. Ну, что же, начнем.

8 Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово…

Мне, наименьшему из всех святых. Павел не лицемерит и не изображает из себя что-то супер смиренное. Он действительно себя считает из всех христиан (именно так надо понимать слово «святые») наименьшим. С одной стороны, это заявление стоит на сознании того, что Павел половину своей сознательной жизни гнал христиан. Это не значит, что он мучился сознанием вины, нет. Это значит лишь одно, если бы не благодать Божья, его вина действительно была бы неисправима. И это его унижение, лишь сильнее привязывает его к Господу.

С другой стороны, осознание себя ниже других – это прямая заповедь Христа.

27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;
(Матф.20:27)

Если вы понимаете это, тогда вы поймете и то, что, если вы почитаете себе меньшим, то в Царствии, т.е. в Божественной Власти вы больший! Павел прекрасно понимает свою власть, и назвать себя меньшим – это признать свое величие в Иисусе!

18 Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились;
19 но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу,
20 ибо Царство Божие не в слове, а в силе.
(1Кор.4:18-20)

Осознание себя меньшим, ничего общего не имеет со скромностью. Выкиньте из головы всякий мусор, который сегодня называть христианской моралью. Нет никакой христианской морали, есть Его дух и исполнение Его воли, а мораль – это для философов и не рожденных свыше людей. Мораль – это система этого мира, прикраса лжи.

Итак, Павлу, как наименьшему (!) из всех христиан дана особая благодать. Павел сам поясняет, что это за незаслуженный дар, полученный от Бога. Вот, что он имеет в виду:

  • Благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово;
  • Открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны;

Неисследимое богатство Христово.

Неисследимое, то есть такое, которое нельзя проследить, это за пределами всех возможностей. Это так широко и так глубоко, так высоко и так далеко, что ни один человек не способен это уяснить. Это вне ограниченных человеческих возможностей.  Благовествовать такое богатство, значит сообщать им, т.е. некоторым образом наделять их этим самым богатством. Благовествовать, это не просто говорить, это сообщать то, чем человек может обладать. Удивительно именно это, странное, на первый взгляд, несоответствие. Неисследимое богатство передать тем, кто не способен его исследить! Но, если бы это был абсурд, такой интеллект как Павлов, вероятно, не стал бы заявлять этого. По сути, еще в начале послания он уже все объяснил, нужно только немного внимательнее прочесть это начало. Но, не страшно, если вы все еще не поняли, думаю, Павел все объяснит нам еще раз.

А второй пункт нам уже известен. Это про то, как Бог два разных народа сделал одним через смерть Иисуса.

Павел говорит, что эта тайна, до поры до времени была спрятана, сокрыта. Бог умалчивал о ней. Это похоже на то, как опытные сыщики заранее продумывают план-ловушку для преступника. И методично, целенаправленно загоняют туда ничего не подозревающего бандита. И, когда тот проявляет себя во всей красе, вдруг оказывается, что его окружают сотни полицейских, и все снято на камеру с разных ракурсов и транслируется в реальном времени по всем центральным каналам телевидения.

Точно так же или очень похожим образом сделал Бог. Казалось, он отвернулся от человека, а на самом деле кропотливо готовил приход Мессии, который не просто должен был научить людей жить, а должен был поселиться в этих людях, стать с ними одним целым, превратить их в Себя. Дьявол давно знал, что Мессия должен прийти. Он прекрасно понимал, что Мессия будет распят. Это не было тайной. Все было прописано в Священном Писании. Кто как не дьявол знает эти Писания лучше всего. Он их проштудировал вдоль и поперек, так как именно в них все прописано про его гибель. Все, что знали до прихода Мессии люди, знал и дьявол. Но знал именно как люди. Потому что у него человеческое мышление. Способности во много раз превосходят человеческие, но сам принцип тот же. Именно поэтому он часто оказывается глуп. Например, как можно было прозевать мудрецов и не найти Иисуса в Вифлееме? Нужно быть очень ограниченным.

Для дьявола не было тайной, что Иисус родится в бедной семье. Он не знал, какая именно. Он не мог знать мышления Мессии. Поэтому не ожидал, что этим мессией станет Иисус. Он же из «не благочестивой семьи». Он же не родной сын, Мария как-то странно Его родила! И когда Иисус пришел на Иордан к Иоанну, вместе с Иоанном был сильно поражен и дьявол. Это был удар ниже пояса. Как он мог его прозевать?!

И Господь действительно, как и ожидал дьявол, смог взять над ним власть и гнал его всюду, где только находил. Сатане пришлось нелегко. Это были тяжелые деньки, полные страха и потерь. Но, все это время, его грела надежда, что, судя по Писанию, Он все же будет распят. И сатана лелеял эту надежду. Распять, подговорить людей, нашептать им ненависть к нему, и уничтожить.

