Послание Павла Ефесянам (часть 15)

думаю

10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
(Еф.5:10-16)


Ну что же, давайте продолжим чтение Послания к Ефесянам. Первый стих, приведенного текста (10), как мы уже знаем, это прямое продолжение мысли начатой ранее. Павлово «Испытывайте, что благоугодно Богу», это лишь повторение уже озвученной мысли, ее уточнение, ее утверждение, настойчивость на ней. Мысль же, которую здесь Павел утверждает, повторяет, и на которой настаивает, состоит в том, что Христос живет в нас. Мы рождены от Бога, значит мы унаследовали все Божьи характеристики, но старый человек еще пытается делать вид, что ничего не произошло и изображает полновластного диктатора. Если же мы поняли, кто мы такие, то сбросим его иго, и воцарим Нового человека, сотворенного по Иисусу и Богом. Утверждая эту мысль еще с самого начала Послания, Павел еще раз уточняет, как это, практически жить в этой истине.

Итак, мы с вами рождены свыше, мы дети Бога с Его генетикой. То, что было невозможно до рождения свыше, теперь стало реальностью, нужно лишь поверить в это и использовать. Теперь не нужно желать чего-то особенного, у нас уже все есть для благочестивой жизни. Все что нужно – сверить свои дела с Духом Божьим и если не соответствует, излить гнев на плоть, переломить ей хребет и подчинить дела новому Царю. Вот алгоритм – сверяем, исправляем. Это просто. Только исправление идет не на человеческой силе, так как нет ничего достойного или способного в человеческой силе для исполнения воли Бога. Нужно осознавать Божью власть, данную нам при новом рождении, и ею делать все дела. Не сила, а власть, в которой есть своя сила, выше любой другой.

10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
(Еф.5:10)

Вот текст десятого стиха. Мы привыкли читать его как отдельное предложение, и даже стали воспринимать его как отдельную мысль и отдельную заповедь. Но мы того не понимаем, что этот стих является частью восьмого и девятого стихов. Это не отдельное предложение. Текст десятого стиха стоит после тире, а не точки. Забавно, что все переводчики и синодального издания, и РБО, и МБО распилили это единое предложение на части, разорвав одну важную мысль. Думаю, что это было сделано не умышленно. Как же на самом деле выглядит этот текст, начиная с 8го стиха?

8. Вы ведь были когда-то тьма, ныне же свет в Господе: ходите как дети света 9. – ведь плод этого света во всякой доброте и праведности и истине – 10. Распознающие, что является благоугодным этому Господу;

Смотрите, здесь нет повеления «распознавать» или, как в синодальном переводе «испытывать». Здесь есть повеление ходить «как дети света», для которых характерно, само собой, разумеется, «распознавать» то, что угодно Господу.

Смотрите, если мы не свергли плоть, то мы не способны распознать волю Бога. Как бы мы не старались, сколько бы институтов не заканчивали, как бы не молились и не постились, все без толку. Но, если мы воцарили нового человека, то все меняется на 180 градусов. Не нужно искать откровений, не нужно бегать за пророками, не нужно спрашивать пастора, все прямо в тебе. Где бы ты ни был, воля Божья всегда известна, ясна, понятна, потому что ты рожден от Него, ты знаешь Его и это для тебя норма. Знать волю Божью – это твоя и моя природа! Это новая, данная Богом, но твоя и моя природа.

Сегодня люди оправдывают свое некрасивое поведение приблизительно так: «Я такой, и все», или «Меня таким создал Бог». Если ты родился от Него и воцарился в новом человеке, то ты теперь точно такой же, как твой Отец и Творец. И если ты что-то делаешь, то делаешь именно потому, что ты такой, что именно таким тебя сотворил Бог. И все, что ты делаешь – воля Божья. При одном условии, если плоть свергнута и новый человек на троне.

