Как Я возлюбил вас. А как?

думаюЗачем.

Действительно, зачем я хочу рассмотреть эту тему? Если послушать современных христиан, мы услышим речи о любви. Мы должны любить. Если сегодня кто-то обижается на ту или иную церковь или пастора, то чаще всего эта обида оправдывается отсутствием этой самой любви. Так прямо и говорится: «У вас нет любви». И, законно, возникает вопрос, о какой любви идет речь? И вот, тот, кого обвиняют в отсутствии любви пытается ответить на вопрос, чего вам еще нужно?

С другой стороны любовь бывает двух типов: заповедью и плодом. О плоде написано в послании апостола Павла Галатам. Плод и есть плод. От меня он не зависит. А вот заповедь, дело другое. Если плод проистекает целиком и полностью от Духа Святого. То заповедь от нас. Причем заповедь любить друг друга дана до того, как ученики, которым была озвучена эта заповедь, получили этот самый Дух Святой. Таким образом, в рамках этой работы, меня интересует только любовь, как заповедь. То есть, что именно зависит от меня?

Зачем это нужно? Это важно по одной причине. Всего Иисус оставил нам 2 (!) заповеди. Первая – верить в Него, в то, что Он в Отце и Отец в Нем. Вторая- любить друг друга, как Он возлюбил учеников. Именно исполнение этих двух заповедей дает нам шанс увидеть Иисуса, как Он есть и стать подобными Ему. Другими словами,  это и есть средство встретить Его, дождаться Его явления.

Что я могу сделать, чтобы понять Его любовь к ученикам? Все, что у меня есть – это их слова. Именно внимая их текстам можно увидеть, в чем Его любовь проявляется, а в чем нет. И, я предвкушаю сильное разочарование многих любителей любви. И главная причина вот в чем.

Разочарование в душевной любви

­­Апостол Иоанн в своем послании пишет буквально следующее.

Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.
(1Иоан.3:16)

Если оторваться от общего «благодатного» настроения, с которым мы обычно читаем эти слова, и прочесть эти же слова открытыми глазами, мы увидим следующее. До тех пор, пока Иисус не положил Свою жизнь за апостолов, они НЕ ЗНАЛИ, что Иисус их любит. Другими словами, пока апостолы ходили за Спасителем, они не замечали каких-либо признаков этой самой любви. Я так скажу, те люди, которые ушли из церкви по причине отсутствия в ней любви, точно так же ушли бы и от Иисуса. Если бы Сам Иисус был их пастором, они обвинили бы Его церковь в отсутствии любви и покинули служение.

Если это вас не убедило, посмотрите на Евангелие от Марка. Найдите хотя бы одно место, где Иисус учит учеников любить. В этом Евангелии даже заповедь любить не звучит. Иисус произносит слово «любить», цитируя две главные заповеди. Один раз в притче, называя возлюбленным Сыном Себя. Бог Отец называет Иисуса возлюбленным Сыном дважды. И сам евангелист Марк называет реакцию Иисуса на слова юноши, который с детства сохранил закон, любовью.  Но нет ничего для учеников. Иисус на протяжении всего Евангелия от Марка не учит и не заповедует ученикам любить. Это обстоятельство вводит в некоторую оторопь. Как же возможно такое? Как может быть Евангелие любви без любви?

И ответ один. Мы что-то не понимаем. И первое, что мы не понимаем, это значение слова, переводимого нам как «любовь». Мы знаем, что в древнем греческом языке есть несколько разных слов, которые на русский переводятся этим словом. Там есть и «филиос», и «эрос». Но мы здесь рассматриваем лишь «агапе».

