Старт Савла и Варнавы

думаюГоворя «старт», я имею в виду их выход на служение. Думаю, в следующем отрывке находится любопытнейшая информация о том, как первые апостолы отправляли в «свободное плавание» своих учеников. Давайте, я не буду делать долгого вступления, сразу перейдем к тексту.

1 В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
(Деян.13:1-3)

Итак, речь идет о Савле и Варнаве. Савл, это тот самый ( для тех, кто не знает) Павел, который прежде гнал христиан. Варнава – тот, кто ввел Савла в общение с христианами.

Так вот, первое, на что хочется обратить внимание, это тот любопытный факт, что ко времени, когда Савла и Варнаву Дух Святой отправляет на служение, оба эти человека уже что-то делают. Например, 2 главы назад, оба этих человека передавали пожертвования церквям. А прямо здесь в первом стихе они упоминаются как «пророки и учители». То есть к моменту их отправки они уже служили в качестве пророков и учителей.

И вот, когда «некоторые пророки и учители… … служили Господу и постились», они получили повеление от Духа Святого.  А теперь важное и трудное. Вот эти слова «Когда они служили Господу и постились» надо рассмотреть внимательнее. Дело в том, что мы, современные люди с современным мировоззрением смотрим на слово «служить Господу» совсем не так, как первые христиане. Правда, протестантские конфессии в этом отношении оказались немного ближе других, однако не на столько, чтобы при чтении этих слов сразу делать верные выводы.

Когда мы читаем слово «служить Господу», у кого-то сразу рисуется картинка церковного служения. То есть молитвы и поста, возможно, каждения и песнопения. У кого-то возникает картина служения нищим, нуждающимся, помощь, поддержка и т.д. Однако, когда слово «служение» стоит рядом со словом «пост», почти все тут же скатываются к одной картинке – общая молитва либо в храме,  в молитвенном доме, либо в квартире или где-нибудь на природе (особо популярно). И в нашем воображении рисуется именно такое служение в отношении Господа, ведь написано «служили Господу». То есть, восхваляли, прославляли, пели духовные песни, молились и т.д.. Но такой вид служения, на самом деле, появился в церкви немного позже. До этого, восхваление и песнопение Господу не было «служением». Служением было только (!) исполнение Его поручений. То есть, если я исполняю Его поручение, я служу, все остальное может быть чем угодно, но не служением. Его поручение легко обнаружить в том же Евангелии от Луки, где Иисус читает из книги Исайи. Так же суть служения раскрывает Павел в своих посланиях, где он ясно говорит, что и пророки и учителя и пасторы и все остальные служат для одной цели, подготовить народ к служению. То есть служение должно приготовить служителей, которые будут выполнять то же служение.

Теперь, каким служением занимались «пророки и учители»? Правильно, пророчествовали и учили. То есть событие, описанное в 1-м стихе, произошло во время того, как эти люди занимались своим непосредственным служением. Пророки пророчествовали, учители учили.

Далее. Мы должны понимать то, что учители первого века совсем не были похожи на учителей 20-го столетия. Современный учитель не учит, он читает лекцию, сообщает информацию и задает задание на дом. Учитель первого столетия жил с учеником и передавал ему его образ жизни, а информация лишь помогала этот образ жизни понять. То есть, если брать древнегреческих философов, то мнение, что они жили, как учили, не совсем верно. Они учили, как жили, вот что будет правильнее. Иисус жил и учил в ту же эпоху, когда учителя так и поступали. И своих апостолов он научил тому же. То есть учители Антиохийской церкви именно это и делали. Это не были занятия в классе. Это была жизнь, во время которой учители что-то поясняли и раскрывали.

Так вот. Пророки и учители были в процессе своего пророчествования и обучения молодых апостолов. И на этом этапе и те и другие находились в посте. То есть пророки, ожидали слово от Бога, чтобы передать его ученикам и церкви, своим примером показывая как именно надо получать слово от Бога. Таким образом, пророки оказываются и учителями. Итак, привычное для того времени действие. Пророки и учителя, вероятно вместе с учениками, ожидают слова от Господа, т.е. постятся.

И вот это слово приходит. И это слово говорит, что Савлу и Варнаве не нужно более заниматься своим пророческо-учительским делом в Антиохии, им нужно идти дальше и делать то же самое в других местах.

Вот еще момент, на который обязательно нужно обратить внимание. Смотрите, что написано в конце второго стиха:

2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
(Деян.13:2)

Слово «призвал» стоит в совершенном времени. Для тех, кто не знает, это время, отвечающее на вопрос «что уже сделал?». Иначе говоря, Святой Дух УЖЕ призвал Варнаву и Савла. То есть оба этих брата УЖЕ ЗНАЮТ свое призвание. Однако еще не приняли решение следовать этому призванию. И вот Дух Святой дает приказ – отделить. Иначе говоря, молодые апостолы уже в курсе того, что Бог от них хочет. Это уже горело в их сердце, не хватало «пинка».

Далее. Сложность понимания вызывает фраза в третьем стихе.

3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
(Деян.13:3)

Создается впечатление, что апостолы еще раз постятся, молятся и потом возлагают руки и отпускают. Однако это не совсем верно. Чтобы понять, что здесь говорится нужно кое что увидеть. Итак, словосочетание «совершив пост» — это одно слово «поститься», которое стоит в форме Аориста, то есть прошедшего совершенного времени. То есть не настоящего совершенного, как во втором стихе с поручением Духа Святого, а в прошедшем совершенном. То есть действие еще до описываемого момента уже закончилось. Иначе говоря, третий стих нужно понимать так:

3 Тогда они, закончив к тому моменту свой пост и молитву, возложили на них руки и отпустили.
(Деян.13:3)

Вот, например, как перевели этот стих МБО:

3 И они после поста и молитвы возложили на них руки и отпустили их.
(Деян.13:3)

Нечто подобное мы читаем и у РБО. То есть, переводчики просто удовлетворились постановкой действия в прошедшее время. Но важно, что все это действие, к тому моменту, когда они решили приняли слово от Бога, уже завершили и молитву и пост. То есть, не было никакого дополнительного поста и повторных молитв. Все уже и так ясно. Ждали ответ, он пришел, чего еще поститься и молиться? Вот на таком недопонимании строятся целые учения. Мол, перед возложением рук апостолы «очищались», поэтому и постились. Никто ничем не очищался. Все уже очищены кровью Спасителя.

И последнее. Они не послали апостолов, а отпустили. Это дает нам намек на то, что Савл и Варнава уже рвались «в бой», но им не давали зеленого света. Иначе говоря, своим ответом Дух Святой заставил-таки христиан признать, что желания и чувства молодых апостолов полностью согласуются с Его волей.

Как мы видим, уже в первом веке авторитеты церкви пытались все держать под своим контролем, ожидая, когда христиане «повзрослеют» и станут достойными служения. Даже Духу Святому приходилось вмешиваться и подтверждать то, что и так уже давно известно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.