Так что же такое – пост? (Небольшое вступление)

думаюНа самом деле, тема о посте – одна из самых непокладистых. И, хотя большинство христиан постятся, мало, кто сегодня понимает настоящее значение этого слова. А между тем, вопросы, связанные с постом не просты. Мало сказать, надо или не надо поститься? Ведь, если ты не знаешь смысла слова, как вообще можно говорить о том, надо или не надо. Если не надо, то что «не надо»? А если надо, то, что именно, «надо»? Я долго сопротивлялся этой теме по нескольким причинам. Первая самая простая – непонимание. Но время идет и постепенно картина стала вырисовываться. Вторая – долгое убеждение в том, что к Новому Завету пост не имеет отношения. Надо сказать, что вторая причина – порождения первой, т.е. «непонимание смысла». И вот, когда я стал подробно исследовать вопросы исцелений, это слово «пост» вновь вышло наружу и заявило о себе очень громко. И игнорировать его я уже не мог. Пришлось рассматривать его под лупой и с великой тщательностью. Этот процесс только начался, и в этой работе я хочу его продолжить и закончить. Я сам ожидаю откровения и ясности для себя. Так что, как и говорил раньше, я не учу здесь, а исследую важные для меня самого вопросы. Если же я говорю, как бы, убеждая, наставляя, то это не для вас, дорогие братья и сестры. Этим «менторским» тоном я убеждаю самого себя, внушаю себе, заставляю себя повиноваться Слову. И в этом, может хотя бы немного, я действую как царь Давид, провозглашавший: «Хвали душа моя Господа!».

Итак, не хочу сейчас тратить массу времени на доказательства необходимости поста, я верю, что Библейский пост – вещь крайне необходимая. Слово «необходимая» означает вещь, которую ну никак невозможно обойти, как ни старайся. Приведу лишь пару доводов.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
(Матф.6:16-18)

Вот почему я привел здесь это место. Дело в том, что, по моему глубокому убеждению, Нагорная Проповедь не предназначалась народу. Она нацелена только (!) на учеников. Это хорошо видно в начале этой «Нагорной проповеди». Да, Иисус не говорит ученика, что они должны (!) поститься, но, Он так же не говорит, что НЕ должны. Мало того, он дает им инструкцию, как они это должны делать. В данном случае, под инструкцией я имею в виду не сам принцип поста, а как пост работает в отношениях с Богом. То есть, если это делается исключительно перед Богом, то Бог и ответит, если в известность ставятся люди, то и не удивляйся, если от Бога ничего не пришло. Но это все позже. Главное сейчас то, что ученикам не сказано: «Ребята, отмена! Больше не постимся!». Скорее наоборот.

1 В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
(Деян.13:1-3)

Здесь мы видим Новозаветных служителей. Против этого уже невозможно что-то сказать. И эти НОВОЗАВЕТНЫЕ служители постятся! В греческом тексте таки есть слово «постящихся». Ну еще один и хватит:

19 из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда [Апостолы] смело проповедывали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим.
20 Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию.
21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию,
22 утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и [поучая], что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
(Деян.14:19-23)

Здесь Павел, встал после избиения камнями и проповедует Евангелие с Варнавой. В 23-м стихе видно, что они рукополагают пресвитеров и молятся с постом. В этом тесте так же присутствует слово пост. Правда в греческом тексте он во множественном числе (то есть многих пресвитеров, и за каждого постятся).

Так вот, нравится нам или нет, но пост – вещь, которую в Новом Завете нам обойти не удастся. В противном случае мы сами себя обманываем. Но, сторонники поста, у меня к вам просьба, не торопитесь одобрительно кивать своими мудрыми головами, может вам еще не понравится то, что я буду говорить дальше. И те, кто против поста, не надо хвататься за моченые яблоки,… пока. Они возможно не пригодятся. Хотя, я думаю, что получу как от тех, так и от этих. Ну что же, поехали.

Как мы понимаем пост сегодня? Вот что выдает нам «Википедия», например:

В христианстве пост — форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром.

Я согласен с тем, что Википедия не может служить образчиком истинности. Но Википедия совершенно ясно отображает общественное восприятие и понимание. Я же не спрашиваю, как слово «пост» понимает Православная или Пятидесятническая церкви. Больше всего сегодня разговоров о «Великом посте» — то есть о посте, связываемом с 40 днями нахождения Иисуса в пустыне. И, по всем канонам, основные указания для этого поста связаны-таки с пищей. Может быть где-то в другом месте мы не найдем связи с едой? Смотрим «Номера Стронга» — справочник, по ошибке воспринимаемый как словарь. Вот что пишет мистер Стронг.

