Приносили к Нему детей

думаюНачиная с прошлой темы, я несколько потерял мысль, которую нес Марк.  Такое впечатление, что он вел меня, вел, и, вдруг, выключили свет, и я его потерял из виду.  Не думаю, что Марк так поступил. Полагаю, что у меня не полное понимание написанного. Что бы было понятно, не полное понимание линии Марка. То есть, в частностях, все в порядке. Но «мозаика не сложилась». Создается впечатление, что Марк, вдруг, вспомнив о чем-то, решил рассказать какие-то детали вне контекста. Есть и другое предположение. Возможно Марк, отступив от основной линии, хочет немного подготовить нас к восприятию следующего шага в изложении учения. На данный момент это мне не очень понятно. Но, продолжу исследование, и надеюсь, Господь все расставит на свои места. А следующий отрывок – это «благословение детей». 

13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.
14 Увидев [то], Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.
(Мар.10:13-16)

Пока переносил текст Библии к себе в документ, пришла мысль. А не связаны ли каким-то образом эти два учения – о муже и жене с одной стороны и о детях с другой? Оставлю этот вопрос в подвешенном состоянии на время, и вернусь к детям.

Традиция нас учит, что к Иисусу подошли дети разного возраста. В связи с этим я не поленился и проверил это утверждение. И вот, что удалось выяснить. Во всех случаях словом дети переведено одно и то же слово.

Дети (3813): ребенок, дитя, младенец.

Древние использовали это слово так:

  • Ребенок, дитя, младенец (мальчик или девочка) – Геродот, Платон (совсем маленькие дети), Ксенофонт (с детства).
  • Маленький раб, раб-ребенок – Аристофан.

Само по себе это слово указывает на вполне определенный возраст – младенческий.  Однако, если мы не совсем уверены в этом, нам поможет ближайший контекст. А в тексте мы читаем следующее: «Приносили к Нему детей».  Как видно из перевода, детей «приносили», т.е. это были младенцы.

Кроме этого мы читаем вот это: «…ученики же не допускали приносящих». Кого ученики не допускали? Детей? Нет, тех, кто приносил. Почему? Потому что не детей нужно было останавливать, которые «могли ходить своими ножками», а тех, кто их нес на своих руках. То есть, речь идет о взрослых. Почему о взрослых? Опять же, потому, что дети, о которых здесь идет речь, сами не могли передвигаться.

Вопрос вызывают слова Иисуса: «…пустите детей приходить ко Мне». Тут, вроде бы, появляется указание на некую самостоятельность этих самых детей. Ну, что же, давайте присмотримся к этим словам.  Слово, которое здесь переведено как «приходить», по некоторым характеристикам похоже на английское слово «com», которое можно перевести как «приходить» или «прибывать».  Но те, кто как-то знаком с английским языком, сразу скажут, что это слово не указывает на «хождение ногами». Ведь точно так же можно «прибыть» на корабле, «прибыть» поездом, не самолете и т.д. Это слово не говорит о самостоятельности того, кто прибывает, но о том, что объект движется, приближаясь к чему-то. Так же обстоит дело и со словом «приходить» из нашего текста. То есть, речь не о том, что дети «топают» к Иисусу, а о том, что они «двигаются к Нему». А вот как они это делают, это второй вопрос. Если бы это говорилось о взрослых людях, то мы без сомнения сказали бы «приходят», а о младенцах, то же самое слово мы уже переведем как «прибывают», как объекты, которых несут на руках, везут в колясках и т.д.

Если на мгновение вспомнить, что есть другие Евангелия, то у Матфея мы находим следующий текст:

13 Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.
(Матф.19:13)

Как мы видим, синодальные переводчики использовали здесь слово «приведены», как о людях, способных передвигаться на своих «двоих».  Однако и здесь кроется подвох. Это слово как в случае с английским словом «com» и «go» обозначает не топанье, а приближение без указания на способ.  Его, конечно же, можно перевести как «приведены», однако лишь в том случае, когда переводчик уверен, что речь идет именно о таком способе передвижения. В остальных случаях, это будет ошибкой. По этой причине и в наборе значений греческого слова присутствует вариант «приходить». Но, если бы это понимание было единственным верным, то никакого обсуждения здесь не последовало. Но значение «приходить» стоит рядом со значением «прибывать», «идти» рядом с «проходить» (об испытаниях). И все эти значения стоят с такими как «восходить» (о солнце), «наступать» (о ночи), «возникать» (о буре) и т.д.  Надеюсь, мысль ясна.

Итак, никакого указания на детей, способных ходить, нет. Но есть совершенно конкретное указание на обратное. Детей «приносили». Апостолы воспрещали «приносившим». Теперь о словах Спасителя.

