Следующая история, которую хочу рассмотреть под микроскопом, случилась в дни праздника. В седьмой главе родные братья Иисуса потешаются над Ним. В ответ Иисус говорит, что для таких пустомель всегда есть время, а для Него время еще не наступило. Семья уходит в Иерусалим без Него. Еще сказано, что Иисус не хотел проповедовать в Иерусалиме, потому что Его там искали, чтобы убить. Праздник длится неделю. И вот Иисус приходит, как написано «как бы тайно». Странное выражение. Вроде и не тайно, но и не явно. Но, не суть. Итак, в половине праздника, когда прошло полнедели от начала…
14 Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил.
15 И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?
16 Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня;
17 кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.
18 Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.
(Иоан.7:14-18)
Одна мысль вдогонку. В первом стихе 7-й главы говорится, что Иисус учил в Галилее, а в Иудее не хотел. И даже объясняется почему. Потому что в Иудее Его хотели убить. И вот вопрос для размышлений. Если послушать наши проповеди, получается, что Иисус Сам ничего не опасался и нас, как бы, призывает ничего не опасаться. Типа, раз Бог с нами, значит все… И, вроде бы, не поспоришь… Однако, как так получилось, что Иисус, все же, не хотел проповедовать там, где Его искали, чтобы убить?
Я далек от мысли, что Иисус чего-то боится. Не думаю. Но, что совершенно точно, Он взвешивает риски. И если идет потом в Иудею, то только потому, что это крайне необходимо, а не потому, что Он такой смелый. Об этом стоит подумать. Но сейчас о другом…
Итак, половина праздника уже прошла, и вот Иисус публично заявляет о Себе. Он делает это прямо в сердце страны, именно там, где всего опаснее, среди тех, кто жаждет Его крови. А до этого не хотел, потому что были, как минимум 2 причины. Первая, потому что Его искали убить, вторая, потому что не наступило время.
С первой причиной ничего не произошло. Его как жаждали убить, так и жаждут. А вот вторая, явно, поменялась. Т.е. теперь, судя по тексту, пришло время.
Вот ведь! Хотел отойти от темы, так нет же, снова в ней… Ладно, идем дальше.
Так вот, Спаситель встает и начинает учить. Можно обратить внимание на один интересный факт. Автор Евангелия совсем не заморачивается подробностями учения Иисуса. Все, что он говорит о Христовой проповеди в это время, это тот факт, что Он стал учить, а евреи начали удивляться и говорить, что «Он знает Писания, не учившись». И главный их вопрос: «Как?». Переведу с русского на русский: «Как это возможно? Откуда? Кто научил? Где подслушал? Где подсмотрел?».
И вот Наставник прекращает свое учение и, повернувшись к спрашивающим, говорит:
Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня;
(Иоан.7:16)
У нас есть проблема… До сих пор я слышал только одно объяснение этих слов. И суть этого объяснения заключается в том, что Иисус защищает Свое учение. Т.е. суть Его слов в том, что Он, как бы, оправдывается, утверждает, что это не Он придумал, это учение изобретено не Им. Это учение спущено Ему с Неба.
«А в чем проблема?» — спросите вы. Проблема в том, что здесь Иисус не защищает Себя, а отвечает на поставленный вопрос: «Откуда Он знает Писания?». Если еще не поняли, уточню. Народ задается вопросом не в отношении особой проповеди Иисуса. Его (народ) волнует, ОТКУДА ИИСУС ТАК ХОРОШО ЗНАЕТ ПИСАНИЯ. Судя по тексту. У иудеев нет вопросов к проповеди Христа. Они в данном случае вообще с Ним не спорят. Мало того. Они сами говорят, что Он действительно знает (!!!) Писания. Читай «знает так как надо»!
