Итак, служение Иисуса сильно изменилось. В самом начале Он действовал как благой Вестник и чудотворец. Затем Он подверг суду многие города, лишив их Своего присутствия, одновременно с этим избегая встреч с фарисеями, прячась даже у язычников. И вот новый этап. Он вышел из «тени» и идет прямо на встречу со своей смертью. Теперь Он не прячется. Теперь Он заявляет о Себе, фактически, намеренно раздражая всякое религиозное мышление.
Все это происходит не потому, что так менялось настроение Наставника, а потому, что постепенно готовилась «почва». Люди определялись со своим отношением к Новому Учению. Одни решили воевать с Ним, другие до самоотречения встали на Его сторону. В предыдущей части мы говорили о Вартимее. О слепце, который даже будучи беззащитным, восстал против всеобщего мнения людей и, будучи в унижении, выкрикивал «крамольные» слова. Называя Иисуса царским сыном, сыном царя Давида. И чем больше толпа восставала на слепого, тем он громче восставал. И Спаситель защитил его. Тем самым подтвердив его правоту. То есть Он таким образом заявил о своей царственности. И следующий шаг Он делает в полном соответствии с этим этапом. Иисус снова объявляет Себя царем. И вот как Он это делает.
1 Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, [Иисус] посылает двух из учеников Своих
2 и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите.
3 И если кто скажет вам: что вы это делаете? — отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда.
4 Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его.
5 И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? [зачем] отвязываете осленка?
6 Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их.
7 И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; [Иисус] сел на него.
8 Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.
9 И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!
10 благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!
11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.
(Мар.11:1-11)
Итак, Иисус с учениками на расстоянии около 3 км от Иерусалима. Они дошли до восточного подножия Масленичной горы. Именно там находится деревня Лазаря (в наше время) или Вифания. Т.е. город, где жил воскрешенный Иисусом Лазарь. А чуть в сторону Иерусалима, на Масляничной горе находилась Вифагия. Итак, до Иерусалима «рукой подать».
И вот Учитель посылает двух учеников с поручением. Синодальный перевод, как мне кажется здесь достаточно корректен, однако не всегда понимается верно. Итак, давайте еще раз прочтем, что именно говорит Учитель:
2 и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите.
3 И если кто скажет вам: что вы это делаете? — отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда.
(Мар.11:2,3)
Опросив нескольких христиан, я обнаружил, что очень многие не понимают даже того, что здесь написано. Самое распространенное мнение, что ученики заявляли хозяевам ослика, что он нужен Господу Богу, или, как минимум, Господу Сыну Божьему. И люди, понимая, что Бог нуждается в осле, отпускали его. Второе убеждение, которое я встретил, происходит из 3-го стиха. Мол, как только люди узнавали, что ослик нужен Господу Богу, они «тотчас послали его (ослика) сюда (к Иисусу).
Если мы не понимаем, что написано, то будем строить теории и учения совершенно безосновательные, что, обычно, и происходит. Итак, вот несколько замечаний, которые мы должны учитывать.
Снова и снова мне нужно повторять и настаивать на том, что слово «Господь», которое мы автоматически воспринимаем как обращение к Божественному Сыну, в самом себе ничего такого не имеет. Это слово всего на всего означает человека, который господствует над кем-то. Т.е. человека наделенного властью. В современном языке мы бы называли такого человека не господином, а начальником или хозяином. Выбирайте на вкус. Второе значение этого слова знакомо нам и сегодня. Это обращение к мужчине, выражающее почтение, уважение. Так женщины называли своих мужей (правда, не все). И сегодня нам знакомо это обращение как «господин Иванов», «госпожа Петрова».
Если мы пробежимся по всему что уже нами прочитано, то обнаружим, что Иисус и своим примером и учением заставляет учеников осознавать себя людьми, обладающими сверхъестественной властью. Он посылает их в деревни так, будто они имеют права на эти деревни. Они за все это время научились действовать и говорить соответственно Небесному положению. И их слова совсем не были похожи на заискивающие и ублажающие речи многих проповедников, старающихся заманить новых прихожан в свои церкви. Они – обладатели вселенской ценности и, имея право распоряжаться этой ценностью, давали ее кому хотели. Эту ценность нельзя заработать. Значит выбор апостолов, кому дать, а кому нет, полностью лежал на их плечах. То есть, хотят, дадут. Не захотят, не дадут. Они хозяева положения, а не те, кому они служили. И в этом есть некоторое отображение Божественного положения.