Первая часть звучит так:

14 Увидев [то], Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
(Мар.10:14)

Вторая так:

15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
(Мар.10:15)

Разберем, сначала, первую часть. Итак, Иисус возмущен поведением апостолов. И первое, что Он приказывает: «пустите детей приходить ко Мне». По поводу слова «приходить» мы уже говорили. Повторяться не буду. Слово «пустите» так же намекает нам на самостоятельность. Но в греческом мы обнаруживаем слово, в совокупности значений которое означает «освобождение», «снятие запрета», «позволение» в противовес «запрещению».  Фактически он указывает на действия апостолов. Они запрещали, теперь Иисус требует от них, снять этот запрет. А так как запрет не относился прямо к детям, но к тем кто их приносил, то и разрешение адресовано им же. По смыслу было бы ближе перевести так: «пусть дети прибывают ко Мне».

Скорее всего, можно и лучше выразить это позволение, однако, главное, чтобы стало понятно Его послание апостолам. Он им приказывает не останавливать «поступление детей».  И в этих словах не указано на самостоятельность детей. Они не топают ножками, они прибывают. А из контекста понятно, что их приносят.

Но это все лирика, главное здесь следующее: «ибо таковых есть Царствие Божие».  Забудем на время существование 15-го стиха, чтобы он не влиял на наше понимание, не диктовал своего толкования. К нему мы вернемся позже. А сейчас, закрыв его от взгляда на некоторое время, попробуем понять, эту фразу.

Итак, речь идет о детях, которых носят на руках. Это значит, что все говорится о тех, кто еще даже не говорит.  Это те, у кого нет никаких возможностей сделать что-либо, противостоять чему-либо. Они совершенно беззащитны и полностью зависимы от родителей.

Теперь, традиция нас учит, что «для входа в Царство Божье» нужно быть нищими духом. И кто-то, вероятно в моих размышлениях обнаружит намек на такое положение дел. Будто для входа в Царство Божье нужно быть слабым, беспомощным, и, желательно, не уметь говорить. Но я здесь вижу совсем другое понимание.

Как здесь (напоминаю, что на время для нас не существует 15-го стиха) следует понимать фразу «таковых есть»? Для нас совершенно привычно сказать, что это словосочетание говорит о принадлежности чего-то к так называемым «таковым». И значит, Царство Божье принадлежит таким детям.  И, вроде бы, все правильно…

А теперь, вспомним кое что. Народ Божий делится на две категории, о чем мы говорили раньше. Первая – те, кому служат. Это люди, не обладающие властью, возможностями и т.д. Они зависят от указов. Им нужны «опекуны». В обычном государстве это простые люди. Им нужны законы, им нужна милиция, их жизнь зависит от вооруженных сил. Они зависят от массы всего. Сами же они, почти ничего не могут. Разве что, раз в несколько лет, отдать свой голос на выборах. Ну и, конечно же, своими выплатами налогов, поддержать вторую категорию.

Вторая категория – это те, КТО служит первой. В обычном государстве это милиция, войска, чиновники, разного рода социальные службы. Они ничего не производят, их кормит народ налогами, а они служат народу. Понятно, что в реальной жизни все перевернулось. И те, кто призван служить, превращаются зачастую в тех, кому служат. Но в божьем народе есть правило. И у Его народа есть место для настоящих служителей. По замыслу Бога, это те, кто должен кормить первую категорию, исцелять от болезней и заботиться о полном их здоровье. Они обязаны следить за климатом духовным и погодой на Земле. Это царственное священство.  И те и другие – народ Божий.

Первая категория – это те, кому Царствие Божье служит. Оно пришло ради них и для них. Вторая категория – это те, кто находится в Царствии Божьем (читай, в Божьей власти), и этим Царствием управляет условиями жизни первой категории. То есть, первая категория, это люди, которым принадлежит Царствие Божье. Повторюсь, потому что оно, Царствие, пришло исключительно ради них. Вторая, это те, которые имея Царствие, заботятся о первой. Параллель с властью государственной. Опять же далеко от реальности. Но близко по смыслу. Простой народ – это те, кому принадлежит забота государства. Парламент, по идее, работает исключительно ради одной цели, обеспечить, накормить и т.д. народ. Президент, парламент и чиновники на местах обязаны обладать государственной властью, чтобы выполнять свои обязанности по заботе. Народ – те, кому принадлежит власть. Чиновники, те, кто власть обладает, вошел в нее.

Итак, Царство Божье, как политическая власть, принадлежит простому божьему народу. Апостолы, разного рода служители, это те, кто обязан заботиться о божьем народе, трудиться для их блага. И для этой цели, подобный служитель обязан обладать божественной властью – Царствием Божьим.