И Спаситель объясняет, откуда у Него такое прекрасное познание. Здесь надо еще кое-что пояснить. Дело в том, что речь не идет о простом знании текста. Ведь все мальчики древнего Израиля прекрасно знали тексты. Тору они вообще должны были знать наизусть. И это не что-то из ряда вон выходящее. У них не было такого обилия лишней информации, как у нас сегодня. Так что память не была забита всяким барахлом. Тексты запоминались гораздо проще (мое мнение).
Итак, суть вопроса не касалась текстов, потому что знать тексты Писаний – это норма для каждого еврейского ребенка после 10 лет. Речь идет о ЗНАНИИ ПИСАНИЙ. Т.е. понимании смысла. Мы не знаем, что именно Иисус там проповедовал. Но знаем точно, что Иудеев поразило Его четкое и выверенное понимание сути. А такое могло быть лишь с теми, кто учился у духовных учителей. Как, например, будущий апостол Павел, а тогда еще Савл (как сейчас любят его именовать на иудейский манер, Шауль, тогда как он сам себя уже так не называет), который учился у авторитетного духовного учителя по имени Гамалиил.
Иудеи удивились тому, что Иисус говорит как человек, выучившийся Писаниям у одного из таких «авторитетов». Их вопрос, так же, можно перефразировать как: «У кого из великих учителей Он учился, что так здорово владеет знанием?».
Вот на подобный вопрос Иисус и отвечает. Что, действительно, Он учился. И у Него был самый великий из Учителей – Пославший! Иначе говоря, Иисус говорит, что Его обучал Тот, кто и послал Иисуса учить. И вот еще одна вещь. В словах нет ни единого намека на то, что учение как-то одним махом упало на Иисуса или то, что Он родился с этим учением. Иисус здесь, отвечая на вопрос, соответственно подтверждает процесс обучения. Иисус УЧИЛСЯ!
Но это не самое интересное. Дальше Спаситель говорит очень любопытные вещи.
кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.
(Иоан.7:17)
Обратите внимание на то, что этот стих является частью предложения, начатого двумя стихами выше. Предложение начато пятнадцатым стихом, где народ удивляется, а заканчивается только с завершением 17-го стиха. Это еще одно подтверждение того, что Иисус, подтверждая их предположение об «обучении у великого учителя», указывает на Этого Учителя.
Но интереснее здесь другое. С самого начала понятно, что Иисус говорит о Боге, что и подтверждают слова из приведенного стиха. Но, думаю, 17-й стих несколько сложнее, чем кажется. И проблема здесь становится видна, если смотреть на нее через древний греческий. Дело в том, что в тексте несколько странный порядок слов. Да и слова не совсем однозначны.
Во-первых, слово «учение» (более логично перевести как «наставление») стоит в родительном падеже. Т.е. отвечает на вопросы: Кого? Чего? Древние греки использовали эту форму для описания того, чьим сыном или дочерью является данный человек: «Этот человек сын Такого-то» (Сын кого?). Переводим в тексте слово «учении» в родительный падеж и получаем «учения».
Во-вторых, словосочетание «о сем» является переводом греческого «относительно (чего-то)». Получаем «тот узнает относительно учения». Но и это не все. Сразу за словом «учения» стоит наречие вопросительной формы «ли». Переводчики сразу сбрасывают это «ли» со счетов, воспринимая его как «или», дополняющее второе «или» в этом тексте. Но можно ли так поступить в данном месте?
Надо сказать скорбное спасибо мистеру Стронгу, благодаря которому слово «ли» превратилось в слово «или». В своих «Номерах» он так и пишет:
Ли (4220): который из двух.
Вот в этом виде данное слово оказалось в большинстве словарей. Но древние греки не использовали это слово в таком виде:
- (в разделительных вопросах) ли: Ксенофонт ((мать спросила Кира), хотел ли бы он остаться или уйти).
- Разве, не ли: Софокл (уж не в насмешку ли говоришь ты это?).