Например, сегодня многие из нас воспринимают благодать, как разрешение делать, что угодно. Но на самом деле это не так. Например, в Ветхом Завете есть места, где ясно сказано о каких-то действиях: «… это мерзость пред Богом…». И вот, Ветхий Завет закончил свое действие и начал действовать Новый. Но неужели то, что недавно было мерзостью для Бога, после распятия Христа, перестало быть ею? Бог не изменил своего отношения к делам. То, что в Ветхом Завете было мерзостью, то же самое осталось мерзостью и в Новом Завете.
Тогда что изменилось? Может быть изменилось отношение к людям? Нет. Как может измениться отношение Бога к людям? Ведь Бог «так возлюбил Мир». Вот Его отношение. И в Ветхом Завете и в Новом Завете Бог возлюбил Мир. Невозможно полюбить больше тех, кого Бог уже любит. Так что же изменилось? Благодаря Иисусу появился путь спасения.
Итак, если отношение Бога не поменялось ко греху, тогда зачем нужна благодать? Благодать нужна там и только там, где человек, желая всем сердцем быть с Богом, не находит в себе сил делать все правильно. Благодать была уже в том, что Бог просто снял с человека Дамоклов меч закона. То есть, Он убрал четкие требования Ветхих Заповедей.
Так что же теперь должен делать человек? А теперь человеку нужно быть «другом Богу». Что это значит? Это значит верить Ему, сотрудничать с Ним. Делать все, что порадует Его. Как дети, которые хотят, чтобы родители гордились ими, делают все, что могут ради этого. Кто-то усиленно зарабатывает пятерки. Понятно, что пятерки не заставят отца любить ребенка больше. Но ведь они порадуют его. А это значит, что отношение отца и сына будут еще теплее, ближе, роднее. Если сын открыт перед отцом, то и отношения будут открытыми. Нет лжи, нет непонимания. Есть доверие, все открыто.
Итак, если я знаю еще из Ветхого Завета, что какое-то действие является мерзостью для Бога, буду ли я его делать, ссылаясь на благодать? Однако, если я всеми силами противостою греху, но спотыкаюсь и падаю, вот тут мне на помощь приходит та самая спасительная благодать. И Она говорит мне: «Я вижу, как ты Меня любишь, и вижу твои старания. И я уже горжусь тобой, хотя у тебя и не получается сейчас. Не беда, я помогу, и мы вдвоем справимся!».
Но можно ли рассчитывать на благодать, когда мне просто захотелось что-то сделать, и я, зная, что это мерзость перед Богом, немного для приличия сопротивляясь, тут же с горестным видом сдаюсь? Или, еще хуже, даже не думая о том, нравится это Отцу или нет, просто творю, что хочется. Нужна ли мне тут благодать? В том то и дело, что в таких ситуациях благодать неуместна. Здесь она абсурдна. Потому что сам человек желал это делать и делал.
Вот ситуация, где нужна благодать, по словам апостола Павла: «что хочу доброго, не делаю, а чего не хочу, злого, делаю». И в этих словах вопль несчастного, проигрывающего борьбу с грехом. Вот где благодать предстает во всем величии. Вот где она спасает.
И вот, возвращаясь к тексту, апостолы стали для простых людей «даятелями благодати». Они стали руками Бога, через которые Бог дает людям свою милость. А это значит, что давать ее нужно не всем. И Христос научил их этому секрету через осознание того, кем они являются. Кто-то может спутать это с гордостью. Однако это не гордость, это царственное достоинство.
1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
(Еф.4:1-3)
Обратите внимание, как это достоинство выражается в конце второго стиха: «… снисходя друг ко другу любовью». Здесь мы видим слово «снисходя». Другие значения этого слова: терпеть, переносить, сдерживаться, выслушивать. То есть, все эти значения говорят об отношении более мудрого и сильного к слабому. Это отношение царя к просителю, начальника к подчиненному. Но не тирана, не самодура, а доброго, мудрого, милующего.
Итак, ученики за все это время научились от Христа жить, действовать и говорить как власть имеющие. То есть, как те, кто имеет больше прав, чем другие. И вот, этих учеников, которые теперь говорят как «благородные», с достоинством, Учитель посылает за осленком.