Пост – добровольное или вынужденное воздержание от пищи.

Вот так просто. И без всяких душевных и духовных мук. Как бы мы ни выпендривались, как только сегодня заводится разговор о посте, он тут же сводится к инструкциям по «голоданию».

Хорошо, давайте постепенно идти к пониманию. И первый вопрос, на сколько правомерен разговор о еде в связи с постом. Для начала разберемся с постом, который называют «Великим».

Есть такой историк – Евсевий, который цитирует переписку двух людей. А именно Иринея Лионского и Папу Виктора. Ириней – это один из первых отцов Церкви, живший в середине второго века (мне кажется не очень далеко от апостолов). Ну и пишет он к Первому Папе Римскому – Виктору. Соответственно в те же годы. Он в свое время созвал собор, на котором было решено, когда западная церковь должна праздновать пасху. Но это неважно для нас сейчас. Нам же интересно другое. Так вот, в переписке между Иринеем и Первым Папой говорится, что существуют разногласия не только в отношении празднования Пасхи, но и в отношении предваряющего ее поста.

«Ибо некоторые думают, что они должны поститься один день, другие – два дня, иные – даже несколько, тогда как другие отсчитывают сорок часов дня и ночи для своего поста».

И он, Ириней, настаивает, что эти различия существуют с древних времен. А о чем это говорит? Правильно. Что во времена Иринея (второй век, однако), ни о каких «апостольских» указаниях на этот счет речи не идет. А дальше происходит как в анекдоте. Когда слова «Евсевия» (конец третьего, начало четвертого веков) с греческого переводили на латинский, то переводчик немного перестарался. Звали переводчика Руфин. Жил он уже в конце четвертого, в начале пятого веков. Так вот, в начале пятого или в конце четвертого века Руфин переводил цитату историка Евсевия, о которой мы читали выше. И, если мы помним, там сказано, о «некоторых, которые постились аж 40 часов». Так вот, этот замечательный человек, перевел 40 часов, как 40 дней!

Возьмем другого автора древности – Тертуллиана (конец второго, начало третьего веков). Он вообще много пишет о посте, но ничего про пост в 40 дней не знает. И такое согласное молчание хранят все писатели тех времен. Странно, ведь, если бы был хотя бы какой-то намек на «Великий пост», об этом было бы что-то сказано.

Однако, празднование Пасхи входит в практику. И постепенно, христиане все жестче относятся к «святости» этого дня. И уже в начале четвертого века (как видите прошло около 200 лет) Афанасий Великий пишет александрийцам следующее:

Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию

Вот так, за 2 века, пост успел подрасти. Если на Западе еще были какие-то варианты, то Восток жестко воссел на слова Афанасия и уже с них не слезал.

А как же еда? Спросим мы? «Великий пост» в православии отношение к еде строит по Палестинскому уставу (Типикон). Это устав в монастыре Палестины. Самым древним его автором считают Харитона Исповедника (4-й век), однако существует лишь копия 13-го века. Но, как мы уже видели, за 2 века (даже немного меньше) пост вырос в 24 раза.

Итак, еще во втором веке никакого «Великого поста» не существовало. Соответственно и распределения его на недели по типу пищи не было. Что еще можно сказать. Если меньше чем за 2 века произошла чудовищная подмена в сроках поста, могла ли произойти и подмена понятия? Чтобы это понять, нам придется уже обращаться не к истории, а непосредственно к Библии. Скажу лишь, что никакого «специального» подмена не было и быть не могло. Все подобные подмены происходят скорее незаметно для самих христиан. Постепенно, штрих за штрихом и мы уже видим нечто извращенное, тогда как христиане даже и не подозревают о подмене.

В качестве примера я все время привожу слово «терпение». Это слово в Писании всегда значит боевое положение, состояние противостояния, упорная твердость, несокрушимость, жесткое противление, верность не смотря ни на что. А сегодня слово «терпение» совершенно изменило свое значение. Тогда как в словарях Даля и Ожегова еще сохраняется это первое значение, в сознании обычных людей оно всегда пассивно. И выражение «Бог терпел и нам велел» — говорит нам о смирении, а не противостоянии. Из древнего исходного активного положения, это слово перешло в современное униженно пассивное состояние. Сегодня стало совершенно нормальным на слова Иисуса о подставленной щеке, спросить: «Ага? Меня будут бить, а я терпи?». Имея в виду унизительное трусливое положение.

Я не филолог и не знаю, как правильно называется в науке такого рода изменения значений слова, но они неизбежны и их очень много. Так не коснулось ли это слова «пост». А если коснулось, то когда? И что это слово значило сначала?