Вот целью данного исследования и является выяснение Христовой агапе. Как именно Он любил своих учеников? И отсюда можно будет понять, как именно мы должны, следуя заповеди, любить братьев. Потому что Его добавка «как Я», является очень важным фильтром. Мы, как современные христиане, все гребем под это понятие. Жены требуют к себе от мужей агапе. Мужья от жен. И затевают религиозные войны внутри семей, потому что не видят друг от друга этой любви. Человек приходит в церковь. Ему говорят, что мы должны агапе друг друга. И вот, человек смотрит по сторонам в ожидании этой самой агапе, но, видит ее недостаток. Отсюда критика.

Да и мы, пытаясь любить безусловно и жертвенно, надрываемся и с болью в сердце кричим, что сил наших больше нет. И вот уже руки опустились, вот уже разочарование во Христе. И вот уже вчера замечательный и старательный брат, проклиная всех и вся, уходит в мир. А те, что помягче от природы, понимая невозможность, мечтают попасть в первую церковь: «Вот где была любовь!».

Итак, как проявлялась в жизни Иисуса Его агапе? За основу я возьму Евангелие от Матфея. Почему? Да не знаю. Может потому, что у Матфея есть больше подробностей, чем у Марка. А может потому, что его Евангелие нацелено на людей, знающих Писания. Ну и, возможно, потому, что оно, как и Евангелие от Марка, написано раньше всех. И, потому, евангелия от Луки и Иоанна – это дополнения и разъяснения в большей степени, чем Евангелия по сути. В общем, начинаю с Матфея, потому что так хочется.

Я постараюсь затрагивать только те места, где, как мне кажется, можно обнаружить Его агапе. Ведь именно ради Его любви и затеяна эта работа.

Идите за Мною

Если Иисус ярко заявил о Своей любви к нам через Свою смерть на Голгофе, значит эта любовь была у него все время. Другими словами Его любовь так или иначе проявлялась в течение Его земного служения. Меня же интересует именно Его любовь к ученикам. Ведь заповедь Иисуса звучит не так: «…любите друг друга как Я возлюбил людей». Направление Его заповеди указано четко: «…как Я возлюбил вас». А говорил Он это исключительно апостолам. Вот и выходит, что Его любовь нам надо искать в Его отношениях со своими учениками. Первое, что приходит на ум, это встреча Иисуса с учениками на море Гилилейском.

18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,
19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.
21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.
22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
(Матф.4:18-22)

Может возникнуть вопрос. А чего здесь такого, что говорило бы о Его любви к Ученикам? Ответ прост. Пока не знаю. Я же не пишу учения. Я исследую. Это и для меня вопрос. Как звучит сегодня одна распространенная шутка: «Ты видишь суслика? Нет? И я не вижу. А он есть». Видим ли мы здесь любовь Иисуса? Прямо в лоб, я ничего не вижу. А она есть. Давайте попробуем ее обнаружить.

Для начала давайте разберемся в самой ситуации. Кто уже много читал из того, что я написал, знает эту ситуацию хорошо. Но для остальных дам немного пояснений. Итак, вопреки христианским мифам о чудесном обращении рыбаков на море, ничего чудесного здесь не было. Если мы читали внимательно все Евангелия, то знаем, что между тем, как Иисус вышел из пустыни, и историей с обращением рыбаков прошло немало времени.

Совершенно точно, что после выхода из пустыни, так же не известно, сразу или нет, была встреча учеников Иоанна со Спасителем.

35 На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь?
39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
40 Один из двух, слышавших от Иоанна [об Иисусе] и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
(Иоан.1:35-40)

Как видим, вот действительно первая встреча Андрея и автора Евангелия от Иоанна с Учителем. А в предыдущем отрывке мы прочли, что именно этот Андрей и именно этот Иоанн были на рыбалке, когда Иисус их позвал. А если продолжать чтение Евангелия от Иоанна, то увидим, как в эту группу добавляется и Петр. Все эти герои знакомятся с Иисусом задолго до рыбалки на Галилейском море.

