Размышления о Власти по Иоанну (часть 18)

думаюСегодня хочется поговорить об Иуде. Точнее не о самом Иуде, а об отношении Иисуса к этому апостолу. Что мы про него знаем? Для начала, мы знаем, что он был среди первых 12 апостолов. Второе, что знает каждый – он предал Иисуса за серебро. Третье, что он повесился, и когда упал с петли, его внутренности прорвались наружу. Не все, но некоторые знают, особенно те, кто внимательно читает Писания, что Иуда был вор от начала.


Все это мы знаем, но вот о чем я хочу поговорить. Почему Иуда был с Иисусом до самого конца.

Дело в том, что, как я могу видеть через писание сегодня, у нас сложилось не очень верное представление о роли Иуды, как о необходимом зле. Мол, если бы не Иуда, то казнь бы не произошла. Хочется сказать, что это полная чепуха. Был бы Иуда или нет, ничего бы не изменилось. Иисус пришел исполнить волю Отца по собственной воле. И никогда Он не зависел от обстоятельств. Он в любом случае исполнил бы Свое Слово. Так как его слово «Да» и Оно «Аминь». Ну не было бы предателя, так разве предатель был причиной смерти Иисуса? Подумайте… Мы внимательно читаем уже с 11-го августа, почти каждый день Евангелие от Иоанна. И видим, что уже очень рано иудеи стали искать способа схватить Иисуса. Так неужели вы думаете, что Иуда был единственным верным вариантом? Не верю я в это.

Я хочу этим сказать одно, Иуда не выбирался для предательства. Он стал исполнением пророчества, но не выбирался для этого исполнения. Он выбирался как все остальные апостолы. Иисус возлагал на него как и на остальных одиннадцать те же надежды. Иисус любил Иуду точно так же, как и всех своих учеников.

Это утверждение не заблуждение, в Писании достаточно доказательств этому. Вот, хотя бы одно из них. Это произошло во время тайной вечери. Я не буду сейчас доказывать, тратя время, что это была именно та вечеря, на которой Иисус преломил хлеб и дал пить вино.

Скажу лишь, что во время этой самой вечери произошло великое событие. Предыдущие апостолы, т.е. апостолы, которые написали свои Евангелия раньше, упустили этот момент. Иоанн же восстановил. Возможно потому, что был «любимым учеником» Иисуса и все время был ближе всех. Он «возлежал на груди у Иисуса». Именно ему Иисус, уже находясь на кресте, поручил заботу о Своей матери, а матери заботу о нем. И по тексту его Евангелия видно, что Иоанн часто оказывался там, где других апостолов просто не было.

Итак, вечеря, и Иоанн сообщает нам интересную подробность:

1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
(Иоан.13:1)

Согласитесь, не совсем понятное предложение. Чтобы понять смысл этого предложения, придется вновь обратиться к греческому тексту. Что же мы видим? Мы видим, что переводчики опять сильно постарались «помочь нам». Не понимая текста, или думая, что понимают, они добавили «явил делом, что…». И у нас получилось, что Иисус проявил свою любовь, которую уже имел в полноте в том, что помыл ноги апостолам. Вроде бы все верно, но греческий говорит немного о другом. Греческий вновь заставляет нас подумать об Иисусе, не просто как о Боге во плоти, а как о Боге в человеке. Человечность Иисуса, его равенство с любым другим человеком – это главная часть Евангелия. Убери это равенство, соответствие, Евангелие перестает быть Евангелием для всех.

Что же мы видим в греческом тексте?

Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, полюбив своих, находящихся в этом мире, до конца (до предела, до переизбытка, до крайности) возлюбил их.

Если еще не ясно, поясню. Иисус знает, что уже сегодня ночью Его схватят и будут жестоко избивать, плевать в него и публично позорить, потом повесят на кресте, прибив здоровенными гвоздями сквозь тело. Потом, проколют Его тело. И все это будет сопровождаться насмешками, позором и ненавистью тех, кого он исцелял и кого любил всем сердцем.

Кроме этого Он знал, что сразу после этого ученики подвергнутся серьезному испытанию. Потому что они испытают весь позор учителя на себе, они будут раздавлены и некоторое время беспомощны. Им еще предстоит дождаться обещанного крещения, когда они примут силу. А пока, они даже не подозревают, с чем столкнутся. Они как дети, не подозревающие, что их похитители уже у дверей.

