Таланты? Какие таланты?

думаюМожет показаться, что тема о талантах не связана с понятием Царства Божьего. Но, позвольте не согласиться. Притча о талантах, как ее сегодня называют, звучит внутри одной горячей речи Иисуса, которая появилась в результате посещения Храма, где Мессия объявил вождям народа израильского о том, что среди них Бога больше не будет. Теперь Божий Храм, это храм человеческих вождей, и он с того момента «оставляется пуст». Все это было сказано в очень сильном гневе. В том же гневе Иисус произносит свое проклятие на Храм, говоря, что от него не останется камня на камне. Немного спустя, тот же гнев изливался на тех же вождей народа, но уже посредством ушей апостольских. Иисус передает им свой гнев, чтобы они его несли и не остывали. Иначе Он был бы сдержаннее.

В своей речи он говорит, что даже само Царство Божье будет «фильтроваться», как отфильтрованы были пять лишних дев. Он говорит, что приход Его Царства для противников Иисуса станет страшным днем. Но до того момента Он предупреждает Своих учеников, чтобы те прятались, бежали в горы, потому что гнев, который изливает Иисус сейчас, в словах, в скором будущем будет изливаться на Его народ, предавший Бога. И Его гнев будет ужасен и неумолим. Потому что для народа, предавшего Бога, будет тесно на Земле.

Он уточняет, как Бог отбирает верных. Он «поймает» их за руку. Делал добро, верный раб, делал зло, получи по заслугам. Двое на поле работают. Настроение не благое, самое время посмотреть, как ты славишь Творца. Вот тут и будет экзамен. Двое у жерновов. Пыль, жара. Вот самое время обнаружить верность и наделить верных Божьим Царством (властью).

И тут же, внутри той же речи, в том же потоке гнева в адрес вождей, в том же потоке наставления в гневе апостолов, которые обязаны были в любви к людям понести ненависть к предателям Божьей милости, в той же речи звучит, как часть всего этого потока, притча о так называемых талантах.

Тут нужно внести пару пояснений. Когда современный человек читает слово «талант», он, будучи грамотным человеком, обращается к справочнику. И справочник ему говорит, что талант — это единица веса, которой мерили золото. Как сегодня, единицей веса является грамм. Грамотный человек узнает, что речь идет о единице веса, говорит: «А! Понял!». А дальше делает стандартную ошибку. Он решает, что это интересный факт, и со знанием дела, возвращается к современному понятию таланта, как одаренности человека, которая аналогична ценному подарку.

Но в чем тут ошибка, спросит кто-нибудь. А ошибка в том, что Иисус вообще не имел понятия о том, что мы сегодня это слово так будем понимать. Потому что мы сегодня тут же делаем вывод. Речь идет о Божьих дарах и дарованиях аналогичных талантам. Иначе говоря, каждый раз, рассуждая о «талантливой» притче, мы тут же начинаем говорить о способностях к рисованию, к музыке, к убеждению, да мало ли к чему. Но каждый раз мы говорим о талантах, как о том, что мы сегодня понимаем под этим. Мы становимся заложниками образа, вложенного в наше сознание с молоком матери.

Но ни у апостолов, ни у Самого Учителя такого клеше не существовало. И Он не говорил о талантах в нашем понимании. И пока мы не разорвем эту зависимость, нам будет сложно увидеть настоящий смысл сказанного.

Так о чем же Он говорит? Давайте так. Талант, это кусок золота. Это не способность, ни денежная единица, ни возможность, ни умение петь, танцевать, рисовать или играть на балалайке. Это банальный кусок золота. Все! Не поймем этого, дальше идти нет смысла.

Хорошо, если понятно, движемся.

Совсем забыл, нужно же позволить прочесть саму притчу. Вот она:

14 Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18 получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего.
19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
(Матф.25:14-30)

Так. Теперь вторая вещь, которую нам предстоит очертить. Господин, отправляясь в дальнюю страну «призвал рабов своих». Не знакомых, не друзей, не прохожих с улицы. Он призвал своих рабов. Что это нам дает? Да то, что хозяин рабов знает их. Они у него не первый день. Они какое-то время работали у него. Пока хозяин был с ними, все было нормально. Они усердно выполняли свои обязанности. Именно благодаря тому, что за это время заметил хозяин, он выдал им нагрузку.