Теперь вернемся к детям. Перед нами те, кто по определению не может служить. Это младенцы. То есть те, кто ничего сам сделать не может. Все, что он может – кушать и спать. И Учитель учит, говоря о таких: «ибо таковых есть Царствие Божие». То есть, все служители и Он Сам действуют для таких как эти дети. Дети сами не должны обладать Божьей властью. Они не должны входить в нее. Но вся божья власть (Царствие Божье) принадлежит детям. Потому что оно (Царствие) существует ради таких, беспомощных и т.д..

Теперь вспоминаем о 15-м стихе: «…кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». Обратите внимание на два слова «примет» и «войдет». Кто не «примет», тот не «войдет». Здесь не одно действие, а два. И причинно следственная цепь такова. Прежде чем «войти» нужно «принять».  На самом деле, прежде чем человек не примет гражданство, он не сможет баллотироваться во власть.

Принять Царствие Божье – это принять Его заботу о тебе. Позволить Ему (Царству) делать для тебя все, что тебе нужно.  Если  государство требует от кандидата на гражданство какие то действия, то и Бог, от желающего «принять» что-то ожидает. Принять власть Бога над собой нужно ни как иначе, как младенец. А как младенец принимает власть людей (родителей) над собой? Да как? Никак! У него никаких шансов. Он не может устроить забастовку. Он вообще ничего не может. Все, что он может – плакать, если не комфортно, орать, если хочет кушать и будить, когда надо. Но он не может даже подумать о смене родителей. Какие есть, такие и есть. Нравится, не нравится, это даже не возникает в их мыслях. Это родители, и с этим все. Можно покапризничать, но никто не подумает идти на поводу. Я поясню. Это сегодня родители стали рабами детей. Но во времена Иисуса такой глупостью никто не занимался.

Итак, забота о ребенке для самого ребенка – это факт. Это норма. Ребенок вообще не мыслит себя без этой заботы. Слово «сам» появляется уже позже. А пока, даже если и захочется ему что-то сделать самому, попытки обречены на провал. Власть родителей – власть абсолютная для ребенка.

Смотрите, ребенок, даже когда старается сделать все сам, делает это именно так, как делали его родители. То есть все движения, все старания он копирует со своего папы и своей мамы. Принять Царствие Божье, как ребенок, значит принять Его власть над собой без сомнений, как власть единственно возможную. Ребенок всецело ей принадлежит и полностью ей повинуется. Он от нее зависит. И, когда нужно, требует выполнения ее обязанностей к нему. Хочет есть – требует еды. Не просит!!! А требует!!! Вы видели когда-нибудь младенца (не ребенка умеющего говорить, а младенца) просящего еду? Ребенок еду требует. Если не получает во время, он начинает что? Правильно! Он начинает орать! Почему? Потому что все родительское царство принадлежит ему. Это не милость, это владение.

Через какое-то время ребенок вырастает и в многодетных семьях берет на себя какие-то обязанности. То есть он, недавний ребенок, получает немного от родительского царства. Теперь уже он начинает нести какие-то обязанности по заботе о младших.  Потому что появились те, кому принадлежит родительское царство (младшие).  А в отношении старших это царство постепенно переходит из разряда «принадлежности» в разряд «вхождения». Подрастая, ребенок становится старше и обязан взять на себя большую часть забот о своих ближних. Здесь он уже получает делегированное родительское царство.

Как это произошло? Просто, родители передали ему часть груза. Когда? Кому-то в один день, кому-то постепенно, шаг за шагом. Но каждый раз родители либо говорили так: «Теперь ты будешь делать это», либо на просьбу детей: «А можно я теперь это буду делать?», родители отвечали согласием.  Но это еще не родительская власть. Это власть ребенка, которому что-то позволили. Именно так было с апостолами, когда Иисус дал им «екзусиан». И лишь повзрослев, ребенок готов с полной ответственностью взять на себя заботу о ближних. И тогда, родители передают им свою власть окончательно. Вот тут ребенок и входит в полном смысле этого слова в царство родителей.

И вот прямо тут я, похоже, начинаю прозревать в отношении учения о «разводе». Развод – это царство эгоистов, царство людей не умеющих любить, а значит не умеющих обеспечить достойную жизнь своим детям. Под достоинством я понимаю отнюдь не деньги. Если мы хотим войти в Царство Бога, то мы хотим войти в положение Того, кто главной целью своей заботы имеет не Себя, а своих детей. А развод – это следствие ублажения своих собственных интересов. И неважно, по какой причине люди разводятся.

Царство Божье, это царство Отца, создавшего все, что мы видим вокруг себя исключительно ради Своих детей. И в такое царство войдет только тот, кто сам убаюкивался на Его руках. То есть тот, кто как младенец принимал Его (ЦБ).

Отсюда совершенно логично вытекает поведение Иисуса в отношение младенцев.

16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.
(Мар.10:16)

Приносили к Нему детей: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.