Это дело превращается из чего-то таинственного в совершенно обычное действие. Тебе не нужно 10 часов молиться, чтобы узнать Его волю, не нужно ковыряться в Писании и долго и муторно анализировать греческие тексты, Писание уже в тебе, тексты переданы как откровения писателям Тем, Кто в тебе. И все, что Ему нужно, чтобы ты определил, кто главный в твоей жизни.

Если ты дите света, знать, что благоугодно Богу – твоя натура. Ты можешь не знать многого, но не можешь не знать Его воли.

11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
(Еф.5:11)

Я недавно задумался, а понимает ли меня вообще кто-либо. И знаете, в течение нескольких дней разные люди, дали мне знать, что читают мои посты и понимают. По этому теперь, когда плоть, разжигаемая дьяволом пытается меня уверить, что это все непонятно, я говорю: «Пошла Вооон!».

Извините, отвлекся. Пришлось это сейчас сказать плоти. Отвлекает, кошка дохлая.

Итак, 11й стих. Как видно, этот текст начинается с союза «и». И по тексту переводчик связал его (текст) с предыдущим стихом. И вновь пролет. Я прямо хватаюсь за голову в ужасе от того, как трудно бедным переводчикам приходится, особенно интерпретируя Павла. Но, я рожден свыше, и, видимо по этому, все яснее и яснее становится все, что Отец открыл своим пророкам. Если вы рождены свыше, вы должны понимать еще больше, потому что я разворачиваю не самые финальные «слои луковицы», за что-то ответственны и вы.

Итак, в синодальном переводе 10й и 11й стихи – одно предложение. МБО все распилило на разные предложения. То же самое сделали и переводчики Российского Библейского Общества. Наверное, когда не очень ясен смысл текста, разбивать по смысловым кускам, самое правильное решение. Но мы не так должны поступать. Нам нужно самим понять, а не сбрасывать это понимание на читателя.

Что же здесь особенного? А вот что. Если помните, 8й стих начинается так: «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе:». Переводчики синода правильно перевели знак препинания как двоеточие. Что это нам говорит. Это говорит нам, что, приведенный текст, как бы заголовок, а дальше, разбивая на несколько частей текст,  идет развитие объявленной темы.

Вот тема: «Были тьма, стали свет».  Вот первый подпункт: «Ходите как дети света». А вот второй подпункт: «Не участвуйте».

Что я хочу этим сказать. 11й стих, никак не может являться частью 10го, так как он целиком и полностью относится к 8му стиху. Именно по этому, десятый стих заканчивается знаком препинания, который переводится либо как двоеточие (но оно у  нас уже есть), либо как точка с запятой.  А точка с запятой – это как раз разбивка на подтемы.

Давайте я немного переделаю текст, только для того, чтобы стала понятна моя мысль.

А) Вы были тьма, теперь – свет, ходите как дети света, распознающие волю Бога.
Б) Вы были тьма, теперь – свет, не участвуйте в делах тьмы.

Смотрите, указание не участвовать связано не с тем, что мы усиленно выясняем, что же такое, воля Божья, а с тем, что мы свет. Если не понимать этого, мы получаем религиозное заблуждение, что мы должны что-то усиленно делать для выяснения, что и как сделать, и только затем, разобравшись в этом вопросе, отражать атаки сатаны. Именно так сегодня поступает почти все христианство. Христиане попадают в ситуацию, и не знают, что делать. Они начинают поститься, молиться, искать пророков, бегать за пастором, обращаться на молитвенные линии, тратить время, которое уходит. А сатана, пока все это происходит с христианином, преспокойненько разрушает его жизнь. И, в конце концов, не найдя мудреца, христианин, что-то предпринимает, сверяясь с текстом Библии, как он это понимает. В результате ничего хорошего не происходит и христианин на грани разочарования в Боге.