Давайте еще раз. Хозяин позвал к себе тех, кого уже успел изучить. Но до сих пор они всегда были под присмотром. Они всегда были под надзором. И под наблюдением хозяина, они проявляли себя каким-то образом. И проявляли себя так, что он решил доверить именно им свое хозяйство.

Я не думаю, что он позвал всех своих рабов. Тут надо понимать. Если у хозяина есть восемь (!!!) кусков золота, то, наверное, у него есть и достаточное количество рабов. А теперь еще одна ошибка, которую делают комментаторы. Как правило, хотя я могу ошибаться вследствие того, что просто физически не могу слышать все проповеди, проповедники говорят о вложении денег во что-либо. И в качестве примера говорят о вложении в банк, на депозит. Ребята, вы знаете Писания. И знаете следующее:

Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что [можно] отдавать в рост;
(Втор.23:19)

В рост  разрешено давать только иноземцам. То есть, в обычных случаях вложения финансов, чтобы финансы делали финансы — это грех, который наказывается Богом. Я хочу сказать, что рабы не могли делать ничего подобного. И от них ожидалось совсем не это. Когда данные слова говорил Иисус, ни у кого не возникало вопросов. Все Его прекрасно понимали. Это у нас проблемы, потому как мы несколько иначе понимаем жизнь.

Итак, хозяин дает рабам не деньги. Он дает драгоценный металл. Это говорит нам о том, что данный богатый человек занимается какими-то операциями именно с металлом. И на этом зарабатывает деньги. На которые потом закупает металл еще. Что именно он делает с металлом? Судя по тому, что он говорит последнему рабу, когда вернулся из поездки, можно сделать простой вывод. Он им торгует. Данный человек торгует золотом. Вот и все.

Рабы, которым он дал куски золота, всегда вместе с хозяином выполняли все операции по купле и продаже золота. Они были опытные. Первый опытнее всех, второй менее, третий, возможно, либо самый молодой, либо самый неумелый. Хотя, если учесть то, что хозяин и ему дал кусок золота, то, возможно, подавал какие-то  надежды.

Итак, первый, которому было доверено пять кусков, оправдал надежды. Он правильно распорядился металлом и заработал на операциях с металлом в два раза больше. Второй так же в два раза больше, но ему было меньше доверено. Третий так же прекрасно знал, что надо делать с куском желтого металла. Он делал это уже. Пусть, возможно, не большой, но какой-то опыт он имел.

Но что он сделал? Если бы хозяин был рядом и наблюдал бы за работой раба, он бы совершенно точно, понимая, что за ним следят, заработал бы господину еще кусок золота. Но хозяин удалился. И раб расслабился. Зачем напрягаться. Хозяин же не видит. Главное, чтобы не в убыток. Так зачем работать, если можно просто спрятать, а потом отдать. А то, ненароком, ограбят, или что еще. Ведь тогда не сносить ему головы. От греха подальше, спрятал.

Итак, все время до отъезда господина, рабы выполняли работу господина. Торговля золотом, это его дело. Они в нем участвовали все время. Они знают, чего хочет господин. Они знают, как нужно все это делать. И одни остались господину верными. А третий оказался лицемером. Знал, что нужно делать, но не стал. Сходил, искупался, позагорал, попил, поел, сны посмотрел, и, вот он, нарисовался, не сотрешь. Герой веры.

И вот, в чем его обвинять? Он же не перебежал к другому господину! Да как он мог. Он же раб. Его верность была проверена другим. Хозяин полагал, что его рабы его как минимум почитают. А возможно и любят. Ведь не каждому рабу хозяева доверяют золото кусками. Ну, хоть какая-то благодарность должна была быть. Но нет. Ни благодарности, ни почтения, ни тем более любви не обнаружилось.

И такое открытие, как выяснилось, можно сделать, позволив рабу побыть свободным. Разве он не был свободен, пока хозяин отсутствовал? Был. Именно здесь, в свободе, проявилось его отношение к хозяину. Он не уважает его. Он его боится.

