Не бойся, малое стадо…

думаюВ предыдущей части мы читали, как Иисус наставляет своих учеников. Указывая им, что они не «религиозные деятели», а представители Небесной власти.  Они не предлагают Евангелие, они ставят ультиматум, либо примешь, либо умрешь. И Учитель наставляет их не бояться, потому что Бог внимательно следит за их жизнью. И если они не будут страшиться, то и Иисус объявит их имена перед своими небесными слугами, в результате чего, последние будут повиноваться первым. А если они встретят людей, хулящих Святого Духа, то не нужно их уговаривать или спасать, они уже произнесли свой приговор.  Потому что именно этот Дух должен говорить устами учеников. Поэтому им не нужно даже готовиться и планировать свою речь. Единственное, что от них требуется – довериться Богу.  Если доверились, не бойтесь, Он все сделает, и даже говорить будет через вас. Точнее даст вам, что сказать.

12 ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить.
13 Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.
14 Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?
15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,
19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
21 Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
22 И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:
23 душа больше пищи, и тело — одежды.
24 Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?
25 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?
26 Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?
27 Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.
28 Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!
29 Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,
30 потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;
31 наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам.
32 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
(Лук.12:12-32)

В 13-м стихе мы читаем о просьбе некого человека. И обычно, все видят здесь начало другой темы. Кажется, будто, на 12-м стихе история закончилась и началась другая. Однако, Лука очень талантливо передает такие тонкости, которым нужно уделить особое внимание.

Очень часто во время беседы с братьями и сестрами я замечаю подобную ситуацию. Я что-то объясняю, доказываю, раскладываю по полочкам. Весь прям выхожу из себя, и думаю, вот, теперь все всё поняли. И вдруг слышу что-то подобное: «Да! Правильно! Вот у меня была такая же ситуация…». И дальше идет описание истории совершенно не совпадающей с мыслью, которую я озвучивал. В такие времена я чувствую что-то вроде удара под дых.  И уже пора опускать руки, но вот, у Иисуса такие ситуации были тоже.  Оказывается есть такие люди, которые не понимали даже Самого Великого Учителя!

Так вот. Иисус учит своих последователей, что Дух Святой на суде, куда приведут их гонители, даст им, что сказать. И вдруг, до одного из слушателей доходит: «Что? На суде? Дух Святой даст? Ага!!! Значит, Иисус может рассудить меня с братом!!! Ему-то уж точно Дух Святой даст, что сказать!».

Но, что в этом вопросе увидел Учитель? Любостяжание. То есть человек, который внимательно слушал Иисуса, все это время думал о наследстве. И вопреки стараниям Господа не услышал Его учения, не понял. А увидел в нем только то, что было выгодно. И то, что он увидел – оказалось пустышкой. Он комара оцедил, а верблюда прихлопнул.  Вот почему Иисус тут же отреагировал на вопрос. И, кажется, ушел с темы. Но нет. Это та же тема. Только благодаря этому «любостяжателю» оказалась дополненной еще одним наставлением.

Любостяжание (4124): корыстолюбие, жадность, своекорыстие, лихоимство, любостяжание, ненасытимость;

Использование древними (кроме Библии):

  1. Жадность, своекорыстие – Исократ, Фукидид (не в видах законной пользы, а из противозаконного своекорыстия), Платон (предаваться стяжательству);
  2. Превосходство, преимущество, преобладание – Исократ;
  3. Выгода, польза, благо – Ксенофонт;
  4. (пре)избыток, излишек – Плутарх, Платон (противоестественный избыток или недостаток чего-либо);
  5. (логическая) хитрость, уловка – Аристотель (ловушки в вопросах (собеседника)).

Вейсман, повторяя те же значения, добавляет еще такие: обман, надувательство, излишек.

А теперь давайте подумаем. Мы привыкли жить так, что «готовим сани с лета». Мы считаем умными тех, кто не берет кредит, а умеет сам накопить деньги и купить, что хочет.  Мы заранее просчитываем опасность и стараемся предупредить ее. И, наверное, это правильно. Но вот что говорит Иисус. Вместо того, чтобы научить последователей обдумывать свои слова, прежде чем их произнести, вместо того, чтобы заранее спланировать речь, Учитель приказывает не заботиться. Почему? Потому что все, что нужно сказать, даст в нужный момент Дух Святой.

