Куда же вы лезете?

думаюНемного напомню. Некоторые евреи-христиане забыли чье имя они носят. Они вдохновились своими финансовыми успехами, и, по сути, перешагнули красную черту. Они, называя себя последователями Христа, стали подражать тем, кто Христа гонит. Но не в самом гонении на христиан, а в их успехе в этом мире. Не понимая, что они творят, стали учить церковь. И вот именно об их превращении в эдаких учителей истины и говорит дальше апостол Иаков.

1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
(Иак.3:1,2)

Напомню, что все послание направлено не просто верующим людям, а именно тем, кто отошел от истины, погнался за славой этого мира и пренебрег славой Божьей, или, что еще хуже, подменил одно другим. То есть, все эти обращения «Братья мои!» или «Братья мои возлюбленные», все они нацелены именно к таким христианам. И в самих этих обращениях уже звучит и горечь и ирония одновременно.

Итак, они уже (!) стали учителями. Они уже наставляют, вразумляют, исправляют и обличают на свой лад чистый народ. Они уже ходят раздувая щеки и выпячивая грудь. И вот таким ребятам апостол говорит: «…не многие делайтесь учителями,..».

А в чем же тут проблема? А проблема в том, что данные ребята решили, что быть учителем круто. Это почет, достаток, привилегии. А апостол насмехается над ними, говоря, что вместо всего этого к истинным учителям больше претензий, чем к простому человеку. С учителя спросится то, чего не будет взыскано с любого другого человека. И я должен пояснить. Учитель, а мы говорим о древних учителях, а именно об учителях первого века нашей эры, это не тот человек, что стоит у доски. Учитель, это тот, кто показывает своим примером. Он говорит: «Смотри на меня и повторяй, если что не понял, я подскажу». То есть, это совсем не те учителя, что мы привыкли понимать при чтении Писаний. Обычно мы видим человека, который говорит что-то интересное, объясняет это и прочее, и такого человека называем учителем. Так вот, такой человек в первой церкви назывался пророком. А учитель – это тренер. Он тоже говорит, но его слово – это не разъяснение теорий. Его слово – это указание, что делать нужно, а чего нет. Это ободрение или, наоборот, унижение. Учитель первого века, это не теолог и не теоретик. Он практик, консультирующий практиканта, когда у него что-то не получается.

Итак, надутые индюки с широкими карманами ходят и всем показывают, как нужно жить. А апостол смеется над ними, говоря: «Что же вы поперлись в тренерскую работу? Тут ведь нет ничего выгодного. Тут шишки, претензии от Иисуса и прочее в том же духе». Он так и говорит: «…мы подвергнемся большему осуждению». Ударение в слове «большему» на «о». Почему? Да потому что показывать, как жить – это буквально вести за собой. Но, куда вести? Хорошо, если ты имеешь прямое руководство от Иисуса, как у апостолов. Но если у тебя этого нет? Куда ты ведешь? Над тобой исполняется слово, сказанное Иисусом к фарисеям: «Слепой ведет слепого». Но даже апостолы порой оказываются в сложной ситуации. Ведь это люди, а люди – это не математика. Тут не помогают теории. Их нужно привести к реальной цели, а не иллюзорной. Люди должны получить обещанное от Отца. И на этом пути даже апостолы порой ломают копья.

Например, описанный в книге Деяний апостолов сюжет с семью новыми «дьяконами», не имеет ничего общего с простой раздачей хлеба, как любят проповедовать недалекие проповедники. Вопрос не в том, чтобы встать на раздаче и правильно раздавать пайки. Проблема была идеологическая. Нужно было решать вопрос с человеческими отношениями. И для этой цели простые дьяконы в современном понимании не годятся. Здесь нужен ранг не меньше апостольского. Вот почему этих семерых выбрали именно из апостольских учеников, а не из общей массы прихожан.

Итак, Иаков смеется над глупыми богатыми ребятами, возомнившими, что они смогут сделать то, что даже апостолы не могут делать без Божьего вмешательства. Как апостол говорит: «Ибо все мы много согрешаем». Тут, правда, стоит слово, которое не означает «грех», а больше «ошибку». То есть, «мы много ошибаемся». Но сути это не меняет.

Что тут еще. Даже апостолы часто не могут подобрать правильных слов, чтобы достичь верного результата. И он говорит, что только совершенный человек не ошибается в слове. Но в этой же фразе апостол открывает крамольную вещь: «Апостолы не совершенны!». Ведь он о себе, в том числе, заявил: «…мы много согрешаем», ведь так!

Но Иаков ничуть не хочет научить ребят мудрости. Он хочет одного, остановить глупость. Он хочет, чтобы надутые христиане-евреи прекратили учить простых ребят. Прекратили надмеваться над церковью. Какая тут мудрость. Их просто нужно заткнуть. И вся дальнейшая речь, в общем-то, нацелена в большей степени именно на это. Заткнуть. Но как заткнуть. Если бы он лично пришел к ним, может быть, он просто лишил бы их способности говорить. А может и нет. Но тут письмо. Поэтому «вразумление» требует больше слов.

Главное, они должны понять, что бездумные разговоры «за жисть» никогда не остаются без результата. Их болтовня всегда имеет последствия. Вот это и старается до них донести апостол.

