Обвинение второе

думаюВыше мы уже выяснили одну из претензий апостола Иакова к новоявленным «святым». Они о себе слишком много говорят. А еще раньше косвенно он же намекает на то, что они хвалятся. Но хвалятся они не тем, чем должны бы. Так как то, что они считают достоинством, унижает их в глазах Бога.

И вот второе обвинение, которое звучит из уст апостола.

1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, —
4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
(Иак.2:1-4)

Тут, хоть перевод и литературный, смысл передан, как мне кажется, верно. Итак, наши богатые евреи-христиане чего-то достигли в этой жизни. Они стали хвалиться своими достижениями. Начали учить, вводить в соблазн тех, кто не так «успешен».  И, все бы ничего, если бы их богатство не привело к явному искажению целей Христа. Вместо того, чтобы посещать нуждающихся в их нуждах, они оказывают предпочтительную честь тем, от кого их достаток зависит в этой жизни. И такую веру Иаков называет лицемерной. Именно это слово переведено в русском синодальном тексте как «не взирая на лица».

И вот, в чем их лицемерие. Они становятся судьями с худыми мыслями. Тут еще нужно одно пояснение. Надеюсь, из всей работы относительно вопроса молитвы уже ясно, что судить, это не грех, это обязанность апостолов. Любое исцеление и воскрешение, это уже суд. Осуждение на свободу от болезни. Ведь судья не обязан всегда присуждать наказание. Он выносит, должен выносить справедливый вердикт. Но вот у этих ребят проблема в том, что они это делают лицемерно. Они оценивают достоинство человека по его внешним признакам. Попросту превозносят тех, кто им выгоден.

Но я хочу обратить внимание на вот какое слово. И это слово в русском синодальном тексте – «пересуживаете». Почему я на него обратил внимание? Потому, что в греческом тексте здесь стоит слово, которое означает разделение, разложение. И текст превращается во что-то до боли знакомое. Судите сами:

То не разделились ли вы в себе…
(Иак.2:4)

И тут я вижу явный намек на слова Иисуса о сатане, который разделился сам в себе, когда Иисуса обвиняли в том, что Он изгоняет бесов силой бесовской. Понятно, что дьявол в себе не разделялся. И об этом Иисус не говорит. Но фраза Иисуса всем хорошо знакома в церкви. А значит узнаваема. И параллель работает как часы. То есть, тут Иаков их «нежненько» обозвал сатаной: «Ребята, а не превратились ли вы в сатану? Смотрите, вы уже и судить начали лицемерно!».

Я думаю, что эти слова должны были больно ударить зазнашек в самое сердце. Ведь они позиционируют себя как великое Божье благо. Они все поняли. Они теперь духовные учителя!

Теперь, когда ребятки в очередной раз получили по щекам, можно уже говорить более конкретно. И постоянное апостольское «братья мои возлюбленные» еще больше увеличивают силу шлепков.

5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
(Иак.2:5-7)

Может сложиться впечатление, что речь о каких-то внешних богатых для внутренних бедных. Но нет. В том то и беда, что внутренние, т.е. христиане захотели быть как внешние. Они их взяли себе в пример. Вот их цель. И у них уже что-то получилось. Они ведут себя так, будто они, это те самые богачи. По их образу и подобию. К сожалению, сегодня в церкви все повторяется. И вот Иаков взывает к их здравому смыслу: «Куда вы прете, братья мои возлюбленные?». И далее он нам раскрывает логику их лицемерия. Давайте прочтем.

8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете.
9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
(Иак.2:8,9)

Другими словами. Эти «успешные» христиане-евреи для себя придумали следующую отмазку. Закон же говорит: «…возлюби ближнего твоего, как себя самого». Вот мы и исполняем закон. А чего такого. Зашел человек. Мы ему проявляем уважение, как к себе.

На что Иаков отвечает им. Да, хорошо, что вы исполняете закон, как написано. Причем Иаков называет закон царским. Да, здорово, что у вас получается исполнять закон, хоть это и невозможно по сути. Ну да ладно. Замечательно. Но вот проблема. Почему вы этот закон выполняете избирательно? Если вы его выполняете, то будьте добры выполнять для всех без различия. И вот беда. Если вы всего один раз не выполнили требования закона. Как, например, с вошедшим бедным. То вы уже «перед законом оказываетесь преступниками», что и написано в девятом стихе.