Забегая вперед надо сказать, что эта истина повторяется и в отношении имения.  Не заботьтесь, что есть, одевать и т.д. Почему? Да потому, что Бог заботу об этом взял на Себя. Почему так важно, чтобы христиане не заботились о таких вещах? Потому что христиане, с точки зрения Иисуса – это Его ученики, и должны делать то, что Иисус им говорит. То есть когда надо встать и делать то, что нужно. А это невозможно, если ты связан какими-либо обязательствами.  Иисус не считает уважительной причиной даже похороны отца! Что Он говорит? Он говорит: «А ты иди и делай».

Послание Иисуса, которое можно озаглавить как «Не бойся», нацелено на тех, кто встал на путь исполнения Его воли. И для таких людей Иисус гарантирует свое обеспечение. Когда Иисус ссылается на птиц небесных, здесь важно не только то, что они «не падают без Его воли», а то, что даже такие существа, которые НИЧЕГО не делают для Царства Божьего, находятся под Его опекой, а тем более мы с вами, если только (и это крайне важно) мы слушаемся Его и выполняем Его волю.

Жизнь, в которой человек обустраивает свой быт, с точки зрения Иисуса – это жизнь язычника.

29 Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,
30 потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;
(Лук.12:29,30)

А мы понимаем, что значит быть язычником. Язычник – это НЕ христианин. Он НЕ спасен и НЕ имеет жизни вечной. Он НЕ имеет ничего общего с Иисусом. И приход Иисуса для него оказывается УЖАСОМ, ОГНЕМ поедающим.

И вот я слышу вопрос: «Что же нам ничего не делать и ждать Его прихода?».  Нет, совсем нет. Павел говорит:

10 Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
(2Фесс.3:10)

Однако надо кое-что уточнить. Давайте прочтем то же место, но начнем немного выше:

7 ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас,
8 ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, —
9 не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.
10 Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
11 Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.
12 Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.
(2Фесс.3:7-12)

Итак, Павел указывает, что они (апостолы) вели себя определенным образом, и хотели «себя самих дать вам в образец для подражания нам». А теперь простой вопрос. Работал ли апостол Павел? На простой вопрос, получаем простой ответ – да, Павел шил палатки (талифы) и этим зарабатывал. Теперь еще один вопрос. Зачем Павел зарабатывал деньги?  Прежде чем дать «простой ответ» хорошенько подумайте…

Сам апостол дает ответ на этот вопрос: «… чтобы не обременить кого из вас…» (2Фесс.3:8б). А теперь последний вопрос. Какая основная «работа» была у апостолов? Можно ли назвать их «работу ради пропитания» основной деятельностью? Думаю, ответ однозначен. Их основная деятельность никак не связана с заработком. Вся их деятельность по зарабатыванию денег сводилась только к одной цели, не стать обузой, чтобы люди слушали их без оглядки и обид. А это значит, что их заработок никак не мог быть большим.  Мы сегодня проповедуем в свободное от работы время, а они работали в свободное время от проповеди, в этом коренное различие.

Почему так? Потому что Павел не боялся, то есть полностью доверял Богу. Он знал, что его старания не быть обузой  понравятся Отцу больше, чем, если бы Павел пользовался своей властью в церкви.  А ведь он вообще мог не работать.  Сегодня мы жертвуем Богу, когда отнимаем время от работы для Слова, а Павел жертвовал, когда тратил свое время, оставшееся ему лично после Слова, на работу. Вот, что такое христианин. Все остальное – язычество.  В таком поведении нет корысти, но совершенная Христова жертва. Иисус говорит о том же.

29 Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,
30 потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;
(Лук.12:29,30)

Вот это «Итак» должно сказать нам, что Учитель подводит итог вышесказанному. А именно, всему, что он говорил о страхах. Если еще не поняли, о каких страхах идет речь, пролистайте предыдущие статьи. По сути, эти слова можно перефразировать и ничуть не погрешить против истины:

29 Итак, не бойтесь, что вам есть, или что пить, и не пугайтесь,
30 потому что всего этого боятся люди мира сего; …
(Лук.12:29,30)

Но вот вторая часть сказанного. Понимаете, если вы просто не будете беспокоиться и ляжете на печи, сдувая ветром из под носа паутину с потолка, вы останетесь голышом. Потому что есть вторая часть и она важна. Это как второе крыло, без которого «самолет не полетит».

