Богатый юноша

думаюМы уже привыкли…  Под «мы» я понимаю христиан веры Евангельской (баптисты, пятидесятники, харизматы и т.д.). Так вот, мы уже привыкли цитировать Писание стихами.  Для нас все Писание разбито на события. И разбито оно практически бессвязно. То есть, связь, конечно, есть. Но не контекстная, а событийная.  То есть, сначала Иисус, например, сделал то, а потом вот это, а затем другое. Ну и понятно, сначала Он родился, а уже потом все остальное. 

Однако кроме такой связи, как уже становится понятно, в Евангелии есть и другая. Правильнее даже сказать «авторская».  То есть связь, подчиненная логике, по которой автор излагает суть послания. Иначе говоря, если автор упомянул событие, то либо оно само объясняет суть, либо предназначено для объяснения сути в последующих, либо предыдущих стихах.  Иначе говоря, очень сомнительно ожидать появления рассказа в Евангелии о событии никак не связанного с главной мыслью автора.

Следуя этому пониманию, я и приступаю к рассмотрению следующего текста. Перед этим Иисус отвечал фарисеям на вопрос о разводе, и возлагал руки на детей. Первое показывает нам на важность чистоты «родительского царства». Второе на заботу «родительского царства». И здесь прямая параллель с Царствием Божьим, как Царствием Отца. И в этом контексте, в контексте Царства Отца, по-видимому, и следует рассматривать случай с юношей.

17 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
19 Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.
20 Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей.
21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
22 Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу.
28 И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
29 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия,
30 и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.
31 Многие же будут первые последними, и последние первыми.
(Мар.10:17-31)

Итак. Обратим внимание на то, что данный человек не назван по имени. Если мы внимательно читаем Писания, то, возможно, заметили, что каких-то людей автор зовет по имени, а каких-то оставляет так. Например, мы знаем имя слепого – Вартимей. В то же время имя одержимого нам не известно. В притче о богаче и Лазаре, как видно, нищий назван по имени, а богач не удостоился такой привилегии.  Есть несколько причин на это. Но одна самая интересная. По имени называют тех, кто важен для Евангелия. Это почет. Такой человек принадлежит Богу. Он под Его защитой или у Него в почете. Другой, чье имя умалчивается, оказывается недостойным такого отношения. Его имя убрано, как бы для того, чтобы никто его не помнил. Его имя стерто из истории. Юноша, о котором идет речь в нашей истории, оказался без имени. Сами рассудите, что это может значить.

Он падает на колени перед Иисусом и задает свой вопрос. Я не буду рассуждать о «благости». Меня интересует другое. Юноша назвал Иисуса Учителем и задал вопрос о жизни вечной. Как видим, юноша рассматривает Иисуса именно как учителя, а не целителя. И второе, обратите внимание, о чем именно спрашивает молодой человек? Он не спрашивает, как ему заработать или достичь жизни вечной. Он спрашивает, как «унаследовать» ее.

Сам по себе вопрос человека уже о чем-то говорит.  Он подошел ни как фарисеи. Они «зарабатывали» благословение. Юноша не интересуется «заслугой». Он интересуется «наследием».  По сути, мы встретили человека, что-то понимающего в благодати. Он относится к Богу не как к судье, но как Отцу.  Ведь речь идет о наследии. И как вы думаете, что должен был ответить ему Наставник? Мы бы сегодня сказали, что нужно родиться свыше, стать ребенком Бога и тогда мы наследуем жизнь вечную. Но, видимо, Иисус не учился в наших библейских школах. И, похоже, у Иисуса несколько иной взгляд на благодать, нежели у нас. И, о ужас, Иисус отправляет молодого человека к Закону! Но как же так?!

19 Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.
20 Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей.
(Мар.10:19,20)

И, казалось бы, вот он момент истины. Вот где все законники должны ликовать. Потому что Сам Проповедник благодати обращает внимание человека к Закону. Однако, давайте присмотримся к некоторым моментам.

Итак. Надеюсь, вы уже обратили внимание, что Иисус перечислил не все пункты Закона. Если быть точнее, Он пропустил вполне определенную Его часть. Закон делится на две части. Заповеди об отношении к Богу и заповеди об отношении к людям. Так вот, все, что касается Бога, Иисус пропустил и сразу заговорил об отношении к человеку.

