Первое послание Петра (часть 22)

думаю

Итак, мы, как добрые домоправители не должны по каждому вопросу обращаться к хозяину дома, но сами обязаны выносить свое суждение о положении дел и соответственно реагировать. Потому что, если мы будем ждать указаний от хозяина, то окажемся в точности как тот раб, что спрятал свой талант и ждал указаний от хозяина.

Мы получили дарование, под которым подразумевается дар рождения от Бога, подарок Его Духа. И теперь, мы ответственны за то, как распорядимся этим даром.  Если мы бодрствуем в молитве, т.е. вглядываемся в сторону врага, предугадывая его атаки, сами должны быть готовыми к его встрече. Потому что готовиться, когда враг наступает уже поздно, нужно реагировать. И подготовкой к встрече врага является возрастание в любви Бога. Запрещая плоти издавать какие-либо звуки, мы становимся чувствительными к голосу нового человека, рожденного от Божьего Духа. А это голос любви.

Так вот, имея это дарование, служить им, т.е. послушанием этому голосу, голосу Божьей любви. А в результате, это послушание отражается на всем, что мы делаем, а именно…

11 Говорит ли кто, [говори] как слова Божии; служит ли кто, [служи] по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
(1Пет.4:11)

Я помню, как одна сестра с ритуальной повязкой на голове нас, тогда еще зеленых христиан, учила, что говорить как «слова Божии», значит говорить текстом из Библии. И у многих опустились руки, потому, что они поняли, что никогда на это не будут способны, так как по жизни плохо запоминают тексты.

Другие братья и сестры утверждали, что говорить «как слова Божии», значит говорить таинственно, протяжным голосом, с чертами мистичности, как в сказках.

Третьи говорят, что эта фраза означает, что нужно говорить кратко, четко, внятно. Но как быть с теми, кто так и не научился ясно выражать свои мысли? Вы скажете, что нужно учиться. Кто-то пошлет таких людей к логопеду, кто-то отправит их на курсы сценической речи. Но все это мимо.

Мы же, чтобы понять этот текст, воспользуемся все тем же правилом контекста. А контекст говорит нам о том, что мы, получив от Бога дарование духа любви, должны этим духом любви и служить друг другу. Например, если мы кому-то служим через речь, то наша речь должна быть наполнена этим Божьим духом любви. И здесь нет ни какого намека на внятность или правильность, на знание текста или артистичность. Почему так? Потому что, если мы говорим этим духом, даже когда мы говорим не грамотно, этот Дух Сам сделает все, что нужно. И нас поймут как надо. Может быть, человек не поймет мысли, о которой вы говорите, но он поймет Дух, которым вы говорите.

Для самых вдумчивых добавлю разбор некоторых слов.

Говорит (2980): говорить, рассказывать, беседовать, возвещать.

Древние:

  • Говорить зря, болтать, молоть языком – Платон (ты болтаешь пустяки…), Аристофан (следуй за мной и не болтай попусту).
  • Говорить или владеть речью – Аристотель, Плутарх (поэзия есть говорящая живопись).
  • Говорить, рассказывать, беседовать – Аристофан (вещь, ставшая предметом различных толков)
  • Издавать нечленораздельные звуки, т.е. мычать, щебетать, стрекотать и тому подобное – Плутарх.
  • Издавать музыкальные звуки, играть – Феокрит, Аристотель.

По сути, мы видим, что речь идет не столько об учении, наставлении или вразумлении, но об обычной речи, ежедневной, привычной.  Петр говорит о разговорах на рынке, у колодца, в очереди за чем-либо, т.е. нечто совершенно обыденное. Это не то, что мы привыкли понимать под проповедью. Петр указывает на быт. Именно в обычной жизни, не в церкви, а на работе и дома, наше рождение свыше проявляется именно в такой речи. Именно в речи проявляется власть Бога.

Т.е. если мы с кем-то заговорили о чем угодно, о колбасе, о стиральной машине, о мытье посуды, о чем угодно, то в этой беседе уже должен работать Божий Дух. И, повторяю, не имеет значения, как правильно вы говорите или с каким тоном, важно, чтобы это было сказано духом.

