Вот оно!

думаюОчень хочется быть кратким. Но, видимо, у меня нет такой сестры. А главное, потому, что я пишу в первую очередь самому себе. И, пока до меня самого не дойдет, мне нужны слова. Не поняли. Ну и ладно.

Итак. Мы только что читали о жестких требованиях Иисуса к ученикам. И даже попытались понять причины такой жесткости. Действительно, возлюбить Учителя больше чем своих детей, это что-то. Но вот Матфей нам открывает другую сторону. И мы здесь попытаемся рассмотреть два случая, как мне видится, полностью покрывающие жесткость требований. Давайте посмотрим на первый момент. 

1 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.
2 Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.
3 Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
4 как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?
5 Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
6 Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;
7 если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных,
8 ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
(Матф.12:1-8)

Итак. Что же тут произошло? И Сам Спаситель и Его ученики принадлежат к божьему народу. Каждый еврей обязан исполнять 613 заповедей. И среди этих заповедей есть регламентация поведения в субботу. Так вот, в субботу, как это всем известно, еврей не должен делать никакую работу. По этой причине даже еду готовят заранее, до наступления вечера пятницы. Ведь еврейская суббота начинается с заката солнца в пятницу.

Я уже не берусь рассуждать, как такое стало возможным, что ученики позволили себе подобную выходку. Но факт, есть факт. Ни один еврей в здравом уме не позволил бы себе ничего подобного.  Но, похоже, ученики совсем потерялись среди событий, происходящих вокруг своего Наставника. Может, даже, они потеряли счет дням, и у всех была суббота, а у апостолов четверг. Мы этого не знаем. Но что мы знаем, так это тот факт, что ученики начали срывать колосья и есть.

Нет никаких проблем с процессом поедания. Проблема с работой. В данном случае – срывание колосьев. Современные иудеи считают страшным грехом даже нажатие кнопки в лифте в субботу. А эти ребята делали что-то более ужасное.

Обычно, когда мы читаем эту историю, мы обращаем внимание на доказательство Иисуса, которым Он дает право ученикам так поступать. Но вот чего мы не замечаем. Мы не замечаем, или не хотим понять, что на самом деле ученики никакого права на это не имели. Это действительно было прямым нарушением закона.

Это вообще было немыслимо в еврейской среде. Поэтому, когда фарисеи обнаружили, что ученики Иисуса срывают колосья, они были просто в шоке. Возможно в таком же шоке вы оказались бы, если увидели бы трехмесячного ребенка курящего трубку, или девушку справляющую нужду в центре городской площади. Для любого еврея того времени то, что делали ученики на поле в субботу, было именно таким взрывом мозга.

Заметьте. Иисус Сам никаких колосьев не срывал и ничего такого не ел. Матфей совершенно ясно дает нам понять, что это позволили себе только Христовы ученики. Фарисеи никаких претензий к поведению Учителя не имеют в данном случае. Все претензии к Учителю связаны только с учениками. Почему Он им это позволил.

Как бы еще понятнее нарисовать картину? Представьте себе, что вам доверили класс вашего сына или дочери отвезти в музей. И вот вы впереди с флажком, а дети, распределенные по парам идут за вами. И вот, в самом конце процессии есть какой-то безответственный ребенок, которого вам спереди не видно. А он идет позади всех и творит какие-то гадости. И вот, сердобольная женщина замечает поведение вашего подопечного и догнав вас говорит вам, что-то подобное: «Вот, ученики твои творят, чего не должно!».  Ну, ведь, он (ученик) действительно не прав. Он действительно ведет себя отвратительно. Что вы будете делать? Правильно, скорее всего, вы, если вы воспитанный человек, скажете женщине, что благодарны за их бдительность. А этому ученику достанется на орехи. Например, родители будут поставлены в известность. Или, вы просто возьмете его за руку и будете держать его все время рядом с собой, чтобы не натворил чего-нибудь еще.  Ведь так подобает поступать. Правда, ведь?

И вот, возвращаясь к нашей истории, фарисеи в шоке от увиденного. На поле приземлилось НЛО. Идут эти ученики и, Боже!… Они нарушают одну заповедь из главной десятки. И вот какая реакция Иисуса. Вместо того, чтобы сделать выговор ученикам за ненадлежащее поведение, Он кидается на фарисеев. Он находит такие доводы, с которыми не могут спорить «знатоки Писания».  Но, братья, положа руку на сердце, под эти доводы можно подвести вообще любое нарушение Закона. Ну и что, что Давид такое сделал? Что это дает? Да ничего это не дает. Да, к Давиду была явлена милость. Но ведь милость никогда не освобождает от ответственности. Милость покрывает проступок. Милость не дает права нарушать Закон. Милость снимает вину за уже совершенное.

Благодать не освобождает учеников от исполнения Закона. Она отменяет наказание за Его нарушение. Вы чувствуете разницу? В данном случае я имею в виду ситуацию с учениками евреями. С учениками, которые взяли на себя обязанность исполнять весь Закон. Они в этом клялись Богу. И позже, когда апостолы решают, как быть с христианами из язычников, они говорят, что на них не нужно накладывать такого же ярма, как на них самих. Они не евреи. Они не клялись Богу в 613 законах. От них не требуется обрезания. Даже наоборот, попытка обрезать язычников Павлом рассматривалась как анти-христианство.