3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
5 так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
(Иак.3:3-5)

Другими словами: «Вам кажется так, будто вы просто сказали и все. Ан нет. Малейшее шевеление языком способно нанести непоправимый вред». Это как с конем. Ничего особенного, какой-то маленький ремешок в пасти, а лошадь послушно идет туда, куда хочет тот, кто эти удила держит в руке. Сильная, могучая зверина повинуется маленькой и ничего не значащей вещице. Огромный корабль (в древности не было таких, как сегодня, городов на плаву, но и тогда корабли казались людям огромными) повинуется малюсенькому колесу на палубе. Одно неверное движение штурвалом, и корабль гибнет на рифах, или переворачивается.

Точно так же действует «язык». Ты, богатый болтун, просто потряс воздух, а кто-то уже поплыл в «нужном направлении». Ты лишь взболтнул лишнего, а человек уже пошел мимо истины, в полном убеждении, что это верный путь. Ты лишь потрепал языком, а в церкви уже идет стенка на стенку, уже разделение и невозможность восстановить отношения.

Все это апостол говорит тем самым ребятам, которые болтают, учат, вразумляют. Они-то знают, как надо жить. Они достигли высот. Они умеют верить, в отличие от тех, у кого не так все радужно. И все это об их языке. Это их нужно остановить. Это их язык – «огонь, прекраса неправды».

И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
(Иак.3:6)

Да, сама фраза, конечно же, универсальна. Но Иаков не стал бы этого говорить, если бы не было причин. Поэтому этот текст совершенно справедливо можно читать так: «Ваш язык – огонь». То есть причина разлада, причина ссор, причина несправедливости и прочее.

Это их язык, который метет как помело, превратился в «прекрасу неправды». То есть, они украшают художественными оборотами свою речь, чтобы прикрыть ложь. Они говорят так, чтобы не было заметно их очевидного обмана. Русское слово «прекраса» означает то, что излишне украшает что-то. Например, сегодня косметика для некоторых – прекраса страшилы.

Это их язык, находясь между членами оскверняет все тело. И тут, похоже, уже включается христианская терминология. Иаков явно играет словами. С одной стороны все ясно. Язык – это небольшой член человеческого тела, который неким образом управляет всем телом. Но указание на то, что «воспаляется круг жизни» дает намек на другую параллель. Здесь тело – церковь, а члены – христиане. И язык этих богатых христиан-евреев оскверняет всю церковь, порождает воспаление. И сам он их язык, язык этих самых ребят разжигается, как Иаков говорит, «от геенны».

По привычке все сразу говорят: «О! Язык разжигается от адского пламени!». И тут есть небольшое недопонимание. Геенна – это проклятое поле сынов Еннома, а точнее ущелье, где сыны Еннома приносили в жертву языческим богам человеческие жертвы. И это место стало символом гибели от глупости, заблуждения, слепоты, гордости и так далее. Поэтому, язык, который воспаляется от геенны, это язык, который берет свою «мудрость» от идиотов, дошедших когда-то в древности до такого, что стали своих собратьев приносить в огненную жертву идолам.

7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
8 а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
(Иак.3:7,8)

И вот здесь опять мы немного заблуждаемся, думая, что апостол Иаков имеет в виду укрощение языка тем, кто этот язык имеет. Но из седьмого стиха понятно другое. Человек воздействует на животных извне, со стороны. И ему удается укротить этих животных. А вот укротить действие сплетни подобных болтунов не удается никому.

Не зря столько притч о том, как действует сплетня. Про птичку, которая вылетит, и не поймаешь. Про перья из подушки, которые легко забросать, а вот собрать порой становится невозможно. Речь не о том, что человек не может молчать или говорить только правильно. Речь о том, что ребята, к которым обращена речь апостола, не ведают, что творят. Они не осознают, сколько вреда приносят своим собратьям. Это их язык исполнен буквально «смертоносного яда».

Ведь люди пришли в церковь, чтобы встретиться со Христом, чтобы получить Его опеку, а кто-то Его апостольство. Но эти ребята уводят людей от Христа. Да так, что они могут вообще никогда не встретиться с Иисусом, никогда не оказаться под опекой Мессии, и тем более, не получить Царства. А это значит, что все, кто их послушал – умрут. Просто, банально, глупо, без возможности спастись. И во всем этом оказываются виновными вот эти зазнавшиеся богатенькие буратино.

9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
(Иак.3:9,10)

Но вот здесь, оказывается все еще хуже. Как мы видим в приведенных выше стихах, эти ребята умудряются еще и проклинать кого-то. Они до такой степени загнались, что возомнили себя вершителями судеб человеческих. Но ведь Иисус им не давал такого права. Даже апостолы редко прибегают к такому действию. Но эти ребята круче апостолов. Они, судя по всему, делают это вообще без всякого понимания. Просто потому что «течет». Вырвалось! Ой, извините, вылетело!

11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]?
12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду.
(Иак.3:11,12)

Да. Иаков говорит к этим зарвавшимся «учителям», до какой степени они заблудились. До какой степени запутались. Они стали изливать гниль. Они стали приносить плод антихристианский. Буквально стали действовать против воли Божьей. Эдакие антихристы. Хорошо, если они это делают от неразумия. Как Иисус на кресте сказал: «…не ведают, что творят».

Продолжим в следующий раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.