Возможно, вам еще не совсем понятно, поэтому еще немного задержусь на этой теме.  Все что мы говорим, рождается в нашем сердце (духе).  Человек, не рожденный свыше, рождает только то, что может родить плоть.

18 а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека,
19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления —
20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека.
(Матф.15:18-20)

Но у рожденного свыше человека сердце новое. И тогда исходящее из уст – из нового сердца исходит. При одной оговорке – если ветхий человек захвачен новым, порабощен и низвергнут в темницу.

Слова (3051): речь, изречение, слово.

Древние:

  • Изречение оракула, прорицание – Геродот, Эврипид, Фукидид.

Это слово происходит от слова (логос), которое означает не просто речь, а именно слово имеющее глубинную природу, это слово, несущее в себе скрытый смысл, или смысл, который призван быть понятым. Это не просто слова, а слова с определенной целью.

Итак, получается, что когда мы просто болтаем с кем-то, то даже наша болтовня, если она от Божьего Духа, превращается в действующую силу.

… служит ли кто, [служи] по силе, какую дает Бог…
(1Пет.4:11б)

Служит (1247): 1.прислуживать (за столом), обслуживать, подавать (на стол);  2.служить, нести службу или служение; 3.заботиться, печься, оказывать услуги, помогать; 4. быть дьяконом, нести служение дьякона.

Последнее взято из Нового Завета. По этому не стоит воспринимать этот перевод именно так, скорее место в Новом Завете стоит рассматривать более внимательно, опираясь на первые 3 значения. Вы спросите почему? Да потому, что никогда апостолы не брали на себя и не возлагали на кого-то должности или звания. Единственное звание, которое имели все христиане – это дети Божьи, и единственное призвание – прославлять Отца. Итак, мы забудем значение, которое подразумевает некую должность. Обопремся лишь на понятие, которое говорит о помощи, опеке, жертвенности и  посвящении.

Силе (2479): сила, мощь, крепость, могущество.

Использование древними:

  • Сила, могущество – Эсхил, Фукидид (достигнуть большого могущества);
  • Мощь, мощность, крепость – Платон (сильные и слабые стороны);
  • Возможность, способность – Аристотель (движущая сила), Фукидид, Аристотель (боевая сила, боеспособность), Ксенофонт, Софокл (плодородие земли), Фукидид (ниже своих возможностей).
  • Сила, твердость  — Фукидид;
  • Сила, насилие – Эсхил (сила и право), Платон (силой, насильно), Софокл (убеждением ли, или силой);
  • Укрепленность, неприступность – Фукидид.

Это слово произносится как «исхуос» и происходит от «исхус». Я это показал, чтобы не связывали это слово со словом «дунамис». Из приведенного выше видно, что слово «исхус» относится к силе воздействия, силе, которую видно, которая проявляется в действии, насилии, принуждении. Тогда как «дунамис» имеет отношение к силе внутренней, силе духа, внутреннему стержню.

Что же мы получаем. А получаем мы два интересных слова, которые взаимодействуют очень любопытно. Служить с силой, печься, заботиться, сопереживать с воздействием, «насилием», влиянием и мощью.

И здесь появляется интересное указание. Петр не учит помогать беззаветно, застенчиво или скромно. Его учение – это все та же цель – обращение граждан земного царства в гражданство Небесное.

Итак, мы получили дарование в виде рождения свыше. Теперь мы имеем Божий голос прямо в нашем сердце. Если Его голос является для  нас определяющим и единственным, то Его характер проявляется в нас во всей полноте. Потому что для нас Его голос превращается в нормальные мысли, которые мы воспринимаем как свои, желания, которые мы так же оцениваем, как рожденные в нашем сердце. И это действительно так. Ведь теперь Он и есть наше сердце. Значит каждая наша помощь или слово или поступок превращается в проявление Духа. А что такое проявление духа мы знаем… или нет?

7 Но каждому дается проявление Духа на пользу.
8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
(1Кор.12:7-11)

Вы понимаете? Все эти проявления Духа даны не для того, чтобы действовать лишь внутри церкви, но для всей нашей жизни. И тогда достигается та самая цель, ради которой Иисус пришел. Люди видят славу Бога и признают Его могущество и власть.

11 … дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
(1Пет.4:11)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.