В заголовке перефразированные слова Иисуса. Я не буду углубляться в причины такой трактовки, это не самое важное. Важно другое. Суть ответа Иисуса на претензии фарисеев. Но все по порядку. Речь идет о событии у купальни, где сидел больной 38 лет и не мог вовремя войти в воду. Здесь, правда, надо уточнить. Дело в том, что Иоанн не писал ничего про ангела, сходящего в купальню. Это поздняя добавка. Но больные действительно ждали волнения воды. Видимо переписчик или переводчик, решили внести свои «пять копеек» в этот вопрос, дав такой «комментарий». Но ему доверять нельзя. Как мы уже выяснили, все самые главные заблуждения и ереси в Христовой Церкви появились уже к концу 1-го века. Добавка же достаточно поздняя. Но, повторяю, это не важно.
Так вот, Иисус находит этого больного, исцеляет его и уходит. Фарисеи нападают на бедного бывшего больного, обвиняя его в том, что он «исцелился в субботу». Тот пытается оправдаться, мол, не он, ему так сказал Тот Человек, что исцелил его. Затем он встречает Иисуса, узнает Его и передает фарисеям Его имя. После этого фарисеи ищут Иисуса, чтобы убить его за дела в субботу. Когда Иисус встретился с фарисеями? Была ли эта речь монолитной перед большим скоплением, либо это были слова, сказанные при встречах с разными фарисеями, не очень понятно.
Ясность лишь дает само построение предложения, где есть намек на то, что Иисус тем, кто Его находил, что-то говорил. И по своей сути все Его слова сводились к тому тексту, что приводит Иоанн. Можно сказать, что это некий краткий конспект всех перепалок того времени. Так что же говорил Иисус фарисеям, которые искали Его, чтобы схватить и убить… И, да! Они находили, но, как видно, а) не схватили и б) не убили.
16 И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие [дела] в субботу.
17 Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.
(Иоан.5:16-18)
Первая фраза, что приводит нам Иоанн:
17 Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
(Иоан.5:17)
Вот эти слова я и поставил в заголовок сегодняшних размышлений. Давайте я повторю понятый мною смысл: «Если Отец делает, то почему бы и Мне не делать?». Чего здесь интересного? Первое – Иисус здесь ясно связывает исполнение Закона с делами Самого Создателя Закона. Т.е. если Автор Закона делает это, значит это можно и исполнителям. Но здесь есть и второй смысл.
По словам Иисуса, Отец, т.е. автор Закона все еще (один из переводов слова «доныне») делает. И в греческом тексте не указано, что делает. И вот почему? Потому что наше русское слово «делает» никак не подходит к этому тексту. Здесь стоит слово «хепгАдзетай», которое правильнее перевести как «работать», «возделывать», «обрабатывать», «строить» и т.д.. То есть речь идет не об исцелении. Иисус говорит о «работе в субботу». Он фактически объявил фарисеям, что имеет право «нарушить субботний закон» в их понимании. И сослался Он на Творца – Автора этого Закона. Иначе говоря, Он указал им на их полное непонимания Его слов. Т.е., видимо, Бог, говоря:
9 шесть дней работай и делай всякие дела твои,
10 а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
(Исх.20:9-11)
Имел совсем не то, что поняли современники земной жизни Иисуса. И, по всей видимости, так же неверно, понимаем и мы. В конфликт с традиционным пониманием вступает уже слово о том, что Бог до сих пор РАБОТАЕТ. А ведь в Законе написано, что Бог «почил»! Т.е. Бог больше не работает. А Наставник заявляет, что Сказавший это, до сих пор в трудах!
Скажу несколько иначе. Бог, который на седьмой день почил от трудов своих, теперь «вынужден» трудиться. Почему Бог почил? Потому что создал человека. Создание человека – причина отдыха Божьего. Именно человек теперь должен был делать работу, которую делал Бог. Пока человека не было, все «лежало на плечах» Творца. И, как мы читаем, Бог сотворил человека для Владычества над всей материальной природой. Об этом автор Ветхого Завета говорит аж 2 раза (что очень важно для законопослушного иудея) в первой главе книги Бытие. И все было бы хорошо, если бы человек не «отказался» властвовать правильно. С этого момента Бог вновь делает то, что Он ожидал от человека. И Его отдых закончился.
Когда же Бог давал Закон о шестом дне (дне для Бога), Он дал его как напоминание о том, как люди «обманули» ожидание Отца. Сегодня написано множество книг и снято кино о разбитых мечтах отцов. Отцы магнаты разочаровываются в детях бездельниках, престарелые родители до самой смерти вынуждены содержать детей тунеядцев и т.д. и т.п. Такое поведение детей в большинстве своем подается как аморальное. Да и вообще, в человеческой среде осуждаются те, кто не выполняет своих обязанностей, в том числе не держит слова.
Человек сдал свое положение, Богу «пришлось» снова вступить в роль Земного Бога. Тогда как эту позицию, как уже много раз сказано, должен был занять человек. Т.е. я и ты. И вот Иисус говорит: «Раз Богу приходится сегодня делать то, что не должен из-за человека, то Я делаю то, что должен, потому что больше никто не хочет этим заниматься. И слово «не хочет» здесь важное. Потому как мы с большим удовольствием будем поклоняться Творцу как рабы, как бездельники, как немощные, подобно симулянтам, чем пойдем «мыть посуду» на Небесной кухне.
Но вернемся к тексту. В тексте написано черным по белому (в моем издании), что ни человек со своей семьей, ни рабы, ни скот не должны делать «никакого дела».
Слово «дело» с древнего означает следующее: 1. дело; 2. работа, занятие, профессия, служение, служба; 3. имение, собственность, имущество, запасы; 4. изделие, вещь.
Как совершенно очевидно, это слово имеет прямое отношение к созданию собственности. Если грубо, то речь идет о деле для себя, семьи и т.д. Т.е. ни люди, ни скот не должны делать того, что послужит им самим, для их достатка. Но это указание не имеет никакого отношения к служению Богу. Там ведь так и написано: «… суббота Господу, Богу твоему…».
Другими словами, любое дело для Бога – это свято. Это именно то, чего Бог желал видеть в субботний день. В день, когда Он получил возможность спокойно наблюдать за человеческим правлением Землею, человек предал Его и «ушел с должности». И Бог не требовал от людей теперь всего того, что они могли делать. Только хотя бы один день в неделю творить Волю Божью. А воля Божья – это порядок на Земле. Это генеральная уборка, хотя бы один день в неделю. Уборка от бесов и болезней. Вот это и был смысл субботнего дня. Но в религиозном сознании этот день превратился в день безделья. Т.е. то, что должно было стать днем действий, превратилось в день еще большего бездействия, чем в остальные дни.
Именно в этот день, на Земле должен был наступать покой, потому что на работы должны были выходить главные уборщики. Вся Земля должна была получать покой, успокаиваться от страданий. Это и есть день покоя. И Спаситель в полном соответствии с требованием Закона исполнял свое призвание. Вот только для него субботой был не только одноименный день недели. Он исполнял волю Отца каждый день.
Это все уже обсуждали? Как бы это понятно.?
Ну, если бы я писал только для тебя, наверное да, но я еще и для себя пишу
Спасибо дорогие!
интересный разворот *good*
!!!!!!!!!!