Может быть, мы немного задержались на этом послании, и все же, мы уверенно движемся к его завершению. А это значит, что все самое сложное для нашего понимания Петр уже высказал. И теперь осталось время для некоторых выводов и практических наставлений.
По сути, все послание Петра говорит о страданиях христиан, которые они переносят несправедливо. Христиане взывают к Богу и к Апостолам (с большой буквы) с постоянным вопросом: «Почему?». И Петр, руководимый Духом Божьим, прямо из тронного зала Отца отвечает нам на этот вопрос. И его ответ не очень радостный для начинающего христианина, да и для опытного тоже. Он утверждает, что несправедливое страдание – это благо, за это нужно славить Бога, а не роптать на Него. И это он подтверждает многими доказательствами на протяжении всего послания.
По сути, нас несправедливо обвиняют и оговаривают по одной главной причине – мы граждане ненавистного для князя этого мира государства. Мы пришельцы из Царства Божьего. И пришли мы сюда в Иисусе Христе. И если за это нас поносят, это яркое подтверждение нашей славы и успеха. А значит, нужно этому радоваться. Мы не радуемся лишь по одной причине. Мы все еще не поняли, кто мы есть на самом деле!
Я здесь говорю не об интеллектуальном понимании, а об идентификации своего «я» с тем «я», который пришел в этот мир через рождение свыше. И здесь все ответы. И чтобы понять это еще лучше, нужно задержаться на следующих стихах.
17 Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас [начнется], то какой конец не покоряющимся Евангелию Божию?
18 И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?
19 Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.
(1Пет.4:17-19)
Итак, 17й стих начинается со слова «ибо».
Ибо (3754): 1. Что, чтобы; 2. Потому что, ибо, из-за того что.
Я уточнил перевод по двум причинам. Первая – сегодня все меньше людей, которые вообще понимают, что это за «ибо». Вторая – ради проверки, есть ли это слово в греческом тексте. Итак, да, это слово есть. И это слово говорит нам о прямой связи с предыдущими стихами.
15 Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;
16 а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.
(1Пет.4:15,16)
Итак, если кто страдает как Христианин, то этому нужно радоваться, даже славить за это Бога! И тут же Петр говорит, что так нужно радоваться потому что «время начаться суду с дома Божия».
В нашей теологии очень много рассуждения на эту тему. Не буду в них углубляться, а просто проигнорирую и постараюсь указать на исходный смысл, на который так же имеется указание в исходном тексте.
Дело в том, что перед словом «время» и «суду» стоят артикли. Вообще в этом предложении их «рекордное количество». Как я уже говорил, в древнем греческом языке артикли имеют то же значение, что и определенные артикли в английском языке. Т.е. если мы встречаем артикль перед словом, значит, мы должны понимать, что об этом уже говорилось и в рассуждении именно об этом идет речь. В русском языке обычно эти артикли никак не переводятся, что приводит к потере остроты смысла, а в конечном итоге может привести вообще к его аннулированию.
Итак, судя по артиклям, в тексте идет речь о конкретном времени. Времени, о котором говорит все послание. И тут наши многие теории о суде находят свой конец. Все послание говорит лишь о времени, когда христианин несправедливо страдает. Иначе говоря, это не в прошлом и не в будущем, это именно тогда, когда нас несправедливо обвиняют из-за имени Иисуса. Это то самое время, когда мы должны прославлять за такую участь Бога.
И, наконец, суд, о котором говорит Петр, тоже тот самый, о котором уже говорилось. Но, ведь мы ничего в этом послании про суд не читали! А действительно ли мы не встречали ничего о суде? Или может мы просто под судом привыкли понимать нечто совершенно иное, поэтому ничего и не заметили? Помните, когда Иисус говорил с фарисеями, он обвинил их в том, что они исследуют Писания (Ветхий Завет), чтобы найти секрет жизни вечной, тогда как все Писание говорит о Сыне Божьем. Но фарисеи не могли этого увидеть, потому что в их сознании довлели ложные доктрины и бесполезные традиции. Итак, суд…
Суд (2817): 1. Решение суда, приговор, осуждение; 2. Тяжба, судебное дело.
Если перевести артикли, то получим приблизительно такой текст:
17. Потому что это то самое время, чтобы начать этот самый суд именно с этого самого дома этого самого Бога.
(1Пет. 4:17а)
И тут же во второй части 17го стиха Петр поясняет, что этот самый дом – мы с вами.
17 … если же прежде с нас [начнется], …
(1Пет.4:17)
Во второй части 17го стиха в квадратных скобках стоит слово «начнется». И это слово часто нас вводит в заблуждение, как бы отталкивая от реального времени куда-то в будущее. Мы знаем, что квадратные скобки нам говорят о том, что в ранних списках это слово либо отсутствует, либо встречается далеко не во всех. А это, в свою очередь нам говорит, что изначально этого слова вообще, скорее всего, не было в тексте. Но при переводе с греческого без этого слова звучит как-то не гладко. Представьте себе, этот текст без слова «начнется» и вы поймете, откуда оно взялось. Люди, когда не понимают, почему это слово отсутствует, пытаются его добавить. И это было бы не плохо, если бы понимали в каком времени оно должно стоять. Так вот, судя по всему, оно должно быть не в будущем времени, а в настоящем. А лучше вообще ничего не добавлять. Хоть и не очень красиво звучит, зато сохраняется смысл первой части стиха. Итак, этот суд не в будущем, а именно во время наших страданий. Эти самые страдания и есть тот самый суд. И он не «начнется», а уже «начинается», или даже «начался».