И, вроде бы все получилось. И вот последний и жесткий удар. Его смерть оказалось не проигрышем Иисуса, а его победой. Он старался распять Сына Божьего, а распял самого преданного сатане друга – плоть. Это была катастрофа. И эта катастрофа усилилась еще больше, когда Иисус взял и поселился в своих последователей. И поселился не так, как это делал дьявол. Усиленно дурача и обманывая людей. Не так, что люди старались всеми силами от него избавиться. А так, что люди жаждали, чтобы Иисус вошел в них, и радовались этому чрезвычайно.  И на Земле появилось множество Иисусов. Это стало реальным кошмаром. Этого никто ожидать не мог.

9 и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом,

Создавшем все Иисусом Христом.

К сожалению, или к счастью, здесь переводчики напортачили.  В переводе РБО и МБО, например, переводчики перевели правильнее. Правда, это не критично, и на общий смысл послание не влияет. Но, знать об этом, все же надо.

Первое, в этом тексте нет слов «Иисусом Христом». Откуда они это взяли, не знаю, гадать не стану. Но, нет, значит нет.

Вот концовка МБО:

9…который был от самого начала скрыт Богом, сотворившим все.

Вот концовка РБО:

9…тайне, от века сокрытой Богом, Творцом всего,..

Вот моя реконструкция, без добавок, просто с утрированием артиклей, то есть с их переводами, чего обычно не делается.

9…этой самой тайны, сокрытой от этих веков в этом Боге это самое все создавшем.

Итак, мы говорим об этой самой тайне, смотри выше, которая была спрятана в этом самом Боге, который Сам все и придумал, и Который сам все и сделал, и спрятана от этих самых веков, которые были до распятия Иисуса.

Теперь, чтобы не заблудиться, напомню, что главная мысль предыдущих слов была в том, что Павел получил благодать от Бога, чтобы открыть, или просветить людей относительно этой тайны. А в 10 стихе он объясняет, зачем нужно просветить людей об этой тайне, зачем ее нужно было открыть.

10 дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия,

Чтобы кто-то узнал о многоразличной мудрости Бога, которая выше всякой иной мудрости. Важно так же, что Павел уточняет и путь, которым эта мудрость должна стать известной – через Церковь. Кого же Павел называет «начальстом и властями» на небесах?

Здесь нужно сделать некоторые поправки. Во-первых, не «на небесах», а «в этом небесном». Не вообще мудрость Божья, а «именно эта мудрость Божья». Эта мудрость, то есть та самая мудрость, о которой Павел говорил в этом послании с самого начала. О мудрости рождения Иисуса в каждом последователе. Мудрость о слиянии двух враждебных народов в одном новом человеке.

А что же за начальства такие и власти во всем этом небесном деле? Может это звучит странно, но это не ангелы, не силы, не демоны. Это те, для кого Иисус служил. Он, будучи подобен рабу, служил людям. Начальства и власти, это мы с вами. И чем слабее мы с вами, чем меньше у нас мудрости, тем нам больше нужно внимания. Тем больше служения требуется нам. Бог, отец, мы его дети. Никто не может быть более или выше, чем дети Бога. Бог – Отец. Каждый Отец всю свою жизнь тратит только на детей. Дети – вот кто такие «начальники».

В данном конкретном случае Павел сам говорит, что его благодать – это служить язычникам. Язычники – это его «начальство» в небесном мире. Но как язычники узнают великую тайну? Только через благовестие этой тайны и только через Церковь, то есть через тех, кто уже имеет эту тайну.

И все это делается по тому определению, которое Бог задумал еще до вечности, и исполнил через своего Сына, который и стал нашим Господом. И теперь, мы с вами, благодаря открытию этой тайны, совершившейся Смертью Иисуса и рождением Его в нас. Или, если точнее, рождением нас, в Иисусе. Благодаря всему этому у нас есть еще одна особенная привилегия.

11 по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем,
12 в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него.
(Еф.3:8-12)

Мы имеем дерзновение и надежный доступ ко всему Его неисследимому богатству.

Дерзновение (3954) – 1. Открытость, откровенность, прямота, 2. Дерзновение, смелость, уверенность, твердое упование.

Надежный доступ. Здесь два слова, которые стоят в странной последовательности.

РБО предлагает странный перевод, для которого не нахожу оснований. Видимо это совсем уже литературный подход. Перевод с толкованием переводчика. Это не значит, что он не правильный, но, надо подумать.

12 В единении с Ним, через веру в Него мы смело и уверенно приближаемся к Богу.

Вот перевод МБО:

12 В Нем и по вере в Него мы можем свободно и уверенно приходить к Богу.

Надежный (4006): уверенность, упование, доверие, надежность. Это существительное, переводчики синодального перевода сделали его прилагательным, но это не ошибка, такое возможно.

Доступ (4318): доступ, возможность подойти или приблизиться. Вот моя утрированная реконструкция.

12 в котором имеем это право и доступ в надежности через эту веру в Него.

Итак, в Иисусе мы имеем право на это неисследимое богатство и, как правильно звучит синодальный перевод, надежный доступ, через эту веру. Эта вера – вера в это самое учение, в эту самую тайну, вера в преференции от рождения свыше. И через эту веру в Него мы имеем все это богатство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.