Иисус смотрит на них, и понимая, что теперь Он уже ничем не сможет им помочь, исполнился к ним крайних чувств любви. Он исполнился любовью! Чувства переполняли его до крайности. Наверное в такие моменты нормальный человек начинает делать что-то «неадекватное». Кто-то может зарыдать, а Иисус, вдруг снял с Себя одежду и начал мыть им ноги.

Этот последний жест своей любви стал их последним уроком.

У древних евреев был закон, что нельзя раба заставлять мыть ноги господина. Если у евреев был закон защищающий даже раба от такого унижения, можно представить, как вообще евреи относились к этом процедуре. Вряд ли можно было для еврея придумать более унизительное занятие, чем это омовение.

Спонтанность этого можно увидеть уже в том, что Иисус сделал это прямо во время вечери. Т.е. прямо во время приема пищи. Ученики, наверное, чуть не поперхнулись от неожиданности. Только что они ели и пили, и, вдруг учитель делает совершенно не вероятное. Возможно, хождение по воде было меньшим чудом, по сравнению с тем, что сделал Спаситель.

И очень важно то, что Он омыл ноги всем. Важно так же, что Иисус знал, что Иуда – предатель. Потому что Он говорит, что они чисты, только ноги нужно омыть, но НЕ ВСЕ, намекая на Иуду.

Но, разве на протяжении всех Евангелий вместе взятых, проявил Иисус хоть какое то не доброе слово, отношение, намек в сторону Иуды? Нет. Почему? Потому что Иуда для Иисуса был равен всем остальным. И то, что он стал предателем, ничего в Иисусе не меняло. Иисус никак не меньше любил Иуду, чем того же Петра. Знал, понимал, но любил, заботился, учил, доверял.

Смотрите, Иисус, зная, что он вор от начала, доверяет ему ящик с деньгами. Почему? Да потому, что деньги для Иисуса не главное, а вот то, что Иуда, на собственном примере может понять, что Его доверие не строится на поступках человека, важно. Важно, чтобы Иуда получил свою любовь, чтобы Он всегда был в ней. Чтобы он никогда не чувствовал бы ни малейшего «недо» по отношению к себе.

Почему? Да все потому. Потому что Иисус действительно любил Иуду, как несмышлёного ученика. Как непослушного ребенка. И какой бы он ни был, он мог бы стать настоящим апостолом, если бы захотел. Если бы понял призывы Учителя. Возможно в Иуду Иисус вкладывал даже больше, чем в других. К сожалению мы не имеем Евангелия от этого Иуды, по известным причинам. Я думаю, Иуда мог бы наравне с Иоанном сказать о себе, как о любимом ученике.

Но, так не случилось. Иуда не понял, не вынес борьбы с плотью. И в конце концов Сатана вошел в него.

20 Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.
21 Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
(Иоан.13:20-21)

Возмутился – в греческом тексте это слово несет такие значения: смущать, тревожить, возмущать, приводить в замешательство или смятение.

Как видно, это не то, что мы называем возмутиться. Для нас это значит, что возмутившийся человек, это человек, наполнившийся гневом, злобой, противостоянием. Как видим, в тексте не так. Что же получаем? А получаем то, что Иисус пережил чувство, которое переживает любящий человек, сделавший все, что мог, для исправления любимого друга, но тот, не понял его и восстал. Иисус не перестал любить Иуду, но, Он уже понял, что ничего уже сделать с ним не возможно. Он уже понял, о чем думает и чего хочет Иуда.

И здесь еще один урок. Иисус не открывает Иуду перед всеми. Он открывает его лишь перед Иоанном. И, открывает так, чтобы Иоанн понял, что это должно остаться в тайне. Иисус до последнего спасает Иуду. Не позволяет, чтобы на него легло хотя бы малейшее обвинение. До последнего, до края, до невозможного.

Вот интересно, Иисус прекрасно уже понимает, что все бесполезно, но… … любовь к Иуде, продолжает на что-то надеяться, продолжает его покрывать. Помните? «…любовь все покрывает».

Только что, Он показал, что теперь все, что принадлежало Иисусу, принадлежит ученикам. Вся слава, весь авторитет, все Свои заслуги Он отдает апостолам, в том числе и Иуде. Но… …при всем этом, есть тот, кто не ценит, кто не понимает, кто так и не вник, так и не прозрел. Это больнее всего. Когда ты вкладываешь все, что можешь, и, все же, ты не понят.

22 Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.
23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.
24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.
25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?

Как я уже сказал, Иисус все сделал, чтобы не повредить Иуде. Чтобы уберечь его от суда, или, еще хуже, расправы.

