Две лепты

думаюДавайте еще раз вспомним, о чем идет речь. Иисус после «зачистки» приходит в Храм. К нему выдвигается авторитетная делегация, которая с позором отходит. Далее выдвигаются два «элитных отряда». Первый из фарисеев и иродиан, чтобы вынудить Иисуса принять чью-то сторону. Иисус ставит их на место. Второй – саддукеи с вопросом о воскресении. Остались ни с чем. Книжник подошел и убедился в истинности слов Иисуса, возможно став последователем. Не обращая внимания на «нежные чувства» новообращенного книжника Иисус выдает жесткую и обидную речь о том, как будут судимы книжники. Он даже призывает людей внимательно наблюдать, чтобы не пропустить этого великого момента. 

Судя по всему, все описываемые в 12-й главе встречи проходили на высоком уровне накала страстей.  И вот, когда объявлены будущие суды и народ призван внимательно следить за тем, как эти суды будут реализовываться, Иисус, будто вдруг, оставляет всех и садится у сокровищницы.

41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
43 Подозвав учеников Своих, [Иисус] сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.
(Мар.12:41-44)

Вообще то подобная ситуация происходит уже не первый раз. Если вы внимательно следили за моими мыслями раньше, то помните событие, которое описано в третьей и четвертой главах. Там буквально выведенный из себя Иисус оставляет массу людей, выходит из дома и садится на берег. Люди спешат за ним. В результате Иисус входит в лодку и начинает свои «гневные притчи».

То есть, ничего удивительно нет в том, что Иисус и в данной ситуации был сильно разгневан. Действительно весь день разного рода авторитетные люди не дают Ему являть Божью волю. Они только и делают, что искушают и подкапывают. И резкий уход к сокровищнице, это не просто «новое событие», которое обычно так и подают. Это реакция Иисуса на упрямое нежелание людей (определенного статуса) что-то понимать.

Я иногда ощущаю нечто похожее. Время от времени находится кто-то с вопросом. И какие бы доводы не приводились, человек находит свои умопомрачительные доказательства собственной правоты. Под «умопомрачительными» я подразумеваю такие доводы, которые нельзя даже назвать разумными. Такое ощущение, что доводы придумываются прямо перед тобой только ради того, чтобы настоять на своем. В такие моменты хочется что-то сказать очень и очень обидное.  Например, как Иисус, о судах, которые грядут на этих людей. Но слабая надежда на то, что такой человек, может быть, когда-нибудь, все-таки одумается, останавливает. И максимум что говоришь в этот момент: «Извини, я устал, поговорим позже».  А по сути, такой ответ – вариант выхода из дома на берег или резкий уход к сокровищнице.

Итак, Учитель, переполненный тяжелыми чувствами и мыслями, сидит перед сокровищницей. Только что разные умники усиленно старались Его подловить и никак не желали даже услышать Его, кроме, разве что, одного книжника.

И, кстати, если вспомнить принцип, о котором я уже несколько раз напоминал, можно сделать не радужный вывод. Я говорю о принципе, который прослеживается во всем Писании. Его можно сформулировать так: «Важные для Бога люди как минимум называются по имени. Не важные, т.е. те, кого Бог не чтит, остаются безымянными. Так вот, тот самый книжник, хоть и перебежал на сторону Иисуса, остался без почтения. Выводы делайте сами.

Возвращаюсь к сокровищнице. Скажите, если только что вы отошли от людей, которые усиленно целый день пытались вас унизить и оскорбить, и вы, стараясь избежать собственной ярости, садитесь, например, читать книгу, как можно описать ваше состояние.  Я бы описал так – смотрю в книгу а вижу… …все тех же и все там же. Если все это верно, то о чем думал Иисус, сидя перед сокровищницей?

Конечно, самое главное – то, что написано. Но ведь то, что написано либо может опровергать «бэкграунд», либо «подтверждать». И наоборот, бэк-граунд, т.е. переживания, мысли, чувства, события приведшие к данному событию может раскрыть описанное действие в более глубоком понимании. Как, впрочем, и  наоборот, ввести сумятицу и запутать.

Однако, я опираюсь на тот факт, что Иисус живой. И в то время Он все переживал в полном соответствии с тем, как чувствуют или переживают самые обычные люди. А Он только что ушел от крайне неприятного общения.

Итак, Иисус смотрит, кто, сколько дает, параллельно взвешивая внутри себя все чувства, вызванные предыдущими общениями. И, без сомнения, Иисус в том, как кто жертвовал, видел что-то большее, чем деньги. И еще раз уточню. Наблюдал он за этими пожертвованиями через призму тех мыслей, которые его обуревали в результате предыдущих встреч.

Он сидит и что-то измышляет, и, по всей вероятности, проводя какие-то параллели между теми, кто вывел Его из себя и теми, кто приносил деньги к жертвеннику. И вот Он видит, как…

41 …. Многие богатые клали много.
(Мар.12:41б)

Только что другие богатые, которые крайне религиозны, праведны в своих глазах, искали способ убить Его. А ведь я более чем уверен, что эти самые богачи, что подходили к Иисусу недавно, точно так же как те, за кем Наставник  наблюдал теперь, в свое время клали много. И вот, те, кто клал много, искали убить Сына Божьего. Те, кто клал много для Бога, в другой своей жизни, отойдя от сокровищницы, искали убить Сына того Бога, кому только что жертвовали. Можно только догадываться с каким гневом Учитель смотрел теперь на этих «обильно жертвующих».

Но вот подходит совсем другой человек. Это женщина. По всему видно, бедная. Мало того, это вдова. Подозреваю, что о вдовстве можно понять по некоторым частям одежды еврейской женщины. Вообще, насколько я представляю, еврейское одеяние имело определенные символы, указывающие на положение человека. Как бы там ни было, Иисус понял, что это вдова.

За всю Его жизнь еще ни одна вдова не пыталась убить Спасителя. Ей не до теологических изысков. Вся ее жизнь умещается в одной ее ладошке. По словам Спасителя, это было все ее имение. И вот она отдает все свое имение суммой в две лепты Богу.  Такая жертва говорит о полном посвящении себя. Она вложила свою жизнь, которая умещалась в ее ладони, в руку Божью, утвердив свое будущее на вере в Него. Вот Тебе моя жизнь, теперь она полностью зависит от Тебя.

Богачи клали деньги, много денег, но никогда не ставили свою жизнь в зависимость от Бога. Даже наоборот, готовы были избавиться от Его Сына. А вдова не могла класть много, но встала в полную зависимость от Него. По сути, богачи откупились, оставив свою жизнь себе. Вдова свою жизнь вручила Богу. Что значит, оставили себе жизнь? Это значит, что вся их жизнь зависит от них самих. А это значит, что все, что встанет у них на пути, будет ими атаковано. Вот почему Иисус в Храме оказался под «обстрелом». Богачи защищали свою жизнь.

И вот Иисус, как мы видим, зовет только учеников. И Его слова о вдове, это нечто большее, чем просто указание на количество денег. В этой вдове Он увидел смысл своего служения, тогда как в богачах, Свою смерть и смерть своих друзей – апостолов.

Один комментарий к “Две лепты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.