31 наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам.
(Лук.12:31)

Вот эти слова – главные во всей 12-й главе. Учитель как бы говорит: «Вот здесь зарыт клад, который я сам сюда поместил. Так что возьмите лопаты и копайте. И не думайте о еде и одежде. Когда нужно я дам есть и одену в лучшее.  Нет ничего важнее, чем найти этот клад. И чем раньше вы его найдете, тем лучше. Не тратьте время на второстепенное. Не занимайтесь ничем, кроме моей воли. Если вы будете усердно заниматься тем, что Я вам говорю, у вас не останется времени ни на что другое».

Но кто-то спросит, а вдруг не найду? И на это Иисус отвечает:

32 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
(Лук.12:32)

Понимаете? Он уже «благоволил», то есть уже все решено. Кто бы ни начал исполнять волю Отца, гарантировано получает Царство.  Речь не о загробном мире, а о власти, т.е. о правах и возможностях, о владычестве человека над Землей (Бытие 1:28). О покорении всего под ноги Его.

33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,
34 ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
(Лук.12:33,34)

Исходя из всего вышесказанного, легко понять, что под «продажей имения» как раз и подразумевается отказ от имения чего-то большего, чем нужно для исполнения Христовой воли.

Милостыня (1654): сострадание, милосердие; (перен) милостыня, подаяние.

Обратите внимание, что мистер Стронг, такие слова как «милостыня» и «подаяние» определил как переносное значение. То есть не основное, а косвенное. Основное же значение слова, которое переведено в синодальном тексте как «милостыня» — это сострадание. Такое же значение используют и древние. Мы должны понимать, что речь не о копейках для нищих. Речь идет о жертвенности. Павел жертвовал – оказывал милость христианам тем, что не садился им на шею, а зарабатывал сам, чтобы иметь возможность спасать людей.  Иисус требовал раздать имение нищим (бедным) не для того, чтобы освободить последователя от «лишнего груза», а чтобы последователь таким способом проявил свое сострадание к этим нищим, помог им вырваться из нищеты. Это не было требованием раскидать деньги. Иначе Он бы так и сказал бы – продай имение и выкинь деньги. Или, скорее, Он приказал бы просто сжечь свое имение. Но нет, Иисус дал четкое указание – раздать нищим. Именно нищим или бедным. Значит, главными были эти нуждающиеся. От ученика требовалась жертва, но не ради того, чтобы Иисус принял его в свой «круг», а, чтобы ученик научился жертвовать, спасать. Продавай и раздавай – это первый урок спасения.

«Хочешь быть моим учеником» — говорит Иисус, «спаси всех, кого можешь всем, чем сможешь, и тогда все, что есть на Небе, будет твоим».

Если ты так поступаешь, то уже можешь не беспокоиться о Божьем обеспечении. Потому что все, что Божье, теперь принадлежит тебе. Отец «благоволил» дать тебе Царство.

34 ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
(Лук.12:34)

Наше сердце всегда там, где находится наше сокровище. Если я беспокоюсь о том, что одеть и что есть, мое сердце в магазине, на рекламных щитах, в планах на заработок. Но там нет Царствия Божьего. Если же мое сердце в Царствии Божьем, то мне чужда погоня за заработком. Если мне хочется новую машину, то надо дать отчет, почему? Потому, что круто? Потому что моя уже не так смотрится?  Потому что «пора менять», потому что потом труднее будет продать? По всей видимости, эти вопросы не относятся к Царству.  Но если мне нужно быть где-то вовремя, а машина постоянно дает сбой, по этой причине, вместо служения людям, я служу этой машине (ремонт и т.д.), то, наверное, это хорошая причина для ее замены.

Зачем нужна новая квартира? Чтобы было тихо и уютно? Возможно. Но как это связано с волей Божьей? Если же я хочу исполнять волю Божью, а моя квартира не вмещает всех, кого нужно, возможно это хороший повод Богу дать ее. Ты стремишься исполнять волю Отца и для этого тебе нужно быть в другом городе, стране, континенте, то зачем тебе квартира? Если ты жаждешь развивать Божье дело здесь и у тебя есть видение, понимание, и благословение на эту конкретную местность, возможно, тебе действительно нужна квартира. Мое сердце всегда там, где моя ценность. Если для меня на самом деле ценно Царство, то и всем сердцем своим я в Нем. Если же нет, то…

Итак, если я послушен Божьей воле, то мне нечего бояться.

Один комментарий к “Не бойся, малое стадо…

  1. Здорово!!! Мы проповедуем в свободное от работы время, а надо работать в свободное от от проповеди времени. Хорошо сказано, и главное точно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.