Домом молитвы наречется

Наконец-то мы дошли до того отрывка, где новозаветное слово прямо связано с ветхозаветным. И по этому отрывку можно понять, что именно апостолы понимали под словом, так сильно распространенным в Новом Завете. Итак, вот наш отрывок.

12 И вошелИисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинулстолы меновщиков и скамьи продающих голубей,
13 и говорилим: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепомразбойников.
(Матф.21:12,13)

Итак, Иисус входит в  Храм. Причем, делает это не в первый раз. Но тут, что-то меняется. И вместо спокойного наставника рыбаков Он превращается в гневного ревнителя справедливости. Уже само по себе такое поведение вызывает много вопросов. Что случилось?

Но, давайте по порядку. В то время, как Наставник переворачивает столы и плеткой выгоняет торговцев из Храма, он постоянно что-то повторяет: «…написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». Совершенно ясно, что данный текст сокращен до необходимого минимума. Наверняка там было много и другого сказано, но на суть происходящего это уже никак не могло повлиять. То есть, смысл всего происходящего в словах Спасителя. И, все же, что случилось? Почему до этого момента Иисус в Храме вел себя спокойно? Сидел, смотрел, например, как люди приносят приношения. С кем-то разговаривал и прочее. Неужели Он не замечал торговлю?

Однозначного ответа у меня нет. Но некоторую мысль, все же, озвучу. Мы видим, что это почти финал всего Евангелия от Матфея. Я имею в виду текст, конечно же. То есть, все, что мы здесь читаем, происходит незадолго до последней пасхи Иисуса, на которой Он стал жертвенным агнцем. И, если мы читаем внимательно все, что написано у Матфея, то можем заметить, что по мере приближения этой самой пасхи, Иисус действует все более агрессивно. Он, буквально, провоцирует религиозников на то, чтобы те выполнили пророчества. С другой стороны, у Него действительно остается совсем мало времени, и ученики должны, наконец, перейти «на новый уровень». Опека над учениками заканчивается, Иисус «выталкивает их из гнезда». То, что раньше Ему приходилось делать с оглядкой на своих «желторотиков», сменилось необходимостью учить их действовать самих. Они «пишут диплом».

Итак, Иисус в Храме и действует здесь очень агрессивно. При этом, как мы видим, никакая охрана не включилась, только священники подошли и поинтересовались ( !!!), какое Он, Иисус, имеет на это право. Знаете, что я здесь вижу? Не знаю, как вам, но передо мной рисуется следующая картина.

Храм. Все идет своим чередом. Вдруг шум, гам. Если попытаться присмотреться, видно группу брутальных ребят, которые ведут себя нагло. Один из них, среднего роста, явно лидер, бьет всех кнутом и кричит что-то. Все разбегаются, кричат. Охрана? Да что может пара здоровяков против бригады боевиков? И только прислушавшись к крикам лидера можно понять, что же ему не нравится. И мы даже наполняемся к Нему симпатией. Так и хочется сказать: «Наконец-то кто-то сказал правду и встал за простых людей». Ну, еще и поаплодировать.

А священники? А что они могут. В храм ввалилась банда (с их точки зрения), против которой у них нет никаких шансов. Они, конечно, могут что-то лепетать, даже возмущаться, только, кто на них обратит внимание? Можно позвать римских солдат. Они бы быстро навели порядок. Да только одна проблема. В Храм им вход  закрыт. Впустить римлянина в Храм — равносильно осквернению Храма. Так что, разбираться придется своими силами. А своих сил, явно не достаточно. Слишком «крутая» бригада у Иисуса.

Чем вам не наши девяностые? Разница лишь в том, что кожанки в то время еще не придумали. И еще, бригада Христа действовала, не нарушая закона, а на стороне закона. Что-то типа разных национальных бригад за порядок на улице сегодня. Например, отряды казачества.

Мы поговорили о ситуации в целом, пора перейти к главной причине нашего чтения данного отрывка. Итак, Иисус цитирует текст из Ветхого Завета.