Как мы читали раньше, ученики, когда Иисус их посылал по двое, должны были переодеться в нищую одежду. Т.е. на тот момент, они не выглядели так. Мы так же знаем, что Иисус был одет в цельнотканную одежду. А это очень дорогая одежда. Иначе говоря, чего, чего, а нищими ни Сам Иисус, ни ученики не выглядели.
Далее, осел далеко не самое ценное имущество. И вот, чего мы не замечаем в синодальном переводе, хотя это там есть. Мы не замечаем, что Иисус, инструктируя учеников, говорит, что «Господь» сразу пришлет осла обратно. То есть, ученики должны сказать, что осел нужен их Господину, и Он, их Господни, как только нужда закончится, тут же пришлет осла обратно.
Сегодня это похоже на то, как один ребенок берет у другого велосипед покататься. Но вот в чем дело. За «велосипедом» пришел не ребенок, а Господин. Для простого человека это означает, что осел нужен какому-то вельможе. Попробуй, откажи! А с другой стороны, вроде бы, обещает вернуть.
Может он и повозмущался бы, будь это его сосед. Но ведь тут пришли «важные люди», говорили как «власть имеющие» и обещали вернуть. Даже сегодня великое множество людей ведутся на «важные речи» и «обещания». И что там осел, дома продают.
Итак, Иисус ведет себя открыто и, не сочтите за грубость, даже нахально. Он понимает, что народ вокруг уже во множестве готов Его посадить на трон и присягнуть Ему на верность. И Он откровенно этим пользуется, специально раздражая религиозников, показывая им их беспомощность.
Следующее «автоматическое прочтение», которое я обнаружил. После даже нескольких раз прочтения, христиане уверены, что ученики говорили: «Так сказал нам Иисус». Хотя на самом деле, там сказано так:
6 Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их.
(Мар.11:6)
То есть, они не говорили: «Нам так сказал Иисус». Они сказали точно так, как Иисус им повелел: «Он надобен Господу». Все! Никакого намека на божественность их Господина в словах не обнаруживается вовсе. Потому что я постоянно слышу, как проповедники в один голос твердят, что ученики сказали, мол, осленок нужен Господу Христу, и люди, приклонившись, отдали осленка, в трепете и почтении, жертвуя своим имением.
Зачем я все это говорю. Просто потому, что, как и раньше, так и теперь, в ход идет исключительно работа власти. В данном случае проявленной в речи учеников, в их манерах (натренированных за все время со Христом), в их уверенности и, где-то даже, наглости.
Далее еще интереснее. Иисус въезжает в Иерусалим как полководец победитель! Но Он въезжает не на колеснице, запряженной дорогими скакунами, а на молодом осле. Забавно то, что народ вообще не реагирует на это. Весь народ как будто не замечает, что под Иисусом не дорогой конь, а дешевый осленок. Все, что видит народ, в город въезжает новый ЦАРЬ! И вот тут, вновь начинаются байки из склепа.
Кто во что горазд! И что весь народ встречает Мессию, Сына Божьего! Извините дорогие братья, никакого Сына Божьего народ здесь не встречает. Посмотрите, что они кричат!
9 И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!
10 благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!
(Мар.11:9,10)
Первое слово, которое мы слышим из уст народа – осанна. Осанна переводится как «спаси мы молим». Вот здесь все сразу видят указание на то, что народ видит в Иисусе Бога. Но ничего подобного на самом деле не происходит. Все люди ожидают спасения от рабства Рима. И этого спасения они ожидают от нового царя, который уже доказал свою мощь чудесами и мудростью. Конечно, все понимали, что без Бога такого быть не может. Однако никто ни разу не крикнул ничего похожего на божественное обращение к Нему. Все, что они видели – это возможность сбросить иго Рима. Новый царь обязательно избавит их от этого ига. И даже если он мессия, то этот мессия не более чем человек. И восклицание «спаси, мы молим» обращено не к Богу Человек, а просто к человеку, одаренному Богом. Осанна – это радостное восклицание, выражающее радость от крепкой надежды на спасение. Мол вот, теперь «наши в городе», теперь «мы им покажем».