Другими словами, Иисуса интересовало не столько «религиозная» составляющая его жизни, сколько его человеческая часть. Как он ладит с людьми? Как он смотрит на людей? Может ли он стать им служителем? А проверить это просто. Если ты исполняешь эту часть закона, значит, ты любишь людей. Значит ты верный. Ты не жестокий. Не лукавый. И, что самое главное, ты ценишь семейные отношения – «родительское царство», которое очень близко по смыслу с Царством Божьим.

Посмотрите, самый первый вопрос – вопрос о прелюбодеянии!  Несколькими стихами выше Марк рассказал нам о встрече с фарисеями, которые интересовались возможностью законного «прелюбодеяния». Если не понятно, то поясню. Речь шла о разводе. И именно о прелюбодеянии задается первый вопрос.

И смотрите, что отвечает человек: «… все это сохранил я от юности моей». То есть, этот человек жил в семье, где все это ценилось и правильно преподавалось. Значит, этот человек имеет все шансы пойти за Наставником. Он оказался тем, для кого пришло Царство Божье. Он был тем, кто с детства принимал настоящую заботу, попечение, и это вошло в его плоть и кровь. Он знаком с «родительским царством», и принять Царство Божье ему будет не трудно. Оно понятно ему.

21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
(Мар.10:21)

Давайте посмотрим на реакцию Иисуса. Как написано: «… (Иисус) полюбил его…». Давайте немного разберем это слово. Словом «полюбил» здесь переведено слово, производное от «агапе». Если совсем просто, агапе, это жертвенная любовь. Так, или приблизительно так нас учат в библейских школах. Что же говорит Стронг (мое отношение к нему вы знаете) и древние авторы?

Полюбил (25): любить (слово включает в себя следующие понятия: заботиться, желать добра, испытывать привязанность, находить удовольствие (в чем –либо), ценить);

Древние:

  • любить – Платон, Плутарх (любить кого-либо, за что-либо);
  • высоко ставить, ценить – Платон, Демосфен, Аристотель. Платон (чего он не ценит, того и не любит); Исократ, Демосфен (быть высоко ценимым кем-либо);
  • быть довольным – Платон (довольные тем, что спаслись (хотя бы) на время); Фукидид (они, я думаю, довольны (уж) тем, что мы на них не нападаем); Лисий (не довольствуясь наличным богатством); Аристофан (ты рад, если кто-либо даст тебе три обола);
  • ставить выше, предпочитать – Демосфен, Плутарх;
  • воздавать почести – Эврипид (воздавать погребальные почести мертвецам, участвовать в похоронах);

Итак, что же несет в себе это слово. К моему великому сожалению, ничего похожего на жертвенность здесь нет. Совсем нет! И тут многие наши теории рушатся как песчаные замки. Хотя, очень красиво было верить, что «агапе» это жертвенная любовь.  Однако, что же значит «агапе»? Агапе – это оценочная любовь. Любовь за что-то. Вопреки общепринятому понятию, это слово не так возвышено, как хотелось бы. Это слово говорит о ценности. Если оно обращено к человеку, значит этот человек особо ценен. Ему особый почет и внимание. В нем удовольствие. Но по одной причине. ОН ЦЕНЕН. Я понимаю, как я расстроил некоторых христиан, так сильно опиравшихся на смысл этого слова. Однако, как христиане, мы не имеем права искажать слово. Вот так нам приходится расставаться с «детскими» иллюзиями.

Так что же нам говорит это слово, применительно к тексту? А все просто! Иисус оценил человека в качестве возможного апостола. Он показался Учителю весьма достойным претендентом. И все было бы замечательно, если бы не провал, последовавший дальше. Если бы он решился ответить Иисусу согласием, возможно, мы узнали бы еще об одном великом апостоле.

И вот он «Тест Христа на пригодность». Вот Его мерка, по которой Он отбирает себе учеников. Здесь Он ее озвучил. И, как мы видим, Иисуса не так интересует отношение человека к Богу, как к людям. И здесь снова у нас все поставлено с ног на голову. Как видим, определяющим для Учителя является служение, или готовность служить людям. И служение людям, судя по всему, оказывается главным служением Богу. Это ценно для Бога, это Он любит. То есть, тот, кто заботится о ближних – тот высоко ценится (возлюблен) Богом.