А теперь вернемся к нашему тексту. Наречие «ли» стоит после слова «учения». Т.е. не противопоставляется учение Бога учению Иисуса, а познание учения, познанию «чье». Я несколько перефразирую для понимания текст, чтобы было легче понять. При этом использую подстрочный перевод.
Если кто будет желать волю Его творить, узнает (как) об этом учении ли, (так и) от Бога оно или Я от Себя говорю. Что нам это дает? А дает это достаточно интересный вывод. Иисус заявляет, что если человек действительно желает творить Божью волю, то он… внимание… барабанная дробь… узнает Христово учение! Т.е. по словам Христа, это учение не спрятано, не скрыто, не зашифровано. Оно лежит на поверхности. И единственное, что нужно человеку, чтобы его (учение) узнать – действительно хотеть исполнять волю Бога.
Наша проблема в том, что мы часто путаем желание исполнять Его волю, с жаждой получить подтверждение правильности от пастора, от учителя, от родителей, от друзей и т.д. И мы свято верим, что хотим исполнять волю Бога, а на самом деле, стараемся быть правильными в глазах нами уважаемых людей. Потому что думаем, что только они могут оценить наши старания исполнить Божью волю.
Да даже если я ошибаюсь с переводом, что допускаю. Тот перевод, что есть сейчас, где говорится, что мы познаем «от Бога или от Иисуса», подразумевает понимание учения от Бога. И вот тут есть любопытная вещь. Судя по этим словам, получается, что даже папуас на острове МумбаВКлумбе, который знает только палку в носу ковырялку, если захочет исполнять волю Бога и отнесется к этому предельно честно, может познать учение Христа.
Звучит безумно. Но это звучит безумно лишь потому, что мы под учением подразумеваем тот мусорный завал теологии, что лежит мертвым пластом сверху Христова учения, не давая нормальному человеку дотянуться до истины. А само учение Христа просто и понятно.
И, исходя из этого, оказывается, что если я до сих пор не понял Евангелие так, как его нужно понимать, то это лишь потому, что, в действительности, мне не очень хочется исполнять Божью волю. Для меня лучше молиться по три раза в день и поститься по неделям, собирать международные молитвенные служения и разучивать очередные тексты песен, чем делать то, что вместо этого хочет Бог. Я думаю, что полностью в Боге, а на самом деле, далеко «отстою от Него».
7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;
9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
(Матф.15:7-9)
Иисус не шутит, когда говорит о тщетности почтения, если не выполнено главное. Почтение в современной церкви выражается молитвами и музыкальным поклонением. Все это прекрасно и работает только при исполнении главного условия. Но, по всей видимости, именно с ним у нас большие проблемы.
Итак, если человек жаждет исполнения Божьей воли, он будет ее искать. И обязательно упрется в Христово учение. Это еще более интересно, когда мы вспоминаем работы пророков. Они находились в Ветхозаветном окружении, но «прорывались» в Новый Завет. Почему? Вы скажете: «Потому что Бог открывал им». А я скажу иначе: «Бог открывал им, потому что они жаждали исполнения Его воли». И, судя по тому, что мы знаем, таких ребят было не много. Но они были.
Даже Авраам, будучи представителем Доветхозаветной эпохи, «увидел день Иисуса и возрадовался». Я уже не говорю о Исайе и прочее. Царь Давид, не будучи пророком, пел об Иисусе в своих псалмах. Откуда? Ему открывал Бог! Почему? Потому что он жаждал исполнения Его воли. И, конечно же, если ты уже пришел к какому-то, пусть не совершенному, но пониманию учения Христова, то для тебя нет проблем отличить это учение от кем-то придуманного.
Но что значит «искать волю Божью». И Спаситель дает очень сильный ориентир:
Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.
(Иоан.7:18)
Все просто. Если ты ищешь славы для Бога, ты на верном пути. Если же ты пытаешься сохранить свое лицо в окружении христиан-теологов, ты уже проиграл.
Все понятно и интересно!!
Спасибо!
Здорово!!!
Спасибо!