Второе, что мы слышим из уст народа: «Благословен Грядущий во имя Господне!». И здесь снова мы пойманы на крючок привычки. Слово Господь мы уже рассматривали. В данном конкретном случае, «во имя Господне» означает того, кто идет под властью господина, т.е. царя, властелина. Иисуса назвали (именовали) господином, хозяином. Смысл таков: «Тот, кто идет сесть на трон, да будет благословен». И не надо здесь никаких мифов. Все крайне приземленно и примитивно.
Однако, заметьте, это не то, что делает Иисус. Это то, что понимают люди. К Иисусу мы еще вернемся. А пока рассматриваем внимательно то, что кричат встречающие Его и сопровождающие. Третья «речевка»: «Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида!».
Вы внимательно прочли? Какое царство благословенно? С каких это пор, царство Давида стало царство Божьим? Итак, ни о каком Божьем Царстве речи не идет вообще! Все, о чем кричат люди – о земном царстве ДАВИДА. Что это значит? Царь Давид в памяти людей – это царь победитель. Это царь, после жизни которого наступила эра благоденствия. Именно Царь Победитель нужен Израилю, чтобы освободиться от надоевших Римлян. Итак, вся эта фраза сегодня звучала бы так: «Как замечательно приближающееся во всей власти царство царя победителя!».
Сегодня мы бы назвали это шествие – попыткой государственного переворота. Что бы мы сегодня увидели, мы знаем. Прямо сейчас мы наблюдаем события в полный рост. Но в Иерусалиме мы не увидели никакой реакции властей. Причем ни властей Римских, ни властей Иудейских.
Да, чуть не забыл. В греческом тексте, десятый стих не содержит фразы «во имя Господа». То есть, в девятом есть, а десятый следует прочесть так: «Благословенно грядущее царство предка нашего Давида». Вот так просто и без всякого религиозного пафоса.
Ладно, оставим пафос. Важно, что ни один не пикнул. Ни Царь, ни священники. Вообще никто!!! Знаете, что это значит? Это значит лишь одно. Все буквально парализованы страхом. Тот, кого они так хотят уничтожить, ведет себя крайне нагло, и, самое интересное, при всей открытости, не дает властям никакого реального повода Его остановить. Ведь Сам Иисус ничего не кричит. Он просто едет на осле. Кричит народ! И, что еще хуже. Сами священники не уверены, что Иисус не прав. А вдруг Он действительно тот самый Мессия? То есть религиозное мышление буквально парализовано.
Смотрите, как ведет себя Иисус. Что Он делает? Он въезжает в Иерусалим, где Его все ищут, чтобы схватить и убить. Он ходит по городу, входит в храм. И никто Его не тронул. Даже слова не сказали против! В другом Евангелии мы лишь находим «просьбу» к Иисусу, чтобы он заставил людей замолчать. И Спаситель ходит по городу и храму не как простой человек. Он ходит как царь. Он осматривает.
11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.
(Мар.11:11)
Это была жесткая оплеуха всем религиозникам Иерусалима. Они искали убить его и не смогли даже шелохнуться, когда он открыто въехал в город и вошел в храм. Тем самым Он показал простую вещь. Если Ему надо, все будет так, как Ему надо. Он настоящий властелин положения. И все происходит только по Его плану. А все остальные, какой бы властью не были наделены, лишь исполнители Его воли.
И вот еще одна вещь. Мы прекрасно знаем, что Иисус не собирался стать земным царем маленького государства. Почему? Да потому, что стать царем местного масштаба – это слишком унизительно для Его положения. Он Царь вселенной, и на меньшее Он не согласен. Второе, стать царем земным для него было проще простого. Тогда как все цари дерутся за трон, интенсивно работая локтями. Иисуса наоборот, все были рады посадить на него, но Он не считает это достойным для Себя.
И еще одно. Если вспомнить, как дьявол пытался соблазнить Иисуса властью, которая, мол, дана ему над всей землей. То здесь Иисус показал дьяволу, как легко Иисус мог бы без помощи сатаны сесть на трон. Тем самым он так же дал еще одну пощечину дьяволу. Унизив его достоинство, которым он так гордился.
И последнее. Ученики должны были увидеть здесь, кроме всего прочего, чего я могу не заметить, то же самое. Положение земного царя, это слишком унизительно для Детей Божьих. Власть Сына гораздо выше и величественнее любой земной власти.
А в наше время даже депутатом деревни стать похвально.
Да. И христиане дружною гурьбой рвутся во власть.