Что еще мы можем увидеть в этом стихе? О, да! Здесь есть ужасная добавка! Она сбивает многих с толку.  Марк не использует в своем тексте здесь фразу «взяв крест». Кстати, указание на «взятие креста» в данной истории нет ни у Луки, ни у Матфея даже в синодальном переводе.  Таким образом, мы видим, что Иисус не пугает человека.  Он предлагает ему стать учеником. То есть, стать совершенным (завершенным, правильно подготовленным, способным верно выполнять волю Бога). Иисус всерьез решил взять его к Себе в ученики! Это был бы ценный ученик! Но Учитель потребовал избавиться от имущества.

21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
(Мар.10:21)

Судя по реакции апостолов, им Учитель ничего подобного не предлагал. Я имею в виду продажу имущества с последующей раздачей нищим. Почему? Видимо потому, что они и так все оставили.  То, что для богатого стало проблемой, для того же Петра даже не было вопросом.  И вот что я еще здесь вижу. В наказе раздать все нищим, звучит не столько забота о нищих, сколько способ освобождения. Раздай нищим, значит раздай несвободным. То есть, отдай тем, кто зависит от имения.

Значит ли это, что не нужно заботиться о нищих? Нет, конечно. Это одна из заповедей. Но в данном конкретном случае главное не забота, а освобождение человека от зависимости.  Для служителя важно быть свободным от имения. Понимаю, что говорю нечто не модное, не приятное, «неудобоваримое».

Смотрите, Иисус не отбирает имущество без компенсации. Он говорит : «…и будешь иметь сокровище на небесах». Единственное сокровище на небесах, которое я знаю – Царство Божье. Оно включает в себя Божье уважение, доверие и т.д. Понятно, что Божье Царство нельзя купить. Однако земные «сокровища», по всей видимости, являются гарантией отсутствия сокровищ Божьих. Так это или нет, но связь одного с другим прослеживается совершенно очевидно.

Можно еще обратить внимание на последовательность слов Иисуса. Сначала избавляешься от имения, как следствие, приобретаешь сокровища небесные, и только потом, «приходи, последуй за Мною». И, да, Иисус не потребовал его денег в казну «Своей церкви»!

Видимо здесь кроется ответ на вопрос, почему Иисус, зная, что Иуда ворует из кассы деньги, доверил ему ящик с деньгами.  Ведь деньги в их общей казне, это тоже имение, которое очень просто может стать помехой Божьему делу. Представьте на минуту. Если бы деньги в кассе для Иисуса были важны, он бы доверил их кому-то более ответственному. Но Он доверил их тому, кто их ворует! И Он знал об этом. Даже в такой мелочи Иисус снимает с учеников зависимость от материальных благ.  Он обесценивает деньги таким отношением. Нужны ли деньги? Да. Но их нужно содержать правильно.  Не копить. А раздавать. Вот гимнастика для души.

Так вот, за Иисусом богатый человек мог пойти только при условии свободы от имения. Может быть, нам тоже нужно об этом подумать? Не нужно делать резких движений, но этот вопрос нужно выяснить глубже и шире. В конце концов, мы тоже хотим войти в ЦБ.

Реакцию богатого человека мы знаем.

22 Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
(Мар.10:22)

Любопытен комментарий, который оставил сам Евангелист Марк. Указывая на причину провала, Марк объясняет, что человек этот отошел, «потому что у него было большое имение». Действительно, когда у тебя ничего нет, тебе легче решить этот вопрос. Но, чем больше ты накапливаешь, тем сложнее быть свободным.