Исайя

3 Да неговорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: «Господь совсемотделил меня от Своего народа», и да не говорит евнух: «вот я сухоедерево».
4 Ибо Господьтак говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, икрепко держатся завета Моего, —
5 тем дам Я вдоме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам имвечное имя, которое не истребится.
6 И сыновейиноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имяГоспода, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердодержащихся завета Моего,
7 Я приведуна святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их[будут] благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвыдля всех народов.

(Ис.56:3-7)

Давайте посмотрим, как Исайя передает слово Божье. О чем, вообще, говорится в данном тексте? Что именно имеет в виду Иисус, и почему Он цитирует именно этот текст? Итак, в самом начале цитируемого отрывка мы читаем следующее:

Да не говоритсын иноплеменника, присоединившийся к Господу: «Господь совсем отделилменя от Своего народа», и да не говорит евнух: «вот я сухоедерево».
(Ис.56:3)

Здесь сообщение для двух категорий людей. Для «сына иноплеменника, присоединившегося к Господу» и для евнуха. Первый, как не сложно догадаться — выходец из язычников, который присоединился к народу Божьему. Второй — «сухофрукт». То есть, человек, который по общепринятому мнению не способен к деторождению. И к первому и второму человеку всегда пренебрежительно унизительное отношение. И тот и другой — чужие. Но еще через Исайю Бог говорит к тем, кого евреи считают «неполноценными» или «нечистыми», несмотря на то, что они уже присоединены или всегда были присоединены к священному народу.

Так вот, фраза, которую Иисус постоянно повторяет в Храме, это слова Бога об отверженных. Не о торговле, а о тех, кого народ Израиля отвергал. И те слова, что цитирует Иисус, говорят нам, что Храм именно им, то есть, отверженным предназначался. Здесь их место, место, где они могут (судя по смыслу ветхозаветного слова) привести свои доводы перед Богом, место, где Бог их собирается слушать.

Иисус произносит слова Бога, которые сообщают, что Бог собирается именно этим отверженным, при условии, что они чтут Бога, дать лучше место в Храме, и лучшее имя. Под именем понимается почет, слава. Но самое главное, не просто лучшее имя и место, но лучшее, по сравнению с самими евреями!

Бог утверждает, что Он приведет их в Свой дом и «обрадует» их. И Дом Его будет называться домом молитвы для всех народов. И главное здесь не то, что Его дом — это дом молитвы. А то, что это дом молитвы «для всех народов». Именно «всенародовость» является здесь главнейшим посланием в пророчестве Исайи. Причем, под «всеми народами» подразумеваются те, которые с точки зрения праведного еврея нечисты. То есть иноплеменники и евнухи.

И вот, Иисус в Храме, со своим «боевым отрядом». Что Он должен видеть в Храме? Он должен видеть исполнение пророчества, где разные иноплеменники, принявшие веру в Бога, и евнухи находят утешение, и славу. Но вместо этого Он видит торговцев и «святых». Здесь нет ни одного иноплеменника или евнуха. По-простому здесь нет никого, кто был бы недостоин. То есть, именем Божьим прикрываются не те, кому обещано, а те, от кого и хочет защитить Бог тех самых иноплеменников и евнухов.

Итак, почему же Иисус вышел из себя? Первая мысль, которую я уже озвучил — ученики готовы перейти на новый уровень. Вторая — ученики уже стали настоящим боевым отрядом. Это не сборище плачущих и слабых поклонников, это отряд, способный к некоторым действиям. Конечно, от них этого не требуется. Конечно, Царство Божье не в мышцах и не в кулаках. Однако через вот такую, странную, на первый взгляд, акцию Иисус уже показывает, ради кого вообще все делается. Иисус и его боевой отряд пришел сюда защитить простых и отверженных. Дом этот создавался для них, а не для того, чтобы этих несчастных обирать и прессовать.

До встречи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.