А теперь, кое что важное. Иисус всегда учил и учит делать то, чего ты хочешь. Подразумевая решительность, смелость, твердость. И даже тогда, когда совершенно ясно, что с Иудой все покончено, Иисус продолжает его учить. Только теперь, его урок страшен Иисусу. Потому что нужно, чтобы эта решительность, смелость и твердость была проявлена его учеником против Самого Учителя.

Можете себе представить, как визжала плоть, останавливая Иисуса от того, что Он сделал. Но, ученик должен поступать по учению. Он должен быть смелым и мужественным. Он должен быть делателем! И если ты решил, что-то, то уж делай!

26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему.
29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим.
30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.

Иуда, будь уже хорошим учеником, хотя бы в этом. Решил, делай! Но, при всем этом Иисус не проявил к нему ни малейшей неприязни. Господь, как любил его, так и продолжал любить его. Сквозь сердечную боль, сквозь понимания гадости предательства, сквозь визг плоти, Его любовь не уменьшилась ни на йоту.

Иисус сделал две вещи. Иисус подтолкнул к исполнению свою гибель и не потерял любви к этому человеку. Вот это была победа. Вот это была настоящая слава Сына Человеческого. И, понимая все это, Иисус сказал своим ученикам, которые еще ничего не поняли и продолжали находиться в своем блаженном неведении, что только что, когда они все мирно болтали, кушали и пили, Иисус, как человеческое дитя, как обычный человек, сделал великое дело.

Я повторю, Иисус подтолкнул к исполнению то, что уже близилось, и, что самое главное, не поменял своего отношения к исполнителю. Иуда, будучи предателем Иисуса, не стал Его врагом, а остался Его другом, при этом любимым.

31 Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем.
32 Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его.
(Иоан.13:20-32)

Учитель, ясно дал понять, что Он, как человек, сделал невероятное, он победил свою плоть на столько, что любовь не была покрыта даже тенью, и ускорил свою смерть. Он дает пояснение, что Он так поступил не потому, что у Него есть сила или мудрость, а потому, что у Него есть Отец. И такая любовь, прямая заслуга Отца. По этому, Сын Человеческий прославился и в Нем Его Отец.

И дальше следствие. Если уже в этом Отец так прославился в Иисусе, то, в следующий раз, когда нужно будет делать более серьезный шаг, Бог не замедлит сделать все, чтобы Иисус не закончил позором, но славой.

Зачем я все это расписывал и пояснял? Мы – ученики Иисуса. И если мы Его ученики, то нам дана особая заповедь.

33 Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь.
34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
(Иоан.13:33-35)

Вот этот текст, практически все и объясняет. Это же прямое продолжение событий той вечери. Итак, Иисус только что совершил великую победу над плотью, а значит над дьяволом. Он сохранил любовь в чистоте и полноте и не дал права голоса плоти, не задержав, не отложив, а подтолкнув исполнение «смертного приговора».

Имея все эти переживания, и даже больше, он обращается с той же любовью к ученикам, со словом «Дети!». Обратите внимание на восклицательный знак. Это крик души. Это выражение той самой боли и любви одновременно. Он вновь говорит о быстротечности событий, имея в виду, что страшная машина уже в действии, и именно в этот момент, когда Он сохранил свое отношение к своему предателю, как к любимому ученику и другу, он произносит именно то, что чувствует, именно то, в чем он одержал победу. Он преподает Им на примере, который они осознают позже, образец любви, которую он ожидает от апостолов.

Вот какая любовь должна быть у нас с вами. Если вы не поняли, о какой любви я говорю, может, вам следует еще раз прочесть мое послание.

34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
(Иоан.13:34,35)

Как Он возлюбил нас? Так, что даже когда мы предаем Его, мы остаемся Его друзьями и при том, любимыми.

Как Он возлюбил нас? Так, что, даже зная, что Иуда за деньги, даже не из страха, сдаст Его на казнь, Иисус не изменил к нему своего отношения, лишь сильнее сжалось сердце, возможно, и слезы готовы были прорвать блокаду мужества.

Как Он возлюбил нас? Так, что зная, что и Петр скоро отречется от Него, Иисус планировал сделать Его своим заместителем на земле, отдав ему, т.е. Петру, всю свою славу и власть.

Я не знаю, как бы Иуда мог поступить, если бы не повесился, но, знаю точно, он даже после предательства, не перестал быть Его апостолом. Почему? Подумайте сами.

Вот это и есть высшее проявление любви и Божественной Власти, что и носит замечательное название – Царство Божье…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.