Молитвенный… …что?

думаюСлушайте. Я, конечно, не верю в то, что кто-то специально сел и коверкал значения слов, извращал смысл текстов. Но, в самом деле, когда читаешь, прямо так и хочется сказать: «Кто это все натворил?!». И, тут же понимаю, сами христиане и натворили. Натворили именно от искренней веры, от безудержного горения и прочего. Ну, и, конечно же, отсутствие образования и, самое главное, излишняя наивность. Нет, ну, действительно, ведь все христиане хотят, чтобы Евангелие работало, при этом становятся, по сути, врагами реального исполнения воли Божьей. Прям, как написано:

Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

(Иоан.16:2)

В одной этой фразе заложен весь ответ. Именно верующие в Бога, думая, что служат Ему, будут мешать, вредить, а иногда даже убивать своих собратьев, только потому, что думают о своих собратьях, будто они еретики. Но, когда звучали эти тексты в устах Иисуса, вряд ли апостолы могли подумать, что речь здесь не только об иудеях, но и даже о тех, кто будет называть себя именем Христа. Здесь и сложность. Ничего не изменилось. И, я сильно сомневаюсь, что вообще можно достучаться до фанатичных христиан. Они «свято хранят истину». Чего стоит, например: «Москва, третий Рим, четвертому не бывать». А ведь это совершенно то же самое, что современные фразы типа: «Истина только у нас. Мы знаем…». Или пикеты на евангелизациях, когда христиане одного «Христа» мешают проповеди другого, чуждого им.

И вот, в результате мы имеем «бесспорную» истину. Мы читаем Евангелие, пытаемся найти секреты, но как рогатый от ладана убегаем от любого свободомыслия. Мы кричим, что хотим есть, но не позволяем никому угостить нас.

Извините, что-то я разошелся. Но у нас следующий отрывок из Деяний апостолов. И я, как вы уже поняли, снова в шоке. Да, я шокирован, так как то, о чем я пишу, не результат подготовки. Это мысли, которые приходят прямо в момент написания этих строк. Здесь есть свои плюсы и свои минусы. Плюсы в том, что это свободное мышление. Минусы – нет гарантии, что все именно так, как есть на самом деле. Ведь это лишь мысли, сказанные вслух. Это тоже надо учитывать. И вы, читая мои тексты, прямо вместе со мной идете тем же путем, которым иду и я в своих изысканиях. Если я ошибаюсь, вы вместе со мной, если только верите в мою правоту. Так что, да, будьте исследователями. Чтобы стать последователем Ему, а не случайному автору текстов.

Итак, что же мы сегодня прочтем? Для начала 13-й стих 16-й главы. Вот он.

В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися [там] женщинами.
(Деян.16:13)

История тут простая. Павел на своем пути встречает Тимофея, которого обрезывает ради евреев тех мест и дальше в сопровождении не только Варнавы, но и ученика Тимофея (причем не своего, тут важно, а именно ученика Иисуса. Здесь Павел лишь один из многих его учителей), они обучают, инструктируют верующих, наставляя в соответствии с постановлениями старших апостолов из Иерусалима.

Далее Дух Святой не пустил их в Асию, а потом не пустил в Вифинию. В Троаде Павел увидел видение, в котором житель Македонии просит его прийти. И вот они добрались до города Филиппы. И вот в субботу они пошли… А куда они пошли? Судя по приведенному тексту, они пошли «за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом».

Что? Как это «по обыкновению был дом»? То есть, он, то был, то не был? Мистика? Смотрим в греческий. И, снова нас обманули. Ни о каком доме здесь речь не ведется. Все, что говорит нам Лука, он говорит, что на этом месте они обычно устраивали молитву. И все. А дом? А дома там не было. Хотя, может и был, только Лука ничего об этом не говорит. Но он говорит, что они собрались у реки, «где мы считали молитву быть» (цитата из подстрочника Алексея Винокурова).

Я не знаю, зачем здесь был добавлен дом. Чего ради? Чтобы оправдать строительство храмов? Не знаю. Но, может, я ошибаюсь, может быть, дальше есть что-то, поясняющее такое решение? Может здесь?

Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
(Деян.16:16)

И снова нет. Никакого дома в тексте Луки нет и в помине. Все, что нам сообщает автор, это тот факт, что они шли на молитву. Буквально «на молитву». Ну и дальше Лука сообщает, что по пути «на молитву» они встречают одержимую служанку. Но это уже другая история.

У меня возник логичный вопрос. А вообще, есть ли что-либо в плане молитвенных домов. Ведь частью протестантского учения является именно молитвенный дом. Все поместные общины его строят. Собирают на него деньги. Потом обслуживают. Ну и прочее, и прочее. Возник вопрос, надо проверить.