Так в чем же заключается этот самый суд? А разве вы не читали Евангелия от Иоанна?
19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
(Иоан.3:19-21)
Свет – Иисус. Он пришел в этот мир. И теперь происходит суд. Кто-то выходит к Иисусу в Его Свет, кто-то прячется от Него. Тот, кто выходит, становится врагом тому, кто прячется. И последний всеми силами старается очернить первого. Чтобы самому на этом фоне не проявиться.
31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.
(Иоан.12:31)
Как изгнан? Судья – это Иисус, потому что Отец весь суд отдал Сыну (Иоан.5:22). Судья несет на себе несправедливые страдания и тем самым дьявол изгоняется вон. Как это происходит? Дьявол выносит свой суд Судье небесному и тем самым совершается Божий Суд над дьяволом.
Именно сатана запускает свою собственную расправу. Он не может вынести свое обличение и потому делает величайшую глупость. Позволяет Иисусу обличить сатану безвозвратно и позорнейшим образом.
По сути именно сатана начинает суд божьего народа. И он его начал уже давно. И принцип не изменяется. Сначала восстает сатана, и, получив через это обличение, он оказывается перед глазами всех, кто верил в его власть и преклонялся перед ним. Только теперь он оказывается в настоящем обличии, низком, жалком, позорном. Так что всем становится совершенно ясно, что этот «усатый таракан» всего лишь блоха, а никакой не великий дракон. И весь мир был под чарами его лжи.
Но, дальше механизм уже известен. Такое обличение приводит к панике и отчаянию. Поэтому князь этого мира начинает хаотично прикрываться и обвинять всех, кто попадется. Как собака, которая начинает кусать даже хозяина, если окончательно струсила. В такой ситуации головы начинают лететь не только с плеч врагов, но и друзей.
По всей истории видно, как сатана готов уничтожать всех без разбору, когда появляется опасность его краха. Сталин, один из одержимых людей, прилагал все усилия, чтобы сохранить свое положение, уничтожив большую часть своих искренних друзей. Нерон, в погоне за христианами казнил массу своих почитателей. В крестовых походах сатана поубивал не только ярых врагов религии, что, по сути, является оружием сатаны, но и своих преданных друзей. И чем больше сатана боится за свое положение, тем больше он казнит своих близких, подозревая их в чем угодно.
Так что, если нам достается, и достается серьезно, то в конечном итоге врагам христовым будет еще хуже. И что самое удивительное, Богу не нужно что-то для этого делать. Этот лукавый тип сам себя доводит до сумасшествия.
17 … если же прежде с нас, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?
(1Пет.4:17в)
Видите, что говорит Петр? Если сегодня нам трудно, то тем, от кого это пришло, будет еще сложнее. Потому как именно им достанутся последние конвульсивные выходки погибающего «червяка».
18 И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?
(1Пет.4:18)
Смотрите, Иисус учит нас побеждать страх, побеждать смерть, и тем самым спасаться. А что же будут делать те, кто не имеет для этого ни единого шанса? Если сатана нам посылает болезнь, мы можем с ней серьезно поговорить, и она отступит, а что будет неверующий делать? Если нас убивают, мы воскреснем, а что станет с атеистом? После нападок сатаны мы получим венец, а грешник, искусанный собственным господином, что унаследует от Бога? Его участь та же, что и господина!
И по всему получается, что перенеся временные унижения, мы оказываемся в гораздо лучшем положении, чем те, через кого эти унижения пришли.
19 Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.
(1Пет.4:19)
Надеюсь здесь понятно, что Петр имеет в виду под страданием по воле Божией? Если нет, то задержусь еще на минуту.
В контексте всего послания видно, что страдания не приходят по воле Божьей. Но воля Божья есть на то, чтобы мы переносили, побеждали, одерживали верх над страданиями, которые нам принес дьявол. И эти страдания не относятся к болезням. Так как болезни просто нужно исцелять, а не терпеть. Здесь речь об обвинениях, наговорах, клевете в наш адрес. Эти страдания нужно пересиливать силой Духа, верой, Словом и продолжать творить добро.
Итак, если мы, таким образом, страдаем, то вот нам совет Петра для победы.
- «…да предадут Ему, как верному Создателю, души свои…»
- «…делая добро.»
Оба эти пункта должны действовать вместе. Не только предать Ему души, а «делая добро». Под душой здесь понимается не та субстанция, которую некоторые нездоровые на голову ученые пытаются взвесить и даже достигли каких-то результатов, а саму нашу жизнь. Предадут свою жизнь. Т.е. доверят ее своему Создателю.
Иисус показал это на своем примере несколько раз. Первый раз произошел в пустыне, где после сорока дней без еды Он, наконец, захотел есть. И сатана предложил ему спасти свою жизнь сотворением хлеба из камней. На это Иисус ответил жестко: «не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих». Он, фактически, сказал, что его жизнь не зависит от наличия хлеба, но полностью от слова Бога. И последнее событие – его распятие, перед которым Иисус много раз повторял, что воскреснет. Иисус шел на голгофу, доверяя слову Божьему.
Иисус знал о своем воскресении не потому, что видел будущее, а потому что знал Писание. И все, что Он делал, было благодаря Его вере в Слово Его Отца, записанное в этом Писании. Таким образом он «предал Ему, как верному Создателю, душу Свою».
И, как видно, все это было ради исполнения Божьей воли, т.е. ради добра. Так и нам Петр указывает, чтобы мы «вооружились той же мыслью» и возложили всю свою жизнь в Его руки, не полагаясь на закон, на человеческую справедливость или на правосудие.