Эти ребята не просто знакомы со Спасителем. Они уже были у Него дома. Вели какие-то беседы. А возможно и входили в число первых учеников. Не понятно только, почему они оказались опять в своих лодках. Здесь можно только предполагать. До сих пор я полагал так, что отчасти и подтверждается Писанием. Они пошли за Иисусом, оставив Иоанна крестителя, но Он, до взятия Крестителя под стражу не начинал учить. Мало того, Он даже не проповедовал, пока Иоанн не ушел со сцены.

Но есть и другое предположение, которое на данный момент мне кажется более убедительным. Оно строится на том, что вот эти первые ученики Иисуса сначала были учениками того самого Иоанна Крестителя. Узнав от своего учителя, что именно вот этот Иисус является Тем Самым Агнцем, Который возьмет на себя грех мира, они познакомились с Ним и даже были у Него дома. Однако, так как Иисус, по всей видимости, не проявил какого-то видимого желания взять их в ученики в тот момент, они вернулись к Крестителю. И до тех пор, пока Креститель оставался на свободе, были его учениками. А на море они очутились потому, что Иоанна схватили, и ученики Крестителя оказались у разбитого корыта.

Попробую рассмотреть именно этот вариант. Он мне кажется более убедительным в свете поставленной мною задачи, увидеть Христову любовь к Его апостолам. Итак, к чему я клоню. Я попытаюсь нарисовать некую картинку в воображении, чтобы взглянуть на происходящее с большей ясностью.

Итак, Иисус возвращается из пустыни. И какое-то время Он не набирает учеников. Он даже не проповедует. Он буквально не говорит: «Покайтесь».

12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан [под стражу], удалился в Галилею

17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
(Матф.4:12,17)

Надеюсь, кристально ясно, почему я говорю, что Иисус не проповедовал и не учил никого, до тех пор, пока Иоанн не был схвачен и посажен в темницу. Повторю еще раз. Иисус возвращается из пустыни и какое-то время не учит и не проповедует. В это время параллельным курсом действует другой учитель – Иоанн Креститель. И среди его учеников мы обнаруживаем братьев Громовых, т.е. Иоанна с братом. Иоанн – автор Евангелия от Иоанна. Там же мы видим Петра с его братом Андреем. То есть все те рыбаки, которых Иисус позвал следовать за Собой, и кому пообещал, что сделает их «ловцами человеков», были до известного момента последователями Иоанна.

Так вот. Иисус идет, за Ним увязываются Андрей с Иоанном. Они знакомятся с Иисусом и проводят у него дома какое-то время. Мало того, они после общения с Ним находятся под таким впечатлением, что тут же пробегают по своим родным и знакомым с сообщением, что они нашли Мессию!

Итак, между Иисусом и Его будущими учениками, а пока учениками Крестителя, завязываются какие-то отношения. А какие отношения я подскажу. Помните? Когда Марк описывает приход юноши к Иисусу, который хочет за Ним следовать, Учитель спрашивает его о заповедях. И Марк нам сообщает, что Иисус «полюбил юношу».

Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
(Мар.10:21)

Мы бы, наверное, сказали не «полюбил», а «юноша понравился Ему». Но беда в том, что здесь использовано все то же чудесное слово «агапе». Иисус «агапе» юношу. Почему Он полюбил юношу? Потому что юноша что-то проявил. Например, он сказал, что сохранил от юности заповеди. То есть, этот юноша, искренне верующий в Бога человек. А таких Иисус любит. Много нужно было времени, чтобы Иисус полюбил этого человека? Совсем нет. Иисус лишь услышал что-то из уст юноши, и этого оказалось достаточно.

И вот, мы читаем, что ученики целый день (!) провели в гостях Иисуса. И это не случайные ребята. Они уже ученики Иоанна. И это говорит о них как о людях, жаждущих Божьей Славы. И то, с каким восторгом они потом говорили своим друзьям: «Мы нашли Его!» — говорит что-то о том, что это общение с Иисусом для них стало событием.

