Молитва в текстах Луки

думаюИ опять о молитве. Прежде чем перейти к текстам, должен сказать, что у Марка есть еще одно «неучтенное место» со словом «молитва». Это место находится в 13й главе, стих 33. К разочарованию некоторых христиан, в исходном тексте слова «молитва» здесь нет. Так что, и говорить не о чем. Переходим к текстам Евангелиста Луки.

В час каждения

Следующий отрывок для анализа – молитва какого-то странного «множества народа» снаружи храма. Тут переводчики, надеюсь, не умышленно, вводят читателя в заблуждение, рисуя несколько иную картину происходящего, нежели написано в греческом тексте Евангелия. Напоминаю, все самые ранние тексты Нового Завета имеются в наличии исключительно в греческом варианте.

Итак, давайте прочтем текст.

9 по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,
10 а все множество народа молилось вне во время каждения, —
(Лук.1:9,10)

Уже в девятом стихе нам сообщается, будто священник, в данном случае Захария, по доставшемуся ему жребию вошел «в храм Господень». Читатель, конечно же, представляет картину так. Вот стоит храм, и священник отворяет врата храма и заходит туда, а «все множество народа», это те, кто остался на улице. Несколько поправим, не на улице, а во дворе храма. Другими словами «все множество народа» это простые люди.

Но штука в том, что по жребию Захария вошел не в храм, а в «святилище». Для входа в сам храм не нужно кидать жребий. Простые левиты входят в храм и выходят для выполнения множества разных задач. Но наш герой вошел не в храм, а в помещение, которое находится в самом центре храма, в святилище, или, иначе говоря, в «святое святых». Для этого сначала надо войти в храм, потом войти в «святое», а уже потом, оттуда, пройдя через толстенную и тяжеленную завесу войти в святилище или «святое святых». Вход именно туда и регулировался жребием.

Итак, уже ясно, что описывается не вход священника с улицы в храм, но вход священника в «святое святых». При этом нет указания на то, что он сделал это, начиная со двора. Второе, совершенно не однозначно указание на народ. Снова дело в том, что под «народом» кроется древнее греческое слово, означающее преимущественно войско, бойцов, пехоту. А уже в качестве производного – зрителей, собрание, и, наконец, толпу. Значит, если Лука говорит о входе священника в святое святых, то имеет смысл понимать под «войском» или «армией» войско а) священников, которые не имели в данный момент идти вместе с Захарией, по причине все того же жребия, б) левиты, которые никогда не получали права на вход в святилище.

Если кого-то смущает сообщение о «множестве» народа, то нужно вспомнить, что речь идет не о двух трех священниках, а о целом колене Левия. Весь Израиль – это 12 колен, причем в Иудее всего полтора колена имели удел. Так вот, когда мы говорим о левитах и священниках, мы говорим об очень многочисленном колене, клане, роде. И все они работали, молились, обслуживали и т.д. тот самый храм, где происходили описываемые действия. Это была воистину армия, большая толпа людей. Вот они то и молились.

Но почему я так подробно все это разбираю? Да потому, что они делали то самое действие, которое было позволительно делать исключительно людям, имеющим на это право (в отличии от фарисеев и простых людей). Мы говорим все о том же понятии, которое понесло в себе нагрузку древнего еврейского термина, с очень четкими очертаниями. О нем мы много говорили ранее.

И вот Захарии является ангел. Но, вопреки ожиданиям, он сообщает ему о том, что его частная молитва, как молитва простого человека, услышана. Не его «царственное» моление о народе и судьбе Израиля, а его частное прошение. И здесь используется совершенно иное слово.

Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
(Лук.1:13)

Как мы понимаем, здесь ангел сообщает о подарке в виде сына, которого позже мы будем знать, как Иоанн Креститель. Повторюсь. В данном случае Бог отреагировал не на действие обличенного властью священника по имени Захария, но на человека Захарию, с его частной просьбой к Богу.

Молитва вдовы

Следующий отрывок, это молитва некой вдовы, пророчицы.

36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
(Лук.2:36,37)

Итак, перед нами Анна. Она не имеет оношения к колену Левия. То есть, не имеет права молиться молитвой власти, назовем ее так. Если так, то какой молитвой она молится?

Слово, которое переведено нам как «молитвою», это слово имеет значение просьбы, прошения, моления. То есть, эта женщина молилась так, как имела право молиться. Молиться молитвой простых людей. Все, что она может – просить. Поэтому и слово совершенно другой. Но, в нашем переводе, конечно же, мы этого не видим.

Крещение Иисуса

Здесь только Лука сообщает нам, что после крещения, Иисус молится. Почему-то ни Матфей, ни Марк, ни, даже Иоанн, ничего такого не говорят. У Матфея и Марка Иисус просто выходит из воды, и тогда Дух Святой сходит на него. И лишь через несколько десятков лет, после текстов Матфея и Марка Лука объявляет эту подробность. Меня больше даже удивляет не то, что Лука сообщил, а то, что Матфей и Марк не посчитали это за важность. Они не хотели, чтобы читатель это узнал?

Есть предположение. И для того, чтобы понять, сначала прочтем сам текст:

Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо,
(Лук.3:21)

Итак. Крестился весь народ. И Спаситель тоже крестился и молился. Иисус имеет право молиться любой молитвой, какой захочет. У него нет на это никаких ограничений. Какой же молитвой Он молится в данный момент? Правильно. Он молится молитвой власти. Здесь снова то самое слово, которое в справочнике Стронга имеет число 4336. Это значит лишь одно. После крещения Иисус Бога не просит ни о чем, не умоляет. Он что-то решает, выносит какой-то вердикт, или, более того, что-то требует, на чем-то настаивает. И в результате, как мы видим «отверзлось небо». Вот, это результат молитвы власти. Молитвы, на которую имеет право только тот, кому Бог позволил. Конечно же, Сын Божий право на это имеет.

По всей видимости авторы ранних Евангелий посчитали не раздражать скептически настроенных читателей тем, что Иисус с самого начала молится молитвой для избранных. Но, это лишь предположение.

Увидимся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.