Установление в отношении Храма не в счет. Здесь речь именно о Храме. Я имею в виду фразу: «Дом Мой, домом молитвы наречется, для всех народов». Здесь ни о каком молитвенном доме не говорится, а говорится о Доме Бога, который Бог покинул и с того дня на Земле не существует Дома Божьего построенного руками человеческими. Так что, это не про «молитвенный дом». Может, что-то еще?

Может быть, я кого-то расстрою. Но я больше не нашел упоминаний о молитвенных домах. То есть? Да! Это означает, что молитвенный дом – штука не библейская.  Ой! А вот теперь, живите с этим, как хотите.

А мы перейдем к сути вопроса. Перед нами два места, где мы встретили слово, однокоренное слову «молитва». Как мы уже прочли в 13м и 16м стихах, апостолы шли «на молитву». И в первом и во втором случае перед нами существительное, однокоренное нашему любимому слову, которое обозначает, по нашей версии, ново-христианский термин, смысл которого унаследован из древнего еврейского языка. То есть, «судить»,  «осуждать», «решать», «выносить вердикт». Как мы уже говорили, термин этот для простых греков не известен, так как они не имели достаточного для этого контакта с христианами первого века. Но каждый среднестатистический древний грек прекрасно знал слово, которое у христиан стало термином. И это слово, действительно, понималось как молитва. Только не иудейская и не христианская, а языческая. И о разнице между иудейской и христианской молитвой мы немного уже говорили.

Так куда же шли апостолы? Они шли туда, где собирались либо апостолы с апостолами, либо апостолы с учениками. И здесь они вместе с учениками, скажем так, решали судьбы Земли. Конечно же, в рамках дозволенного апостолам. Там же, где они не имели права на собственное решение, они «вставали перед дверью кабинета Божьего» и ждали ответа от Творца всего.

Тюрьма

Да, в этой главе есть еще одно место, где упоминается молитва. Давайте уже и об этом поговорим. Итак, апостолы, а именно Павел и Сила шли на молитву. Это описано в 16м стихе. И тут они повстречали прорицательницу. Она достала апостолов своими криками, и Павел изгнал беса. Как только бес вышел, женщина потеряла возможность заработка. Ее хозяева схватили апостолов и привели к воеводам. Любопытно, что владельцы прорицательницы обвиняли апостолов в проповеди иудаизма, как чуждого образа жизни.

Итак, два апостола получили немало ударов палками и были брошены в темницу. Причем страж ввергнул их во внутреннюю темницу, заковав ноги в колоду. Но это сейчас не самое главное. И вот, наступает полночь.

Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.
(Деян.16:25)

Как вы понимаете, здесь «молясь», наше любимое «4336». То есть, действие власти. Теперь о самом слове. Слово стоит не в медиальном залоге. То есть, ребята не «молятся», а «молят». А если учесть значение слова, то решают чью-то проблему. Они не просят Бога, а сами решают что-то. Другими словами, они не перестали выполнять свою работу. Они лишь поменяли «кабинет». Но и в тюрьме им, похоже, ничего не мешает.

Далее, это причастие настоящего времени. То есть они были «судящими» или «выносящими вердикт», или «решающими чью-то судьбу». Но зачем автору такое именно построение? А вот зачем. Здесь с этим словом связано еще одно.

Теперь немного внимания слову «воспевали». То есть, Лука нам говорит, что апостолы решали чью-то судьбу воспевая Бога. Хм… Забавно. Давайте рассмотрим все краски данного греческого слова. Перед нами вот такая палитра:

  1. Торжественно петь – Эсхил, Эврипид, Фукидид.
  2. Прославлять в песнях, воспевать – Геродот, Софокл, Ксенофонт, Лисий, Фукидид (то, что я сказал для прославления государства), Эврипид (петь в честь кого-либо свадебные песни).
  3. Скорбно воспевать, оплакивать в песне – Софокл, Эврипид, Платон;
  4. Беспрестанно повторять, твердить – Софокл (вечно повторяемые слова, «старая песня»), Эврипид (избитая истина).
  5. Объявлять, провозглашать – Платон (нет надобности издавать на этот счет закон);
  6. Звучать, раздаваться – Платон.

Итак, из всех этих «красок» собирается замечательный узор. Что же мы имеем. Перед нами нечто непрестанно повторяющееся, звучащее с гордостью, почетно, возможно, но не обязательно, с мелодией, громко, славно. То есть, совершенно не факт, что апостолы буквально «пели». То есть, они, конечно, могли и петь, просто словарь нам не дает однозначного ответа. Может, пели, а может и не пели. Но вот, что точно. То, что они делали, по факту прославляло Бога, которому они служат. То, как они решали вопрос, как они судили что-то или кого-то, в среде заключенных вызывало почтение к их Богу. Вот это и есть настоящее «воспевание». То, чем они занимались в темнице, будучи закованными в колоду, заставляло всех заключенных как-то иначе смотреть на Бога Павла и Силы.

Увидимся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.