Павел же говорит о другом подходе. С самого начала задача христианина выстроить правильные отношения в своей жизни, опустить плоть и поднять нового человека. Каков результат? Приходит испытание, и христианин сразу же знает, как действовать. Его нельзя поймать врасплох! Он всегда готов! Он всегда успешен!!!

С этим разобрались, теперь еще одно пояснение. В греческом стоят 3(!) артикля. Что это значит? Правильно, это значит, что слово, стоящее после артикля, подразумевает тему уже обсуждаемую в русле беседы или текста. Какая тема у послания Ефесянам? Измена учению Христа. Пришли иудействующие ребята и христиане, как слепые котята, потянулись за запахом сосиски. Ах да, слепые котята не едят сосисок. Ну не суть. Суть в том, что умники переучили христиан, заставив их своими силами, усердием и прочими стараниями достигать Божьего расположения.

Так вот, Павел говорит:

«вы свет, так не участвуйте, не сообщайтесь, не имейте части в этих делах, именно таких бесплодных этой самой тьмы».

Вы видите, что Павел, как сумасшедший нажимает на указание, какие именно дела, как именно бесплодны и какой именно тьмы, нужно отвергать? Здесь совсем не идет речи о делах тьмы вообще. И Павел в Послании не говорит о тьме отвлеченно. Павла волнует одна ситуация и одно событие. Христиане предают благодать Божью! И Павел не за благодать ратует, а за Ефесян, которые, в результате, погибнут.

Итак, отвержение благодати рождения свыше и воцарения нового человека, благодати звания Царей – вот эти дела, вот эта тьма. И именно это отвержение, с целью достичь благорасположения Бога (как ни странно звучит), совершенно не даст никакого результата. Они будут вечно гоняться за Богом, и никогда не достигнут Его. Что и происходит сегодня.

Итак, здесь, именно здесь, Павел говорит о тьме, выраженной в усилиях достичь Царства Божьего. Иисус, с болью говоря об Иоанне, который так и не перешел в лагерь Мессии, сказал о главном его преступлении. Иоанн делал нечто ужасное, поэтому он, величайший из пророков, будет меньше самого маленького в Царстве Божьем.

12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,
(Матф.11:12)

Смотрите, Иисус говорит, что с приходом Иоанна, в мире верующих стало происходить нечто. Люди стали употреблять «усилие», чтобы «восхитить» Царство Небесное.

Восхищают (726): хватать, похищать, захватывать, расхищать, восхищать.  Последнее слово Стронг видимо ввел всвязи с этими словами Иисуса, думая, что Иисус говорит об Иоанне что-то хорошее. Но Иоанн произвел еще большую катастрофу, чем была до него. Он стал участником бесплодных дел тьмы.

И именно такими же участниками становились Ефесяне. Поступки Ефесян, это поступки центральной церкви христианского мира, поступки «эталонной» церкви, на которую смотрят все церкви. И если Ефесяне этого не примут, все христианство пойдет по неверному пути. Можно вопрос, риторический, а по какому пути пошло христианство в результате?

Говоря в пророчестве Иоанна Иисус предупреждает Ефесскую церковь, что если она не вернется к началу, к благодати, то Он (Иисус) сдвинет ее светильник. Теперь понимаете, о чем там шла речь?

2 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;
3 ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.
4 Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.
5 Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.
(Откр.2:2-5)

Вы понимаете на сколько важна тема, рассматриваемая нами в этом послании? Если мы не поймем, то угроза сдвинуть светильник станет реальной и для нас. Вспомните, знаете ли вы сегодня что-либо о современной Ефесской церкви? Это ответ.

Теперь скажите, если этот вопрос так важен, что Господь Свою Церковь не пожалел, то можем ли мы смотреть на нечто подобное и спокойно либеральничать? Поэтому Павел заканчивает 11й стих словами: «и обличайте».

Еще раз повторяю, здесь не идет речи о быте. Павел здесь даже не говорит о супружеской неверности или еще о чем-либо. Здесь речь о единственно верном учении Христа, о Его тайне, сокрытой от начала до наших дней (прихода Христа ). И эта наиважнейшая весть – Христос в нас.