10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.
(Иак.2:10,11)

И вот тут третье обвинение. Эти христиане, на самом деле несут антихристианское учение. Они сами «пытаются» и других учат исполнению закона. А это не только невозможно, но и делает жертву Иисуса ненужной. Своими «стараниями» они говорят, что Иисус зря умер. Но, это уже меня понесло. Вернусь к тексту. Иаков не хочет превратить читающего сразу во врага. Он хочет вразумить его, донести до него истинное Евангелие. Только вдумайтесь. В церкви рулят люди, которые не знают Евангелия. Не понимают его. Хотя, чего я удивляюсь… да… Но ведь это еще первый век!

И апостол прилагает усилия к тому, чтобы отрезвить этих евреев, вразумить, достучаться до них. Поэтому и говорит следующее:

12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
(Иак.2:12,13)

Иаков не говорит им, что они ничего не понимают, хотя намеков было достаточно. Но пытается достучаться до глухих. Он предлагает вместо царского закона, поступать по закону свободы. Как вы понимаете, это два разных закона. Первый, царский. Это закон наказания за грех. Неповиновение – смерть. Второй, это закон милости. Где милость выше вины и наказания за грех. Он прямо так и говорит: «милость превозносится над судом».

А дальше все выглядит так, будто Иаков заговорил о чем-то другом. Но ничуть не бывало! Это все та же мысль. Ведь они возомнили о себе, что они выполняют закон. И они учителя неразумных. Они успешные христиане. Ведь они знают, что да как. И тут Иаков говорит, что они все перепутали. И закон-то они не выполняют, как выяснилось. И вообще. Они-то думали, что они сама святость. Образец для подражания. А апостол говорит, что они «разделились сами в себе». Лицемерят. И вот апостол приводит им следующий довод своей правоты. Они должны кое-что понять.

14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
(Иак.2:14-17)

Итак, вы образец для подражания. Вы знаете, как верить. Вы учителя неразумных. Тогда объясните, как так получилось, что ваша вера не работает? Вы говорите, что имеете веру. Но почему ваша вера не заставила вас заботиться о нуждающихся? И дальше простой вопрос. И в то же время жесткий. Как удар кувалдой. Если твоя вера не смогла заставить тебя что-то сделать. Может ли такая вера спасти тебя? Если у нее нет силы даже на такую малость, как она может вообще с тобой что-либо сделать?

И затем простой пример. И этот пример поясняет нам еще кое-что. Под нуждающимися понимаются не внешние люди. Не бомжи на улице. А нуждающиеся внутри церкви. Буквально брат или сестра. И вот апостол спрашивает: «Дорогие, если ваша вера не способна решить проблему вашего брата или вашей сестры, если она не может вас заставить сделать что-то существенное, то что пользы от вашей веры?». У меня к вам неприятная весть. Ваша вера – покойник.

Тебе не нравится, что твоя вера мертвая? Но ведь это факт. Твое христианство – пустота. В твоем утверждении о твоем спасении нет ничего настоящего. Одна иллюзия.

Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
(Иак.2:18)

Довод простой. Ты лишь говоришь, что имеешь веру. А показать тебе нечего. А у меня дела веры есть. Моя вера толкает меня на действия и дает для них силу. Если она не дает мне покоя, то она действительно что-то может. А не так, как твоя, которая давно сдохла и запах от  нее достиг носа апостольского.

А дальше начинается текст, который не любят многие протестанты. Ведь протестантизм стоит на одном из оснований, который гласит, что спасение по вере, а не по делам. И не понимают многие, что Иаков ничуть не противоречит нашему утверждению о вере. Но вера лишь тогда спасает, когда способна на что-то. Вера вере рознь. Одна может что-то, а другая может только говорить. Та, что толкает на дела, может и спасти. А вторая не может ничего. А человек в иллюзии, что спасен.

19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».
24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
(Иак.2:19-26)

Я мог бы долго разъяснять каждый из эпизодов, но не вижу смысла. Думаю, и так все понятно. Если ошибаюсь, дайте знать.

А пока, до встречи. Считаемся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.