Но в планах Иисуса на тот момент не было еще набирать абитуриентов. Он чего-то ждал. И мы знаем теперь, чего Он ждал. Он ждал, когда с Его пути уйдет другой возлюбленный Им человек. А именно сам Иоанн Креститель. Все это время Иисус находится в Иудее. Он ждет своего времени. Причем событие у Иордана уже произошли. Уже спустился голубь и Отец объявил всем, что Иисус – это Его Сын возлюбленный. Правда, ради справедливости нужно уточнить. Отец то объявил, а Иоанн, подтвердил это лишь после того, как Спаситель вернулся из пустыни.

Идем дальше. Иисус ждет, когда Иоанн закончит «мешаться». Потому как с появлением Иисуса миссия Иоанна должна была завершиться, а Креститель все продолжает и продолжает крестить. В то время как сам Креститель свидетельствовал, что пришел на Иордан с одной целью – встретить Мессию.

Наконец Иоанн уходит с арены. Правда, уже не по своей воле, а, скорее, вопреки своей воле. И Спаситель, наконец, получает возможность начать свое служение. Однако, вместо того, чтобы оставаться в Иудее и там стартовать свою семинарию, он уходит в Галилею.

И это тоже понятно. Если бы Иоанн ушел тогда, когда должен был, у Иисуса не было бы никаких проблем. Он спокойно начал бы свое служение сразу с Иерусалима. Но Креститель накуралесил со своими политическими обличениями и, буквально, перекрыл воздух Спасителю. Итак, Иоанн Креститель в темнице. Его ученики разбросаны. Андрей с Петром и братья Громовы так же уходят из Иерусалима и возвращаются на родину. Там вместе с отцом братьев Громовых садятся в лодки и удят рыбку.

И вот Иисус идет мимо. Шел ли Он там случайно или целенаправленно, сказать трудно. Но Он увидел Своих старых знакомых. Он знает их уже. Он уже их «полюбил». И Он знает, что до сих пор они учились у Иоанна. Он знает так же, что если они оказались здесь, на море, а не остались в Иерусалиме, значит, их сердца разрушены. Они надеялись на приход Мессии. Но Мессия, почему-то их в ученики не взял, когда они «нашли» Его. А Иоанн вообще постоянно сомневался в том, что Мессия – Иисус. В общем, все пошло не так. И осталось только одно – вернуться и ловить рыбку. Их вера развалилась с треском.

И вот Иисус видит их. Знает все, что с ними произошло. И следующий шаг я расцениваю именно как проявление Христовой агапе. Он вновь поселяет в них надежду. И, не просто обнадеживает. А зовет к Себе в ученики. И не просто завет. А дает гарантии. И вот Его гарантия: «Я сделаю вас…».

Как бы мне хотелось найти подтверждение тому, что Иисус специально пришел на это море, чтобы позвать их. Картинка была бы еще ярче. Но в Писании я не вижу, возможно пока, этих подтверждений.  Итак, призыв учеников от моря – это  не просто шаг, это заранее продуманное решение. Он хотел Себе в ученики именно их. И когда их встретил, Он их позвал. И все, что от них требовалось, это следовать. Буквально, быть с Ним. Все остальное Он брал на Себя: «Я сделаю…».

Вполне возможно, что я здесь выдаю желаемое за действительное. Может быть я притягиваю какие-то факты «за уши». Но на данный момент я вижу ситуацию именно так. И теперь я вижу, как Иисус возлюбил своих учеников. Вижу в одном конкретном случае. А другие случаи, если Бог позволит, рассмотрим в ближайшем будущем.

Как Я возлюбил вас. А как?: 8 комментариев

  1. Любовь Иисуса была в внимании, в отношении. Для апостолов любовь в радость, для юноши в разочарование. А любовь была одна и та же.

    • Давай сначала поймем, вообще, что это и с чем это едят. А уже потом станет ясно, что делать 😉

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.