Без сомнения за происходящим наблюдало множество людей. Все видели и слышали разговор Учителя с богатым человеком. И все стали свидетелями результата этого разговора. И, по всей видимости, в воздухе повис немой вопрос.  Иисус предложил человеку стать Его учеником, а тот отказался. Вспоминается один анекдот, не анекдот, веселый случай.  Как известно, многие артисты театра и кино в свободно время подрабатывают на свадьбах, елках и т.д. И вот, в преддверие Нового Года у одного такого актера раздался телефонный звонок. На том конце ему сообщили, что известный голливудский кинорежиссер в восторге от его таланта и приглашает срочно приехать на съемки. Гонорар обещан космический с множеством нулей. Наш актер отвечает просто: «Не могу, у меня елки».

Вот так мы часто реагируем на Небесные предложения. Бог предлагает нам что-то великое, но мы вспоминаем о чем-то земном и отказываемся. Человек мог стать величайшим человеком на Земле и во всей вселенной, но имущество стало для него пленом.  И вот народ в немом недоумении смотрит на Иисуса. Иисус, смотрит на людей и говорит следующее.

23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
(Мар.10:23-25)

Что нужно помнить, читая эти слова. Иисус не говорит, что имеющим богатство невозможно войти. Он говорит, что богатому человеку это сделать очень сложно. То есть, имение становится на пути, замедляет ход, тормозит, а иногда и вовсе останавливает и заставляет сдаться.

Вот еще одна интересная вещь. Иисус говорит о двух уровнях. Первый – наследовать жизнь вечную, вторая – войти в Царство Божье. Все, что нужно для унаследования жизни он исполнил. Но, чтобы войти в Царство, не хватило сил. Войти в жизнь – стать Божьим народом, для которого предназначена работа Царства. О Божьем народе заботятся, лечат и т.д. Но заботятся и лечат те, кто вошел в Царство. И это Царство дается им именно ради заботы о народе Божьем.

Интересна реакция учеников. Они ужаснулись. Вообще немного странно. Ведь они и так все оставили. Петр, например, бросил старую лодку с рваной сетью. Помните? Когда Иисус указал, куда закидывать сети, то был такой улов, что сеть порвалась. Правда, это мы знаем из других Евангелий. И, все же, для учеников это требование было неожиданным. На самом деле, такое заявление Иисус сделал где-то года через два, после того, как набрал первых учеников. И первые ученики ничего подобного не слышали.  Почему, я уже сказал выше. И это их поразило. Они никогда не думали об этой стороне дела.

Я не буду уточнять, о каком игольном ушке идет речь. Споры ведутся повсюду. Одни говорят, что это аллегория, и речь идет о отверстии в игле. Другие, что игольным ушком назывался лаз, для опоздавших путников. Как бы там ни было, богатый человек сравнивается с верблюдом, который у него выигрывает в возможности где-то пролезть. Верблюд вообще не очень приспособлен к ползанью, человек гораздо успешнее в этом деле. Однако богатый становится неповоротлив и даже проигрывает такому животному как верблюд.

26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу.
(Мар.10:26,27)

Понимая сложность задачи, они вообще задались вопросом реальности выполнения требований.  Условие отказа от имущества представилось ученикам чем-то невыполнимым. Если быть честными, то у Петра что-то еще осталось. Например, у него был дом, и, возможно в нем, как минимум, жила теща. Ведь у евреев теща живет в доме мужа дочери. И где-то жила жена Петра.

5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
(1Кор.9:5)

Из этого текста видно, что «прочие Апостолы», в том числе и братья Иисуса, и Кифа (то есть Петр), имели жен, которые везде ходили с ними. Слово «спутницею» является переводом словосочетания «водить с собой». Водил ли Петр свою жену во время хождения с Иисусом, или начал это делать позже? Не знаю. Но, жена была. Был и дом. Но нам ничего не известно о продаже дома Петра. Как, впрочем, и о продаже домов других апостолов. Так что, для учеников заявление Иисуса стало неожиданностью.  И, по всей видимости, этот молодой человек, что ушел опустив глаза, мог стать по истине особенным, раз именно ему Иисус дал такое приказание, на которое не были готовы даже настоящие апостолы. Либо, второй вариант. Мы не совсем верно понимаем смысл слова «имущество».