Мои очень близкие друзья когда-то, в тяжелые времена, работали прислугой в Испании. И один из дней в неделю все русскоязычные «слуги» собирались на определенной площади, чтобы обменяться информацией, узнать, где можно подработать, какие хозяева ищут рабочих и т.д.. Так вот, по их словам, они узнали там, что, например, большая часть русских и испанских «господ» слуг ни во что не ставят. В то время, за благо считалось попасть в услужение британцам, которые слуг сажали за один стол с собой и относились к слугам как к членам семьи.

О чем я? В притче Иисуса перед нами господин, который относится к рабам с доверием. Но третий раб, воспринимает хозяина так, будто он «русский» или «испанец», в худшем понимании. Что чувствует господин, когда узнает такое к себе отношение?

А теперь, смотрите, что делает господин: «…а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю…». Возможно, кто-то скажет: «Так ведь это хорошо! Раба на улицу выпустили!». Действительно, может быть рабу надо радоваться? Ведь многие только и мечтают, чтобы оказаться на улице, а не в рабстве. И тут включается следующий стереотип, который нам вбили в голову, будто гвоздь десятку, который трудно выдрать.

Нас научили, что рабство однозначно плохо. Но, при этом, никто не упоминает о том, что все современное общество живет в нем. Только форма другая. Но нам рисуют страшные картины избиения рабов. Проповедники рассказывают, как евреев мучили в Египте, например.

Это все правильно. Такое есть. Но есть и другое. Например, в Законе есть совершенно ясный закон для тех рабов, кто хочет остаться рабом навечно. Вдумайтесь в смысл фразы. Есть закон, который позволял (!!!) рабам оставаться рабами. Дело в том, что, если еврей оказался рабом у другого еврея, то в юбилейный год он должен быть отпущен. И вот тут выясняется, что далеко не все рабы радуются такому счастью.

Но, хорошо. Хочешь быть рабом, будь им. Чего проще. Ан нет. Закон дает странное указание. Если уж действительно хочешь остаться рабом, то тебе придется «прибить ухо к косяку». Упс! То есть? А иначе никак? А иначе никак! Но почему я не могу просто остаться рабом? Потому что ты должен быть свободным.

А теперь подумайте. Что происходит с людьми, если пришлось придумывать закон? Закон не появляется, если нет прецедента. То есть, еврейские люди столкнулись с реальной нуждой. Многие хотели при наступлении юбилейного года оставаться рабами! Нам это трудно понять, потому что мы живем в мире информационной атаки. Нам внушают, что рабство однозначно плохо. И в большинстве случаев я с этим соглашаюсь. Но так же известна масса случаев, когда после смерти хозяев слуги оказываются буквально в горе. Потому что им не нужна свобода в том виде, в котором им предлагается. Им в рабстве было уютнее, сытнее, теплее.

Так вот, Иисус приводит нам в пример господина, и не объясняет ничего. Ничего не говорит, что этот хозяин добрый или злой. Не говорит так же, что хозяин «жнет, где не сеял». Ведь это не Иисус говорит, Он, как бы, цитирует слова неверного раба. А слова неверных — неверны. Но почему Иисус не объясняет? Да потому, что апостолам и так все понятно. Для них это не сложно. Они это наблюдают всюду. Они видят множество таких господ, рабам которых относительно комфортно живется. Тем более у господ, которые доверяют своим рабам куски золота. И от таких рабов уйти, значит потерять стабильный заработок, питание, кров, опеку. А еще хуже, попасть действительно в рабство к тому, кто жнет, где не сеял.

Такой раб действительно оказывается во тьме внешней. И все, что его ждет — плачь и скрежет зубов, то есть тяжелейшее сожаление о своей глупости и гнетущее чувство безысходности.

Итак, все это Иисус говорит апостолам, имея в виду тех вождей народа. Но говорит так, чтобы они запомнили на всю жизнь, как легко все потерять. Первосвященники и старейшины народа, это те самые рабы, которым было доверено дело Господина. Но именно они, вместо того, чтобы развивать Его дело, заботиться о Его рабах, исполняя все так, как нужно, заботились только о себе, кормили только свое тело. И этим рабам было очень и очень уютно в своем рабстве. Теперь, Иисус лишил их права быть Божьими рабами. Отправил их во тьму внешнюю. Пусть локти кусают.

И это должно стать уроком для апостолов. Если Бог так поступил со Своими рабами, то как Он поступит с неверными рабами, пришедшими на их место?

Прочтемся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*