Случай в Гиве Виниаминовой

Итак, начинаю свое «расследование». И первое место, где мы находим упоминание о посте – Книга Судей. Вот История. Один Левит поссорился со своей наложницей, и та ушла к своему Отцу. Левит последовал за ней в дом ее отца и провел там довольно много времени. Так получилось, что обратно он с наложницей возвращался поздно, но решил дойти до Гивы и там переночевать. Но в ночном городе никто не пускал их на ночлег. Тогда встретился им старик, который взял их к себе, не желая оставлять их на улице. И, когда Левит и его наложница были в гостях у этого старика дом окружили жители Гивы и, в точности как история с Содомом и Гоморрой, потребовали от старика вывести гостей чтобы они «познали их». Левита старик не дал им в обиду. Но так как они не унимались Левит вывел им свою наложницу. Ее так изнасиловали, что она умерла. Левит, увидев такое нечестие разрезал ее на 12 частей и разослал во все колена Израиля.

В результате весь Израиль пошел против Гивы. Колено Вениамина вступилось за свой город. Израильтяне каждый раз, нападая на Виниамитян советовались с Богом, однако терпели серьезное поражение. И дальше мы читаем следующее:

26 Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом.
27 И вопрошали сыны Израилевы Господа (в то время ковчег завета Божия находился там,
28 и Финеес, сын Елеазара, сына Ааронова, предстоял пред ним): выходить ли мне еще на сражение с сынами Вениамина, брата моего, или нет? Господь сказал: идите; Я завтра предам его в руки ваши.
(Суд.20:26-28)

Это первое место, где встречается слово «пост». Это удивительно, потому что нигде до сих пор оно не встречается. Странно, не правда ли? Если пост важная вещь, а мы рассмотрели и увидели, что это так, то совершенно неожиданно не обнаружить этого слова ни в Числах, ни во Второзаконии. Представляете себе? С самого начала Библии на протяжении 6 книг слово «пост» вообще не встречается! Меня, например, это сильно удивило. Мы как бы «вдруг» наталкиваемся на него без всякого предупреждения.

Хорошо, давайте немного рассмотрим этот отрывок. Чуть выше, в 25-м стихе написано, что в этот же день (не написано когда, рано утром, позже или еще когда), до прихода в дом Божий Израильтяне сразились с Виниамитянами и сильно пострадали. И уже после сражения они пришли в дом Божий. И, как видим они постились до вечера. Теперь, внимание, вопрос. Сколько времени занял их пост?

Допустим они вышли на сражение рано утром. Сколько времени они бились? 5 минут? Час? Два? Надо учесть, что сражение происходит между многотысячными армиями. В том же 25-м стихе написано, что у Израильтян потери составили 18 тысяч человек. Сколько на это ушло времени? Древние люди вставали с рассветом. И сражение, судя по тексту, было именно в светлое время. Допустим в 6 утра они встали, на бой вышли в 7, а в 8 бой закончился. К 9-ти утра они собрались в Храме. Вечер наступает в 5 часов (по нашим часам). Они постились до вечера. Итак, пост их длился не больше 8 часов. И, как мы видим, Бог ответил.

А теперь давайте рассмотрим, есть ли там какой-то намек на пищу? Что они там делали? Они приносили жертвы и плакали. А теперь внимание! Барабанная дробь! Там было 2 вида жертвы – мирная и всесожжение. Всесожжение говорит за себя сама – сжигается все, священник получает лишь кожу. А вот мирная жертва имеет жесткое правило – часть жертвы тут же перед Богом должна быть съедена приносящим жертву и его друзьями. Упс!!! А как же отказ от еды? А как же пост?

15 мясо мирной жертвы благодарности должно съесть в день приношения ее, не должно оставлять от него до утра.
16 Если же кто приносит жертву по обету, или от усердия, то жертву его должно есть в день приношения, и на другой день оставшееся от нее есть можно,
17 а оставшееся от жертвенного мяса к третьему дню должно сжечь на огне;
(Лев.7:15-17)

Мирная жертва по обету – это когда есть обет, в результате которого приносится жертва. Жертва от усердия – это когда нет причин для жертвы, но приносящий просто захотел, просто так. В нашем случае это мирная жертва благодарности, и по ее уставу нужно не только есть в этот же день, но ни в коем случае ничего не оставить на завтра.

И теперь вопрос. Если пост – это отказ от пищи, то Израильтяне ужасно грешили, принося мирные жертвы и не выполняя их требование. Не думаю.

Итак, совершенно очевидно, что самое первое упоминание о посте, если и связано с пищей, то совсем не в плане отказа от нее, а, даже, наоборот. Продолжим в следующий раз.

Так что же такое – пост? (Небольшое вступление): 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*