Оставим, пока имущество в покое и вернемся к Иисусу. Ученики расценили требование Иисуса как нереальное. Его невозможно исполнить. Отсюда вопрос: «Кто же может спастись»?  Кстати, слово «спастись» здесь использовано не совсем в том ключе, в котором мы, современные христиане используем его. Под спасением мы понимаем освобождение от власти сатаны кровью Иисуса. Здесь же речь конкретно о власти имения. И еще одно. Если Марк написал, что ученики назвали освобождение от имения «спасением», значит именно так они и поняли слова Иисуса. А раз Иисус не опроверг этого утверждения, значит именно этот смысл Он и вкладывал. То есть, освобождение от власти имения – это спасение.

Однако, такое спасение ученикам показалось невыполнимым. Но что говорит Учитель? Он заявляет просто и ясно. А – человекам это невозможно, Б – все возможно Богу. Давайте еще раз. Чтобы войти в Царство Божье, нужно входить в Него. Но в этом движении очень сильно может мешать имение. И, чтобы спастись от сопротивления имения, нужно от него избавиться. Это крайне сложно, даже по оценкам апостолов. Да, они оставили свои дома, но ведь не продали же. И Учитель подтвердил, что человеку вообще невозможно от чего-то освободиться. Однако Бог может все решить. Как именно Бог может это сделать, Иисус не поясняет.  А ученики, дабы убедиться, что ничего не упустили, решили проверить, все ли с ними в порядке.

28 И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
29 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия,
30 и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.
31 Многие же будут первые последними, и последние первыми.
(Мар.10:28-31)

Вот, мы видим, что говорит Петр. Он и его товарищи «все оставили» (не продали) и последовали за Иисусом. Немой вопрос, если тот человек не смог стать учеником, потому что не освободился от имения, то, не избавится ли от них Учитель по той же причине? Ведь они, как ни как, все бросили (правда, не продали и не раздали).

И Учитель отвечает успокаивающе и ободряюще. Его слова можно сформулировать так. Если ты что-либо оставил ради Евангелия, то получишь все в большем количестве. Но вот одна закавыка. В синодальном переводе мы встречаем одно интересное слово – «жену». Судя по синодальному тексту, Иисус благословляет отказ от жены, ради Евангелия. Идем в греческий текст, и, о чудо! Там нет этого слова. Его нет ни в 29м стихе, ни в 30.

На самом деле, как бы звучали слова Иисуса, если бы это слово было там? Все, кто оставит жен, получат в сто крат больше? Это какой-то исламский рай с гуриями. Тем более, что несколькими стихами выше Иисус буквально запрещает какой-либо развод. Так как же быть? И, как мы только что читали у Павла, жену нужно иметь «спутницею», т.е. быть с нею. То есть, она должна быть с тобой.  Нравится или нет, но это текст Писаний.

И, именно в этом русле появляется высказывание «многие же будут первые последними, и последние первыми». Совершенно очевидно, что опережение происходит на фронте имения. Именно на этих плацдармах кто-то вырывается вперед, а кто-то остается в хвосте.

Ну, а теперь, очередь помидоров.

Богатый юноша: 10 комментариев

  1. Otlichnoe tolkovanie! Mne ochen ponravilos. Tak mnogo christian goniautsa za zemnim bogatstvom zabivaya o nebesnom. Vkluchaya nas pozhalui…

  2. Алексей ! я тебе говорил о «служении» оно подразумевает отказ от всего что и чем ты жил до этого , когда почуствовал , это страшно, особенно когда у тебя всё хорошо. Класно ходить исцелять «заботится о винограднике » когда тебе не чего не грозит, оставить всё,» что нажито не посильным трудом» мне с трудом удалось сказать……. и это вторая гора, РИКА ДХОЙНЕРА была чёрная дверь, она испускала страх , я понимаю учеников Иисуса ,но за дверью, вершина.

    • возможно ты прав. Однако, как я уже заметил выше в статье, от человека Иисус потребовал все оставить, а от учеников ничего похожего не ожидал. Так что, не все так просто.

    • 6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали.
      (Иоан.12:6)

  3. Алексей, а с какого словаря находишь значение слова —-полюбил—как это слово использовали древние??? Есть ли ссылка на такой словарь?

    • Все, что процетировано, взято, 1- Номера Стронга, 2 — в любом словаре. В программе ГрикНТ (для винды), есть все это. К сожалению, в программе для андроида нет ничего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.