Но, одно дело язычники. Другое дело – евреи. Они то клялись. Они то обещали. Но да будет ваше слово «да», «да» и «нет», «нет». А все, что сверх – от лукавого. Иисус же здесь защищает не язычников. Он встает на защиту тех, кто обязан был знать, что можно, а что нельзя делать в субботний день. И вот то, что Он сделал, открывает нам Иисуса с особенной стороны.

Иисус сказал, что из Закона не исчезнет даже самая малая буква, пока не исполнится все. Он там же сказал:

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
(Матф.5:19)

На самом деле, все просто. Иисус не отменяет Закон, когда закрывает грудью проштрафившихся учеников. Он ПОКРЫВАЕТ их преступление. Причем и Он Сам считает, что это преступление. Я говорю это, исходя из Его же слов, приведенных выше. Он ПОКРЫВАЕТ их. Он находит доказательства, с которыми трудно спорить. Но и даже те доказательства, если смотреть внимательно, не позволяют ученикам так себя вести. Но ведь Иисус и не говорит, что им можно. Но что Он говорит?

Смотрите. Вот Иисус приводит историю с Давидом и хлебами. Что здесь такого? А то, что Давид не имел на это права. Но ему не было это вменено в вину, потому что ему была дана милость. Не право! А милость или благодать! То есть, он, Давид, сделал преступление. Но Бог распорядился не наказывать. А дать пищу, сняв всякую с него вину. Но позвольте мне спросить. А что было бы с другим человеком, решившимся на то же самое? Что было бы с тем, к кому Бог не благоволил бы так, как к Давиду? По-моему, ответ очевиден. Он понес бы на себе все тяготы наказания. А если еще точнее, то был бы убит.

После этой истории Иисус говорит о священниках, которые в субботы нарушают субботу. Да! Они нарушают. Но не ради сиюминутной нужды. Не ради перекуса. А по причине своей обязанности. Они ДОЛЖНЫ исполнить свою работу независимо от дня недели. А если говорить еще точнее. Именно в субботы им надо делать то, что для другого простого человека будет нарушением. Это их работа. И по этой причине, с них снимается вина за нарушение, которое они не могут не сделать.

И вот, когда Иисус рассказал эти две истории, Он подводит некий итог. И вот этот итог сразу все расставляет по своим местам.

7 если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных,
8 ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
(Матф.12:7,8)

Вот о чем Он говорит. Он говорит о милости. О МИЛОСТИ! Не о правах. Не о том, что ученики имеют право так поступать. Он говорит о милости. О милости к Его ученикам, которую Он проявляет. И проявляет Он эту милость к ним тем, что нападает на фарисеев. Он защищает их как своих детей. А ведь совсем недавно Он совершенно жестко указывал на требования, которым должны соответствовать Его последователи. И мы поражались этим требованиям. И вот, ученики опозорили Учителя, подвели «под монастырь». Дали повод «ищущим повода». И Учитель нападает не на виновных, а на тех, кто требует справедливости. Но вот справедливость Иисуса. Те, кто Его, что бы они не делали, будут под защитой. И это уже то самое, что позже Иисус озвучит: «любите друг друга так, как Я возлюбил вас».

И, совсем кратко о втором случае. Это случай описан в той же главе. В конце ее. Помните? Мать Иисуса идет забрать «вышедшего из Себя» Сына. Идет вместе с Его братьями. И что говорит Иисус?

48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
(Матф.12:48-50)

Иисус этой краткой фразой буквально отрекается от Марии как от матери. И, если вы помните, никогда ни в одном из Евангелий Иисус не называет Марию Своей Матерью. Но всегда – женщина (в синодальном переводе «жено»). А кого Он поставил на место матери и своих братьев? Правильно – учеников. А теперь вопрос. Не кажется ли вам, что Его требование любить Его больше чем своих родителей или даже детей является отображением Его собственной любви к ученикам? От учеников Он требует, потому что Сам уже сделал это. И вот такое отношение, является Его приказом к исполнению: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас».

Вот оно!: 9 комментариев

  1. Спасибо.Да,это — логично.Но, «по Закону они все равно виновны».Неужели наш Отец Небесный .когда заповедал не совершать никакой работы в субботу ,имел ввиду,что даже растереть походя несколько колосьев — уже работа ,грех?! Скорее ,это всё же фарисейские перегибы.

      • Сам не ест ,но и учеников «грешащих» не одёрнул.Если они нарушали Писание,то Иисус прореагировал бы!А то,что не ест,так это ,на пример, как отец ,когда с детьми идёт,всё же отличается от них в своих проявлениях ( меньше прыгает,меньше дурачится……более способен потерпеть до обеда).

        • Зависит от того, видел Он это или нет. Если Он идет впереди, что делают апостолы сзади, не известно. А Он, судя по всему, именно впереди обычно и ходит.

  2. Но ведь Иисус не посчитал учеников нарушителями закона ( «…то не осудили бы невиновных. » ). Нестыковочка получается.

    • smile. Забавно. А как еще можно защищать людей? Единственный способ, это доказать их невиновность. Это Он и делает. Но это НЕ ЗНАЧИТ, что они действительно невиновны.

    • А теперь внимательнее прочитай этот стих и следующий. (7 и 8). Обрати внимание, на чем здесь Иисус основывает их невиновность. На том, что Он, Иисус, является господином субботы. Т.е. Он решил, что они невиновны. Иначе говоря. Есть закон, по которому они виновны. Но так как Иисус господин закона (субботы), то Сам решает, кто нарушил Закон, а кто нет.

    • Причем решает независимо от Закона. Он так захотел, и Закон Ему не указ. Но по Закону они все равно виновны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.