Павел, заканчивая 11й стих (помните, разделение на стихи появилось сильно позже), предложение не заканчивает, а ставит запятую. А продолжает свою мысль об этой тьме следующими словами.  Сразу приведу свой утрированный перевод.

12. ведь обо всем этом, что они тайно и незаметно делают, гадко и гнусно даже говорить;

И вновь мы сталкиваемся с привычным нашим пониманием текста, когда здесь мы понимали все, что угодно, только не то, о чем сегодня говорим. Мы, возможно, понимали под тайными делами блуд, или воровство или еще что-то ужасное. Но, судя по контексту, речь идет о бОльшей гнусности и гадости.  Есть несто худшее, чем измена жене или мужу, худшее чем воровство или убийство. И это худшее – измена Христу, в отвержении Его благодати.

Они, то есть иудействующие распространители лжехристианства, проповедуют свою ложь не открыто, а тайно, тет а тет, с глазу на глаз. Вкрадываясь в доверие, «вразумляя» ласковыми речами и «мудрыми» высказываниями. И все это гаже любого другого греха на свете.

13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
(Еф.5:13,14)

И опять, мы видим распиленный текст на предложения. Но, это же Павел. Он все еще не закончил своего длиннющего предложения. Такие километровые предложения – Его стиль. И здесь мы вновь сталкиваемся с началом третьего подпункта. Давайте вспомним о чем речь.

Главная мысль, заголовок: «вы были тьма, теперь свет в Господе».

Теперь мысли:
А. Вы были тьма, теперь свет, ходите как дети света.
Б. Вы были тьма, теперь свет, не участвуйте в делах тьмы.
В. Вы были тьма, теперь свет, включите свет и все поймете.

13й стих я фактически объяснил этим «включите свет». Но давайте поподробнее. Все, что можно обнаружить, найти, увидеть, становится видимым, найденым, обнаруженным ТОЛЬКО благодаря тому, что светит свет. Вы не пробовали искать ключ, оброненный на улице без фонарей? Что вы делаете, если нужно что-то найти в темном помещении? Правильно, зажигаете фонарь, спичку, включаете сотовый телефон. Вы используете любой источник света. Потому что без него, обнаружить что-либо нереально.

Как Ефесяне могут обнаружить ложь? Как мы с вами можем обнаружить дела тьмы? Нам нужен свет Божий. Но, помните, к каким словам относится 13й стих? Это слова о том, что ВЫ – СВЕТ В ГОСПОДЕ. Не у вас есть свет, а вы, именно вы сами. Итак, если ты рожден свыше, поставь на трон нужного человека и увидишь. Тебе не придется напрягаться, чтобы увидеть. Свет сделает все сам, ты сам все увидишь.

Дальше, смотрите, у света есть одна интересная характеристика – он светит. Вы скажете, ну и что, на то он и свет, чтобы светить. Правильно. Что такое свет – это нечто видимое всем. Свет устроен так, что сам себя делает заметным. Он сам себя показывает. Он открывает себя. Он не стыдится себя.

Что делают умники в Ефесе? Прячутся. Если свет, это тот, кто являет себя, то, кто те, кто прячется? Итак, если ты не видишь лжи, дай новому человеку осветить все вокруг, и ты увидишь тех тараканов, которые будут разбегаться по своим щелям. По этому, перестань спать и верить разным сказкам!

14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
(Еф.5:14)

Павел уже кричит, цитируя этот стих, взывая к ним, как к спящим, как к мертвым. Павел фактически сейчас сотворяет чудо воскресения. Он говорит к ним так, как говорил Иисус Лазарю. В той же силе и той же интонации. Оглохший, ослепший и умерший Ефесянин, встань и выйди вон! И то, что еще не ясно, Христос прояснит!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.